Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.322.012

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_146

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 

INVESTMENT POLICY: TRENDS, FEATURES AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE OF THE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN ECONOMY 

Шейхова Марина Сергеевна, к.э.н, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, E-mail: Sholuhmarina@rambler.ru

Сафонова Светлана Геннадиевна, к.э.н, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, E-mail: Svet_lana2808@mail.ru

Бреусова Евгения Александровна, к.э.н, доцент кафедры экономики и менеджмента, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)  ФГБОУ ВО ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, E-mail: eva_breusova@mail.ru

Орлова Екатерина Петровна, к.э.н, доцент кафедры экономики и менеджмента, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)  ФГБОУ ВО ДГТУ в г. Шахты Ростовской области, E-mail:

Sheikhova Marina Sergeevna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Department of  Economics, Philosophy and Social Sciences, FSBEI HE Don State Agrarian University, E-mail: Sholuhmarina@rambler.ru

Safonova Svetlana Gennadievna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Department of Economics, Philosophy and Social Sciences, FSBEI HE Don State Agrarian University, E-mail: Svet_lana2808@mail.ru

Breusova Evgeniya Aleksandrovna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of the Federal State Educational Institution in DSTU in Shakhty, Rostov region, E-mail: eva_breusova@mail.ru

Orlova Ekaterina Petrovna, Candidate of  Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of the Federal State Educational Institution in DSTU in Shakhty, Rostov region, E-mail:

Аннотация. В настоящее время экономика России оказалась перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической, технологической базы на качественно новой основе и перехода к качественно новому  типу развития. В данной статье представлены результаты исследования динамики инвестиций в экономику России. Рассмотрена важность и особенности реализации инвестиционной активности в России на федеральном и региональном уровнях. Исследованы  понятия «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный потенциал» и «инвестиционный климат». Представлена статистика прямых иностранных инвестиций в Россию. Определены основные проблемы инвестирования в различные регионы. Выявлены основные субъекты Российской Федерации, являющиеся лидерами по объему вложенных инвестиций. Рассказано об адресной инвестиционной программе (ФАИП) на 2021 — 2023 гг. Выявлены тенденции и перспективы реализации региональной инвестиционной политики на примере Ростовской области. Рассмотрены принципы реализации инвестиционной политики, обозначенные в Инвестиционной декларации Ростовской области. Инвестиционная декларация Ростовской области разработана с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, предоставления возможности реализации инвестиционных проектов. В ней определены основные приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в Ростовской области, гарантии и обязательства органов государственной власти Ростовской области по обеспечению прав инвесторов, а также основные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности. Представлены приоритетные направления экономики для привлечения инвестиций в Ростовскую область, обусловленные конкурентными преимуществами региона.

Abstract. Currently, the Russian economy is facing a systemic challenge that determines the need to update the scientific, information, technical, technological base on a qualitatively new basis and transition to a qualitatively new type of development. This article presents the results of a study of the dynamics of investments in the Russian economy. The importance and features of the implementation of investment activity in Russia at the federal and regional levels are considered. The concepts of «investment attractiveness», «investment potential» and «investment climate» are investigated. The statistics of foreign direct investment in Russia are presented. The main problems of investing in various regions are identified. The main subjects of the Russian Federation, which are leaders in terms of investments, are identified. It is told about the targeted investment program (FAIP) for 2021-2023. The trends and prospects of the implementation of regional investment policy on the example of the Rostov region are revealed. The principles of investment policy implementation outlined in the Investment Declaration of the Rostov region are considered. The investment declaration of the Rostov region was developed with the aim of increasing the investment attractiveness of the region, providing opportunities for the implementation of investment projects. It defines the main priority areas for the development of investment activity in the Rostov region, guarantees and obligations of the state authorities of the Rostov region to ensure the rights of investors, as well as the main measures of state support for investment activities. The priority directions of the economy for attracting investments to the Rostov region, due to the competitive advantages of the region, are presented.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, прямые инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск

Keywords: investment, investment policy, investment attractiveness, investment climate, direct investment, investment potential, investment risk

На данном этапе развития экономики кризисные процессы вызвали обострение проблем, обусловленных воздействием негативных факторов постпандемической экономики, неопределенности и риска внешней среды. В этой связи, привлечение инвестиций является одним из основных аспектов, направленных на повышение конкурентоспособности экономики. Достигнуть высоких показателей экономического и социального развития можно, делая упор на инвестиционную деятельность. Инвестиции, как известно, являются ограниченным ресурсом, поэтому потенциальные инвесторы очень внимательно оценивает объекты инвестирования и возможные риски.

Необходимым аспектом для инвестора считается степень финансового становления региона, его инвестиционная привлекательность, а будущий размер поступивших вложений оказывает воздействие на улучшение регионального становления. Уровень инвестиционной привлекательности считается условием для действенного социально-экономического становления экономики, как страны в целом, так и конкретного ареала. Существует множество определений понятия «инвестиционной привлекательности» региона. Но все они сводятся к одному: наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [4].

Часто понятие «инвестиционная привлекательность» идентифицируется с «инвестиционным климатом». Инвестиционный климат – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы, формирующаяся под влиянием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и степень риска инвестиций [3].

Говоря об инвестициях, нужно упомянуть такое определение как «инвестиционный потенциал». Инвестиционный потенциал — это способность всех экономических ресурсов, которые имеются в регионе, давать поддержание на необходимом уровне благоприятного инвестиционного климата и реализацию инвестиционной функции, исходя из социальной и экономической политики ареала. Он включает девять отдельных потенциалов: природно-ресурсный, финансовый, производственный, туристический, инновационный, инфраструктурный, трудовой, институциональный, потребительский.

На рис.1 представлена динамика инвестиций в основной капитал.

Как показано на рис.1, на становление экономики и общественной сферы РФ организациями всех форм собственности в 2020 г. было потрачено около 20118,4 млрд.  руб. вложений в основной капитал, что составляет 98,6% к уровню 2019 года (в сравнимых ценах). Размер вложений в основной капитал возрос по сопоставлению с 2010 г. на 17,2%, с 2015 г. – на 11,0%. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 2020 г. составила 21,8% (2017 г. – 21,4%, 2018 г. – 20,0%, 2019 г. – 20,6%). В 2020 г. более 60% всех инвестиций в основной капитал освоено в Центральном, Уральском и Приволжском федеральных округах (31,2%, 15,6% и 13,7% соответственно).

Можно выделить 10 основных субъектов РФ, куда было вложено большая часть общего объема инвестиций в 2020 года, среди них:

Как следует из приеденных данных, Можно выделить 10 основных субъектов РФ, куда было вложено большая часть общего объема инвестиций в 2020 года, среди них: г. Москва, Ямало–Ненецкий автономный округ, Московская область, г. Санкт – Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край и др.

Верхние позиции в рейтинге по размеру вложений в расчете на душу населения в 2020г. занимали Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Амурская и Сахалинская области. Вместе с тем, в Республике Калмыкия, инвестиционная активность увеличилась в 2,2 раза по сравнению с 2019 г.  В Республике Марий Эл, Забайкальском, Камчатском и Хабаровском краях, Нижегородской области объем инвестиций в основной капитал в 1,2 раза превысил уровень 2019 г. С другой стороны, можно выделить регионы, в которых наблюдалась отрицательная динамика инвестиций. В частности, в экономику Республик Карачаево-Черкесской, Чувашской, Алтай, Саха (Якутия), Тульской области и г. Севастополь объем инвестиций уменьшился почти на 50%.

Проблема инвестирования в региональную экономику обострилась на последние 3-4 года. Возможно, одной из важных причиной  является проведение различных санкций и реформ. Также существует потребность в разработке новых мер по предотвращению вывода за границу и улучшения инвестиционной привлекательности для внутренних и внешних инвесторов. Тем временем представители региональных органов власти, несмотря на все проблемы и недостатки,  изучают и проводят работы по увеличению объема инвестированных средств. Они разрабатывают различные программы, направленные на привлечение инвестиций, выявляют проблемы, препятствующие повышению инвестиционной активности и принятию инвестиционных решений, а также выдвигают свою оценку инвестиционной привлекательности территории. 

Одним из важных источников импорта технологий являются иностранные инвестиции. Однако важно создавать отечественные технологии, развивать образование и науку. Известно, что для реализации крупных и эффективных инвестиционных проектов необходим долговременный прогноз по проекту и рынку.  

В этой связи, рассмотрим динамику прямых инвестиций экономику  России, начиная с 2011 года и представленную на рисунке 3.

Как показано на графике, по данным Банка России, в 2020 г. прямые иностранные инвестиции снизились в 4 раза и составили всего лишь 8,6 млрд. долл. Из них 7,2 млрд. долл. — это зарубежные вложения в российские инвестиционные проекты. [3] Наименьшие вложения в российскую экономику зарубежными инвесторами были произведены в 2015 году, что  связано с мировым кризисом и введением экономических санкций.   Объем инвестиций составил лишь 6,8 млрд. долл. При этом, самый большой объем вложений был произведен в 2013г. в размере  70 млрд. долл.

Можно сделать вывод о том,  что при сокращении объема прямых иностранных инвестиций в 4 раза в 2020 году, то по количеству проектов состояние ухудшилось на 26% — это 141 проект. Это самое низкое поступление проектов с 2013года, максимальным же является  реализация 238 проектов в 2017 году.

В концепции социально-экономического развития РФ упор делается на инновационное развитие российской экономики, предполагается развитие технопарков, бизнес — инкубаторов, инновационных институтов. При этом, следует, отметить тот факт, что, создание подобных институтов предполагает инвестирование средства не только в науку и технологии, но и в человеческий капитал [8].

Развитие производства, получение прибыли, предпринимательство —  всё это можно отнести к направлениям реализации инвестиционной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях. Если рассматривать инвестиционную политику РФ, то можно сказать, что главная задача заключается в развитии внешнеэкономической деятельности страны, а также в привлечении инвестиций в экономику.

На сегодняшний день Россия уверенно идет к устойчивому положительному сальдо торгового баланса благодаря сокращению государственного импорта и увеличения экспорта товаров.

В целях повышения эффективности региональной инвестиционной политики применяют такие элементы как: пакет нормативно-правовых актов, регулирующие инвестиционный процесс, гарантии сохранности частного капитала, налоговые и иные льготы, организационные структуры по поддержке инвестиционной деятельности, помощь в разработке, проведении инвестиционных проектов.

В целях реализации поставленных задач, Министерством экономического развития была утверждена Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2021 г. и на плановый период 2022 — 2023 гг.

Согласно пояснительной записке к ФАИП, государство планирует направить на инвестиционные проекты в 2021 г.  — 846,3 млрд. руб., в 2022 г. — 885,8 млрд. руб., а в 2023 г. — 925,8 млрд. руб. Общим объем вложений составит 2,658 трлн.  руб. [2] Программой учтены вложения на реализацию 1,1 тыс. инвестиционных проектов. В частности, на строительство объектов дорожного хозяйства  планируется  выделить 579,2 млрд. руб. Предполагается строительство и реконструкция более 10 федеральных трасс, автомобильных магистралей.  В число таких трасс входит: трасса М-10 «Россия», А-181 «Скандинавия», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон» и т.п. Также эти деньги рассчитаны и на реконструкцию Московских и ряд региональных аэропортов. За 3 года 109,2 млрд. руб. и 173,9 млрд. руб. будет вложено в развитие железнодорожного и воздушного транспорта.

Второе место по важности и объему затрат занимают объекты морского и речного транспорта. 371,8 млрд. руб. планирует вложить государство в 2021-2023гг. Вложения ожидаются в становление транспортного узла «Восточный-Находка», в комплекс морской и береговой инфраструктуры в морском порту «Геленджик», создание сухогрузного региона морского порта «Тамань», строительство паромов для ж/д паромной переправы Усть-Луга-Балтийск и Багаевского гидроузла на р. Дон в Ростовской области. В Камчатском крае будет продолжена работа над морским перегрузочным комплексом сжиженного природного газа и начнется строительство объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата».

Жилищное и коммунальное строительство занимает 3 место по объему расходования бюджетных средств. Будут продлены социальные программы по обеспечению жильём военнослужащих и других категорий населения. В программу также входит реставрация старых и строительство новых общежитий. Всего государство выделяет на развитие жилищного и коммунального строительства 361,1 млрд. руб. в течение 3 лет.

Кроме того, запланировано финансирование строительства 40 объектов социальной защиты, спортивных комплексов, здравоохранения, медицинских научных исследовательских институтов, взрослых и детских стационаров, и онкологических диспансеров.

Программой также рассчитано повышение качества жизни пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. В городах и станицах с числом жителей до 300 тыс. человек планируют увеличить развитие культурного образования при помощи создания определенных центров культуры. Инвестиции будут производиться на модернизацию муниципальных и региональных театров, будет осуществляться реконструкция культурно-досуговых учреждений. Запланировано финансирование строительства и реконструкции государственного музея имени А.С. Пушкина, Музейного комплекса Третьяковской галереи, новой сцены драматического театра, музейно-выставочного комплекса Московского Кремля и т.д.

Можно отметить, что только на 2022 год запланировано более 860 инвестиционных проектов. Сюда входят и крупные мероприятия, которые будут детализированы в ходе осуществления программы.

Важное значение имеет реализация инвестиционной политики на региональном уровне. Привлечение инвестиций является одним из главных инструментов регионального развития.  Например, в Ростовской области принята и реализуется Инвестиционная декларация. Она разработана с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, предоставления возможности реализации инвестиционных проектов в кратчайшие сроки, а также обеспечения инвесторов информацией, необходимой для принятия решения о вложении средств на территории Ростовской области.

Инвестиционная декларация предусматривает основные приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в регионе, гарантии и обязательства органов государственной власти Ростовской области по обеспечению прав инвесторов, устанавливает принципы взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности,  а также основные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Основными направлениями инвестиционной политики Ростовской области являются:

  • формирование благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области;
  • инфраструктурное обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов, в том числе на основе формирования региональной сети индустриальных парков;
  • комплексная государственная поддержка инвестиционной деятельности быстрорастущих малых и средних компаний на территории Ростовской области;
  • организация эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса в рамках внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области;
  • совершенствование финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
  • кадровое обеспечение инвестиционной деятельности на основе развития системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, занятых в инвестиционной сфере;
  • создание условий для привлечения инвестиций в муниципальных образованиях с различным уровнем экономического развития;
  • обеспечение информационной открытости и доступности для диалога с бизнесом органов государственной и муниципальной власти Ростовской области;
  • формирование благоприятной среды жизнедеятельности в Ростовской области;
  • снижение административных барьеров инвестиционного развития региона;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
  • активная поддержка инвестиционных проектов. [10]

Приоритетные направления экономики для привлечения инвестиций в Ростовскую область основаны на существующих конкурентных преимуществах региона и включают: обрабатывающие производства; животноводство; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; рыбохозяйственный комплекс; тепличное хозяйство; производство возобновляемых источников энергии в агропромышленном комплексе (биоэнергетика); развитие стройиндустрии, туризма в Ростовской области; создание объектов инженерной и транспортной инфраструктур; добыча полезных ископаемых; розничная торговля; транспорт; создание объектов социальной инфраструктуры; жилищное строительство.

В соответствии с Инвестиционной декларацией, в Ростовской области обеспечиваются равные условия для российских и иностранных инвесторов. При этом приоритетными являются инвестиционные проекты, соответствующие следующим условиям:

  • осуществление инвестиций в приоритетные направления развития Ростовской области;
  • социальная значимость;
  • увеличение количества рабочих мест.

При этом Правительство Ростовской области поддерживает применение передовых технологий в бизнесе, но настаивает на защите окружающей среды от возможного негативного воздействия производства. [10]

Следует отметить, что определен перечень приоритетных инвестиционных проектов «100 Губернаторских инвестиционных проектов». По состоянию на февраль  2022 года данный Перечень включает 45 инвестиционных проектов  с общим объемом инвестиций 310,2 млрд. руб. Эти проекты позволят создать в регионе свыше 37 тысяч дополнительных рабочих мест. За весь период ведения Перечня, начиная с 2011г., реализовано 82 проекта с общим объемом инвестиций 261,5 млрд.  руб.  введен в эксплуатацию. Большинство проектов приходится на традиционные для Ростовской области отрасли: промышленное производство, включая топливно-энергетический комплекс и сельское хозяйство. [10]

Вопросы по обновлению и дополнению перечня приоритетных инвестиционных проектов «100 Губернаторских инвестиционных проектов» ежеквартально рассматриваются на заседаниях  Совета по инвестициям при Губернаторе Ростовской области. В соответствии с решением Совета по инвестициям, отраслевыми рабочими группами организуются презентации проектов, предлагаемых для включения в перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов».

Кроме того, в регионе действуют два индустриальных (промышленных) парка и семь промышленных зон, образованных на базе инвестиционных площадок муниципальных образований Ростовской области. Такие глобальные компании, как Coca-Cola, PepsiCo, Guardian, AirProducts, PRAXAIR, IMERYS, ТехноНИКОЛЬ и другие уже выбрали Ростовскую область для реализации своих индустриальных проектов.

Главными конкурентными преимуществами донских индустриальных парков являются: выгодное географическое положение, в том числе относительно больших потребительских рынков; широкий выбор локаций для размещения новых заводов и фабрик; низкие издержки при реализации производственных проектов; субсидии на создание инженерной инфраструктуры; упрощение и удешевление разрешительных и согласительных процедур; качественный и доступный человеческий капитал.

Правительством Ростовской области совместно с муниципальными образованиями области и ресурсоснабжающими организациями в постоянном режиме ведется работа по обеспечению промышленных парков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой с возможностью увеличения объема потребленных мощностей для локализации новых инвестиционных проектов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения инвестиционной привлекательности региона, необходимо повышать качество деловой среды, развивать инфраструктуру и снижать издержки введения бизнеса. Это приведет к  росту инвестиционной активности и будет способствовать развитию начатых и реализации новых региональных и федеральных проектов. 

Список источников

  1. Голайдо И.М., Уварова Е.Е. Инвестиционный климат региона: содержание, структура и проблемы формирования // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – №3. – с. 236-242 (URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27114245
  2. Государство вложит в инвестиционные проекты 2,7 трлн. рублей за три года // Ведомости URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/11/850573-gosudarstvo-vlozhit-v-investitsionnie-proekti
  3. Исследование инвестиционной активности в России: динамика. // Открытие Инвестиции URL: https://journal.open-broker.ru/research/snizhenie-inostrannyh-investiciy-v-rf/
  4. Крыгина А.П. Стратегические подходы к формированию инвестиционной привлекательности сельского хозяйства // Вопросы экономики и управления. – 2016. – №3. – с. 81-83 URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/886/
  5. Сафонова, С.Г. Развитие агробизнеса Ростовской области в условиях новых возможностей и ограничений/ С.Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 91.
  6. Холодова, М.А. Об обновленных формах государственной поддержки сельского хозяйства региона / М.А. Холодова, С.Г. Сафонова, М.С. Шейхова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 42-50.
  7. Формирование инновационной модели развития предприятий АПК : теоретические основы, приоритеты и инструменты реализации : монография / О. Н. Бунчиков, С. Г. Сафонова, М. А. Холодова, М. С. Шейхова ; Донской ГАУ ; ФГБНУ Федеральный Ростовский аграрный центр (ФРАНЦ). – Перси-ановский : Донской ГАУ, 2020. – 188с.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р (ред. от 08.08.2009 года) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] —  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru
  10. Официальный сайт Администрации Ростовской области www.donland.ru

 References 

  1. Golajdo I.M., Uvarova E.E. Investicionny`j klimat regiona: soderzhanie, struktura i problemy` formirovaniya // Obrazovanie i nauka bez granicz: fundamental`ny`e i prikladny`e issledovaniya. – 2016. – №3. – s. 236-242 (URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27114245
  2. Gosudarstvo vlozhit v investicionny`e proekty` 2,7 trln. rublej za tri goda // Vedomosti URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/11/850573-gosudarstvo-vlozhit-v-investitsionnie-proekti
  3. Issledovanie investicionnoj aktivnosti v Rossii: dinamika. // Otkry`tie Investicii URL: https://journal.open-broker.ru/research/snizhenie-inostrannyh-investiciy-v-rf/
  4. Kry`gina A.P. Strategicheskie podxody` k formirovaniyu investicionnoj privlekatel`nosti sel`skogo xozyajstva // Voprosy` e`konomiki i upravleniya. – 2016. – №3. – s. 81-83 URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/886/
  5. Safonova, S.G. Razvitie agrobiznesa Rostovskoj oblasti v usloviyax novy`x vozmozhnostej i ogranichenij/ S.G. Safonova, M.S. Shejxova // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2019. № 12. S. 91.
  6. Xolodova, M.A. Ob obnovlenny`x formax gosudarstvennoj podderzhki sel`skogo xozyajstva regiona / M.A. Xolodova, S.G. Safonova, M.S. Shejxova // Regional`ny`e problemy` preobrazovaniya e`konomiki. 2019. № 11 (109). S. 42-50.
  7. Formirovanie innovacionnoj modeli razvitiya predpriyatij APK : teoreticheskie osnovy`, prioritety` i instrumenty` realizacii : monografiya / O. N. Bunchikov, S. G. Safonova, M. A. Xolodova, M. S. Shejxova ; Donskoj GAU ; FGBNU Federal`ny`j Rostovskij agrarny`j centr (FRANCz). – Persi-anovskij : Donskoj GAU, 2020. – 188s.
  8. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 17.11.2008 goda № 1662-r (red. ot 08.08.2009 goda) «O Koncepcii dolgosrochnogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [E`lektronny`j resurs] — Rezhim dostupa // URL: http://base.consultant.ru
  9. Oficial`ny`j sajt Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki http://www.gks.ru
  10. Oficial`ny`j sajt Administracii Rostovskoj oblasti www.donland.ru

Для цитирования: Шейхова М.С., Сафонова С.Г., Бреусова Е.А., Орлова Е.П. Инвестиционная политика: тенденции, особенности и перспективы реализации на современном этапе функционирования экономики России // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-14/

© Шейхова М.С., Сафонова С.Г., Бреусрва Е.А., Орлова Е.П., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.