http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2019

УДК 336

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13029

RegTech как способ повышения
эффективности соблюдения регуляторных требований

RegTech
as an effective way of improving compliance with regulatory requirements

Жданович Виталий
Витальевич,
студентаспирантуры, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия

Zhdanovich Vitaly Vitalyevich, Postgraduate of the FSEBI HE «Financial
University under the Government of the Russian Federation”, Moscow, Russia

Аннотация: В статье раскрывается сущность определения RegTech, его основные особенности и этапы становления. Выделены ключевые направления использования RegTech решений, круг его участников и потенциал развития.

Summary: The article examines the essence of the definition of RegTech, its main features and stages of formation. Author highlights the key directions of using RegTech solutions, the range of its participants and development potential.

Ключевые слова: Регтех, комплаенс, ПОД/ФТ,
регулирование, технологии.

Keywords: RegTech, compliance, AML/CTF, regulation, technologies.

Регуляторные и технологические изменения меняют характер финансовых рынков, услуг и институтов темпами, которые было сложно представить до глобального финансового кризиса 2008 года [9]. Одним из драйверов таких фундаментальных изменений является FinTech — термин и одновременно отрасль, использующая современные технологии для предоставления финансовых решений. Быстрая эволюция FinTech происходит параллельно с развитием RegTech. RegTech — сокращение от слов «регулирование» и «технология», предполагающее использование информационных технологий в контексте исполнения нормативных требований (мониторинг транзакций, формирование отчетности и др.).
По мнению Института международных финансов [17], RegTech можно охарактеризовать как «технологические решения для регуляторных процессов». Применение RegTech решений в части автоматизации процессов позволяет лучше и эффективнее выявлять риски, и принимать меры по их минимизации [25].

Традиционные финансовые институты, в первую очередь крупнейшие транснациональные банки, играли роль ключевых драйверов эволюции RegTech после 2008 года, что обусловлено их заинтересованностью в получении эффективных инструментов для соответствия все более сложным регуляторным требованиям. Финансовые учреждения начали интенсивно применять технологии управления рисками в 1990-х годах. Тем не менее, глобальный финансовый кризис коренным образом изменил этот тренд.
После кризиса регулирующие органы по всему миру проводили далеко реформы регулирования, которые привели к эволюции информационных технологий, используемых крупными финансовыми институтами. Для решения этих проблем глобальные финансовые учреждения в настоящее время вырабатывают централизованные решения, позволяющие своевременно отвечать регуляторным изменениям [11].

Исторически регулирование
финансовых рынков в значительной степени развивалось в ответ на возникающие
кризисы. Например, вслед за обширной финансовой либерализацией и дерегулированием
в 1970-х годах последовал кризис задолженности развивающихся стран 1982 года,
который в свою очередь, послужил толчком для первого Базельского соглашения о
достаточности капитала в конце 1980-х годов [6].

Ситуация
характеризовалась повторяющимся процессом рыночной либерализации, затем
возникающими кризисами, а затем немедленными изменениями в регулировании. Поскольку
рынки в большей степени подверглись процессам глобализации с конца 1960-х
годов, страновое регулирование становилось все более неспособным реагировать на
возникающие проблемы трансграничного и международного характера. В ответ
на это был создан ряд механизмов сотрудничества между национальными
регулирующими органами. В частности, были организованы Банк международных
расчетов, Базельский комитет по банковскому надзору («Базельский комитет»), Группа
разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег («ФАТФ»), Форум финансовой
стабильности и «Большая семерка» («G-7»). Эти организации, состоящие в основном
из национальных регуляторов крупнейших развитых финансовых рынков,
активизировали свою работу после каждого крупного кризиса (например, долговой
кризис развивающихся стран 1980-х годов, финансовые кризисы в Мексике и Азии в
1990-х годах), чтобы договориться о дальнейшем скоординированном регулировании для
предотвращения подобных проявлений в будущем. Результатами договоренностей
стали Базельское соглашение о капитале («Базель I») [5], его замена («Базель
II») [4], и 40 рекомендаций ФАТФ [13].

Поскольку многие
крупнейшие финансовые учреждения расширяли масштаб своей деятельности в разных
юрисдикциях и секторах, они столкнулись с растущими операционными и
регуляторными проблемами. Управление так называемыми комплаенс-рисками (рисками
несоответствия регуляторным требованиям) с 1980-х годов все чаще достигалось за
счет использования информационных технологий в прикладном финансовом контексте.

Таким образом, по
мнению ряда исследователей [14], к началу XXI века, финансовая
индустрия, и в первую очередь транснациональные финансовые учреждения, их
персонал, руководство и акционеры — стали чрезмерно уверенными в способности
управлять рисками и контролировать их посредством применения информационных
технологий.

Регуляторы также приобрели
уверенность в способности развитой IT-инфраструктуры управлять
рисками, что продемонстрировано в большой зависимости Базельского соглашения о
капитале от автоматизированных систем внутреннего управления рисками,
внедренными в практику деятельности крупных глобальных финансовых институтов [15].

Обозначенная выше
зависимость от IT-систем управления рисками и уверенность в их
эффективности со стороны регуляторов рассматриваются как первый этап RegTech.

На сегодняшний день
традиционные финансовые учреждения и их системы управления рисками, а также необходимость
минимизации комплаенс-рисков, являются основными драйверами индустрии RegTech.
Хотя сектор финансовых услуг уже давно является основным потребителем аналитических
продуктов для формирования автоматизированной отчетности, увеличение расходов
на регуляторные требования с 2008 года значительно усилило потребность в их
дальнейшем развитии и переходе на цифровые решения.

Появление RegTech
может в значительной степени объясняться усложняющимся и постоянно
развивающимся глобальным режимом финансового регулирования в ответ на
возникающие кризисы. Значительное изменение посткризисного регулирования
привело к огромным расходам на комплаенс и надзор как для поднадзорных
организаций, так и для самих регуляторов. Осуществление надзора в ответ на растущий
уровень сложности регулирования, неизбежно требует большей детализации,
точности и частоты в представлении данных, их последующей агрегации и надлежащем
анализе [16].

Использование RegTech-решений
позволяет регуляторам достичь большего понимания рисков, свойственных их
поднадзорных субъектам, отслеживать в режиме реального времени сложные и
сомнительные транзакции, выявлять факты манипулирования рынком, внутреннее
мошенничество и др.

По данным испанского
международного банка BBVA [25], отрасль RegTech фокусируется на автоматизации
ручных процессов, позволяя установить взаимосвязь между этапами анализа и последующей
отчетности, улучшить качество данных, производить автоматизированный анализ
данных на основе алгоритмов, которые могут обучаться во время процесса, а также
повысить качество создаваемых отчетов, отправляемых
в адрес регуляторов.

Другими словами,
RegTech воплощает технологические решения для совершенствования процессов надзора
и соблюдения регуляторных требований. Кроме того, новые технологические
разработки (такие как искусственный интеллект и машинное обучения) позволяют
использовать новые формы мониторинга рынка или процессов отчетности, которые ранее
были невозможны.

В настоящее время RegTech применяется главным образом в области соблюдения
требований по борьбе с отмыванием денег (ПОД/ФТ) и связанных с этим процедур «знай
своего клиента»[1]
(ЗСК), а также формированием пруденциальной отчетности и при мониторинге
показателей стресс-тестирования.

Как уже упоминалось
ранее, ФАТФ – организация, включающая в себя представителей правительств
развитых стран, была создана в 1989 году под эгидой ОЭСР и в настоящее время устанавливает
международные стандарты в области противодействия отмывания денег и
финансирования терроризма (ПОД/ФТ). 40 рекомендаций ФАТФ внедрены во внутренние
правовые системы большинства юрисдикций в международной финансовой системе [13].

Хотя ФАТФ не имеет законодательно
установленной структуры, ее публикации (документы), тем не менее, имеют большое
влияние. Несоответствующие правилам ФАТФ юрисдикции и финансовые институты
подвергаются риску быть изолированными от доступа к крупнейшим рынкам США и ЕС.
Помимо ФАТФ и выпускаемых ими рекомендаций, ООН также активно занимается составлением
и публикацией санкционных списков стран, юридических и физических лиц [28].

В отличие от
Рекомендаций ФАТФ, списки санкций ООН имеют формальную международно-правовую
основу. Вместе с тем, влияние как правил ФАТФ, так и санкций ООН в отношении
операций финансовых институтов во всем мире является доминирующим, при этом для
мониторинга транзакций по ПОД/ФТ финансовые учреждения зачастую формируют специализированные
подразделения, которым поручается обеспечить соответствие требованиям ПОД/ФТ и
внедрять санкционные списки, введенные различными юрисдикциями, в которых
действует данное финансовое учреждение, в частности их внутренней юрисдикции и регуляторных
требований США (учитывая доминирование доллара США в международных транзакциях).
В этой связи инфраструктурные организации, такие как SWIFT[2]
и CLS[3],
являются важными элементами исполнения международных требований ПОД/ФТ и
обеспечения соблюдения санкционного режима [26].

Несмотря на то, что
40 рекомендаций являются согласованным на международном уровне стандартом, они
все равно должны быть реализованы во внутренних правовых системах отдельных
юрисдикций. Результатом является то, что несмотря на распространение
стандартов, конкретные детали их реализации в юрисдикциях могут быть разными. В
пределах отдельных юрисдикций возможно дифференцированное применение стандартов
у разных регулирующих органов (например, банковский регулятор и регулятор рынка
ценных бумаг могут иметь различные требования при имплементации требований ФАТФ).

С точки зрения комплаенса,
возникает ряд специфических вопросов.Во-первых, каждый клиент или потенциальный
клиент финансового учреждения должен быть проанализирован с точки зрения соответствия
требованиям ПОД/ФТ и правил «знай своего клиента». Это требует проверки
документов, подтверждающих личность, доход, происхождение денежных средств и т.
п. Для крупного финансового учреждения, обеспечивающего проведение операций в
нескольких странах для тысяч клиентов, это представляет собой сложный процесс,
который обычно устанавливается и реализуется через внутренние IT-системы.

Во-вторых, из-за
различий между требованиями отдельных юрисдикций, финансовые учреждения,
работающие на разных рынках, должны внедрять системы, которые учитывают не
только глобальные требования, но и требования отдельных юрисдикций.

В-третьих,
регулирующие органы США проявляют особую активность не только в отношении финансовых
учреждений США, но и для иностранных финансовых учреждений, осуществляющих операций
в долларах США.Ряд крупных финансовых учреждений, включая HSBC, Standard
Chartered, Barclays и BNP Paribas были подвергнуты санкциям за нарушения
требований нормативных актов США в области ПОД/ФТ, что привело к крупным
штрафам от федеральных и региональных регуляторов [21].

Эти действия против
крупных финансовых учреждений обычно приводили к отложенному судебному
преследованию, одним из требований которых является, как правило, внедрение
глобальных систем ПОД/ФТ и механизма анализа санкционных списков в том, что
касается соблюдения требований США во всех финансовых операциях учреждений.

В-четвертых, одним из
основных аспектов требований ПОД/ФТ является направление сообщений о
подозрительных транзакциях. К таким требованиям относятся как субъективные
элементы (например, необычное поведение клиента), так и объективные элементы
(например, сообщения о любых транзакциях с наличными деньгами на определенную сумму,
часто выше 10000 долларов США) [12]. Процесс выявления таких операций и
направление соответствующих сообщений в крупных финансовых учреждениях требует
значительных ресурсов, как человеческих, так и ИТ.

Таким образом, ПОД/ФТ
является основной сферой внимания RegTech, на
которые приходятся значительные расходы в крупных финансовых учреждениях и в сфере
информационных технологий, а также консалтинге.

Общие особенности,
лежащие в основе развития RegTech в
контексте ПОД/ФТ, также характерны и для сферы пруденциальной нормативной
отчетности и стресс-тестирования. Как и требования по ПОД/ФТ, требования по формированию
пруденциальной нормативной отчетности одними из основных аспектов финансового
регулирования перед глобальным финансовым кризисом 2008 года [16]. В то время
как требования к торговой отчетности в основном ориентированы на биржевые и
иные торговые операции (в частности, манипулирование рынком и инсайдерская
торговля), требования к капиталу ориентированы на пруденциальную безопасность и
надежность отдельного финансового учреждения [10].

Требования к капиталу
являлись основным направлением международного сотрудничества в области банковского
регулирования с 1980-х годов, когда первоначальное Базельское соглашение о
капитале было разработано в ответ на недостаточный уровень капитала в
международных финансовых учреждениях после долгового кризиса развивающихся
стран [7]. Первоначально представляя собой довольно простые требования, на
протяжении 1990-х годов Базель I был подвергнут серии поправок, которые
неуклонно увеличивали его сложность и расходы на соблюдение [1].

Поправки к расширению
рамок от кредитного риска до рыночного риска и
признания взаимозачета по контрактам с производными инструментами, вероятно,
были наиболее значительными элементами Базеля II.

Базель II был разработан
после Азиатского финансового кризиса 1997 года с целью объединить нормативный,
экономический и бухгалтерский капитал в единое целое, ориентированное на требования
современного рынка. Базель II расширил подход, основанный на построении
внутренних моделей, в соответствии с поправкой о рыночном риске Базеля I в 1995
году, ко всем аспектам регулирования капитала [3]. Таким образом, финансовые
регуляторы фактически передали вопросы установления требований к капиталу в
ведение самих крупнейших финансовых учреждений.

После мирового
финансового кризиса 2008 года внимание регуляторов было сосредоточено на
разработке Базеля III, призванного резко увеличить капитал (в частности,
собственный капитал), уменьшить кредитное плечо, повысить ликвидность и внедрить
системы кризисного управления для отдельных учреждений, в том числе путем разработки
собственных внутренних моделей управления рисками [2].

Таким образом,
базельские требования, будучи международно-согласованной формой так называемого
мягкого права, приобретают еще большую юридическую силу, когда внедряются в
правовые и регуляторные системы отдельных юрисдикций.

Как и в случае с тематикой
ПОД/ФТ, пруденциальное регулирование требует, чтобы глобальные институты
понимали, контролировали и сообщали обо всех аспектах своей деятельности
регулирующим органам в тех юрисдикциях, в которых они действуют.

Эти требования
продолжают увеличиваться, поскольку ежедневная отчетность крупнейших финансовых
институтов доходит до нескольких тысяч различных статистических показателей,
направляемых в адрес различных регуляторов в разных юрисдикциях [8].

Такие требования
означают, что финансовые учреждения должны иметь возможность формировать необходимые
данные по требуемой частоте в форматах, требуемых каждым отдельным регулятором.
В то время как общие подходы к
формированию отчетности в настоящее время стандартизируются и приобретают
единый вид, отдельные детали зачастую остаются разрозненными [16].

Именно поэтому формированию
специализированных комплаенс департаментов и сложнейших IT-систем уделяется большое внимание с 2008 года, при
этом регуляторные изменения в настоящее время продолжают носить не менее частый
характер.

В отличие от
докризисной ситуации, регулирующие органы больше не полагаются на внутреннее
управление рисками системы отдельных финансовых учреждений для создания
соответствующих уровней капитала для экономических, нормативных и бухгалтерских
целей, но вместо этого установили сложные правила для установления капитала, рычагов
и ликвидности на уровнях, достаточных для защиты финансовой стабильности,
причем все они подкрепляются периодическими проверками и «стресс-тестами» [27].
Все эти изменения увеличили спрос на RegTech решения для финансовой индустрии.

Таким образом,
развитие сферы RegTech до сих пор было обусловлено стремлением финансовых
учреждений снизить регуляторные издержки, особенно в свете того, что штрафы за
нарушение требований профильного законодательства только в странах Европы и США
увеличились в 45 раз. Следующий этап развития RegTech, по мнению ряда исследователей, будет стимулироваться
в значительной степени не субъектами финансового сектора, а самими регуляторами
в ответ на необходимость повышения качества их надзорных функций [23].

Список литературы

  1. Andrew G. Haldane & Vasileios Madouros, Speech at the
    Federal Reserve Bank of Kansas City’s 366th Economic Policy Symposium, Jackson
    Hole, Wyoming: The Dog and the Frisbee. [Электронный
    ресурс] URL: https://www.bis.org/review/r120905a.pdf (дата
    обращения: 01.03.2019)
  2. Basel III: A Global Regulatory Framework for More Resilient
    Banks and Banking Systems. [Электронный
    ресурс] URL: https://www.bis.org/publ/bcbs189.htm (дата обращения: 21.01.2019)
  3. BIS, An Internal Model-Based Approach To Market Risk Capital
    Requirements. [Электронный ресурс] URL: https://www.bis.org/publ/bcbs17.htm (дата обращения: 16.02.2019)
  4. BIS, Basel Ii: International Convergence Of Capital
    Measurement And Capital Standards: A Revised Framework – Comprehensive Version [Электронный ресурс] URL:
    https://www.bis.org/publ/bcbs128.htm (дата обращения: 23.11.2018)
  5. BIS, International Convergence Of Capital Measurement And
    Capital Standards. [Электронный ресурс] URL: https://www.bis.org/publ/bcbs128.htm (дата обращения: 23.11.2018)
  6. Capital Standards for Banks: The Evolving Basel Accord. [Электронный ресурс] URL: https://www.federalreserve.gov/pubs/bulletin/ 2003/0903lead.pdf (дата обращения: 23.11.2018)
  7. Christopher Alessi, The Basel Committee on Banking
    Supervision, Council On Foreign Relations (July 11, 2012).  [Электронный
    ресурс] URL: http://www.cfr.org/banks-and-banking/basel-committee-banking-supervision/p28694 (дата обращения: 05.03.2019)
  8. Deloitte, Forward Look: Top Regulatory Trends For 2016 In
    Banking. [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/ Deloitte/us/Documents/finance/us-outlooks-top-regulatory-trends-for-2016-in-banking-reg.pdf
    (дата обращения: 11.02.2019)
  9. Douglas W. Arner, Janos Barberis & Ross P. Buckley, The
    Evolution Of Fintech: A New Post-Crisis Paradigm? [Электронный ресурс] URL: https://papers.ssrn.com/sol3/ papers.cfm?abstract_id=2676553
    (дата обращения: 23.11.2018)
  10. Edward V. Murphy, Who Regulates Whom And How? An Overview Of
    U.S. Financial Regulatory Policy For Banking And Securities. [Электронный ресурс] URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R43087.pdf (дата
    обращения: 15.12.2018)
  11. Ernst & Young, «Centralized Operations — The Future Of
    Operating Models For Risk, Control And Compliance Functions [Электронный ресурс] URL:
    https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY_-_Centralized_operations:
    future_of_Risk,_Control_and_Compliance/$FILE/EY-Insights-on-GRC-Centralized-operations.pdf
    (дата обращения: 23.11.2018)
  12. FATF, Anti-Money Laundering And Terrorist Financing Measures
    And Financial Inclusion. [Электронный ресурс] URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/documents/
    financial-inclusion-cdd-2017.html (дата обращения: 11.02.2019)
  13. FATF, International Standards On Combating Money Laundering
    And The Financing Of Terrorism & Proliferation: The FATF Recommendations. [Электронный ресурс] URL:
    http://www.fatf-gafi.org/ publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html
    (дата обращения: 25.01.2019)
  14. Felix Salmon, The Formula that Killed Wall Street [Электронный ресурс] URL: https://www.wired.com/2009/02/wp-quant/
    (дата обращения: 23.11.2018)
  15. Harald Benink & George Kaufman, Turmoil Reveals the
    Inadequacy of Basel II. [Электронный ресурс]
    URL:
    https://www.ft.com/content/0e8404a2-e54e-11dc-9334-0000779fd2ac (дата обращения:
    04.12.2018)
  16. Institute Of International Finance, Regtech In Financial
    Services: Technology Solutions For Compliance And Reporting. [Электронный ресурс] URL: https://www.iif.com/Publications/ID/1686/Regtech-in-Financial-Services-Solutions-for-Compliance-and-Reporting (дата обращения: 01.02.2019)
  17. Institute Of International Finance, Regtech: Exploring
    Solutions For Regulatory Challenges. [Электронный
    ресурс] URL: https://www.iif.com/Portals/0/Files/private/iif-regtech_in_financial_services_-_solutions_for_compliance_and_reporting.pdf?ver=2019-01-04-142943-690
    (дата обращения: 01.02.2019)
  18. Joe Nocera, Risk Management – What Led To The Financial
    Meltdown, New York Times. [Электронный ресурс]
    URL:
    http://www.nytimes.com/2009/01/04/Magazine/04risk-T.Html (дата обращения: 01.02.2019)
  19. Kate, A Report On Global Regtech: A $100-Billion Opportunity
    – Market Overview, Analysis Of Incumbents And Startups, Let’s Talk Payments. [Электронный ресурс] URL: https://Letstalkpayments.Com/A-Report-On-Global-Regtech-A-100-Billion-Opportunity-Market-Overview-Analysis-Of-Incumbents-And-Startups (дата
    обращения: 01.12.2018)
  20. Lawrence G. Baxter, Understanding The Global In Global
    Finance And Regulation, In Reconceptualizing Global Finance And Its Regulation.
    [Электронный ресурс] URL: https://www.cambridge.org/ core/books/reconceptualising-global-finance-and-itsregulation/
    249EEDF5FEA552CA9F730C97D4AF7147 (дата обращения: 07.03.2019)
  21. Martin Arnold and Sam Fleming, Regulation: Banks Count the
    Risks and Rewards — Crackdown on Money Laundering Threatens to Leave Parts of
    Developing World Cut Off from Global Finance.  [Электронный
    ресурс] URL: https://www.ft.com/content/9df378a2-66bb-11e4-91ab-00144feabdc
    (дата обращения: 28.12.2018)
  22. Office Of The Comptroller Of Currency, Supporting
    Responsible Innovation In The Federal Banking System: An Occ Perspective. [Электронный ресурс] URL:
    https://www.occ.gov/publications/publications-by-type/ other-publications-reports/pub-responsible-innovation-banking-system-occ-perspective.pdf
    (дата обращения: 01.12.2018)
  23. Piotr Kaminski And Kate Robu, A Best-Practice Model For Bank
    Compliance, Mckinsey. [Электронный ресурс] URL: http://www.mckinsey.com/
    Business-Functions/Risk/Our-Insights/A-Best-Practice-Model-For-Bank-Compliance (дата обращения: 11.12.2018)
  24. Ross P. Buckley, The Changing Nature Of Banking And Why It
    Matters, In Reconceptualizing Global Finance And Its Regulation.  [Электронный ресурс] URL:
    https://www.researchgate.net/publication/313364583_The _Changing_Nature_of_Banking_and_Why_It_Matters
    (дата обращения: 02.02.2019)
  25. Santiago Fernandez De Lis, Et Al., Regtech, The New Magic
    Word In Fintech 1. [Электронный ресурс] URL: https://www.bbvaresearch.com/wp-content/uploads/2016/03/Banking-Outlook-Q116_Cap6.pdf (дата обращения: 02.02.2019)
  26. SWIFT Financial crime compliance document center. [Электронный ресурс] URL: https://www.swift.com/our-solutions/compliance-and-sharedservices/financial-crime-compliance/about-compliance/document-centre (дата обращения: 05.12.2018)
  27. The US Office Of The Comptroller Of The Currency, Board Of
    Governors Of The Federal Reserve System And Federal Deposit Insurance
    Corporation, Regulatory Capital Rules: Regulatory Capital, Implementation Of
    Basel Iii, Minimum Regulatory Capital Ratios, Capital Adequacy, Transition
    Provisions, And Prompt Corrective Action. [Электронный
    ресурс] URL: https://www.federalreserve.gov/reportforms/formsreview/BaselIII_20131011_ffr.pdf (дата
    обращения: 07.12.2018)
  28. UN Counter-Terrorism Implementation Task Force, Tackling The
    Financing Of Terrorism. [Электронный ресурс]
    URL: https://www.un.org/counterterrorism/ctitf/en/un-global-counter-terrorism-strategy (дата
    обращения: 25.01.2019)

[1] От англ.  KYC – know your client

[2] Общество всемирных межбанковских финансовых каналов
связи

[3]
Платёжная система CLS (англ. continuous linked
settlement) представляет собой международную систему конверсионных валютных
операций