Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 330.101.5

Bezymyannyj-12

Пичугин Сергей Игоревич,Привезенцева Светлана Вячеславовна

Pichugin Sergey Igorevich, Privezentseva Svetlana Vyacheslavovna

Разработка решений для повышения рентабельности на примере ООО «фирмы Системинвест»

Development of solutions for improving profitability by the example of LLC «Sisteminvest»

В связи с критической ситуацией на предприятиях, из-за экономической нестабильности, необходимо найти источники или разработать стратегию по повышению выручки организации. Сумму задолженности по прочим дебиторам можно использовать как источник для погашения обязательств. Одним из путей выхода из ситуации, когда предприятие несет убытки и есть тенденции к банкротству, является избавление от непрофильных активов. Такое решение, позволит высвободить дополнительные денежные средства для финансирования основной деятельности и сократить расходы.

В ситуациях, когда компания становиться убыточной, необходимо уделить должное внимание маркетинговым исследованиям. Постараться выявить негативные стороны и пути для их устранения. Рекомендации, описанные выше, позволят привлечь новых клиентов и повысить объемы реализации.

Одним же из методов повышения выручки, еще может служить сокращение ассортимента, с целью отказа от продукции с меньшей рентабельностью и пользующейся меньшим спросом.

Because of the critical situation at enterprises, economic instability, it is necessary to find sources or develop a strategy to increase the revenue of the organization. The amount of debt on other debtors can be used as a source for repayment of obligations. One way out of the situation when the enterprise bears losses and there are tendencies to bankruptcy is the disposal of non-core assets. Such a decision will allow freeing up additional funds to finance core business and cut costs.

In situations where the company becomes unprofitable, it is necessary to give due attention to marketing research. Try to identify the negative sides and ways to eliminate them. The recommendations described above will attract new customers and increase sales.

One of the methods to increase revenue, can also serve to reduce the range, in order to abandon products with lower profitability and less demanded.

Рентабельность, дебиторкая задолжность, реструктуризация, структура, убыток, прибыль.

Profitability, accounts receivable, restructuring, structure, loss, profit.

Из определения рентабельности [1], можно заключить, что для ее повышения требуется повысить доходность предприятия. Другими словами, необходимо найти источники или разработать стратегию по повышению выручки организации. Для этого рекомендуются следующие действия:

  1. Взыскание дебиторской задолженности и ее реструктуризация;
  2. Повышение конкурентоспособности и спроса на продукцию;
  3. Освоение наиболее востребованной продукции и перенаправление производства;

Взыскание дебиторской задолженности и ее реструктуризация

Из анализа видно, что основная доля оборотных активов предприятия является дебиторская задолженность, это видно из рисунка 1

Screenshot_1

Рис. 1. Структура оборотных активов ООО «фирма Системинвест»

Под прочими оборотными активами понимаются все запасы и денежные средства, находящиеся на счету.

В структуре дебиторской задолженности, доля покупателей и заказчиков составляет всего 1 810 000 рублей (6% от общей суммы задолженности). Для данного предприятия, такая задолженность покупателей и заказчиков считается нормой, так как реализация части продукции происходит с отсрочкой по оплате и потому эту задолженность можно считать текущей.

Таким образом, основная доля задолженности приходиться на прочих дебиторов и могла возникнуть в следствии:

  • Возникновения задолженности по векселям к получению;
  • Возникновения задолженности, получившейся вследствие авансовой оплаты поставщикам и подрядчикам. То есть по недостачам и неоказанию поставщиками и подрядчиками, оплаченных товарно-материальных ценностей или услуг;
  • Пени, штрафы, неустойки признанные должниками или по решению арбитражного суда;
  • Переплаты в бюджет государства по налогам и сборам.

В связи с критической ситуацией на предприятии, сумму задолженности по прочим дебиторам можно использовать как источник для погашения обязательств. Одним из путей выхода из ситуации, когда предприятие несет убытки и есть тенденции к банкротству, является избавление от непрофильных активов. Такое решение, позволит высвободить дополнительные денежные средства для финансирования основной деятельности и сократить расходы. На рисунках 2, 3 и 4 показано отношение процентов к получению и к уплате, отношение прочих доходов и расходов и отношение всех доходов от неосновной деятельности к расходам.

Screenshot_2

Рис. 2. Соотношение процентов к получению и уплате ООО «фирма Системинвест»

Screenshot_3

Рис. 3. Соотношение прочих доходов и расходов ООО «фирма Системинвест»

Screenshot_4

Рис. 4. Соотношение доходов и расходов по неосновной деятельности ООО «фирма Системинвест»

На основании рисунков 2, 3 и 4 видно, что процентов к получению недостаточно для покрытия процентов к уплате, а превышение прочих доходов над расходами не компенсирует убытки в итоге (см. рисунок 3).

Для реструктуризации и сокращения дебиторской задолженности рекомендуется провести следующие действия:

  1. Либо ввести, либо назначить сотрудников юридического отдела ответственных, за судебные действия по взысканию долгов;
  2. Дальнейшие совершенные сделки поставить на четкий контроль финансовой службы предприятия;
  3. Проводить ежемесячный мониторинг и анализ структуры дебиторской задолженности не только на текущую дату, но и анализ динамики изменений дебиторской задолженности (особенно просроченной дебиторской задолженности);
  4. Либо ввести, либо назначить сотрудников финансовой службы ответственных за мониторинг возникающей дебиторской задолженности, а так же формирующих ежемесячные отчеты по изменениям структуры дебиторской задолженности. Данные отчет необходимо предоставлять для юридического отдела и администрации предприятия. Юридический отдел, на основании данных отчетов, должен либо отслеживать потенциальных должников, либо начинать досудебный процесс, либо подавать в суд. Администрация, на основании таких отчетов, может отслеживать финансовое состояние, выискивать источники для дальнейшей хозяйственной деятельности;
  5. Отказаться от поставщиков и подрядчиков или покупателей и заказчиков, не исполняющих своих обязательств или имеющих предпосылки к задержкам оплаты или поставок;
  6. В случае если дебиторская задолженность по векселям, то необходимо:
    • Продать вексель;
    • Использовать вексель для расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Такие решения обусловлены тем, что процентов к получению по векселям, исходя и формы №2 бухгалтерской отчетности ООО «фирма Системинвест», недостаточно для улучшения финансового состояния[2].

  1. В случае если дебиторская задолженность по переплатам в бюджет по налогам и сборам, то перед финансовой службой поставить следующие задачи:
    • На базе планируемых доходов более четко рассчитывать расходную часть;
    • Наиболее эффективно использовать сумму переплаты по налогам и сборам в кратчайший срок;
    • На базе статистических данных по деятельности, прогнозировать последующие убытки, тем самым сократить суммы переплат до минимума.

Реструктуризация возникающей задолженности позволит повысить выручку организации, уменьшить суммы замороженного капитала и наиболее эффективно использовать денежные средства[3]. На конец 2008 года, ООО «фирма Системинвест» полностью зависит от заёмного капитала. Сумму дебиторской задолженности следует направить на погашение кредита. Это принесет выгоду, за счет снижения суммы по уплачиваемым процентам.

Повышение конкурентоспособности и спроса на продукцию.

Как было сказано ранее, на основании анализа наблюдается спад спроса на продукцию и происходит ее накопление на складе[4]. Это могло быть вызвано потерей покупателей и заказчиков или снижением потребности в изготавливаемой продукции ООО «фирма Системинвест». Такая тенденция может негативно повлиять на дальнейшее финансовое состояние предприятия и привести его к банкротству. Для повышения конкурентоспособности продукции и спроса рассматриваются три метода, они представлены на рисунке 5

Screenshot_5

Рис. 5. Методы для повышения конкурентоспособности и спроса на продукцию

Основываясь на трех методах, показанных на рисунке 5, для ООО «фирма Системинвест» рекомендуется предпринять следующие действия:

  1. Маркетинговому отделу нужно разработать стратегию и мероприятия по реализации накопленной продукции. Для этого, можно провести рекламную акцию и распродажу со скидкой и крупным оптом. Финансовой службе нужно рассчитать точку безубыточности для реализации накопленной продукции и сумму возможных скидок;
  2. Службе технического контроля и техническому директору, нужно разработать пути для повышения качества продукции:
    • Разработка способов улучшения используемого сплава и обработки сырья, для улучшения прочности литых дисков и технических характеристик;
    • Оптимизация технологической цепочки и внедрение дополнительного контроля на этапах производства для уменьшения технологических отходов;
  3. Маркетинговой службе разработать мероприятия по увеличению заинтересованности покупателей и заказчиков в приобретении продукции ООО «фирма Системинвест», с помощью каких либо поощрений или вознаграждений. Для этого нужно:
    • Структурировать покупателей и заказчиков по срокам продолжительности работы с ними и по размерам реализуемой им продукции в месячном разрезе.
    • Разработать мероприятия по вознаграждению и поощрению тех покупателей и заказчиков, с которыми наиболее долгие взаимоотношения;
    • Разработать мероприятия по вознаграждению и поощрению тех покупателей и заказчиков, чьи заказы наибольшие в месяц;
    • Поощрениями и вознаграждениями могут служить различные скидки, подарки и т.д.
  4. Поскольку покупателями и заказчиками ООО «фирма Системинвест» являются не конечные потребители, а автосборочные заводы и сети розничной торговли, то нужно провести анализ каждого этапа попадания продукции конечному потребителю. На рисунке 6 представлена цепочка прохождения продукции от завода изготовителя (ООО фирма Системинвест) до конечного пользователя

Screenshot_6

Рис. 6. Цепочка реализация товара конечному потребителю.

Маркетинговому отделу необходимо проанализировать как, в каком виде и по какой цене, посредники реализуют продукцию конечному пользователю. И разработать решения по влиянию на посредников для повышения спроса у конечного потребителя.

  1. Разработка дополнительной рекламной продукции и размещение ее на торговых площадках посредников.

В ситуациях, когда компания становиться убыточной, необходимо уделить должное внимание маркетинговым исследованиям. Постараться выявить негативные стороны и пути для их устранения. Рекомендации, описанные выше, позволят привлечь новых клиентов и повысить объемы реализации.

Освоение наиболее востребованной продукции и переориентирование производства.

Одним из методов повышения выручки может служить сокращение ассортимента с целью отказа от продукции с меньшей рентабельностью и пользующейся меньшим спросом[5]. Схематично данный метод представлен на рисунке 7

Screenshot_7

Рис. 7. Метод фильтрации продукции.

Для ООО «фирме Системинвест» рекомендуется:

  1. Финансовой службе провести анализ ассортимента продукции, анализ ценовой политики и себестоимости, и рассчитать рентабельность каждого вида продукции;
  2. Маркетинговой службе, разработать мероприятия по опросу конечного потребителя с целью выявления наиболее востребованной продукции;
  3. Провести анализ продукции конкурентов и рынка, с целью выявления продукции, на которую можно перенаправить производство;
  4. Разработать программу по переходу на аналогичную продукцию с большей рентабельностью и смене ассортимента;
  5. У завода ООО «фирма Системинвест» есть возможность производить запчасти для оборонной техники. Потому стоит рассмотреть возможность по привлечению государственных заказов;
  6. Маркетинговому отделу проанализировать, есть ли потребность рынка в большем объеме продукции выбранной после отсеивания нерентабельной и после переориентирования производства.

Переориентирование производства и сокращение ассортимента[6] позволит так же снизить расходы, связанные с переналадкой производства с одной продукции на другую и сократить время остановки производственной линии.

  1. «Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов». — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 в редакции от 2008 года, автор: Зуб А.Т. Рекомендовано Ученым Советом факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве учебного пособия по специальностям «Менеджмент» и «Государственное управление»
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года № 33-н /ПБУ 10/99/ в редакции от 27.11.06;
  3. «Финансовый анализ» Электронный учебный курс CD-ROM, 2008 г. Издатель: Кнорус; Разработчик: ИнфоФонд
  4. «Финансовый анализ» Автор В. З. Черняк Издательство: Экзамен, 2007 г. Твердый переплет, 416 стр. ISBN 978-985-13-9703-3, 5-472-02577-X
  5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 N 119-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ,от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ,от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ,от 30.12.2008 N 307-ФЗ)
  6. «Налоговый Кодекс РФ» (Часть первая с изменениями и дополнениями) от 31.07.1998 N 146-ФЗ