Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.2

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_135

ПОСТРОЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

BUILDING A DIGITAL ECONOMY

Ефремова Лариса Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», laraguz@yadex.ru.

Efremova Larisa Borisovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory and Management, State University of Land Management, laraguz@yadex.ru .

Аннотация. Темпы построения цифровой экономики сегодня определяют как развитие страны так и ее регионов, внедрение цифровых технологий во все виды как экономической деятельности и отрасли социальной сферы обеспечивает создание современных комфортных условий жизнедеятельности населения страны, организацию эффективных систем государственного и муниципального управления.

Abstract. The pace of building a digital economy today determines both the development of the country and its regions, the introduction of digital technologies in all types of economic activity and social sectors ensures the creation of modern comfortable living conditions for the population of the country, the organization of effective public and municipal management systems.

Ключевые слова: ускоренное развитие страны и ее регионов, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии, эффективное управление процессами цифровой трансформации, экосистема цифровой экономики

Keywords: accelerated development of the country and its regions, digital transformation, digital economy, digital technologies, effective management of digital transformation processes, digital economy ecosystem 

Одним из ведущих трендов, определяющих в современных условиях ускоренное развитие страны и ее регионов, является цифровая трансформация, предусматривающая построение цифровой экономики, внедрение цифровых технологий во все виды экономической деятельности и отрасли социальной сферы, что обеспечивает создание современных комфортных условий жизнедеятельности населения страны и ее регионов, организацию эффективных систем государственного и муниципального управления.

В настоящее время наблюдается активное формирование единого унифицированного понятийного аппарата в области цифровой экономики, позволяющего обеспечить институциональные основы и нормативно-правовую базу для эффективного управления процессами цифровой трансформации в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. В Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» даются следующие определения цифровой экономики: «Цифровая экономика— хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». При этом отмечается системный характер цифровой экономики и дополнительно вводится понятие экосистемы цифровой экономики, что подразумевает «партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан»1.

Цифровая трансформация отраслей экономики и социальной сферы включает деятельность по созданию, распространению и интеграции цифровых технологий (в части сбора, хранения, обработки, поиска, передачи, представления данных в электронном формате) в технологические и организационно-управленческие процессы в государственном и корпоративном секторах, в принципы создания продуктов и предоставления услуг, новые модели потребления.

Наиболее четкое определение цифровизации субъекта РФ дают специалисты Московской школы управления СКОЛКОВО, которые определяют ее как «уровень использования в субъекте федерации потенциала цифровых технологий во всех аспектах народнохозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально- экономической инфраструктуры субъектов РФ»[1] [2].

Можно выделить следующие направления получения эконмических и социальных выгод и эффектов от внедрения цифровых технологий и формирования цифрового уклада социально-экономического развития региона.

Экономические выгоды от цифровой трансформации:

  •  значительный вклад в экономический рост;
  •  рост числа рабочих мест в смежных отраслях;
  •  рост производительности труда;
  •  ускорение темпов роста малого и среднего бизнеса;
  •  создание новых продуктов и услуг (сервисов);
  •  снижение трансакционных издержек бизнеса.

Социальные выгоды от цифровой трансформации:

  •  повышение инклюзивности и доступности государственных и муниципальных услуг;
  •  повышение уровня мобильности населения и качества транспортных услуг;
  •  повышение доступности образовательных услуг;
  •  повышение качества и доступности медицинского обслуживания;
  •  снижение негативного воздействия на окружающую среду;
  •  повышение уровня общественной безопасности, безопасности на транспорте, улучшение криминальной обстановки;
  •  повышение доступности и качества финансовых сервисов.

Формирование эффективной стратегии цифровой трансформации страны и ее регионов предусматривает решение ряда вопросов, среди которых следует выделить выявление и обоснование приоритетных цифровых технологий и сфер их применения в регионе, анализ и оценка экономических и социальных эффектов, а также ограничений и возможных рисков, которые могут возникнуть в процессе перехода к цифровым платформам, анализ готовности государственных и муниципальных органов управления к переходу на цифровой уклад, формирование новых навыков и компетенции, которые будут востребованы от специалистов и управленцев при работе в условиях цифровой трансформации, оценка готовности и спроса со стороны населения региона на потребление разного рода услуг в цифровом формате.

Распространение цифровых технологий зависит не только от создания соответствующей инфраструктуры на территории, но и в значительной степени от возраста, уровня образования и доходов населения, проживающего на данной территории, общего стартового уровня социально-экономического развития региона.

Анализ отечественной и зарубежной практики формирования цифровой экономики в регионах свидетельствует о необходимости наличия определенных предпосылок, создающих необходимую среду для эффективной реализации цифровой трансформации отдельных территорий и регионов. К таким предпосылкам следует отнести:

  •  наличие долгосрочной стратегии внедрения цифровых технологий, учитывающей уровень подготовленности бизнес-структур и граждан к переходу на основанные на абсолютно новых принципах способы организационного построения и функционирования экономической и социальной сфер;
  •  имеющийся ресурсный и технологический базис, обеспечивающий системную трансформацию экономики и социальной среды на функционирование в условиях цифровой экономки с учетом потребностей и возможностей всех стейкхолдеров, интегрированных в этот процесс;
  •  платежеспособный спрос потребителей цифровых технологий, обусловливающих принципиально новые условия жизни и трудовой деятельности;
  •  профессиональная подготовленность управленцев всех уровней к принципиальным изменениям в подходах и принципах управленческой деятельности;
  •  адаптивность системы государственного и муниципального управления к предоставлению качественных и доступных публичных услуг, предоставляемых на цифровых платформах.

Важный этап в развитии цифровой экономики в России связан с Указом Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», в котором отмечалось, что обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу страны и ее регионов является национальной целью развития РФ. Для достижения одной из ряда поставленных в майском Указе Президента целей в настоящее время реализуется национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», призванный существенным образом обеспечить распространение цифровых технологий в стране и российских регионах, задавая новые траектории, раскрывая потенциал их социально-экономического развития. Проект содержит следующие ключевые цели, предусмотренные в майском указе Президента РФ:

1) увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г. и доведение доли таких затрат до 5,1 % в ВВП страны к 2024 г.;

2) создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств; доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернет-сети, должна достичь 97 % к 2024 г.;

3) использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, стоимостная доля отечественного программного обеспечения должна превысить 90 % к 2024 г.

Следует отметить, что в качестве одной из пяти национальных целей развития РФ, определенных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», также выделяется цифровая трансформация, которая призвана открыть новые возможности для повышения качества и уровня жизни населения российских регионов, улучшения условий проживания населения, развития отраслей региональной экономки и социальной сферы, раскрытия предпринимательского потенциала регионов. Данный документ содержит уточнения отдельных целевых установки реализации национального проекта «Цифровая экономика» на период до 2030 г., которые состоят в следующем:

  • достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %;
  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 %;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 г.

Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» включает шесть федеральных проектов, общий бюджет которых превышает 1,6 трлн руб., из которых более 67 % приходится на федеральный бюджет. Важно отметить, что в структуре расходов данного национального проекта значительная доля приходится на федеральные проекты «Информационная инфраструктура» и «Цифровые технологии» (рис. 6.7).

В рамках федерального проекта «Цифровые технологии» выделяются девять сквозных цифровых технологий, которые затрагивают не отдельные сегменты экономики и социальной сферы, а формируют новые модели ведения бизнеса, функционирования объектов социальной сферы, построения социального пространства (например, искусственный интеллект, интернет вещей, робототехника). Сквозные цифровые технологии включают:

1) большие данные;

2) новые производственные технологии;

3) промышленный интернет;

4) искусственный интеллект;

5) технологии беспроводной связи;

6) компоненты робототехники и сенсорика;

7) квантовые технологии;

8) системы распределенного реестра;

9) технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В дорожных картах, разработанных по каждой сквозной цифровой технологии, дается характеристика достигнутого уровня развития каждой из технологий, эффекты от их совершенствования и целевые ориентиры, соответствующие мероприятия, объемы финансирования, сроки реализации. Суммарный потребный объем финансовых ресурсов для разработки технологий до 2024 г. составляет около 851,7 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников, при этом наибольшие ресурсы (почти 46 % от заявленных объемов) будут затрачены на развитие технологий искусственного интеллекта.

Практика показывает, что от масштабов внедрения и эффективности использования таких сквозных цифровых технологий в социально-экономическом развитии страны и ее регионов в стратегической перспективе будет зависеть их конкурентоспособность как на внутренних, так и глобальных рынках, качество и доступность предоставляемых публичных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации разработан и находится в стадии обсуждения проект федерального проекта «Цифровой регион», который планируется включить в национальный 1 URL: http://government. ru/info/35568/

проект «Цифровая экономика». Этот проект содержит следующие основные цели и задачи.

Цель 1. Ускорить внедрение цифровых технологий и решений в субъектах РФ.

Задача 1.1. Обеспечение эффективности координации реализации федерального проекта «Цифровой регион», создание необходимых организационно-методических и финансовых условий для ускоренной цифровизации субъектов.

Решение данной задачи предусматривает разработку и принятие концепции цифровой трансформации субъектов РФ, подготовку инструментария для оценки уровня цифровой трансформации регионов, формирование общероссийского банка лучших практик и решений по цифровой трансформации субъектов РФ, утверждение отечественных стандартов в сфере региональной цифровизации, обеспечение координации и нормативно-методической поддержки реализации мероприятий федерального проекта «Цифровой регион», обеспечение финансирования региональных и муниципальных проектов, реализуемых в рамках реализации региональных стратегий цифровой трансформации, в том числе по направлению разработки и внедрения цифровых платформенных решений на основе отечественных разработок, создание условия для построения единого цифрового пространства субъектов и муниципальных образований на основе единых подходов к работе с данными.

Цель 2. Повысить эффективность управления ресурсами субъектов РФ.

Задача 2.1. Повышение качества управления ресурсами ЖКХ, в том числе за счет внедрения комплексной системы повышения эффективности использования энергетических ресурсов в регионе

Решение данной задачи позволит внедрить региональный сегмент Государственной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в субъектах РФ, повысив тем самым эффективное управление сферой ЖКХ. При этом важно обеспечить повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системе ЖКХ региона с учетом ее интеграции с ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК. Важным фактором эффективности управления ресурсами ЖКХ остается внедрение в регионах прозрачной и достоверной системы взаиморасчетов на основе технологий распределенного реестра.

Задача 2.2. Повышение эффективности проектирования и строительства объектов недвижимости в регионах

Решение данной задачи предусматривает, что в субъектах РФ будет внедрена Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), при которой проектирование новых зданий за счет средств регионального бюджета будет осуществляется с использованием технологий информационного моделирования — Building Information Modelling (BIM).

Задача 2.3. Повышение качества управления мобильностью граждан и эффективности грузовых перевозок.

Для решения этой задачи проект предусматривает внедрение единого проездного билет в каждом субъекте РФ, внедрены технологии цифрового транспортного планирования и управления транспортной системой на уровне региона, в том числе с целью увеличения общей средней скорости движения.

Задача 2.4. Повышение качество управления природными ресурсами и экологией.

Решение данной задачи требует во-первых, разработки и внедрения государственной информационной системы мониторинга (включая комплексное программное обеспечение), состояния окружающей среды (почва, воздух, вода, уровень шума) для контроля показателей окружающей среды в режиме реального времени и обеспечения возможности осуществления общественного контроля; во- вторых, разработки и внедрения государственной информационной системы учета отходов производства и потребления для мониторинга (включая комплексное программное обеспечение) за состоянием отрасли в режиме реального времени, а также построения прогнозов, проведения оценки необходимых инвестиций и обеспечения возможности осуществления общественного контроля.

Задача 2.5. Повышение качества здравоохранения с использованием цифровых технологий.

Решение данной задачи предусматривает создание региональной аналитической платформы «Здоровье», включающей логистику медицинской помощи, предоставление услуг аптечных сетей, услуг здоровья, цифровая платформа «Умная клиника», а также платформы финансовых расчетов и управления ресурсами в здравоохранении субъекта РФ.

Задача 2.6. Обеспечение равных условий получения образования жителями региона.

Решение данной задачи направлено, во-первых, на обеспечение равных условий получения образования, в том числе в дистанционном формате, для всех учеников региона независимо от их физических и материальных возможностей, а также места проживания; во-вторых, на обеспечение экономики региона востребованными квалифицированными кадрами за счет возможностей профессиональной подготовки и переподготовки жителей региона, с учетом актуального спроса на необходимые компетенции, что приводит увеличить кадровый потенциала региона, уменьшить безработицу, оперативно и гибко реагировать на кризисные явления в экономике.

Кроме того, региональная цифровая образовательная среда обеспечивает доступность современных образовательных методик и материалов, а также повышение качества образования с учетом индивидуальных способностей учеников и их предпочтений, помогает в мотивации и профориентации учащегося, обеспечивает дополнения стандартных учебно-методических материалов внешним образовательным контентом. Тем самым повышается доступность и разнообразие образовательных программ и мероприятий, направленных на уничтожение цифрового неравенства всех жителей региона.

Цель 3. Повысить качество предоставляемых услуг и вовлеченности граждан в процессы управления субъектом РФ.

Задача 3.1. Создание организационной, методологической основы и финансирования реализации проектов цифровизации городского хозяйства «Умный город» в субъектах РФ.

В рамках решения данной задачи Федеральный центр компетенций совместно с Региональными центрами компетенций обеспечивают организационную и методологическую поддержку и финансирование реализации проектов «Бережливый умный регион/город» в субъектах РФ и муниципальных образований городского типа.

Задача 3.2. Повышение качества информирования жителей и заинтересованных инвесторов регионов об управлении регионом/ городом и принимаемых решениях.

Для решения этой задачи жители региона имеют открытый доступ к информации и данным о принимаемых решениях в рамках осуществления управления субъектом и муниципальными образованиями.

Задача 3.3. Вовлечение граждан субъектов и муниципальных образований в процессы принятия решений вопросов городского и регионального развития через развитие региональных цифровых платформ для граждан.

Решение этой задачи требует обеспечения граждан, региональных и муниципальных органов власти эффективными инструментами взаимодействия по вопросам городского развития через каналы обращений жителей в единую диспетчерскую службу, с помощью голосований и опросов, получения актуальной информацию об органах власти, планах градостроительства, городского и регионального развития, запланированных ремонтных работах, а также механизмах участия в обсуждении этих вопросов и общественного контроля за качеством их исполнением.

Задача 3.4. Повышение эффективности процессов администрирования и оказания муниципальных/региональных услуг.

Решение данной задачи предусматривает обеспечение высокого качество оказания муниципальных/региональных услуг населению и субъектам малого и среднего предпринимательства, используя онлайн-сервисы, на основе методологии бережливости, внедрения интеграционных платформенных решений в субъекта РФ и муниципальных образованиях, обеспечивающих управление на основе актуальных данных.

Задача 3.5. Создание комфортной и безопасной среды для жителей региона.

Для решения этой задачи предусматривается, во-первых, создание и внедрение федеральной платформы аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный регион», обеспечивающей прогнозирование и реагирование на внештатные ситуации, разработка типовых решений для регионального сегмента АПК «Безопасный регион», во-вторых, внедрение информационной системы, необходимой для работы ситуационных центров высших должностных лиц субъектов РФ и муниципалитетов, центров управления регионом, а также развитие и модернизация системы «112».

Следует отметить, что в российских регионах уже накопили определенный опыт реализации региональных проектов в области внедрения информационно-коммуникационных технологий. Так, в соответствии с положениями Концепции развития региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р, в 2017 г. был проведен и представлен Минкомсвязи России рейтинг российских регионов, отражающий состояние развития информационных технологий в отраслях региональной инфраструктуры, региональном управлении (электронное правительство), в образовании, здравоохранении и на транспорте. Регионами-лидерами, вошедшими в первую десятку рейтинга 2017 г., стали город Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Тульская область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Томская и Челябинская области.

Проведенный в 2019 г. Аналитическим центром при Правительстве РФ опрос о состоянии процесса цифровой трансформации в 79 субъектах РФ затрагивал оценку следующих параметров (рис. 6.8).

В качестве приоритетных цифровых технологий были названы следующие: большие данные (80 % участвовавших в опросе регионов) и технологии беспроводной связи (63 %). Значительной популярностью пользуются промышленный интернет и интернет вещей (53 %), искусственный интеллект и нейротехнологии (47 %), системы распределенного реестра (43 %), технологии виртуальной и дополненной реальностей (30 %), новые производственные технологии (28 %) и компоненты робототехники и сенсорика (27 %).

Органы местного самоуправления и органы государственной власти, входящие в единую систему публичной власти в Российской Федерации, также сталкиваются с необходимостью решения задач, касающихся развития автоматизированных информационных систем, в сферах здравоохранения, образования, транспорта. Разумеется, базовым условием цифровизации различных сфер экономической деятельности является достижение высокого уровня информатизации и автоматизации. Отдельное значение для регионов имеют программы и проекты в области развития информационной инфраструктуры и внедрения автоматизированных информационных систем.

Анализ показывает, что большая часть региональных проектов в области цифровизации экономических процессов осуществляется по направлениям, схожим с направлениями федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика», а именно безопасность информационной среды, информационная инфраструктура, цифровые технологии, нормативное регулирование в сфере информационно-коммуникационных технологий, кадровое обеспечение цифровой экономики, цифровизация государственного управления.

Приоритетными отраслями регионального развития цифровых технологий являются: здравоохранение (75 % регионов), городская среда (75 % регионов), образование и кадровая политика (66 % регионов), транспорт и связь, включая беспроводную связь и цифровую мобильность (61 % регионов), ЖКХ и энергетика (56 % регионов). Также приоритетными являются сельское и лесное хозяйство, культура и туризм, государственные и муниципальные услуги и управление (включая цифровое правительство), строительство и промышленность.

К особо значимым регионы относят проекты в сфере государственного управления, включая госуслуги и государственные финансы. Данные проекты характеризуются наибольшим эффектом (как ожидаемым, так и достигнутым) реализации и финансируются преимущественно за счет средств регионального бюджета. Во многих регионах внедряются региональные медицинские информационные системы и системы автоматизации работы скорой медицинской помощи, автоматизированные системы управления образованием. В сфере внимания регионов остаются также системы фото- и видеофиксации в области дорожного движения.

Признавая заинтересованность регионов в развитии цифровых технологий и успешную реализацию цифровых походов в отдельных отраслях экономики и социальной сферы, следует отметить, что в силу ряда объективных и субъективных причин не все субъекты РФ имеют соответствующие региональные программы. Как показало упомянутое выше исследование Аналитического центра при Правительстве РФ в 2019 г. менее половины российских регионов имели региональные программы и проекты по цифровизации в стадии реализации или на этапе разработки (рис. 3).

Совокупный объем финансирования мероприятий по информатизации в субъектах РФ из региональных бюджетов за период 2015—2018 гг. демонстрировал ежегодный рост бюджетных расходов, которые возросли более чем в 2,8 раза за соответствующий период. Вместе с тем доля бюджетных расходов города Москвы в этом показателе достигла по итогам 2018 г. 49,1 %, что ярко свидетельствует о цифровом неравенстве бюджетных возможностей регионов, преодолеть которое без активной скоординированной федеральной политики в этой области невозможно.

Последние события, связанные с концентрацией усилий на борьбе с пандемией COVID-19, активизировали процессы внедрения технологий, связанных с удаленным взаимодействием физических лиц учреждений и организаций всех сфер деятельности.

Отдельного внимания заслуживает организация электронного голосования по поправкам в Конституцию РФ, осуществленное на территории Москвы и Нижегородской области, что свидетельствует о высокой степени готовности данных территорий к использованию цифровых технологий в самых чувствительных для функционирования государства сферах.

В целях осуществления цифровой трансформации регионов применяется комплекс мероприятий государственного регулирования и поддержки (рис. 3).

Для оценки экономических, технологических и социальных процессов, происходящих в российских регионах в ходе цифровизации экономики, социальной сферы и процессов развития общества в целом, в России на основе разработанной с учетом международного опыта методологии рассчитывается индекс «Цифровая Россия» в разрезе каждого субъекта РФ. Данный индекс рассчитывается на основе сочетания статистического и экспертного подходов, что позволяет дать оценку уровня цифровизации региона вне зависимости от размера его территории, численности проживающего населения и географического положения[3].

«Индекс «Цифровая Россия» рассчитывается на основе формализации семи субиндексов и их весов.

  • Нормативное регулирование и административные показатели цифровизации.
  • Специализированные кадры и учебные программы.
  • Наличие и формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, включая уровень НИОКР.
  • Информационная инфраструктура.
  • Информационная безопасность.
  • Экономические показатели цифровизации.
  • Социальный эффект от внедрения цифровизации».

Необходимо с учетом специфики и имеющегося потенциала регионов заложить в них основные предпосылки и создать стимулы практического использования цифровых технологий в базовых сегментах экономики соответствующих территорий, проводить постоянный мониторинг скорости и направлений цифровизации, симулировать спрос потребителей на цифровые услуги, основываясь на принципах преемственности и постепенности при переходе на цифровые технологии в системах регионального и муниципального управления, повышать цифровую грамотность населения, реализуя образовательные и консультационные программы на базе центров компетенций.

Список источников

  1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы».
  2. Методология расчета индекса «Цифровая Россия» субъектов Российской Федерации. — Московская школа управления Сколково. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Methodology_2019—04_ru.pdf
  3. Методология расчета индекса «Цифровая Россия» субъектов Российской Федерации. URL:
  4. Europe 2020 Strategy [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/europe-2020-strategy (дата обращения: 04.06.2018 г.)
  5. Интернет вещей, IoT, М2М (мировой рынок) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Интернет вещей, IoT, М2М (мировой рынок) (дата обращения: 04.06.2018 г.)
  6. Индикаторы инновационной деятельности: 2017: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017.

References

  1. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017—2030 gody`».
  2. Metodologiya rascheta indeksa «Cifrovaya Rossiya» sub«ektov Rossijskoj Federacii. — Moskovskaya shkola upravleniya Skolkovo. URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Methodology_2019—04_ru.pdf
  3. Metodologiya rascheta indeksa «Cifrovaya Rossiya» sub«ektov Rossijskoj Federacii. URL:
  4. Europe 2020 Strategy [E`lektronny`j resurs]. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/europe-2020-strategy (data obrashheniya: 04.06.2018 g.)
  5. Internet veshhej, IoT, M2M (mirovoj ry`nok) [E`lektronny`j resurs]. — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Stat`ya: Internet veshhej, IoT, M2M (mirovoj ry`nok) (data obrashheniya: 04.06.2018 g.)
  6. Indikatory` innovacionnoj deyatel`nosti: 2017: statisticheskij sbornik / N.V. Gorodnikova, L.M. Goxberg, K.A. Ditkovskij i dr.; Nacz. issled. un-t «Vy`sshaya shkola e`konomiki». — M.: NIU VShE`, 2017.

Для цитирования: Ефремова Л.Б. Построение цифровой экономики  // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-3/

© Ефремова Л.Б., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.