Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК  004.94

Bezymyannyj-12

Настюк Анастасия Владимировна,

магистрант кафедры бизнес-информатики

Уральский государственный экономический университет

Куликова Елена Сергеевна,

кандидат экономических наук

доцент кафедры бизнес-информатики

Уральский государственный экономический университет

Трубина Галина Филипповна,

кандидат экономических наук

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Уральский государственный экономический университет

Назаров Антон Дмитриевич,

магистрант кафедры бизнес-информатики

Уральский государственный экономический университет

Nastyuk A. V.

Kulikova E. S.

Trubina G. F.

Nazarov A. D.

ANYLOGIC КАК ИНСТРУМЕНТ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ

ANYLOGIC AS A TOOL OF IMITATION MODELING OF BUSINESS PROCESSES OF THE COMPANY

Аннотация: В настоящее время имитационное моделирование очень популярно, оно затрагивает абсолютно любые сферы деятельности. С его помощью можно смоделировать любую ситуацию и посмотреть, как система отреагирует на те, или иные изменения, можно строить прогнозы, предсказывать поведение и многое другое. При этом модель будет достаточно точно соответствовать реальной системе.  В статье рассмотрена ситуация определения эффективности работы предприятия. Проведены эксперименты по увеличению распределения и поощрения сотрудников, сделаны выводы по данной ситуации, предложена стратегия дальнейшего развития.  Построение модели происходило в среде AnyLogic.

Ключевые слова: имитационное моделирование, эксперименты, модель, система, anylogic.

Имитационное моделирование развивается стремительными темпами. Задачи, которые еще несколько лет назад могли выполнить лишь крупнейшие игроки рынка, сегодня может позволить себе любое нуждающееся в этом предприятие.

Моделирование применяется в тех случаях, когда невозможно провести эксперимент над реальной системой, или такой метод нецелесообразен, например, по причине хрупкости или дороговизны создания прототипа или из-за временных ограничений проведения эксперимента в реальном времени.

Результаты, получаемые в процессе изучения созданной модели, переносятся на реальный объект. Результативность такого процесса моделирования напрямую зависит от того,  насколько удачной была построенная модель.

Рассмотрим пример моделирования бизнес-процесса на примере одной из типовых ситуаций, которые могут сложиться при работе предприятия.

Эффективность работы бизнеса непременно зависит от управления компанией и от того, насколько удается избежать тех или иных ошибок. Если управленческих ошибок накапливается достаточно много, начинает падать эффективность самого бизнеса. Одним из решений в такой ситуации становится прием новых сотрудников в организацию, что может помочь на какое-то время исправить положение и устранить управленческие ошибки.

Так, например, на ситуацию может повлиять смена Топ-менеджера. Но не всегда данное решение является верным, так как человек на руководящей должности может посчитать нынешнее состояние компании вполне удовлетворительным и ничего не изменить. Тогда такое решение окажется еще более губительным для предприятия.

Данная ситуация непременно требует более глубокого анализа, потому что в таком случае, прием на работу новых сотрудников окажется абсолютно не действенным решением проблемы, и в конце концов повлечет за собой волну массовых увольнений кадров из предприятия, что еще более усугубит состояние бизнеса.

Для руководства такая ситуация может стать очень неожиданной, так как они не замечали всех проблем, требующих внимания, думая, что дела идут вполне удовлетворительно. Такая ситуация известна в мировой практике как «Ниагарский Синдром». Она означает, что все в бизнесе кажется нормальным, но когда становится ясно, что в скором времени наступит падение, изменить ситуацию уже невозможно.

Такой инструмент моделирования как AnyLogic позволяет создать имитационную модель, а также провести ряд экспериментов, на основании которых возможно наилучшим образом подобрать стратегию создания и развития того или иного бизнес процесса.

Инструменты AnyLogic позволяют наглядно показать результаты проводимых экспериментов в виде графиков,  диаграмм и инфографики.

На основе анализа ситуации описанной выше, определены следующие показатели для использования модели AnyLogic (рисунок 1):

Screenshot_1

Рисунок 1 — Показатели для модели AniLogic

На рисунке 2 представлена имитационная модель бизнес-процесса, построенная средствами AnyLogic.

Screenshot_2

Рисунок 2 — Модель бизнес-процесса в среде AnyLogic

Модель в виде дифференциальных уравнений выглядит следующим образом:

Employ = 10/Eff

Ch = Eff*RRE

REff = PRE/Labour

BEff = 1/Error

d (Labour)/df = Employ

d (Error)/df = Ch

Eff = BEff + REff

 Результаты работы модели выводятся в виде диаграмм, которые отображают изменение следующих показателей во времени: BЕff, RЕff, Еff.

Для наглядности результатов моделирования добавим диаграмму с 3 показателями Ch, BЕff, RЕff (рисунок 3).

Screenshot_3

Рисунок 3 — Диаграмма с показателями Ch, BEff, REff

Запускаем имитационную модель. При первоначальных значениях: RRE = 0 и PRE = 0; получаем следующую картину бизнес-процесса, представленную на рисунках 4, 5.

Screenshot_4

Рисунок 4 – Динамику эффективности

Screenshot_5

Рисунок 5 — Диаграмма динамики эффективности

Изменим значения переменных RRE и PRE. На рисунках 6 и 7  показаны изменения динамики процесса при нулевом распределении работников.

Screenshot_6

Рисунок 6 — Установленна переменная PRE=5

Screenshot_7

Рисунок 7 — Анимационная диаграмма, переменная PRE = 5

По данным графика мы видим, что при повышении поощрения сотрудников эффективность работы возрастает. Увеличивается общая эффективность бизнеса.

Теперь прировняем поощрение сотрудников к нулю, а  распределение сотрудников повысим до 5. Динамика процесса представлена на рисунках 8.

Screenshot_8

Рисунок 8 — Анимационная диаграмма при установлении интереса к работе  2,5

На представленном графике мы видим, что при снижении поощрения сотрудников до нуля и увеличения  распределения сотрудников до пяти, эффективность работы снижается. Общая эффективность бизнеса понижается.

Далее распределение сотрудников оставляем прежним, повысим поощрение сотрудников (рисунок 9).

Screenshot_9

Рисунок 9 — Анимационная диаграмма при понижении квалификации сотрудников

По данным проведенных экспериментов видно, что эффективность работы заданной бизнес-модели напрямую зависит как от поощрения, так и от распределения сотрудников в равной степени. При использовании только одного из критериев показатель эффективности увеличивался в меньшей степени, что в свою очередь не принесло бы желаемого результата компании.

Проведение эксперимента в системе AnyLogic позволило найти максимально эффективное решение для заданной ситуации, потратив при этом наименьшие временные и технологические ресурсы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Александров Д.В., Костров А.В., Макаров Р.И., Хорошева Е.Р. Методы и модели информационного менеджмента: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 336 с.
  2. Афанасьева О.В., Голик Е.С., Первухин Д.А. Теория и практика моделирования сложных систем: учеб. пособие. СПб: СЗТУ, 2005. 131с.
  3. Емельянов А.А., Власова Е.А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов / Под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2009. 416 с.
  4. Карамайкин А.С. Моделирование процессов и систем: текст лекций. СПб: СПбГУАП, 2005. 108 с.
  5. Карпов Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование сAny Logic 5. СПб: БХВ-Петербург, 2005. 400 с.
  6. Каталевский Д. Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2011. 304 с.