Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_115

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

INTERREGIONAL DEVELOPMENT OF THE MARKET IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Балабанов Владислав Константинович, аспирант, 2 курс, экономический факультет, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, konst-22@mail.ru

Balabanov Vladislav Konstantinovich, post-graduate student, 2nd year student, Faculty of Economics, Altai State University, Barnaul, konst-22@mail.ru

Аннотация. Современное региональное развитие в непростой экономической ситуации требует у регионов более тесного сотрудничества между собой. Интегрированный процесс на всех уровнях социально-экономического развития региона в первую очередь обуславливается факторами внешней среды, в числе которых – рыночные колебания в стране, конкуренция и конкурентные преимущества. Взаимоотношения между регионами способствуют созданию необходимые условия для выстраивания эффективных систем организации производственных процессов, продаж и логистики. Развитие СФО является динамично развивающиеся развития социально-экономической системы, которой сопутствуют уровни развития центральных территорий европейской части страны. К описанным проблемам в СФО можно отнести многообразие, несоразмерность и несбалансированность процесс модернизации инновационного развития. Многоотраслевое развитие СФО гарантирует высокий уровень жизни населения региона и обеспечивает его многими потенциальными возможностями дальнейшего развития В СФО сформирован единый продовольственный рынок, который реализует единый агропромышленный и торговый комплекс региона на макроуровне на основе межрегиональной интеграции в рамках трех кластеров: сельскохозяйственном, перерабатывающем и товарораспределительным.

Abstract. Modern regional development in a difficult economic situation requires the regions to cooperate more closely with each other. An integrated process at all levels of socio-economic development of the region is primarily determined by environmental factors, including market fluctuations in the country, competition and competitive advantages. Relations between regions contribute to the creation of the necessary conditions for building effective systems for organizing production processes, sales and logistics. The development of the SFD is a dynamically developing development of the socio-economic system, which is accompanied by the levels of development of the central territories of the European part of the country. The described problems in the Siberian Federal District include diversity, disproportion and imbalance in the process of modernization of innovative development. The multisectoral development of the Siberian Federal District guarantees a high standard of living for the population of the region and provides it with many potential opportunities for further development. A single food market has been formed in the Siberian Federal District, which implements a single agro-industrial and commercial complex of the region at the macro level based on interregional integration within three clusters: agricultural, processing and commodity distribution.

Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, развитие рынка, федеральный округ, межрегиональное развитие, формирование единого рынка, рыночная экономика

Key words: Siberian Federal District, market development, federal district, interregional development, formation of a single market, market economy

К основным проблемам экономического развития регионов можно отнести недостаточную инновационную активность большинства из них так как СФО занимает 5 место из 8. Достижение максимального эффекта от развития рынка в регионе может быть достигнуто при помощи межрегионального сотрудничества. Стремительное развитие цифровых технологий в мировой экономике требует активизации инновационных систем и поиск соответствующих механизмов в межрегиональном экономическом сотрудничестве. Разработка подходов для реализации межрегионального развития в условиях тяжелого экономического положения в стране становится особенно актуальной.

Региональное развитие субъектов Российской Федерации сейчас является крайне неравномерным. В первую очередь данная проблема связана с неравномерным распределение национального богатства, сил производства и резкой дифференциацией населения субъектов страны по численности, плотности, образования и пр.

Сейчас перед нашей страной стоят амбициозные задачи по обеспечению максимальных темпов экономического роста, нахождение точек роста в экономике страны и поиск возможных путей роста конкурентоспособности. Региональная конкуренция способствует выравниванию уровней развития регион путем обострения вопросов взаимной конкуренции в таких сферах как торговля, использование ресурсов, производство, наука, инновации, туризм, энергетика. Взаимовыгодная деятельность в межрегиональном развитии субъектов страны является одним из главных стратегических направлений развития регионов. В межрегиональной стратегии развития экономики регионов конкуренции отводится главное место и формируются задачи по ее развитию органами управления [1,56-58].

В настоящее время межрегиональное развитие экономики в нашей стране является главным направлением развития, так как она основана на принципах взаимовыгодного сотрудничества между регионами и достижение максимального эффекта от сотрудничества сотрудничающих регионов страны. Развитие данного процесса сейчас нуждается в непрерывном улучшении механизмов интеграций, которые направлены на рост данного сотрудничества между регионами. Оптимизация процессов межрегионального развития ориентировано на качественный рост благополучия общества, усиление целостности территория страны и их безопасность в экономической сфере.

Существующая неравномерность регионов страны с одной стороны снижает эффективность национальной экономики страны в целом с точки зрения территориального, инновационного, сбалансированного развития экономик региона, а с иной стороны способствует проявлению предпосылок взаимовыгодного взаимодействия регионов, что в дальнейшем приведет к существенному росту экономического развития региона.

Проведем исследование межрегионального развития экономики региона на примере Сибирского федерального округа (СФО). Данный округ является административно-территориальным образованием с 10 субъектами страны, площадь округа порядка 4,3 млн. км2, что в долевом соотношению равно 25,46% все территории страны. Округ занимает выгодное положение, так как расположен в центре страны и обеспечивает транзит грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, а также выход российских регионов на рынки Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основной стратегической целью развития СФО является динамично развивающиеся развития социально-экономической системы, которой сопутствуют уровни развития центральных территорий европейской части страны.

Оценка межотраслевого развития СФО предполагает проведение анализа влияния отраслевых сдвигов на общую динамику показателей развития территории. Также стоит отметить, что макроэкономическое равновесие межотраслевого развития можно охарактеризовать путем совпадения спроса и предложения на рынке, но и тут могут быть скрыты несоответствия и диспропорции экономического уровня развития региональной экономики.

В межрегиональном развитие рыночной экономики наиболее привлекательными для взаимодействия регионами являются те, которые находятся в радиусе около 2000 км, что соответствует взаимоотношениям в рамках макрорегионов. Стоит отметить, что по мере освоения всей территории страны снижается роль межрегионального развития, что говорит о том, что есть имеется определенный вариант взаимовыгодного сотрудничества. Такой вариант сотрудничества основан на более интенсивной интеграции и завершенности цепочек процессов взаимодействия в рамках макрорегионов.

Таким образом, существуют определенные подтверждения, которые говорят о существовании наиболее выгодных размерах межрегиональных рынков по взаимодействию друг с другом. На рисунке 1 представлены варианты перспективных пространственных пропорций интенсификации межрегиональных взаимодействий.

Пространственные пропорции межрегионального развития существуют с объективной точки зрения и органы государственной власти могут оказывать на них влияние. В настоящее время данные пропорции выступают в качестве обобщения планируемых комплексных инвестиционных решений и государственно-частного партнерства (ГЧП), которые формируются в процессе реализации отраслевых проектов, которые принимаются на тех или иных территориях субъектов страны.

Рисунок 1 продемонстрировал необходимость пространственного развития регионов страны, а для СФО это заключается в увеличении ВРП в народном хозяйстве. Наряду с этим надо учесть риски, которые возможны в процессе межрегионального сотрудничества округа, которые могут способствовать медленному развитию экономики региона.

Многоотраслевое развитие СФО гарантирует высокий уровень жизни населения региона и обеспечивает его многими потенциальными возможностями дальнейшего развития.

На рисунке 2 рассмотрим количество реализуемых проектов Агропромышленный комплекс (АПК) и по объему инвестиций в них в России по федеральным округам.

Как видно из графика количество инвестиций превосходит ДВФО и УРФО, но количество проектов значительно ниже, что говорит о дороговизне реализуемых проектов и высокой стоимостью одного проекта.

В современное время в СФО растет повышение роли развития сельский территорий, так как этого требует рост экономики субъекта страны. Сельское территориальное развитие можно охарактеризовать в качестве некого подхода комплексного развития округа.

Среди важных моментов межрегионального развития СФО в сфере транспортных и инфраструктурных проектов основана на важности выхода региона на зарубежные рынке путем преодоления естественной континентальности. В следствии этого возникает острая необходимость увязки данных процессов с преобразованием Транссибирской магистрали в скоростную автомагистраль и необходимость построения такой автомагистрали на севере округа, что является особо важным направлением развития не только для СФО, но и укрепления международных связей всей страны [3,511].

Развитие интеграции экономики СФО необходимо обусловить с использованием широкого потенциала машиностроительного комплекса, а также развитием кооперационных связей между производителями при помощи создания единого производственного пространства. Для СФО огромное значение является сотрудничество с Якутией в части научно-технического и промышленного взаимодействия. Корпорацию развития Енисейской Сибири можно назвать первой синхронизацией интересов субъектов страны, частного бизнеса, инфраструктурных организаций, проводящую практическую работу по формированию условий на создание межрегиональных проектов. Необходимо отметить, что имеющиеся институциональные реформы не направлена на создание «сибирский преференций». В конечном итоге данные реформы должны быть направлены на рост экономической активности и экономического потенциала страны в целом.

Именно дифференциация отражает разнообразие и позволяет стимулировать развитие межрегиональной экономике субъектов страны. Инновационное развитие регионов страны определяет возможности модернизации, которые ведут к эффективному экономическому развития регионов.

К описанным проблемам в СФО можно отнести многообразие, несоразмерность и несбалансированность процесс модернизации инновационного развития. К примеру, только в Новосибирской области имеется высокий уровень сбалансированности среди всех субъектов СФО. На основании вышесказанного стоит сказать о необходимости обеспечения внутренней консолидации регионов и их эффективного сотрудничества в экономической среде.

На территории СФО функционирует несколько кластеров инновационного развития:

  • кластеры-лидеры инвестиционной привлекательности («умные технологии Томска» «Сибирский наукополис»);
  • пилотные кластеры (Алтайская биофармацевтическая группа);
  • центры кластерного развития.

Представленные кластеры могут развиваться и на межрегиональном уровне, что будет способствовать обеспечения эффективного взаимодействуя регионов, где будут доминировать инновационное развитие и конкурентное преимущество.

Устойчивое развитие региона является главным преимуществом государственной политики нашей страны. Успех регионального управления зависит не только от экономического развития региона и социального положения его населения, но и от развития всей Российской Федерации, ее национальной безопасности, территориальной целостности и единства государства. Принимая во внимание разнообразие региональных условий, разницу в ресурсных потенциалах, уникальные особенности исторического развития, специфику социокультурного ландшафта территорий, формирующих нашу страну, правильный выбор основных целей и направлений политики регионального развития, а также путей и механизмов ее реализации, становится неотложной задачей, требующей своего скорейшего решения[4,36-42].

Сибирский федеральный округ (СФО) в современное время является драйвером роста агропромышленного комплекса страны. В регионе растет роль развития сельских территорий. Сибирский федеральный округ является административно-территориальным образованием с 10 субъектами страны, площадь округа порядка 5,1 млн. км2, что в долевое соотношение равно 29,8% все территории страны. Округ занимает выгодное положение, так как расположен в центре страны и обеспечивает транзит грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, а также выход российских регионов на рынки Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В современное время в СФО растет повышение роли развития сельский территорий, так как этого требует рост экономики субъекта страны. Сельское территориальное развитие можно охарактеризовать в качестве некого подхода комплексного развития округа.

СФО экспортировала более 2 миллиона 800 тысяч тонн продукции агропромышленного комплекса. Масличные культуры занимают значительную долю в экспорте. Кроме того, регион увеличил экспорт зерна и готовой пищевой продукции. Сохраняется «восточный » вектор товарного экспорта — по-прежнему лидирует Китайская Народная Республика, за которой следуют Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Турция. Общий объем экспорта в денежном выражении составил 650 миллионов долларов — плюс 143 миллиона к 2021 году. Новосибирская область сохраняет первое место по объему экспорта в Сибирском федеральном округе.

Увеличение объемов и расширение ассортимента экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции остается одним из приоритетов развития агропромышленного комплекса по СФО. Доля экспорта сельскохозяйственной продукции Новосибирской области среди регионов Сибирского федерального округа составляет более четверти от общего объема сельскохозяйственного экспорта макрорегиона.

Текущие процессы в экономике не нацелена на достижение максимального эффекта в межрегиональном сотрудничестве даже в рамках одного округа, что доказывает важность роли управления и регулирования развития на уровне регионов, в особенности процессы координации, поощрения инноваций и ее политики. Все риски инновационного развития регионов связаны с имеющимися проблемами социально-экономического развития страны.

Межрегиональное сотрудничество должно представлять собой комплекс взаимовыгодного сотрудничества регионов, которые объединены одной стратегической целью, где основной целью является максимальная эффективность инновационного и социально-экономического развития за счет согласованности совместных интересов [5, 61-64].

Образование единого рынка товаров СФО, рост его прозрачности и предсказуемости является одной из основных целей межрегионального сотрудничества регионов. Развитие единого рынка будет своего рода показателем интеграции, которое будет охарактеризовывать состояние взаимодействия на межрегиональном рынке. Использование единого рынка для роста эффективности экономического развития региона можно отнести к приоритетному направлению развития.

Данные элементы могут быть сформированы в следующих узловых точках:

  • инновационный механизм и инструменты межрегионального сотрудничества в рамках ГЧП;
  • формирование консолидированного механизма, которых способствует созданию оптимального баланса в распределении обязанностей между регионами на основе инновационных разработок [2,41-45].

В качестве результатов исследования можно выделить следующее:

  • неравномерность развития регионов усугубляет их дифференциацию, а также способствует снижению показателей, отражающих степень инновационного развития субъекта страны;
  • в СФО имеются проблемы инновационного развития, выявленные в результате проведения количественной оценки региона;
  • основные направления межрегионального развития экономики СФО возможно путем комплексного взаимодействия с субъектами страны.

Таким образом, доказана необходимость межрегионального экономического сотрудничества СФО, которое основывается на инновационном экономическом развитии, что является самым перспективным направлением развития экономики региона. Межрегиональное развитие СФО должно основываться на эффективной реализации инновационного развития между регионами.

Из-за увеличения местных производственных мощностей темпы роста цен на продовольствие снизились. Увеличились объемы производства мяса и молока, кормов для животных, снизились затраты на сырье для производителей круп, муки, хлебобулочных и кондитерских изделий. А в связи с тем, что появились новые каналы поставок импорта, увеличился выбор ряда товаров. Благодаря этому получилось замедлить рост цен на компьютеры, телевизоры, стиральные машины, одежду и обувь. На внутреннем рынке предложение нефтепродуктов превысило спрос, из-за этого ежегодный рост цен на бензин замедлился.

Текущие условия ведения предпринимательской деятельности организаций СФО любой формы собственности сопровождается существенными трудностями, среди одной из вытекающих проблем является снижение спроса со стороны зарубежных партнеров. В результате возникающих экономических проблем развития региона происходит инфляция, потери курсовых разниц, нестабильная работа системы банка, которая связана с введенными санкциями против многих банковских организаций. В результате имеющихся проблем современности снижается и доходность хозяйствующих субъектов. На основании вышесказанного можно отметить, что хозяйствующим субъектам необходимо сплочение и развитие единого регионального рынка, но так как вопросы в данном процессе до конца не ясны тема является наиболее актуальной в настоящее время.

В СФО сформирован единый продовольственный рынок, который реализует единый агропромышленный и торговый комплекс региона на макроуровне на основе межрегиональной интеграции в рамках трех кластеров: сельскохозяйственном, перерабатывающем и товарораспределительным.

Ограничения, введенные нынешними санкциями, безусловно, влияют на экономическую ситуацию в регионе.

Список источников

  1. Басарева В. Г., Рябухина Т. М. Особенности оценки инновационно-инвестиционной привлекательности сельского хозяйства // Аграрная наука – сельскому хозяйству. Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. В 2-х книгах. Барнаул, 2022. С. 56-58.
  2. Губанова Е. С., Москвина О. С. Методологические аспекты оценки инвестиционно-инновационного потенциала региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 2. С. 41-55.
  3. Регионы России. Федеральная служба государственной статистики. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/511
  4. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс / А.Г. Войтов. — 9-е изд., перераб. и доп.- М.: ИТК Дашков и К. — 2016. С.36-42
  5. Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин — М.: Академия. — 2017.С.61-64

References

  1. Basareva V. G., Ryabukhina T. M. Features of assessing the innovative and investment attractiveness of agriculture // Agrarian science to agriculture. Collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference. In 2 books. Barnaul, 2022, pp. 56-58.
  2. Gubanova E. S., Moskvina O. S. Methodological aspects of assessing the investment and innovation potential of the region // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2020. V. 13. No. 2. S. 41-55.
  3. Regions of Russia. Federal State Statistics Service. / [Electronic resource]. – Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/511
  4. Voitov, A.G. Economy. General course / A.G. Voitov. — 9th ed., revised. and additional — M .: ITK Dashkov and K. — 2016. P. 36-42
  5. Gomola, A.I., Kirillov V.E. Economics / A.I., Gomola, V.E. Kirillov, P.A. Jeannine — M.: Academy. — 2017.S.61-64

Для цитирования: Балабанов В. К. Межрегиональное развитие рынка по Сибирскому федеральному округу // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-21/

© Балабанов В. К., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.