Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.12

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10158

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДОХОДОВ И МУЛЬТИПЛИКАТОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ANALYSIS OF THE IMPACT OF INCOME AND CONSUMER EXPENDITURE MULTIPLIER ON THE MACROECONOMIC SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Мари Наталья Сергеевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mary_natalya@mail.ru

Охотников Илья Викторович, SPIN-код: 7300-4504, AuthorID: 626818, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ), e-mail: roat.miit@mail.ru

Сибирко Иван Владимирович, SPIN-код: 7864-0473, AuthorID: 434456, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ), e-mail: roat.miit@mail.ru

Mari Natalia Sergeevna, Financial University under the Government of the Russian Federation

Okhotnikov Ilya Viktorovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

Sibirko Ivan Vladimirovich, Docent, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Economic Theory and Management Department of the Russian University of Transport (MIIT), Russia, Moscow

Аннотация. Статья посвящена анализу доходов и потребительских расходов россиян в современном периоде. Рассчитываются и рассматриваются кейнсианские функции потребления, мультипликатор потребительских расходов с 2008 по 2019 годы. Делаются выводы о влиянии распределения доходов и мультипликатора потребительских расходов на макроэкономическую ситуацию в стране. Рассматриваются основные факторы, препятствующие эффективному действию мультипликатора на макроэкономику. 

Summary. The article is devoted to the analysis of income and consumer spending of Russians in the modern period. The Keynesian consumption functions, the consumer spending multiplier from 2008 to 2019, are calculated and considered. Conclusions are drawn about the impact of the income distribution and the consumer spending multiplier on the macroeconomic situation in the country. The main factors that hinder the effective effect of the multiplier on macroeconomics are considered.

Ключевые слова: потребление, доходы, расходы, сбережение, мультипликатор потребительских расходов, макроэкономика.

Key words: consumption, income, expenses, savings, consumer spending multiplier, macroeconomics.

Экономическая политика любого социального государства направлена на повышение уровня доходов населения, наиболее эффективно достигаемое через экономический рост. Один из основных факторов экономического роста — поддержание и развитие сферы потребления и накопления. Именно это приводит в действие мультипликативные эффекты в эконо­мической системе, являющиеся определяющими для положительной макроэкономической динамики.

Глобальная пандемия новой короновирусной инфекции принципиально изменила цели экономической политики на ближайшие годы в России, ориентировав ее на борьбу с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики. В первую очередь, это обеспечение предсказуемой и устойчивой внутренней экономической среды, стабильной к воздействию внешних шоков. Во-вторых, экономическая политика направлена на реализацию мер поддержки отраслей экономики, бюджетов регионов в наибольшей мере пострадавших в результате пандемии, модернизации системы здравоохранения, образования [1]. Рост доходов населения, снижение бедности является одной из главных целей смягчения экономических последствий борьбы с пандемией. Повышение доходов граждан планируется реализовать за счет устойчивого роста трудовых доходов в условиях стабильного экономического роста при сохранении инфляции на низком уровне [2].

В сложившихся условиях представляет интерес исследование процессов потребления и накопления, а также изменений, происходящих в этих сферах, как основополагающего фактора макроэкономического состояния с точки зрения мультипликативных эффектов.

Первоначальной работой, в которой исследовалось потребительское поведение, считается работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». По мнению Дж. Кейнса, потребительские расходы являются основным компонентом совокупного спроса, так как на потребительские расходы, по его мнению, приходится от 2/3 до ¾ валового внутреннего продукта (далее по тексту – ВВП) — основного макроэкономического показателя, позволяющего измерить производство и потребление национального продукта. В случае увеличения потребления, кривая совокупных доходов будет сдвигаться вверх, а кривая сбережений, соответственно, вниз, что приведет к увеличению ВВП. При сберегательной модели поведения домохозяйств, кривая потребления будет смещаться вниз, соответственно, равновесный ВВП будет уменьшаться [4, С. 208]. Увеличение любого элемента расхода ведет к увеличению ВВП на больший размер, чем первоначальные затраты. Это явление называют эффектом мультипликатора. Таким образом, мультипликатор находится в отношении обратной зависимости от сбережения: чем сильнее склонность к сбережению, тем слабее мультипликатор.

Для расчета мультипликативного эффекта, мы рассчитаем показатели предельной склонности к потреблению (MPC), предельной склонности к сбережению (MPS), и мультипликатор потребительских расходов (k).

Анализируя ситуацию потребления в России за период с 2008 по 2019 годы с точки зрения кейнсианской теории, мы приходим к следующим выводам (таблица 1). Предельная склонность к потреблению (MPC) с 2009 по 2014 годы находилась в стабильном диапазоне 0,77-0,87. В 2015 году предельная склонность к потреблению (MPC) приобретает минимальное значение с 2008 года (-0,9), при этом предельная склонность к сбережению (MPS) принимает значение больше 1, что свидетельствует о снижении потребительских расходов и росту сбережений (отметим, что мировой экономический кризис 2008 года не вызвал аналогичной экономической реакции). Снижение потребления было обусловлено рядом факторов, в числе которых:

  • снижение доходов населения;
  • в условиях опасения экономической нестабильности в макроэкономической ситуации, появления риска безработицы, население предпочитает сберегать с целью обеспечение будущего потребления, проявляется эффект отложенного спроса.

Мультипликатор потребительских расходов, соответственно,  за период 2008-2015 годов, приобретает самый низкий коэффициент (0,9).

В 2016 года в сознании населения макроэкономическая ситуация начинает восприниматься как стабильная, восстанавливается рост потребления, сопровождающийся снижением сбережений. Предельная склонность к потреблению резко возрастает– с -0,79 в 2015 году до 1,15 в 2016 году, при этом сбережения населения приобретают отрицательную величину (-0,12). Несмотря на значительный рост предельной склонности к потреблению в 2016 году, значение мультипликатора потребительских расходов снижается в 9 раз (-8,33), а индекс физического объема ВВП растет на 2,6% к 2015 году, что в целом противоречит кейнсианской теории о зависимости мультипликатора от предельной склонности к потреблению.

Сопоставив представленные данные с показателем индекса физического объема ВВП, мы видим, что в 2015 году индекс принимает минимальные значения после 2009 года.

Таким образом, положения теории Дж.Кейнса подтверждаются на коротких промежутках времени: снижение предельной склонности к сбережению с 2009 по 2011 годы (с 0,13 до 0,11), сопровождалось ростом мультипликатора с 2009 по 2011 годы (с 7,69 до 9,09), стимулируя более интенсивный экономический рост (таблица 2). В 2015 году, когда значение предельной склонности к сбережению становится больше 1, мы наблюдаем низкий коэффициент мультипликатора за исследуемый период (0,9).

Эффективному действию мультипликатора потребительских расходов на макроэкономическую ситуацию в России препятствует ряд факторов:

  1. Снижение денежных доходов населения, ведущее к снижению потребительской активности населения: в денежном выражении доходы с 2008 по 2020 год выросли на 20 497,4 рублей или на 137,9% [9], однако с учетом инфляции, роста налогов и ежемесячных платежей, по данным Росстата, реальное падение доходов в 2020 году составило 10,6% от уровня 2013 года [8]. В исследовании, проведенном Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации в 2019 году, выявлено, что жителю России для достойного проживания необходим ежемесячный доход около 66 тысяч рублей [13], в то время, как по итогам 2018 года денежные доходы россиян составляли 32 609,3 рублей [10].
  2. Не в пользу развития сферы потребления и накопления свидетельствует высокая закредитованность населения страны, рост просрочек по выплатам кредитов. Так, увеличение потребительской активности в 2020 году было вызвано бумом ипотечного кредитования, обусловленного снижением ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банка России), программой льготного ипотечного кредитования новостроек. Из доклада Банка России «О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2020 года» следует, что прирост потребительских кредитов в 2020 году составил 9,2% (в 2019 году — 20,9%), рост ипотечного портфеля составил почти 25% (2019 год — 20%), а в сегменте кредитования на покупку жилья на первичном рынке до 40% (2019 год – 24%) [6].
  3. Эффект мультипликатора проявляется более значительно в экономиках, ориентированных на внутренний рынок, на экспорт. В экономиках, ориентированных на импорт, мультипликативный эффект уходит в другие страны. В российской экономике доля импорта в объеме розничной торговле с 2008 по 2019 годы составляла от 35% до 44%.

4. Внутренняя экономическая ситуация в стране сегодня так же не располагает для развития сферы потребления: со второй половины 2020 года начался рост инфляции, достигнув показателя 5,7% в феврале 2021 года [5].

Понимание того, что макроэкономическая динамика является сложным, системным процессом, в котором невозможно учесть влияние множества факторов (отсутствие информации о связях между всеми субъектами производственного процесса, неопределенность относительно реакций субъектов экономики, влияние стихийных факторов (наводнения, землетрясения, военные столкновения и т.п.; субъективных факторов (уровень культуры, образования, экономического развития) и т.д.), а также, изучив теории мультипликатора, отечественных и зарубежных авторов, можно предположить, что объективная методика расчета мультипликативного эффекта отсутствует. Чем примитивнее модель, тем более несовершенной будет и оценка мультипликативного эффекта. Однако, сегодня условия развития экономик обусловлены стремительным развитием коммуникаций и транскорпораций, процессами глобализации, что актуализирует значимость системного подхода, но изучение сложных моделей влечет введение большого числа переменных, что неизбежно приведет к снижению надежности конечного результата.

Таким образом, в современных условиях мультипликатор потребительских расходов работает на коротких временных интервалах, однако в целом является скорее теоретическим понятием, которое имеет место быть в любой экономической системе, но точность расчетов которого ставится под сомнение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Федеральный закон № 385-ФЗ: [Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года]. — Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/ (дата обращения: 01.04.2020)
  2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. – Текст: электронный. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=128344-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2020_god_i_na_planovyi_period_2021_i_2022_godov 

Книги, диссертации и иные научные труды

  1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М. : Гелиос, 2011. – 352 с.
  2. Макконнелл K.P. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: T.I. / K.P. Макконнелл, С.Л. Брю. — М.: Республика, 1992. — 399 с., С.208

Электронные ресурсы

  1. Банк России. Ключевые показатели. – Текст: электронный. – URL: https://cbr.ru/key-indicators/
  2. Банк России. Доклад Центрального Банка Российской Федерации «О развитии банковского сектора Российской Федерации в декабре 2020 года» С. 4. – Текст: электронный. – URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31927/razv_bs_20_12.pdf
  3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Индексы физического объема валового внутреннего продукта в рыночных ценах в соответствии с методологией СНС 2008. – Текст: электронный. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57370
  4. Старостина, Ю., Ткачев И. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян/ Ю. Старостина, И Ткачев // rbc.ru – 28.01.2020. – Текст: электронный. – URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 / (дата обращения: 30.03.2020)
  5. Федеральная служба государственной статистики. Доходы и расходы домашних хозяйств на потребление. Уровень и структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий. – Текст: электронный. – URL: gov.ru›storage/mediabank/t2tBGaGp/doh07_01.xlsx
  6. Федеральная служба государственной статистики. Доходы, расходы и сбережения населения. – Текст: электронный. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1
  7. Федеральная служба государственной статистики. Доходы, расходы и сбережения населения. – Текст: электронный. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1
  8. Федеральная служба государственной статистики. Показатели, характеризующие импортозамещение в России. – Текст: электронный. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/importexchange/#
  9. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Финансовый университет при Правительстве РФ подвел итоги исследований потребительских настроений, проведенных в 2018 году. – Текст: электронный. – URL: http://www.fa.ru/News/2019-01-29-researchtotal.aspx