Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.12

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_140

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОПАРКОВ

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF INDUSTRIAL TECHNOLOGY PARKS

Кузнецова Светлана Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: dens@52.ru

Гнездин Андрей Владимирович, магистрант, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: gnezdinav@st.mininuniver.ru

Голыничева Екатерина Михайловна, студентка, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: golynichevaem@std.mininuniver.ru

Рыжакова Кристина Александровна, студентка, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: 79172395503@yandex.ru

Kuznetsova Svetlana Nikolaevna, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: dens@52.ru

Gnezdin Andrey Vladimirovich, Master’s student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: gnezdinav@st.mininuniver.ru

Golynicheva Ekaterina Mikhailovna, student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: golynichevaem@std.mininuniver.ru

Ryzhakova Kristina Alexandrovna, student, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: 79172395503@yandex.ru 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости реализации мер государственной поддержки создания и развития промышленных парков. Целью исследования является обоснование мероприятий по увеличению результативности использования предоставляемых государственных ресурсов на создание и развитие промышленных парков. Задачи: осуществление координации мер стимулирования промышленных парков; разработка инструментария учета промышленных парков; совершенствование законодательства, регламентирующего предоставление государственной поддержки. Гипотеза исследования: необходимость синхронизации государственной политики по инфраструктуре промышленных парков. Методы исследования: анализ, синтез и обобщение. Достигнутые результаты: осуществляются федеральные меры государственной поддержки паркам: новое строительство промышленных парков и технопарков 15 млн рублей на 1 га. и  50 млн рублей на 1 га., а также реиндустриализация промышленных парков и технопарков 60 тыс рублей за 1 кв.м. и 75 тыс рублей за 1 кв.м. В ходе анализа выявлены нарушения и недостатки в отношении нормативно-правовой базы, эффективности расходования средств и реализации мер государственной поддержки. Необходимо определение единых требований к промышленным паркам и технопаркам, а также проведение анализа эффективности предлагаемых нормативно-правовых мер поддержки парков. Решением является установление единой методологии создания промышленных проектов, что позволит повысить эффективность координации между различными промышленными парками и технопарками, а также ликвидировать несоответствия в нормативной базе. Для обеспечения улучшения законодательства в данной сфере ратифицированы единые требования к промышленным технопаркам на федеральном уровне. Промышленные парки, получающие или планирующие получить средства господдержки должны пройти проверку на соответствие данным требованиям. Для завершения построения данной системы регионам необходимо привести свое законодательство в соответствие с федеральным.

Abstract. The article deals with the issue of the need to implement measures of state support for the creation and development of industrial parks. The purpose of the study is to substantiate measures to increase the effectiveness of the use of public resources provided for the creation and development of industrial parks. Objectives: to coordinate measures to stimulate industrial parks; development of tools for accounting industrial parks; improvement of legislation regulating the provision of state support. Research hypothesis: the need to synchronize the state policy on the infrastructure of industrial parks. Research methods: analysis, synthesis and generalization. Achieved results: federal measures of state support for parks are being implemented: new construction of industrial parks and technology parks 15 million rubles per 1 ha. and 50 million rubles per 1 ha, as well as the reindustrialization of industrial parks and technology parks 60 thousand rubles per 1 sq.m. and 75 thousand rubles per 1 sq.m. The analysis revealed violations and shortcomings in relation to the regulatory framework, the efficiency of spending funds and the implementation of state support measures. It is necessary to define uniform requirements for industrial parks and technology parks, as well as to analyze the effectiveness of the proposed regulatory and legal measures to support parks. The solution is to establish a unified methodology for creating industrial projects, which will improve the efficiency of coordination between various industrial parks and technology parks, as well as eliminate inconsistencies in the regulatory framework. To ensure the improvement of legislation in this area, uniform requirements for industrial technoparks at the federal level have been ratified. Industrial parks receiving or planning to receive state support funds must be checked for compliance with these requirements. To complete the construction of this system, the regions need to bring their legislation in line with the federal one.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, промышленные технопарки, меры поддержки, экотехнопарки, льготы, субсидии, методика

Keywords: legal regulation, industrial technology parks, support measures, ecotechnoparks, benefits, subsidies, methodology 

Введение

По итогам 1 полугодия 2021 г. поддержку  получили на региональном уровне 279 объектов и создано 4 500 новых промышленных парка на территории 63 регионов, 18 млн м2 производственных помещений: 1 трлн рублей частных вложений в открытие новых парков 2010-2020 гг., 500 площадок с иностранным капиталом (каждый девятый резидент).

Авторами рассмотрены региональные меры поддержки промышленных парков и промышленных технопарков:

  • количество субъектов РФ, у которых приняты НПА по вопросам ПП/ПТ — 39 (45%);
  • количество субъектов РФ, у которых имеются меры поддержки ПП/ПТ — 33 (38%).

Максимальный объем субсидии из федерального бюджета – 500 млн руб. на 2 года (но не более 250 млн руб. в год) (таблица 1).

Создано 60 тыс. раб. мест резидентами промышленных технопарков и 1,7 млн м2 производственных и технологических помещений (88 объектов, 33 региона).

Одним из механизмов стимулирования инвестиций в промышленность является предоставление налоговых льгот.

Основные результаты

Внесены изменения, в котором утверждены требования к промышленным и агропромышленным технопаркам (агробиотехнопаркам).

Вводится понятие экотехнопарк в нормативных актах, как разновидность промышленного технопарка, с использованием различных методов, количество которых в период 2018-2019 гг. составило соответственно  — 4-7; в 2020 г. — 12, в 2025-2030 гг. составит соответственно — 25-30.

Разрабатывается единая методология (таблица 2):

Необходимость создания единой платформы:

  • единая нормативно-правовая база на федеральном уровне;
  • единая нормативно-правовая база на региональном уровне;
  • единый механизм государственной поддержки;
  • единые стандарты проектирования и строительства.

Иные меры поддержки:

  • льготы по аренде земли / имущества;
  • упрощенный порядок предоставления земли.

Наиболее востребованные льготы:

  • налог на прибыль резидентам и УК;
  • налог на имущество резидентам и УК;
  • транспортный налог резидентам и УК;
  • земельный налог резидентам и УК.

34 региона имеют налоговые льготы для ИП / ПТ и резидентов.

38 регионов сообщили об отсутствии данных налоговых льгот.

Динамика организации и формирования технопарков повышается, при этом сохраняется неравномерность распределения технопарков по территории России: максимальное их число приходится на Центральном (49,7%) и Приволжском (18,5%) федеральных округах. В структуре площадей формируемых и функционирующих технопарков отмечается превалирование производственных помещений, их доля каждый год повышается с 35,9% в до 51,1%.

Общее число резидентов технопарков России в среднем каждый год повышается на 15,5%, из них 93,2% резидентов технопарков являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Количество организовываемых резидентами технопарков рабочих мест в 2020 г. превысило 128 тыс. человек. В последние годы технопарки России показывают увеличение по всем главным показателям эффективности.

Авторами представлена методика рейтинга технопарков, в основе которой проводится комплексная оценка деятельности резидентов и управляющих компаний технопарков по 21 частному показателю, сгруппированным по 5 группам показателей (таблица 3).

Эффект предоставления поддержки (2021-2023 гг.).

25,8 млрд руб. внебюджетных инвестиций

5,2 тыс новых рабочих мест

4,8 млрд руб. налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

Организация экотехнопарка не является правовой моделью привлечения инвестиций, а формирует хозяйственную модель организации вторичной переработки и утилизации отходов [4].

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих создание экотехнопарков, свидетельствует о неритмичном продвижение в данном направлении от региона к региону.

При анализе нормативно-правовой сферы на уровне регионов определена ключевая тенденция — организация большего числа объектов по утилизации отходов, регионы приумножают целевые показатели по доле утилизируемых отходов. Необходимо подметить основные проблемы, которые были установлены в исследовании: процесс внедрения экотехнопарков осуществляется неравномерно; часть регионов не обеспечивают благоприятную правовую и экономическую среду для организации комплексов экотехнопарков; некоторые регионы почти не осуществляют захоронение отходов при производстве промышленной продукции [5].

Авторами рассматриваются предложения нормативно-правового регулирования:

  • установить единые требования к ПП и ТП, а также к их резидентам;
  • координировать меры государственной поддержки;
  • разработать систему оценки этой эффективности [6].

Заключение

Авторами предложены новые возможности организации производства отечественной продукции. Зафиксировать на уровне федерального и регионального законов определение экотехнопарка, его резидентов и предъявляемые к ним требования и конкретизировать в стратеги развития отрасли [7].  Статус экотехнопарков должен регулироватся положениями о промышленных технопарках. Необходимо формирование нормативных актов, касающихся предоставления льгот резидентам экотехнопарков. Целесообразно установить на уровне тарифного регулирования условия возврата вложенных инвестиций или возможности предоставления дополнительных налоговых льгот [8]. Закрепление возможности объединения в экотехнопарки резидентов, которые находятся во владении всевозможных управляющих компаний с целью обеспечения технологии замкнутого цикла и предоставления резидентам дополнительных мер финансовой поддержки [9].

Дальнейшее формирование экотехнопарков зависит от последовательного развития правовой среды (создание объектов в нормативно-правовые акты) и структурирования соглашений в рамках доступных форм ГЧП и концессионных соглашений [10].

Список источников

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 Г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  3. Андряшина Н.С. Современные подходы к созданию нового продукта в машиностроении. Вестник Мининского университета . № 1 (5). 2014.
  4. Миронов, Д. С. Институционально-трансформационные факторы развития индустриальных парков Свердловской области / Д. С. Миронов // Теоретическая и прикладная экономика. – 2018. – № 4. – С. 33–52.
  5. Миронов, Д. С. Институциональные условия и факторы выбора индустриального парка как места для развития инновационного бизнеса / Д. С. Миронов, В. Ж. Дубровский // Управленец = The Manager. – 2018. – Т. 9, № 6. – С. 33–52.
  6. Миронов, Д. С. Механизмы государственной поддержки в формировании и развитии полиотраслевых промышленных парковых структур / Д. С. Миронов, В. А. Благинин // Современная научная мысль. – 2017. – № 3. – С. 117–126.
  7. Efremova, A. D., Kuznetsov V.P., Artemyeva M.V., Grigoryev A.I., Sintsov E.V. Disaggregation of industrial enterprises as one of the ways to overcome the economic crisis, Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2019, 947-953. DOI: 10.1007/978-3-030-00102-5_101.
  8. Kozlova E.P., Kuznetsov V.P., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S. Methodological Bases of the Assessment of Sustainable Development of Industrial Enterprises (Technological Approach), in Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2020, 670-679. DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_75.
  9. Kozlova, E. P., Kuznetsova S.N., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S. The Concept Interpretation of Sustainable Development Mechanism in the Conditions of Technological Transformation of Industrial Enterprises, in Studies in Systems, Decision and Control, 2021, DOI: 10.1007/978-3-030-56433-9_77.
  10. Kozlova, E.P., Potashnik, Y.S., Artemyeva, M.V., Romanovskaya, E.V., Andryashina, N.S. Formation of an Effective Mechanism for Sustainable Development of Industrial Enterprises, in Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2020, 545–556. DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_55.

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 31.12.2014 G. № 488-FZ «O promy`shlennoj politike v Rossijskoj Federacii».
  2. Federal`ny`j zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-texnicheskoj politike».
  3. Andryashina N.S. Sovremenny`e podxody` k sozdaniyu novogo produkta v mashinostroenii. Vestnik Mininskogo universiteta . № 1 (5). 2014.
  4. Mironov, D. S. Institucional`no-transformacionny`e faktory` razvitiya industrial`ny`x parkov Sverdlovskoj oblasti / D. S. Mironov // Teoreticheskaya i prikladnaya e`konomika. – 2018. – № 4. – S. 33–52.
  5. Mironov, D. S. Institucional`ny`e usloviya i faktory` vy`bora industrial`nogo parka kak mesta dlya razvitiya innovacionnogo biznesa / D. S. Mironov, V. Zh. Dubrovskij // Upravlenecz = The Manager. – 2018. – T. 9, № 6. – S. 33–52.
  6. Mironov, D. S. Mexanizmy` gosudarstvennoj podderzhki v formirovanii i razvitii poliotraslevy`x promy`shlenny`x parkovy`x struktur / D. S. Mironov, V. A. Blaginin // Sovremennaya nauchnaya my`sl`. – 2017. – № 3. – S. 117–126.
  7. Efremova, A. D., Kuznetsov V.P., Artemyeva M.V., Grigoryev A.I., Sintsov E.V. Disaggregation of industrial enterprises as one of the ways to overcome the economic crisis, Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2019, pp. 947-953. DOI: 10.1007/978-3-030-00102-5_101.
  8. Kozlova E.P., Kuznetsov V.P., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S. Methodological Bases of the Assessment of Sustainable Development of Industrial Enterprises (Technological Approach), in Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2020, pp. 670-679. DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_75.
  9. Kozlova, E. P., Kuznetsova S.N., Garina E.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S. The Concept Interpretation of Sustainable Development Mechanism in the Conditions of Technological Transformation of Industrial Enterprises, in Studies in Systems, Decision and Control, 2021, DOI: 10.1007/978-3-030-56433-9_77.
  10. Kozlova, E.P., Potashnik, Y.S., Artemyeva, M.V., Romanovskaya, E.V., Andryashina, N.S. Formation of an Effective Mechanism for Sustainable Development of Industrial Enterprises, in Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, 2020, pp. 545–556. DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_55.

 Для цитирования: Кузнецова С.Н., Гнездин А.В., Голыничева Е.М., Рыжакова К.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности промышленных технопарков // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-8/

© Кузнецова С.Н., Гнездин А.В., Голыничева Е.М., Рыжакова К.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.