Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_131

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

MUNICIPAL AND PUBLIC PROCUREMENT IN THE KOMI REPUBLIC

Статья подготовлена в рамках государственного задания № FUUU-2023-0002 «Разработать методологию управления и механизм обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, программу сохранения, совершенствования и использования генофонда местных популяций сельскохозяйственных животных Республики Коми», регистрационный номер НИОКР 1022033100156-4

The article was prepared within the framework of the state task No. FUUU-2023-0002 «To develop a management methodology and a mechanism for ensuring agricultural production, a program for preserving, improving and using the gene pool of local populations of farm animals of the Komi Republic», R&D registration number 1022033100156-4

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Облизов Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Oblizov Alexey Valeryevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. В настоящее время, когда на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление, включая введение санкций, уход зарубежных компаний с рынка России, что ведет к снижению активности предпринимательской деятельности и в будущем грозит повышению уровня безработицы, необходимо отыскать инструменты для устойчивого развития экономики России.

Муниципальные и государственные закупки проходят в четыре этапа, первый этап, включающий в себя планирование, обоснование и нормирование. Второй – определение поставщика и заключение контракта, третий – исполнение контракта и четвертый – мониторинг, аудит и контроль.

Изучив законодательные основы контрактной системы, принципы и этапы государственных и муниципальных закупок, следует сделать вывод, что четкое функционирование данной системы, которое базируется на соблюдении принципов контрактной системы, а также законодательной базы, которая регулирует эту сферу, параллельно с проведением мероприятий мониторинга, аудита и контроля в контрактной системе на регулярной основе приведут к максимальной прозрачности и слаженности процесса осуществления закупок.

Abstract. At present, when unprecedented external pressure is exerted on Russia, including the imposition of sanctions, the withdrawal of foreign companies from the Russian market, which leads to a decrease in entrepreneurial activity and threatens to increase the unemployment rate in the future, it is necessary to find tools for the sustainable development of the Russian economy.

Municipal and public procurement takes place in four stages, the first stage, which includes planning, justification and rationing. The second is the determination of the supplier and the conclusion of the contract, the third is the execution of the contract and the fourth is monitoring, audit and control.

Having studied the legislative foundations of the contract system, the principles and stages of state and municipal procurement, it should be concluded that the clear functioning of this system, which is based on compliance with the principles of the contract system, as well as the legislative framework that regulates this area, in parallel with monitoring, auditing and control activities in the contract system on a regular basis will lead to maximum transparency and coherence of the procurement process.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, республика Коми, контрактная система, аудит, экономика

Keywords: state and municipal procurement, Komi Republic, contract system, audit, economy

Для понимания функционирования контрактной системы, необходимо рассмотреть этапы организации государственных и муниципальных закупок, представленные на рисунке 1.

Рассмотрим первый этап, включающий в себя следующие фазы закупочной деятельности:

  1. Планирование закупок – начальный этап в проведении закупок [1-2].

Государственная закупка может осуществляться только в случае ее планирования и отражения в плане-графике (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

В планы-графики согласно ст. 16 Закона № 44-ФЗ включаются реквизиты, представленные на рисунке 2.

Утверждение плана-графика осуществляется в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279):

  • доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика;
  • утверждения плана ФХД бюджетного, автономного учреждения, плана (программы) ФХД унитарного предприятия;
  • доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица, которому переданы полномочия заказчика согласно Бюджетному кодексу РФ [3-4].

План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иного уполномоченного лица (п. 3 Порядка № 1279).

Изменения в план-график вносятся посредством размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений  дата утверждения новой редакции (п. 24 Порядка, утв. ПП РФ № 1279).

Изменения вносятся в план-график не позже чем за один день:

  • до размещения в ЕИС извещения о закупке;
  • до направления приглашения принять участие в закрытой закупке;
  • до заключения контракта с единственным поставщиком.

Нарушение, связанное с изменениями плана-графика несет за собой ответственность, представленную на рисунке 3[5-6].

  1. Обоснование закупки.

Обоснованной является закупка, которая соответствует:

  • правилам нормирования закупок;
  • правилам формирования НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
  1. Нормирование.

Нормирование в сфере закупок это установление требований к продукции, приобретаемой заказчиками (ч. 1 ст. 19 44-ФЗ). Цель нормирование – обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и не допустить приобретение госорганизациями товаров, работ и услуг с повышенными потребительскими свойствами и по завышенным ценам [7].

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ обязательно для таких организаций:

  • государственные органы;
  • организации, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • муниципалитеты;
  • госкорпорации «Росатом», «Роскосмос»;
  • казенные учреждения (кроме тех, для которых формируется задание на производство работ или оказание услуг от госучреждений и муниципальных организаций);
  • самые значимые учреждения образование, медицинские организации, объекты науки и культуры[8].

Рассмотрим правила нормирования.

Ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ устанавливает следующее: общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливает Правительство РФ. Непосредственные правила нормирования устанавливают органы власти регионов и муниципалитетов, ориентируясь на общие, установленные Правительством [9].

В качестве федеральных правил нормирования можно привести Постановление Правительства РФ № 927 от 02.09.2015 [10].

Со своей стороны, местные органы власти также должны установить правила нормирования. Они могут утвердить один из следующих актов:

  • требования к товарам, работам и услугам, закупаемыми местными государственными органами;
  • нормы денежных затрат, необходимых для обеспечения деятельности местных госорганизаций.

Исключение – муниципальные заказчики, которые не являются муниципальными органами. Они не разрабатывают правила нормирования.

Принятые нормативно-правовые акты размещают в ЕИС. Публикация необходима для проведения обязательного общественного обсуждения правил.

Изначально нормирование закупки по Закону № 44-ФЗ проводит Правительство РФ. Оно устанавливает общие условия, которые участники должны применять в системе госконтрактов. Законодательные акты правительства регулируют такие вопросы:

  • общие требования к созданию, внедрению и исполнению подзаконных нормативно-правовых актов в сфере госзакупок;
  • требования к отдельным видам товаров, услуг или работ;
  • требования к нормативным затратам заказчиков [11].

Следующий уровень законотворчества в этой сфере – исполнительные органы государственной власти регионов и местные администрации. Нижний уровень в сфере нормирования – законотворчество государственных и муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами страны[12].

Соблюдение нормативных правил в сфере закупок проводят органы внутреннего финансового контроля. Они проверяют таких субъектов закупочной деятельности:

  • госзаказчики;
  • контрактные службы организаций;
  • контрактные управляющие;
  • закупочные комиссии;
  • органы и учреждения, ответственные за проведение госзакупок;
  • операторы электронных площадок.

Проверка помогает выяснить правильность ведения расходов по госзакупкам, определить их достоверность и проконтролировать ведение учета в этой сфере. Лица, ответственные за ведение госзакупок, должны прописывать обоснование госзакупок в приложении к плану графику, включать в документ информацию о целях закупки и реквизиты нормативно-правового акта о нормировании. Нарушения в этой сфере влекут ответственность для должностных лиц.

Рассматривая второй этап осуществления закупок необходимо особое внимание уделить способам определения поставщика.

Осуществляя закупки, заказчики применяют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Способы закупок рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

Порядок заключения контракта зависит от того, в какой форме проводится тендер.

Сроки, в которые заказчик заключает контракт, одинаковы для конкурса и аукциона. Для запроса котировок сроки короче (рисунок 4).

Срок заключения контракта с единственным поставщиком составляет не ранее 1 дня после внесения изменений в план-график. Если заказчик закупает по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, изменения в план-график следует вносить не позднее дня, когда заключен контракт [13-14].

На третьем этапе осуществляется исполнение контракта, которое предполагает приемку и оплату. Для каждого действия законом установлены свои сроки (рисунок 5).

Контроль закупок, предусмотренный Законом № 44-ФЗ, организован на комплексной основе (рисунок 6)[15].

Таким образом, изучив законодательные основы контрактной системы, принципы и этапы государственных и муниципальных закупок, следует сделать вывод, что четкое функционирование данной системы, которое базируется на соблюдении принципов контрактной системы, а также законодательной базы, которая регулирует эту сферу, параллельно с проведением мероприятий мониторинга, аудита и контроля в контрактной системе на регулярной основе приведут к максимальной прозрачности и слаженности процесса осуществления закупок.

Список источников

  1. Мячин, Н.В. Понятие контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд России / Н.В. Мячин // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2016. – № 12. – С. 22–26.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
  3. Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10–2 (42). – С.76–80.
  4. Андреева, Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции / Л.В. Андреева // Юрист. – 2013. – № 14. – С.3–8.
  5. Тасалов, Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография / Ф.А. Тасалов. – М.: Издательство «Проспект», 2016. – 240 с.
  6. Чорновол, Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / Е.П. Чорновол // Право и экономика. – 2015. – № 4. – С.42–46.
  7. Хатунцев, О.А. Контрактная система государственных закупок / О.А. Хатунцев // Проблемы экономики и юридической практики. – 2018. – №2. – С.221–224.
  8. Зацепина, М.К. Сущность и принципы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / М.К. Зацепина // Человек и современный мир. – 2020. – № 12 (49). – С. 35–46.
  9. Маршанская, А.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок / А.В. Маршанская // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 8 (26). – С. 157–159.
  10. Косыбаев, М.Т. Анализ контрактной системы в сфере закупок / М.Т. Косыбаев // Студенческий. – 2020. – № 34–1 (120). – С.25–28.
  11. Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (вместе с «Правилами определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»): Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 (ред. от 09.12.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2022).
  12. Герасимов, А.С. Контроль в сфере государственных закупок: проблемы и пути решения / А.С. Герасимов, Н.А. Проданова // Бухучет в строительных организациях. – 2022. – № 5. – С. 22–31.
  13. Петрова, А.М. Роль конкурентных закупок для публичных нужд в современных экономических отношениях / А.М. Петрова // Научный лидер. – – № 38 (83). – С. 57.
  14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Собр. законодательства РФ. – 2021. – № 27 (ч. 2I). – Ст. 5188.
  15. Федина, Л.М. Осуществление государственных (муниципальных) закупок в условиях современного финансового кризиса / Л.М. Федина // Евразийский юридический журнал. – – № 7 (170). – С. 183–184.

References

  1. Myachin, N.V. The concept of a contract system in the field of procurement to meet the state needs of Russia / N.V. Myachin // Infrastructural branches of the economy: problems and prospects of development. – 2016. – No. 12. – pp. 22-26.
  2. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and Municipal Needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (ed. of 04.11.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. – 2013. – No. 14. – Article 1652.
  3. Mitkovskaya, I.V. The concept and essence of the contract system in the field of procurement / I.V. Mitkovskaya // Modern scientific research and innovation. – 2014. – № 10-2 (42). – Pp.76–80.
  4. Andreeva, L.V. Formation of the contract system in Russia in the conditions of economic integration / L.V. Andreeva // Lawyer. – 2013. – No. 14. – pp.3–8.
  5. Tasalov, F.A. Contract system in the sphere of public procurement in Russia and the USA: comparative legal research: monograph / F.A. Tasalov. – M.: Publishing House «Prospect», 2016. – 240 p.
  6. Chornovol, E.P. The concept of the contract system of Russia in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs / E.P. Chornovol // Law and Economics. — 2015. – No. 4. – pp.42-46.
  7. Khatuntsev, O.A. Contract system of public procurement / O.A. Khatuntsev // Problems of Economics and legal practice. – 2018. – No.2. – pp.221-224.
  8. Zatsepina, M.K. The essence and principles of the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs / M.K. Zatsepina // Man and the modern world. – 2020. – № 12 (49). – Pp. 35-46.
  9. Marshanskaya, A.V. Principles of the contract system in the field of procurement / A.V. Marshanskaya // Theory and practice of modern science. – 2017. – № 8 (26). – Pp. 157-159.
  10. Kosybaev, M.T. Analysis of the contract system in the field of procurement / M.T. Kosybaev // Studentskiy. – 2020. – № 34-1 (120). – Pp.25-28.
  11. On determining requirements for Certain Types of Goods, Works, services Purchased by Customers (including marginal prices of Goods, Works, services) (together with the «Rules for Determining requirements for certain types of goods, works, services purchased by customers (including marginal prices of goods, works, services)»): Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.09.2015 No. 927 (ed. dated 09.12.2020) // Legal reference system «ConsultantPlus» https://www.consultant.ru / (accessed: 01.11.2022).
  12. Gerasimov, A.S. Control in the field of public procurement: problems and solutions / A.S. Gerasimov, N.A. Prodanova // Accounting in construction organizations. – 2022. – No. 5. – pp. 22-31.
  13. Petrova, A.M. The role of competitive procurement for public needs in modern economic relations / A.M. Petrova // Scientific Leader. – 2022. – № 38 (83). – P. 57.
  14. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law No. 360-FZ of 02.07.2021 (ed. from 04.11.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. – 2021. – No. 27 (part 2I). – Article 5188.
  15. Fedina, L.M. Implementation of state (municipal) procurement in the conditions of the modern financial crisis / L.M. Fedina // Eurasian Legal Journal. – 2022. – № 7 (170). – Pp. 183-184.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В. Муниципальные и государственные закупки в Республике Коми // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-37/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., Облизов А.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.