http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2016

УДК 336.225.2

Безымянный 12

Кандидат экономических наук, доцент Чеккуева Л.К.

Kandidat ekonomicheskih nauk dotsent Chekkueva L.K.

Кандидат экономических наук, доцент Кипкеева А.М.

Kandidat ekonomicheskih nauk dotsent Kipkeeva A.M.

В статье рассмотрены поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам налогов, а также задолженность по налогам и сборам, налоговым санкциям. Также приведены данные по количеству проведенных камеральных и выездных налоговых проверок, по обеспеченности контрольно – надзорных органов кадровыми ресурсами, по среднему количество проведенных проверок в расчете на одну штатную должность лиц, осуществляющих контрольные функции, по объему бюджетных средств, выделяемых на выполнение контрольно – надзорных полномочий.

Abstract: The article considers revenues to the consolidated budget of the Russian Federation by the main types of taxes and arrears of taxes and levies, tax penalties. Also shows data on the number carried out cameral and field tax audits, security and regulatory bodies human resources at average number of inspections per full-time position of persons carrying out control functions, the volume of budget funds allocated for the implementation of control and Supervisory powers.

Ключевые слова: консолидированный бюджет Российской Федерации, поступления по налогам и сборам, задолженность, пени, налоговые санкции, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, бюджетные ассигнования, эффективность деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Keywords: consolidated budget of the Russian Federation, income taxes, debt, fines, tax sanctions, cameral tax audit, field tax audit, budgetary allocations, efficiency of activity of tax authorities of the Russian Federation.

Анализ эффективности контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации

Analysis of efficiency of control activity of tax authorities of the  Russian Federation

Налоги сопровождают всю историю человеческой цивилизации, беря свои истоки с древнейших времен. Они всегда были наиболее известной и общепринятой финансовой категорией для широких слоев населения. С помощью налогов государство осуществляет финансирование деятельности важнейших институтов: национальной  безопасности и внутреннего правопорядка, транспортной инфраструктуры, освещения городов, сохранение памятников исторического и культурного наследия, всеобщего образования и здравоохранения. Также с помощью налогов решаются проблемы в сфере экологии.

Государство активно использует налоги как инструмент государственного регулирования экономики. Так, например, косвенные налоги (НДС, акцизы) являются важнейшим элементом ценообразования, тем самым обеспечивая спрос и предложение определенных видов товаров, работ и услуг. 

Существуют различные определения налогов. Известный ученый экономист Д. Рикардо считал, что налог – это та доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К. Маркс полагал, что налоги – это экономическое воплощение существования государства.

Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ за 2012 – 2014 годы (таблица 1).

Как показывают данные таблицы № 1доходы консолидированного бюджета за 2012 – 2014 годы увеличились, в среднем на14,9%. Наиболее высокие темпы роста доходов в формировании консолидированного бюджета, то есть более 20%  имели следующие виды налогов:   налог на имущество физических лиц, – 5 4,0%, транспортный налог – 30,3%,акцизы – 27,5%, земельный налог – 75,%.

Таблица 1 – Динамика доходов консолидированного бюджета за 2012 – 2014 гг., (млрд. руб.)

bezymyannyj

Но в структуре налогов наибольший удельный вес имели  налог на прибыль организаций, налог НДФЛ,  НДС и  НДПИ, всего 83,8%, формирование доходов консолидированного бюджета  составили именно эти виды налогов.

Таблица 2 – Задолженность по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации, млрд. руб.

bezymyannyj

По разным причинам не все налогоплательщики своевременно оплачивают государству налоги, исчисленные по нормам. В связи с этим у налогоплательщиков возникает задолженность по налогам и сборам. Государство в таких случаях к недобросовестным налогоплательщикам  применяет разные приемы в виде пени, налоговых санкций рассрочки налоговых платежей, когда  у налогоплательщиков имеются уважительные причины в неуплате налогов. Анализ задолженности по налогам и сборам на 2014 год составил около 802,7 млрд. руб., что на 10,2% превышает уровень задолженности по налогам и сборам за 2012 год. В 2014 году возникла задолженность по налогам и сборам, которая было невозможно взыскать, это около 11,0 млрд. руб., что превышает уровень 2012 года на 1,7 млрд. рублей. Но удельный вес задолженности по налогам и сборам невозможной к взысканию низкий – всего 0,13%, в связи, поэтому они не играют весомую роль в формировании бюджета страны.  Уровень урегулированной задолженности по стране составляет 45,3%. На 2014 год задолженность по пеням и налоговым санкциям по РФ составила 336,1 млрд. руб., что составляет 41,9%. Из этой суммы 41,4% является урегулированной задолженностью.    Над всей суммой неурегулированной задолженности по оплаты налогов в дальнейшем должна быть проведена работа   налоговыми органами.

Таблица 3 – Организация и проведение камеральных и выездных налоговых проверок, тыс. единиц

bezymyannyj

Одним из видов деятельности налоговых органов страны при образовании задолженности по налогам и сборам является организация и проведения проверок в виде налогового контроля. Как показывают данные таблицы №3 по стране в  2014 году было проведено 32,9 млн. камеральных проверок  35,8 тысяч выездных проверок. По сравнению с 2012 годом их число уменьшилось соответственно на 5,8% 38,4%. В первом случае выявленные нарушения увеличились за анализируемый период 4,7%, во втором значительно снизилось на 38,6%. Более  Эффективными являются выездные проверки, так как они позволили государству вернуть до 99% налоговых средств.

Таблица 4 – Обеспеченность контрольно – надзорных органов кадровыми ресурсами.

bezymyannyj

Естественно, что уменьшение количество всех видов проверок связано с  уменьшением численности кадров контрольно – надзорных органов. По стране в целом численность кадрового потенциала контрольно – надзорных органов за анализируемый период сократилась на 6,4% (таблица 4).

Таблица 5 – Среднее количество проведенных проверок в расчете на одну штатную должность лиц, осуществляющих контрольные функции

bezymyannyj

Нагрузка же налоговых проверок на одну штатную должность лиц осуществляющих  контрольные функции, На федеральном уровне снизилась на 15,0%, на региональном уровне на 7,1%, на муниципальном уровне на «%, 0%.

Таблица 6 – Обеспеченность контрольно – надзорной деятельности финансовыми ресурсами

bezymyannyjКак показывают данные таблицы 6 динамика расходов бюджетов всех уровней на осуществление контрольно – надзорной деятельности показывает увеличение расходов на федеральном уровне, на 44,2 %.

Таблица 7 – Сумма выделенных финансовых средств в расчете на одну проведенную проверку, тыс. руб.

bezymyannyj

Сумма выделенных финансовых средств в расчете на одну проведенную проверку проводимые федеральными органами исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ и проверки проводимые органами местного самоуправления неуклонно растет.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. Карательные меры со стороны налоговых органов РФ, а именно начисление пеней, налоговых санкций, приостановление операций по счетам в банке, арестом имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и других способов обеспечения обязанности по уплате налогов (сборов) к сожалению не дают должного эффекта. Недобросовестные налогоплательщики (плательщики сборов) находят способы уклонения от уплаты налогов (сборов), занижение сумм налогов (сборов) подлежащие уплате в бюджет и других видов нарушений законодательства «О налогах и сборах».

Придерживаясь аналогичной позиции, предлагаем меры по совершенствованию организации налогового контроля, а именно:

  1. Создание и внедрение системы оценки деятельности налоговых инспекторов [1];
  2. Повышение общей налоговой культуры как налогоплательщиков (плательщиков сборов) и уровня информированности последних;
  3. Квалифицированная налоговая консультация доступная как для крупнейших налогоплательщиков так и для малого среднего бизнеса;
  4. Формирование результативной системы выбора предприятий – налогоплательщиков для осуществления выездных проверок.

Также говоря об эффективности деятельности налоговых органов РФ хотелось бы отметить, что в настоящее время вступил в силу проект приказа Министерства финансов РФ «О проведении в 2016 году эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов». Основной целью эксперимента является повышение эффективности налогового администрирования проводимой Федеральной налоговой службой работы по выявлению и анализу имеющихся резервов роста эффективности деятельности налоговых органов, в том числе за счет оптимизации организационной структуры налоговых органов [7].

Эксперимент по оптимизации проводится по  Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В дальнейшем по результатам эксперимента будет рассмотрена возможность его распространения на другие территориальные налоговые органы РФ, которая позволит [6]:

  1. Снизить долю численности руководителей и обеспечивающих специалистов к общему количеству работников;
  2. Повысить качество работы за счет развития аналитических инструментов и более узкой специализации работников, в том числе повысить эффективность контрольной работы;
  3. Увеличить количество работников, осуществляющих аналитические функции, связанные с выявлением сокрытой налоговой базы и отбором налогоплательщиков для проведения проверок;
  4. Увеличить количество работников, деятельность которых связана с оказанием сервисных услуг.

Приказом Федеральной налоговой службы от 13 октября 2015 г. № ММВ–7–12/447@ утвержден план мероприятий по проведению эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов.

Перечисленные нами направления совершенствования работы налоговых органов РФ будет способствовать эффективности и результативности деятельности налоговых органов РФ.

Литература:

  1. Токова, Л.Д., Кириленко, К.В. Роль налогового контроля в обеспечении налоговой безопасности государства / Л.Д. Токова, К.В. Кириленко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2014. – № 3.
  2. Чотчаева, М.З. Региональный налоговый менеджмент: проблемы и противоречия на примере Карачаево – Черкесской Республики / М.З. Чотчаева // Экономические науки. – 2014. – № 117.
  3. ГАРАНТ.РУ [Официальный сайт].– Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 05.2016).
  4. Министерство экономического развития РФ — [Официальный сайт].– Режим доступа: http //www.economy.gov.ru / (дата обращения: 22.05.2016)  
  5. Министерство финансов РФ – [Официальный сайт].– Режим доступа: http// minfin.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).
  6. Сокращение налоговой в 2016 году http//nalog.ru/ index.php?nevsid=1167
  7. СПС КонсультантПлюс [Официальный сайт].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: СПС КонсультантПлюс [Официальный сайт].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).
  8. ФНС РФ [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 22.05.2016).