Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 338.4

Bezymyannyj-12

Просвирина Наталья Викторовна

Аспирант Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Директор Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Клочков Владислав Валерьевич

Доктор экономических наук, профессор

Директор Департамента НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»

Prosvirina Natalia V.

Graduate Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Director Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Klochkov Vladislav V.

Doctor of Economic Sciences, Professor

Director of the Department of NRC «Zhukovsky Institute»

Разработка стратегии развития и анализ конкурентоспособности предприятий авиационного двигателестроения России  на мировом рынке

The development strategy and the analysis of the competitiveness of enterprises of aircraft engine manufacturing of Russia in the world market

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы текущего состояния и перспектив развития предприятий авиационного двигателестроения России. Рассматриваются основные зарубежные конкуренты отрасли и позиции Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) на мировом рынке. Проанализированы цели ОДК согласно стратегии развития, основные риски достижения этих целей, и предложены меры для повышения конкурентоустойчивости ОДК. Актуальность данного исследования определяется тем, что выявление современных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка продукции авиационного двигателестроения имеет определяющее значение для стратегии отрасли.

Summary. The article discusses the current state and prospects of development of the enterprises of aircraft engines in Russia. Discusses the major foreign competitors of the industry and the position of the United Engine Corporation on the world market. Analyzed the objectives of United Engine Corporation according to the development strategy, the main risks in achieving these objectives, and proposed measures to improve sustainability of competitive United Engine Corporation. The relevance of this study is determined by the fact that the identification of contemporary trends and prospects of development of world and Russian market of aircraft engines is of decisive importance for the strategy of the industry.

Ключевые слова: авиационное двигателестроение, стратегия развития, Объединенная двигателестроительная корпорация, прогнозирование, анализ рынка, конкурентоспособность.

Keywords: aviation engine-building, strategy development, United engine Corporation, forecasting, market analysis, competitiveness.

Авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике Российской Федерации. Благодаря тесной связи с другими отраслями, обеспечивающими ее развитие как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики, авиапром способен оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны, внося вклад в развитие интеллектуального, научно-технического потенциала Российской Федерации. Прогнозируемый рост спроса на авиационную технику, как в России, так и за рубежом, способствует реализации авиационной промышленностью своего потенциала.

Определяющим фактором развития перспективных авиационных комплексов различного назначения, в том числе самолетов гражданской и военной авиации, а также беспилотных летательных аппаратов, является создание современных авиационных двигателей. Двигателестроение играет важную роль в развитии авиационной техники. Технологическое развитие авиационного двигателестроения является определяющим фактором и для производителей воздушных судов, будучи основным стимулом в разработке и производстве новых типов летательных аппаратов различного назначения.

Проанализируем рынок продукции авиационного двигателестроения, на котором работает АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» — интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. ОДК является одной из ведущих авиадвигателестроительных компаний мира и занимает лидирующее положение на рынке силовых установок для российских самолетов и вертолетов. Соответствие требованиям глобального рынка становится все актуальнее для авиационных двигателей гражданского и военного назначения. Отечественные двигателестроительные предприятия участвуют в конкуренции финальной продукции для российских летательных аппаратов и непосредственно с зарубежными двигателестроительными компаниями за авиационные платформы, разрабатываемые рядом государств (КНР, Индия и др.). В обоих случаях продукции российских компаний приходится конкурировать с продукцией мировых лидеров двигателестроения. На рис. 1 показано текущее состояние и рыночное позиционирование ОДК.

Screenshot_7

Рис. 1. Текущее состояние и рыночное позиционирование АО «ОДК»

В сегменте боевой, учебной и дальней авиации ОДК занимает монопольное положение на внутреннем рынке, обеспечивая 100% потребностей в двигателях для самолетов Су-27/30/34/35, Су-57 (ПАК ФА), МиГ-29/35, Як-130 и др. Также продукция Корпорации по линии АО «Рособоронэкспорт» поставляется на зарубежные платформы, в т.ч. двигатели АЛ-31ФН для самолетов J-10, двигатели РД-93 для самолетов JF-17 разработки китайской корпорации AVIC.

На рынке гражданской и транспортной авиации ОДК, дочерние и совместные предприятия (в т.ч. PowerJet) поставляют двигатели для 100% выпускаемых в России самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), Ту-204, Ил-76МД-90А. Двигатели Д-30КП2 экспортируются в КНР для использования на транспортных самолетах. ОДК в соответствии со Стратегией развития до 2025 г. ведет работу по расширению линейки двигателей для гражданской авиации, в т.ч. ПД-14 для самолета МС-21, двигателя ТВ7-117СТ для турбовинтового самолета Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, а также перспективного двигателя для российско-китайского широкофюзеляжного самолета.

По вертолетным двигателям предприятия ОДК выполняют 100% поставок силовых установок в рамках ГОЗ для вертолетов Ми-8/17, Ми-28, Ми-35, Ка-52, Ка-27, Ка-31 и др. По экспортным и коммерческим поставкам вертолетных двигателей прямым конкурентом Холдинга является компания «Мотор Сич», производящая двигатели ТВ3-117 разработки АО «Климов».

Ракетные двигатели производства ОДК (РД-107А/РД-108А и НК-33) установлены на I-е и II-е ступени всех ракет-носителей типа «Союз», которые являются самыми надежными в мире. В настоящее время жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) производства ОДК являются единственными ЖРД, применяемыми для РН с пилотируемыми космическими аппаратами.

ОДК реализуются следующие ключевые продуктовые проекты:

  1. ТВ7-117СТ: новый мощный турбовинтовой двигатель, создаваемый для оснащения лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В и регионального авиалайнера Ил-114-300. В 2016 году стартовали стендовые испытания ТВ7-117СТ. Одной из особенностей ТВ7-117СТ является то, что система автоматического управления управляет не только двигателем, но и воздушным винтом, т.е. всей силовой установкой самолёта. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта.
  2. ПД Су-57 (ПАК ФА): Разработка перспективного двигателя нового (5) поколения для Су-57 (ПАК ФА) 2-го этапа создания с целью улучшения летно-технических характеристик комплекса, а также для новых и модернизированных комплексов фронтовой и армейской авиации, в том числе беспилотных летательных аппаратов.
  3. ПД-14: Разработка и производство семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двухконтурных двигателей с тягой 9-18 тонн (МС-21, МТА, Ил-476). Базовый турбовентиляторный двигатель ПД-14 создается ОДК с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных. Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная в России за последние десятилетия. В настоящее время корпорация на основе сертификационного базиса осуществляет комплексные испытания двигателя ПД-14. Успешно проведены первый и второй этапы лётных испытаний, продолжаются специальные виды тестирований. Процедура сертификации двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, начата и идёт в соответствии с установленными сроками.

На базе газогенератора ПД-14 под конкретные требования заказчика ОДК готова разрабатывать двигатели в широком диапазоне тяги, предназначенные, в частности, для ближне-, среднемагистральных пассажирских и транспортных самолётов. С использованием технологий, полученных в ходе реализации проекта ПД-14, холдинг ведёт работу по созданию перспективного гражданского двигателя большой тяги ПД-35.

  1. Морские ГТД: Модернизация ГТД для энергетических установок надводных кораблей ВМФ РФ (М70ФРУ, М90ФР)
  2. Изделие «РФ»: Создание маршевого двигателя силовой установки для изделия 80 с тягой до 23 тс на базе модифицированного газогенератора изделия «Р» серии 02.
  3. ТВ3-117/ВК-2500: Освоение серийного производства и выпуск отечественных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500 на территории РФ. В 2016 году изготовлено 60 серийных двигателей из российских комплектующих на территории РФ. В рамках реализации программы импортозамещения корпорация обеспечила постановку на производство в России двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолётов «Ми» и «Ка». Ранее в страну поставлялись вертолётные двигатели, производившиеся на Украине, а также мото-комплекты для финальной сборки. Кроме того, ОДК ведёт работу по созданию новых двигателей для вертолётной техники. ВК-2500ПС – новейшая модификация ВК-2500 с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной цифровой электронной системы управления и контроля.
  4. SaM-146: На 30 декабря 2016 года с ПАО «Сатурн» в АО «ГСС» и PowerJet отгружено 248 серийных двигателей SaM146. Это российско-французская программа, созданная совместно ПАО «ОДК – Сатурн» и Safran Aircraft Engines. Силовая установка SaM146 поднимает в воздух лайнеры Sukhoi Superjet 100 как российских, так и зарубежных авиаперевозчиков.
  5. АЛ-41Ф-1С: Сегодняшняя продуктовая линейка двигателей ОДК для боевой авиации представлена турбореактивным двигателем поколения «4++» АЛ-41Ф-1С с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (устанавливается на многоцелевые истребители Су-35С).
  6. РД-33МК: представляет собой подвергнутую серьёзной конструкторской доработке модификацию базового двигателя РД-33. Он обладает повышенной тягой, оснащён современной цифровой системой автоматического управления.
  7. ТВ7-117В: Турбовальный двигатель создан для новейшего российского среднего вертолёта Ми-38. Он обеспечивает ему безопасность полёта, в том числе при экстремальных ситуациях, а также расширяет радиус действия. Двигатели ТВ7-117В производятся полностью из российских деталей, узлов и комплектующих. ОДК готова адаптировать двигатель и под другие перспективные проекты вертолётов схожей размерности, включая зарубежных производителей. Также были продолжены работы по проекту создание семейства перспективных двигателей для среднего и скоростного вертолетов (ПДВ), разработан облик узлов и элементов систем ПДВ, разработана конструкция деталей, узлов и элементов узлов двигателя.
  8. Стабильно реализуется программа производства ОДК ракетных двигателей РД-107А/РД-108А, которые обеспечивают работу 1 и 2 ступеней ракет-носителей типа «Союз». В феврале 2017 года они обеспечили успешный пуск ракеты «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс МС-05». Пуск стал 789-м по счёту и завершающим для самой массовой и одной из самых надёжных модификаций в семействе легендарных РН «Союз».

Помимо развития проектов гражданского авиадвигателестроения и выполнения государственного оборонного заказа, ОДК участвует в реализации ряда программ в сфере военно-технического сотрудничества. Так, в 2016 году корпорация завершила выполнение контракта на производство и поставку турбореактивных двигателей РД-33МК для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии. Поставки двигателей осуществлялись в рамках заключённого ранее контракта между АО «РСК «МиГ» и Минобороны Индии. Проведена успешная реализация проекта лицензионного производства двигателя АЛ-31ФП в отделении корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в соответствии с заключёнными ранее по линии АО «Рособоронэкспорт» контрактами. С китайскими компаниями в 2016 году ОДК заключила ряд контрактов на поддержку эксплуатации и поставку запасных частей для двигателей типа АЛ-31Ф и Д-30КУ/КП самолётного парка КНР.

ОДК представила «Стратегию развития на период до 2025 года». Достижение целевых ориентиров Стратегии планируется осуществить в три основных этапа:

1 этап2014-2017 гг. – финансовое оздоровление Корпорации, внедрение новых стандартов управления производственной системой и разработки новых продуктов.

2 этап2018-2021 гг. – трансформация структуры Корпорации, вывод на рынок перспективных продуктов (ПД-14, Су-57 (ПАК ФА), ПДВ), доведение до заданных технических характеристик двигателей РД-33МК и АИ-222-25.

3 этап2022-2025 гг. – завершение процесса трансформации и переход к эффективной и прозрачной организации деятельности ОДК.

Общая потребность в финансировании мероприятий Стратегии составляет 338,9 млрд рублей, порядка 60% которых будут направлены на расширение текущих производственных мощностей и технологическое перевооружение, а порядка 40% – на финансирование НИОКР. Одним из приоритетов для ОДК является снижение уровня долговой нагрузки. Мероприятия, запланированные в рамках реализации Стратегии развития корпорации, позволят снизить критический уровень задолженности, обеспечить финансовую устойчивость и выход на прибыльность уже в 2018 году.

В 2016 году совокупная выручка предприятий Холдинговой компании АО «ОДК» составила 222 754 млн.руб. Максимальная допустимая проектная мощность по выпуску продукции Холдинговой компании АО «ОДК» в существующих условиях производственно-технологической базы » 2500 ед. (оценка экспертная, усредненная по типоразмерам двигателей с учетом новых и ремонтных изделий). Фактическая загрузка мощностей Холдинговой компании АО «ОДК» в 2016г. составила приблизительно 91% от максимального значения, а в 2014-2016 гг. колебалась в пределах 95% [2].

Стратегия предусматривает безусловное выполнение заданий Государственного оборонного заказа. В то же время, в современном авиационном двигателестроении ориентация продукции на глобальный рынок считается абсолютным условием успешного развития бизнеса. Основными предпосылками для этого являются глобализация всех экономических процессов и экономические особенности отрасли, требующие обеспечения глобальных объемов производства для достижения рентабельности и высокой эффективности производства. Общей актуальной тенденцией современного авиастроения является широкая международная кооперация. Поэтому ОДК должна к 2020 г. закрепиться в пятерке мировых производителей в сфере газотурбинных двигателей. К этому моменту 40% продаж ее продукции должно быть ориентировано на мировой рынок.

Выручка ОДК от продажи авиационных двигателей в 2016 году составила около 1,664 млрд. долл. США. Таким образом, доля ОДК на мировом рынке авиационных двигателей (67,7 млрд. долл. США в 2016 г.) составляет около 2,5%, см. рис. 2. При этом в сегменте двигателей для гражданской авиации доля продукции ОДК составляет менее 0,1% мирового объема рынка, тогда как в сегменте вертолетных двигателей и двигателей для боевой авиации ОДК занимает более заметные позиции: 5,5% и 22,5%, соответственно (см. рис. 3, 4, 5).

Screenshot_8

Рис. 2. Объем мирового рынка авиационных двигателей и продажи авиационных двигателей АО «ОДК», млн. долл. США [2]

Screenshot_9

Рис.3. Объем мирового рынка двигателей для вертолетной техники и продажи двигателей для вертолетной техники АО «ОДК», млн. долл. США[2]

Screenshot_10

Рис. 4. Объем мирового рынка двигателей для гражданской авиации и продажи двигателей для гражданской авиации АО «ОДК», млн. долл. США[2]

Screenshot_11

Рис. 5. Объем мирового рынка двигателей для военной авиации и продажи двигателей для военной авиации АО «ОДК», млн. долл. США[2]

Учитывая прогнозный рост выручки ОДК к 2025 году на 80-90% (согласно представленной Стратегии), можно сделать вывод о том, что к этому времени доля Корпорации на мировом рынке авиационных двигателей ($88,53 млрд. к 2025 г.) должна составить около 6,3-6,7%. Насколько достижимы эти цели, и каковы основные риски на пути к их достижению?

Проанализируем более детально структуру мирового рынка продукции авиационного двигателестроения и конкурентную ситуацию на этом рынке. На рис. 6 приведены данные об объемах мирового производства авиационных газотурбинных двигателей с 2006 с прогнозом до 2030 года.

Screenshot_12

Рис. 6. Производство авиационных ГТД в мире (2006-2030 гг., ед.) [2]

В течение последних 10 лет продажи на рынке авиационных ГТД составили более $508 млрд (в пересчете на 2016 г). В то же время, прогнозный объем продаж авиационных ГТД на период 2016-2030 гг. составит $1240 млрд. Объем мирового рынка авиационных газотурбинных двигателей с 2006 и прогноз до 2030 года изображен на рис. 7.

Screenshot_13

Рис. 7. Объем рынка авиационных ГТД в мире (2006-2030 гг., млрд $) [2]

Согласно прогнозам, в количественном выражении, в 2016-2030 гг. 47% продаж придутся на турбовентиляторные ГТД, 20% на ВСУ, 18% на турбовальные ГТД, 9% на турбовинтовые ГТД и 6% на турбореактивные. Однако, если рассматривать продажи в разрезе выручки, то в 2016-2030 гг львиную долю в 92% ($1150 млрд.) будут занимать турбовентиляторные двигатели. На остальные типы ГТД будет приходиться всего около 8% продаж (рис.8).

Screenshot_14

Рис. 8.  Структура продаж авиационных ГТД 2016-2030 гг а – в количественном выражении, б – в разрезе выручки от продаж [2]

Таким образом, большую часть выручки от продаж на рынке авиационных ГТД в ближайшие 15 лет будут обеспечивать турбовентиляторные двигатели, поэтому детальный анализ будет проводиться среди производителей этих типов силовых установок. Основные зарубежные компании – конкуренты ОДК, выпускающие аналогичную продукцию, – General Electric (США), Rolls-Royce (Великобритания), Pratt&Whitney (США), Snecma (Франция), Honeywell (США), Turbomeca (Франция), Solar Turbines (США), Мотор-Сич (Украина). На рис. 9 приведены доли рынка крупнейших производителей ТРДД.

Screenshot_15

Рис. 9. Доли рынка крупнейших производителей ТРДД [2]

General Electric Aviation к 2030 году будет занимать долю рынка 18,3%. Компания имеет широкую линейку двигателей как для гражданских коммерческих и транспортных самолетов (GE90, GEnx, GE9X), так и для военных самолетов и вертолетов. Продажи военных двигателей F110 для истребителей Lockheed Martin F-16, а также F404 и F414 для Boeing F/A-18 будут иметь стабильный характер, однако может сократиться в случае начала вывода из эксплуатации данных самолетов. Учитывая долю от участия компании в совместном предприятии CFM International, можно сделать вывод о том, что GE Aviation к 2030 г. станет главным игроком на рынке бурно развивающегося рынка ТРДД.

Rolls-Royce, как производитель двигателей для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов Boeing и Airbus, к 2030 г. будет занимать долю рынка 18,5% (около $211,4 млрд). Производственные площадки компании расположены в Великобритании, Германии и США. Большая часть выручки придется на производство двигателей Trent в Великобритании.

Pratt & Whitney будет вторым игроком с долей рынка 21%. Большая часть продаж придется на коммерческие двигатели семейства PW1000G для узкофюзеляжных самолетов линейки Airbus A320neo. Также немалую долю в структуре выручки Pratt & Whitney на этот период составят продажи военных двигателей F135 для истребителей Lockheed Martin F-35, поскольку закупки данного самолета будут продолжаться на протяжении ближайших 20 лет как ВВС США, так и другими странами-союзниками. Постепенно уменьшающиеся продажи двигателей семейства F100 также принесут небольшую часть выручки, однако ее размер будет зависеть от скорости вывода из эксплуатации истребителей F-15, F-16. В совокупности с продажами двигателей для бизнес-авиации и транспортных самолетов общая выручка компании за рассматриваемый период составит более чем $238 млрд без учета выручки от продажи запчастей и сервисных услуг.

CFM International — совместное предприятие французской компании Snecma (дочерняя структура Safran) и американской компании GE Aviation (подразделение корпорации General Electric). CFM International будет лидером на рынке ТРДД в период 2016-2030 гг. с долей рынка 35%. После крайне успешного коммерческого двигателя CFM56, установленного на тысячи узкофюзеляжных самолетов Boeing и Airbus, основную часть прибыли в ближайшие 15 лет будут приносить двигатели новейшего семейства LEAP, которые будут использоваться на большом количестве модификаций самолетов семейства Airbus A320neo, Boeing 737 MAX и китайского COMAC C919.

Проанализируем возможности и риски реализации стратегических целей корпорации, а также возможные меры по обеспечению их достижения. В таблице 1 приведены некоторые результаты SWOT-анализа отрасли авиационного двигателестроения России, представленной, главным образом, АО «ОДК».

Таблица 1. Результаты SWOT-анализа отрасли авиационного двигателестроения

Screenshot_16

Как показано выше, реализовать намеченные стратегические планы корпорации предстоит в условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке, есть и существенные внутренние риски. Поэтому необходимо предусмотреть меры, повышающие конкурентоустойчивость ОДК. В связи с этим, целевой моделью Стратегии развития ОДК выбрана постепенная диверсификация, предполагающая при сохранении лидерских позиций на мировом и российском рынках продукции военного назначения расширение производства и сбыта в сегментах гражданских авиационных и вертолетных двигателей, энергетических и газоперекачивающих установок, морских и ракетных двигателей. Также предусмотрен выход на глобальный рынок в качестве поставщика комплектующих 2-4 уровня.

Предпочтительной (с точки зрения повышения конкурентоустойчивости) стратегией технологического развития отечественных ГТД является разработка 3-5 базовых газогенераторов и, на их основе, создание линейки ГТД для каждой области применения. Важным направлением повышения конкурентоустойчивости российских предприятий-производителей ГТД, загрузки производственных мощностей ОДК в условиях вышеописанных рисков является производство газоперекачивающего оборудования. Основываясь на концепции базовых газогенераторов, можно создавать не только эффективные авиационные ГТД, но и на их базе создавать ГТД для неавиационных отраслей. Хорошим примером, демонстрирующем правильность концепции базовых газогенераторов являются зарубежные компании — General Electric, Pratt&Whithney, Rolls-Royce. Результаты наглядно продемонстрированы в таблице 2: на базе одного газогенератора авиационного ГТД создаются целые семейства неавиационных ГТД. Причем, судя по финансовой отчетности соответствующих компаний, доход от продажи неавиационных ГТД ненамного меньше дохода от реализации авиационной продукции.

Таблица 2. Применение принципа базового газогенератора зарубежными компаниями

Screenshot_17

Для успешной реализации стратегии развития ОДК в описанных условиях, и, как минимум, сохранения текущего уровня промышленного производства требуется уже сейчас перенести фокус внимания с авиационных ГТД на промышленные. При этом уже в настоящее время в области продукции наземного применения ОДК продолжает работы по поставке промышленных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, основной объем которых был предназначен для магистральных газопроводов «Сила Сибири» и «Северный поток», а в рамках работ по развитию взаимоотношений с заказчиками ОДК выигран ряд конкурсов ПАО «НК «Роснефть» на поставку газотурбинных электростанций. На рынке промышленных ГТД основными конкурентами общества в сегменте мощностей 2,5 – 25 МВт являются: General Electric (США), Solar Turbines (США), Siemens (ФРГ), ЗАО «РЭП Холдинг» (Россия), АО «КМПО» (Россия), ГК НПКГ «Зоря-Машпроект» (Украина).

Ключевыми действиями, направленными на достижение стратегических целей, являются развитие кооперации, специализация производств, расширение аутсорсинга. Особое внимание при реализации Стратегии будет уделено развитию производственной системы ОДК на основе lean-технологий (т.н. бережливое производство). Функции НИОКР планируется последовательно централизовать в рамках Инженерного центра. А управленческая структура ОДК будет трансформирована на принципах программной системы управления.

ОДК прилагает все усилия к тому, чтобы обеспечить максимально эффективное сервисное обслуживание поставленных двигателей, которое включает в себя их капитальный ремонт и модернизацию, поставку запчастей и расходных материалов, обучение и консультации специалистов заказчика.  ОДК в рамках осуществления права на самостоятельную внешнеторговую деятельность в области ВТС в части сервиса и ремонта авиационных двигателей провело результативные переговоры с иностранными заказчиками из стран Южной, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, подписан ряд рамочных соглашений, позволяющих повысить оперативность взаимодействия с заказчиками в области обеспечения бесперебойной эксплуатации авиадвигателей. Ведется дальнейшая работа по увеличению портфеля заказов на сервисные и ремонтные работы от иностранных заказчиков, а также по развитию системы послепродажного обслуживания авиадвигателей с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и укреплению положения ОДК на мировом рынке авиационных двигателей.

За последние 10-15 лет ведущие мировые производители авиационных двигателей внедрили в свою продукцию большое количество инновационных решений, которые привели к существенному улучшению характеристик эксплуатационной надежности, удельной тяги и значительному улучшению топливной эффективности. Также продолжаются научно-исследовательские работы по широкому кругу направлений совершенствования эффективности работы газотурбинных двигателей. Эти факторы, в сочетании с применением новых синтетических материалов (композиты, металлокерамика, сверхпрочные сплавы и др.) и новых методов производства (аддитивные технологии), позволяют производителям воздушных судов разрабатывать и выводить на рынок более совершенные летательные аппараты различного назначения с улучшенными показателями эмиссии вредных веществ, шума, дальности полета и безопасности. Сегодня стратегической целью ОДК является «восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей». Корпорацией активно осваиваются критические технологии, без внедрения которых невозможно производство высокотехнологичной, конкурентоспособной на глобальном рынке продукции. Это аддитивные технологии, керамические и полимерные композиционные материалы, роботизированная лазерная сварка и перфорация, термобарьерные покрытия и т.д. Большое значение придаётся и совершенствованию IT-потенциала предприятий ОДК. В настоящее время ОДК реализует 6 крупных НИОКР: три – в области военной авиации, и по одной – в сегментах двигателей для гражданской авиации, вертолетов и наземных газотурбинных установок.

Проанализировав стратегические цели и риски развития российского авиационного двигателестроения, можно рекомендовать сосредоточить усилия на следующих приоритетных направлениях:

  • Интеграция стратегии ОДК с стратегиями развития смежных отраслей, где может быть востребована продукция ОДК;
  • Увеличение доли сегмента послепродажного обслуживания в общей структуре выручки компаний;
  • Непрерывное создание НТЗ в интересах модернизации серийных и разработки перспективных конкурентоспособных авиадвигателей;
  • Развитие продуктового ряда авиационных двигателей путем разработки семейств двигателей различных типов на базе унифицированных газогенераторов;
  • Переход двигателестроения на современные управленческие технологии, обеспечивающие эффективные бизнес-процессы по всему жизненному циклу. [5]

Концентрация финансовых, интеллектуальных и производственно-технологических ресурсов на указанных приоритетах является ключевым условием достижения стратегических целей российского авиационного двигателестроения, и должна быть поддержана на национальном уровне.

Список литературы

  1. ОДК представила стратегию развития до 2025 года // Управление производством URL: http://www.up-pro.ru/companies/news/odk-predstavila-strategiu-razvitiya.html (дата обращения: 08.08.2017).
  2. Годовой отчет АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» за 2016 год // URL: http://www.uecrus.com/files/Annual_Report_ODK_2016.pdf (дата обращения: 01.09.2017).
  3. Клочков В.В., Фролов И.Э. Анализ Государственной программы «Развитие авиационной промышленности РФ на период до 2025 г.» как стратегического планового документа / Материалы 15-го Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2014. Т.5. С. 96-98.
  4. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года // Минпромторг России URL: minpromtorg.gov.ru/common/upload/001_2030_281116.docx (дата обращения: 06.04.2017).
  5. Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств (на примере авиационного двигателестроения). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / ЦЭМИ РАН. Москва, 2007.
  6. Клочков В.В., Циклис Б.Е., Стратегическое управление развитием производственного потенциала авиационного двигателестроения // Экономика и управление в машиностроении. 2011. № 5. С. 7-12.
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» // URL: http://investkostroma.ru/uploads/file/Gosudarstvennaya_programma_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti.pdf (дата обращения: 03.04.2017).
  8. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование потребности в производстве продукции российского авиадвигателестроения на мировом рынке // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 91-109.
  9. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Производственный потенциал аэрокосмического комплекса (на примере авиационного двигателестроения // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Симпозиума. 2016. С. 130-132.
  10. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Лазников Н.М. Прогнозирование спроса на продукцию авиационного двигателестроения в условиях открытого конкурентного рынка // Вооружение и экономика. 2016. № 4 (37). С. 128-135.
  11. Зеленцова Л.С., Тихонов А.И., Шестакова Е.В. Организационно-экономические инструменты обеспечения конкурентоустойчивости предприятия авиационного двигателестроения / Монография // М.: Изд-во МАИ, 2015. – 160 с.
  12. Краев В.М., Тихонов А.И. Развитие конкурентоустойчивости предприятий ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация) на основе концепции базовых газогенераторов // СТИН. 2017. №10. С. 2-4.
  13. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Перспективы развития рынка российского авиадвигателестроения // Московский экономический журнал. 2017. №2. С. 43.
  14. Краев В.М., Тихонов А.И. Эффективность внедрения программы импортозамещения в авиационное двигателестроение // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. №2. С. 157-161.
  15. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т.23. №1. С. 218-225.
  16. Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей// Монография. М. 2006.
  17. Краев В.М., Тихонов А.И., Новиков С.В. Конверсия авиационных технологий // СТИН. 2017. №10. С. 40-44.