Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 338.4

Безымянный 12

Маслов Евгений Александрович

Аспирант Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Дацюк Мария Михайловна

Студентка Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Maslov Evgeny A.

Postgraduate of  Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Datsiuk Mariia M.

Student of  Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАПРЕМОНТА ВОЕННЫХ ВЕРТОЛЕТОВ ЗА РУБЕЖОМ

ECONOMIC EXPEDIENCY OF SETTING-UP ABROAD OF MILITARY HELICOPTERS’ OVERHAUL

Аннотация. Существует два основных подхода к обеспечению капитального ремонта военных вертолетов: создание центров в стране экспортере и создание центров на территории заказчика. Количество капитальных ремонтов, а следовательно и рентабельность центров, зависит от межремонтного ресурса и межремонтного срока службы.  В данной работе проведен анализ затрат на создание и содержание центра по капитальному ремонту на территории заказчика. Разработана методика, позволяющая рассчитать стоимость капитального ремонта военных вертолетов в стране экспортере. Далее путем расчета точки безубыточности по экономической прибыли была проведена разработка методических рекомендаций, позволяющих найти минимальное количество вертолетов, обеспечивающих безубыточное существование центров по капитальному ремонту на территории заказчика.

Summary. There are two basic ways to provide the overhaul of military helicopters: the establishment of centers in the country the exporter and the establishment of centers at the customer area. The number of major repairs, and hence the profitability of the centers depends on the TBO (time between overhaul) and overhaul operation time. In this study, the analysis of the costs of the establishment and maintenance center for the capital repair at the customer area was carried out. The technique that allows you to calculate the overhaul cost of military helicopters in the exporting country was developed. Further, calculating the break-even point for economic profits was conducted to develop methodological recommendations to find the minimum number of helicopters to ensure loss-free existence of overhaul centers at the customer area.

Ключевые слова. Капитальный ремонт, продукция военного назначения, экономическая целесообразность, назначенный срок службы, назначенный ресурс, затраты на создание центра, затраты на содержание центра.

Keywords. Overhaul, military products, economic expediency, assigned lifetime, assigned operating time, the costs of center’s establishing, maintenance costs for center.

В настоящее время уделяется большое внимание проблемам послепродажного обслуживания ранее поставленной иностранным заказчикам военной техники. Для сохранения и увеличения доли мирового рынка вооружений необходимо использовать не только факторы политического воздействия, формирование конкурентоспособных экспортных цен, высоких тактико-технических характеристик и хорошего качества продаваемых изделий, но и обеспечивать полное удовлетворение запросов импортеров в отношении интегрированной логистической поддержки на протяжении всего жизненного цикла военной техники.

Несмотря на все принимаемые меры по улучшению качества послепродажного обслуживания продукции военного назначения (ПВН), в том числе, создание интегрированных холдинговых структур и предоставление им права осуществления военно-технического сотрудничества, в части касающейся поставки запчастей, осуществления ремонта и модернизации ранее поставленной военной техники, данная проблема остается актуальной.

Одним из возможных способов повышения эффективности послепродажного обслуживания ПВН является создание центров по ее ремонту на территории иностранных заказчиков. Это позволяет снизить время простоя военной техники, а также может привести к сокращению расходов на ее эксплуатацию.

Организацию капремонта военной техники за рубежом предлагается рассмотреть на примере военных вертолетов.[9] Это обусловлено значимостью для народного хозяйства авиационной отрасли промышленности в целом, и подотрасли вертолетостроения в частности. Кроме того, для летательных аппаратов необходимо строго соблюдать требования по обслуживанию и ремонту, как в отношении качества, так и сроков проведения регламентных и ремонтных работ.

Несмотря на всю привлекательность создания центров по капремонту военных вертолетов в стране импортера, эта деятельность должна быть оправдана с экономической точки зрения, т.е. не должна приводить к увеличению расходов инозаказчика на эксплуатацию данных летательных аппаратов.

В этой связи существует объективная необходимость разработки соответствующих методических рекомендаций, позволяющих обосновать экономическую целесообразность организации капремонта военных вертолетов на территории покупателя.

Капитальный ремонт военных вертолетов является сложным технологическим процессом, в результате которого осуществляется восстановление ресурса вертолета после выработки межремонтного ресурса (ресурса до 1-го капитального ремонта) или межремонтного срока службы (срока службы до 1-го ремонта) или после повреждения (выхода из строя) составных частей изделия.[4]

Для обеспечения экономической эффективности организации на территории инозаказчика капитального ремонта необходимо, чтобы затраты на капремонт на создаваемых мощностях имеющихся у покупателя вертолетов в течение всего периода их эксплуатации, а также издержки на создание и содержание центра капитального ремонта были ниже, чем стоимость капитального ремонта данных изделий в стране поставщика (с учетом транспортировки в страну продавца и обратно) в течение всего периода их эксплуатации.

В случае организации на территории инозаказчика специального объекта по капитальному ремонту военных вертолетов единственная переменная – количество вертолетов и/или покупных комплектующих изделий (ПКИ): агрегаты силовых установок, агрегаты трансмиссии, автоматы перекоса, втулки и т.д., если рассматривается вопрос об их ремонте в стране покупателя. Это обусловлено тем, что размер производственных мощностей, наименование и количество оборудования и инструмента, как правило, не зависят от количества ремонтируемых вертолетов. Поэтому чем больше вертолетов будет ремонтироваться в центре по капремонту, тем меньше будет стоимость постоянных издержек, приходящихся на каждый ремонт, и тем рентабельнее будет создаваемый ремонтный объект.

В этой связи возникает необходимость определить какое минимальное количество ремонтируемых вертолетов достаточно для того, чтобы центр по их капремонту был рентабельным.

Таким образом, предлагается определить экономическую целесообразность организации капитального ремонта военных вертолетов за рубежом посредством нахождения точки безубыточности, которая рассчитывается как минимальное количество вертолетов инозаказчика, подлежащих капремонту.

Расчет точки безубыточности целесообразно начать с определения срока реализации проекта. За срок выполнения проекта предлагается принять промежуток времени, начиная с предполагаемой даты вступления в силу контракта на создание центра по капитальному ремонту вертолетов, заканчивая датой завершения последнего капитального ремонта последнего вертолета, имеющегося у покупателя. Начало реализации проекта рекомендуется также приурочить к вступлению в силу контракта на создание ремонтного объекта, ввиду того, что после этого потребуется приступить к осуществлению инвестиций (авансовый платеж).

Затем необходимо рассчитать, сколько раз будет возникать необходимость в капитальном ремонте вертолетов, поставленных инозаказчику.

В этой связи, прежде всего, нужно определить, что будет истекать ранее: ресурс до первого ремонта/межремонтный ресурс или календарный срок службы до первого ремонта/межремонтный срок службы.

Чтобы понять, чем будет вызвана необходимость капитального ремонта вертолетов, можно использовать статистику по эксплуатации данных летательных аппаратов импортером. Если эти данные отсутствуют, то предлагается использовать информацию по другим иностранным заказчикам или российскому заказчику.

В случае, если вертолеты эксплуатируются инозаказчиком не очень активно и выходят из строя ввиду окончания календарного срока службы до первого ремонта (межремонтного срока службы), то для определения количества капитальных ремонтов необходимо из назначенного срока службы вертолета вычесть календарный срок службы до первого ремонта, затем оставшийся период времени разделить на межремонтный срок службы. Если полученный результат содержит знаки после запятой, то их необходимо удалить, затем прибавить к нему единицу (первый ремонт).

При активной эксплуатации вертолетов ресурс до первого ремонта (межремонтный ресурс) может истечь ранее, чем календарный срок службы до первого ремонта (межремонтный срок службы). В этом случае представляется целесообразным просчитать, сколько раз за назначенный срок службы вертолет выработает межремонтный ресурс, чтобы узнать количество капитальных ремонтов. Кроме того, необходимо учесть, что ресурс вертолета не может превысить назначенный ресурс (без его соответствующего продления организацией-разработчиком).

Вместе с тем, в обоих описанных выше случаях требуется сделать поправку на возможность продления ресурса до первого ремонта и календарного срок службы до первого ремонта, а также межремонтного ресурса и межремонтного срока службы для конкретных изделий (путем поставки соответствующих экспортных бюллетеней).

Возможность продления ресурсов и сроков службы вертолетов может сократить необходимость в проведении капитальных ремонтов. Вместе с тем, если назначенный срок службы и/или назначенный ресурс на определенную модель вертолетов будет продлен, это может привести к увеличению количества требуемых капитальных ремонтов.

Назначенный срок службы — календарная продолжительность эксплуатации летательного аппарата, при достижении которой эксплуатация данного изделия должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Назначенный ресурс – наработка летательного аппарата от начала эксплуатации до его снятия с эксплуатации, он равен сумме ресурса до 1-го капремонта и всех межремонтных ресурсов.

После определения количества капитальных ремонтов вертолетов, рассчитываются затраты на создание и содержание центра капремонта, представленные  в таблице 1.

Таблица 1. Затраты на создание объекта по капитальному ремонту

bezymyannyj

Примечания к таблице 1:

Проектная документация — технические решения и требования к проекту, обеспечивающие выполнение капитального ремонта и являющиеся основанием для разработки решений по строительству, теплоснабжению, пожаротушению, канализации, вентиляции и кондиционированию, транспорту, снабжению электроэнергией, подаче воды, сжатых газов и рабочих жидкостей и т.д.

Нестандартизированное (специальное) оборудование и инструмент – оборудование/инструмент, изготовленное по единичным заказам и чертежам, применяемое в силу особых конструкторских решений проекта.

Конструкторская и технологическая документация по капитальному ремонту включает в себя: руководство по капитальному ремонту вертолета, руководства по капитальному ремонту ПКИ, производственно-контрольную документацию, альбомы основных сочленений и ремонтных допусков, каталоги деталей и сборочных единиц и т.д.

Летчики – испытатели подготавливаются для проведения летных испытаний отремонтированных вертолетов после их сборки.

В отношении затрат на капитальный ремонт у инозаказчика необходимо учесть стоимость ремонта в стране экспортера тех агрегатов вертолета и ПКИ, которые не будут ремонтироваться импортером самостоятельно, а также, расходы на приобретение и поставку из страны продавца ремонтно-групповых комплектов и на содержание комплекта обменного фонда (при необходимости). Кроме того, импортеру также понадобятся расходные материалы, которые он сможет приобрести у продавца или самостоятельно, например: краски, смазочные материалы, жгуты, перчатки, трубки, прокладки и т.д.

После расчета затрат на создание и содержание центра по капитальному ремонту военных вертолетов в стране покупателя, а также стоимости капитального ремонта в данном центре, необходимо определить экспортную стоимость капремонта данных вертолетов в стране экспортера. Ее можно сформировать, используя информацию по капремонту этих вертолетов у данного инозаказчика или у других импортеров.

Стоимость капремонта, как в стране покупателя, так и в стране продавца, должна быть рассчитана для каждого ремонта вертолета в течение всего жизненного цикла, с учетом эскалации цен.

Точка безубыточности центра капитального ремонта военных вертолетов достигается, когда стоимость капитального ремонта вертолета в стране экспортера равна стоимости капитального ремонта в центре, созданном у инозаказчика, и суммарным затратам на создание и содержание данного центра, разделенным на количество капитальных ремонтов вертолета на протяжении срока эксплуатации и на количество вертолетов, поставленных импортеру.

bezymyannyj

В дальнейшем полученную формулу можно преобразовать следующим образом:

bezymyannyj

Минимальное количество вертолетов, необходимое для обеспечения рентабельности центра по капитальному ремонту военных вертолетов, равно отношению сумму затрат на создание и содержание центра по капитальному ремонту к разности стоимостей капремонта в странах экспортера и инозаказчика, умноженной на количество капремонтов вертолетов на протяжении их жизненного цикла.

Если в результате будет получаться дробное число, то знаки после запятой предлагается не учитывать.

При этом, указанная выше формула позволяет определить точку безубыточности по бухгалтерской прибыли. Для обоснования экономической эффективности организации капремонта военных вертолетов на территории военной базы инозаказчика, указанного выше обоснования представляется достаточным.

Однако объект по капремонту военных вертолетов может создаваться на мощностях частной фирмы и/или в форме совместного предприятия. В этом случае он должен не только окупаться, но и обеспечивать прибыль. При таком условии рекомендуется рассчитать точку безубыточности по экономической прибыли. В этой связи формула будет иметь следующий вид:

bezymyannyj

Указанные методические рекомендации позволяют рассчитать минимальное количество военных вертолетов, обеспечивающих рентабельность объекта по их капремонту на территории покупателя. Их можно использовать для обоснования экономической эффективности организации капремонта военных вертолетов за рубежом в ходе переговоров с инозаказчиком.

Кроме того, данные рекомендации, в случае их соответствующей доработки, могут найти свое применение и в других отраслях народного хозяйства, в первую очередь, в гражданском вертолетостроении и самолетостроении.

Список литературы

  1. Артяков В.В., Бандурин В.В., Есиповский И.Э. и др. Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков. Под общей редакцией Степашина С.В. – М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2002.
  2. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. 2-е изд, доп., перераб – М.: ОМЕГА-Л, 2002.
  3. Бельянинов А.Ю. Военно-техническое сотрудничество и интеграционные процессы в оборонно-промышленном комплексе России. Под редакцией Бандурина В.В.– М.: ИНИОН РАН, 2003.
  4. Далин В.Н., Михеев С.В. Конструкция вертолетов. – М.: МАИ, 2001.
  5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Проспект, 2007.
  6. Корунов С.С. Организационно-экономические подходы и инструменты развития инновационных процессов в ракетно-космической промышленности», — М.: «Доброе слово», 2015.
  7. Симаков А.И. Экспорт оружия: организация и техника исполнения: Конспект лекций (280 вопросов и ответов). – М.: Автоном. некоммер. орг., Центр исследований «Неравновесные системы и технологии», 2003.
  8. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. Перевод с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
  9. Чемезов С.В., Свечников С.И. «Роль и место маркетингового планирования в осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (на примере деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт») – М.: Вестник Академии военных наук № 3(16), 2006.
  10. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, учебник. 3-е изд., доп., -М.: ИНФРА-М, 2011.
  11. Тихонов А.И., Комарова А.М. Разработка прогрессивных нормативов времени на операции ремонтного производства авиационных двигателей с использованием теории планирования эксперимента // Вестник Государственного университета управления. – 2016. — №4. — С.101 – 106.