Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 341.649.1/5

Bezymyannyj-12

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ДВУСТОРОННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Исраилов Мукаш Исраилович, д.э.н., профессор, КРСУ им. Eльцина

Даулетов Даурен Серикбайулы, аспирант КГУ им. И. Арабаева 

Аннотация. В статье проанализированы современные механизмы межгосударственного экономического сотрудничества, а также определены  основные факторы эффективного развития двусторонних межгосударственных экономических отношений.

Ключевые слова: Межгосударственные отношения, международная миграция капитала, интернационализация, международное экономическое сотрудничество.

Abstract. The article analyzes modern mechanisms of interstate economic cooperation, as well as determines the main factors for effective development of bilateral interstate economic relations.

Keywords: Interstate relations, international capital migration, internationalization, international economic cooperation.

На современном этапе понимание системы международных отношений уходит все дальше от ограничения ее исключительно системой межгосударственных отношений. Межгосударственные отношения являются только сегмент в многообразной и огромной системе международных отношений.

Характеризуются международные отношения рядом особенностей, которые различают, их от других типов отношений в обществе:

— непредсказуемый характер политического международного процесса;

— нарастающее значение фактора субъекта;

— охват всех областей общественной жизнедеятельности и включение в них самых разных политических субъектов;

— отсутствие общего центра власти и наличие существенного числа суверенных и равноправных центров принятия политических решений;

— вторичность законов, первичность межгосударственных договоров и соглашений о взаимодействии;

— отсутствие общего источника власти, общего легитимного центра принуждения, обладающие непререкаемым авторитетом для всех участников в мировом процессе.

Перечисленные черты международных отношений довольно хаотичны, непредсказуемы, неуравновешенны. В такой атмосфере ни одна страна не способно постоянно сохранять неизменные позиции и четко выраженные в отношении друг к другу.

Содержание международных отношений определяется характером взаимодействия стран и их коалиций в лице полномочных институтов власти, принимающих участие в разработке и осуществлении межгосударственной политики.

Как показывает практика, разные политические силы могут принимать участие в международных отношениях и кроме государственной власти, если последняя действует вопреки их политическим представлениям и целям о должных национально-государственных интересах[1].

Практика межгосударственных отношений показывает, что зачастую в основу экономического взаимодействия стран ложатся и политические амбиции, и интересы отдельных фаворитов. Как отмечает белорусский изыскатель Бойков П.В., авторитарные мотивы поведения и частные интересы управленческих кланов и верхушек, специфическая тенденция их политики время от времени не только не схожи, но, и идут вразрез с государственными интересами страны, что сможет привести к межгосударственным конфликтам и социальным напряжениям[2].

Тем не менее, экономика остается сферой, заставляющей руководителей и политиков стран действовать в любом направлении. Это выражается в формировании модели экономической политики страны, которое отображает открытость ее экономики, которая почти во всем повлияет на поведение хозяйствующих субъектов, выработку ими принципиальных направлений деятельности, стратегию становления.

Укажем процессы, обусловленные формированием системы международных экономических отношений:

— международная торговля услугами и товарами на национальных рынках, а также на рынках третьих стран;

— международная миграция капитала;

— международный обмен в сфере техники, науки,  инновационных технологий;

— международная миграция трудовых ресурсов;

— международная производственная кооперация;

— международные валютно-кредитные отношения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что черты экономик, с одной стороны, а также наличие у них общих особенностей – со  второй, в большинстве определяют специфику развития международного экономического сотрудничества на различных уровнях: континентальном, мировом, региональном, двустороннем.

В связи, с чем требуется уточнить значение терминов: «межгосударственное экономическое сотрудничество», «международное экономическое сотрудничество». Так, в научной литературе отсутствует единое определение термина «международное экономическое сотрудничество».

Данный термин в экономической литературе определяется следующим образом, как объективный процесс развития разнообразных научно-технических и экономических связей между мировыми государствами, группами стран, политическими и социально-экономическими системами двух государств на принципах равноправия, независимости и взаимной выгоды сторон[3].

В юридической литературе рассматривается определение «международное экономическое сотрудничество» в качестве глобальной многоуровневой системы международного экономического взаимодействия всех субъектов, которые направлены на получение экономических выгод и обеспечение устойчивого взаимного экономического развития. С одной стороны, международное экономическое сотрудничество представляет собой систему согласованных действий стран и международных организаций, которые направлены на укрепление стабильности МЭО, совершенствование механизмов взаимовыгодного сотрудничества и обеспечение национальных интересов. Со второй стороны, это комплекс динамичных политических, организационных и хозяйственных (коммерческих, производственных и научно-технических) связей с принятием участия стран, их групп и международных организаций, а также отдельных хозяйствующих субъектов.

Выступают субъектами международного экономического сотрудничества государства, административно-территориальные образования государств, физические и юридические лица. В связи с чем, исходя из, мнения российского ученого Ксенофонтовой М.В., международное экономическое сотрудничество сопровождается формированием многоуровневой системы отношений, среди которых выделяются:

а) межгосударственные экономические отношения, которые возникают по поводу реализации внешнеэкономических сделок;

б) международные экономические связи стран с зарубежными партнерами;

в) внешнеэкономические связи субъектов стран и административно-территориальных образований;

г) внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов зарубежных стран, которые опосредуют предпринимательскую деятельность[4].

Исходя из данного подхода к толкованию термина «международное экономическое сотрудничество» правомерным считается рассмотрение межгосударственное экономическое сотрудничество в качестве подсистемы международного экономического сотрудничества, и предложить следующее определение данного термина.

Межгосударственное экономическое сотрудничество представляет собой  отношения, которые появляются между странами в процессах международного разделения труда, международной производственной кооперации,  координации торгового оборота, развития кредитно-финансовых связей, научно-технического обмена, миграции трудовых ресурсов и инвестиций в целях обеспечения взаимного дополнения национальных рынков, стратегического выравнивания национальных экономик, вхождения в мирохозяйственные связи.

По мнению ряда ученых, основа тесного сотрудничества стран – это схожесть уровней экономического развития двух государств, сравнимость их технологической эволюции, так как именно уровень развития национальной экономики на существенном уровне определяет ее принятие участия в мировом хозяйстве, активность развития внешнеэкономических отношений[5].

Так, можно резюмировать, что международное сотрудничество представляет собой глобальную многоуровневую систему международного экономического взаимодействия всех субъектов международной системы, которая направлена на обеспечения устойчивого взаимного экономического развития и получение экономических выгод.

Предопределило развитие межгосударственного экономического сотрудничества необходимость его регулирования, что нашло отражение в формировании институциональных и правовых структур в рамках мировой экономики, стран, регионов.

Более интенсивно в условиях глобализации начало развиваться интернациональное регулирование, что нашло олицетворение в формировании интернациональных экономических объединений и организаций, деятельность которых координируются ООН. Такое положение вещей способствовало либерализации почти всех сфер интернационального сотрудничества[6].

Также экономическое сотрудничество реализуется на основании двусторонних договоров между государствами. Мировой опыт свидетельствует о том, что на протяжении последних 10 лет повысилось значение двусторонних экономических связей[7].

Двусторонние межгосударственные экономические отношения в современном мире создают особенную систему взаимодействия национальных экономик.

В теоретических изысканиях признано, что в основу отношений между странами обычно положена экономика. «Как свидетельствует мировой опыт, – отмечает Раджабова З. К., –движущей силой и базой интеграционных интересов может быть только экономика»[5,с. 132].

Однако, как показывает практика межгосударственных отношений, что за частую в основу экономического взаимодействия стран положены интересы отдельных лидеров политики и политические амбиции[8].

Практика развития межгосударственных экономических связей показывает, что возможно успешное сотрудничество не только между равными странами-партнерами, но и между развивающимися и развитыми, малыми и большими государствами. Сравнение экономик 2-ухопределенных государств покажет и обязательные расхождения, и возможные схожие стороны, поскольку все национальные экономики неповторимы. Всегда для межгосударственного обоюдного экономического сотрудничества, найдется место, и у него есть возможность быть взаимовыгодным, при этом способности взаимодействия можно извлечь как из примерного паритета, так и асимметричного либо неравномерного экономического становления.

Правомерным является рассмотрение в качестве особенной формы сотрудничества стран такую форму, как взаимодействие меж странами с асимметричным развитием государственных экономик. В данном случае происходит стратегическое выравнивание государственных экономик и взаимодополнение государственных рынков,  и то, при  соблюдении условий обеими заинтересованными государствами-партнерами[5,с. 132].

Также правомерно утверждать, что осуществление стратегической цели – обеспечить двустороннее межгосударственное экономическое сотрудничество, предполагает:

— выбор концептуального основания;

-функционирования и построение соответствующих механизмов регулирования;

— формирование политики.

Основана система механизмов межгосударственного сотрудничества на конкретных общих принципах,  свойственных политической и социальной системе в целом, но в своих определенных формах она значительно отличается от национальных систем. Прежде всего, развитие межгосударственного экономического сотрудничества предполагает наличие движущих сил, предпосылок и факторов.

Обычно в качестве движущих сил механизма межгосударственного экономического сотрудничества выступают (рис. 1.):

Screenshot_10

Рисунок 1 – Движущие силы механизма межгосударственного экономического сотрудничества[9].

К факторам эффективного развития двусторонних межгосударственных экономических отношений относятся:

— универсальные – применение способностей глобализационных действий для государственного становления, востребованность  международного торгово-экономического сотрудничества, объективный подъем государственных экономик, социально-экономическое взаимодействие 2 культур;

-специфические – сравнимость социально-экономических политик государств, которые сориентированы на воплощение положительных сторон рыночной экономики при интенсивной социальной охране граждан, воздействие интернационального сотрудничества на активизацию современных секторов экономики государственных экономик и ликвидацию отставания ее отдельных секторов.

Как показало исследование, предпосылки  развития экономических отношений, носящие как субъективный, так и объективный характер, осложняют или способствуют развитию сотрудничества между двумя государствами следующие (рис. 2.).

Screenshot_11

Рисунок 2 – Предпосылки  развития экономических отношений, осложняющие или способствующие развитию сотрудничества между двумя государствами

Успех международных экономических взаимоотношений зависит от наличия соответствующих рычагов, позволяющих спланировать и реализовать определенные действия.

Кудров В. М.  указывает, что сотрудничество«не продвинулось бы и в половину, если бы его совершенствование не обеспечивалось системой судебных, правовых, политических, финансовых и административных механизмов. Неизменно их совершенствованию и созданию уделяется первостепенное внимание» [10].

Как свидетельствует мировой опыт, что в целом механизм регулирования, включает следующие элементы (рис. 3.).

Screenshot_12

Рисунок 3 – Элементы механизма регулирования двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества

Основные инструменты реализации двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества могут быть следующие (рис. 4.).

Screenshot_13

Рисунок 4 – Инструменты осуществления двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества[6, с. 267].

Правовое обеспечение базируется на подписании двусторонних межгосударственных договоров (контрактов), гармонизации соответствующих законодательных и нормативных актов, разработке межгосударственных программ сотрудничества. Межгосударственные договоры создают основание для дальнейшей деятельности определенных организаций. Двусторонние договоры характеризуют приоритеты национального рынка и страны в экспорте и импорте вполне определенных видов услуг и товаров. При этом исходный принцип – примат права межгосударственных договоров над государственным правом двух стран, в рамках, которые определяются содержанием заключенных договоров[11].

Координация двустороннего межгосударственного экономического сотрудничества реализуется при помощи выработанных мировой практикой методов и форм нетарифного, тарифного, налогового, таможенного, финансового стимулирования, регулирования экспортного производства и экспорта услуг, товаров, прав интеллектуальной собственности, а также вложениям, сдерживание импорта. В следствии двустороннее межгосударственное экономическое сотрудничество сводится к выработке единой политики в сфере разных сфер: миграции капиталов, торговли, таможенных тарифов, трудовых ресурсов, инвестиций и др. Таким образом, совокупность конкретных условий, механизмов, инструментов и институтов характеризуют ту внешнюю среду, в которой происходит экономическое сотрудничество 2-ух стран. При этом среда имеет возможность развить различный уровень благоприятствования и привлекательности, что собственно скажется на интенсивности экономического взаимодействия.

Список литературы

  1. Сущность и понятие международных отношений. – http://studlib.com/content/view/159/
  2. Бойков П. В. Развитие отношений Евросоюза и СНГ/ П. В. Бойков. – Минск: Право и экономика 2008. – С. 46 – 194 с.
  3. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. Т. 2. Учеб.пособие. / под ред. А. М. Румянцева. – М.: Сов.энцикл., 1975. С. 249 – 434 с.
  4. Ксенофонтова М. В. Система международного экономического сотрудничества. / М. В. Ксенофонтова // Вестн. ОГУ. – 2005. – № 3. – С. 177 – 179.
  5. Раджабова З. К. Мировая экономика: учебник. 3-е изд. / З. К. Раджабова. М.: ИНФРА-М, 2010. – С.57 – 304 с.
  6. Мировая экономика. 3-е изд. / под ред. И. П. Николаевой. Учеб.пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 113 –510 с.
  7. Сафонов, С. Рекордный рост и осторожный прогноз / С. Сафонов // Независимая газета. – Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2011-08-10/5_geneva.html.
  8. Спиридонов, И. А. Мировая экономика. Учеб.пособие. / И. А. Спиридонов. М.: ИНФРА-М., 2001. С. 57. – 256 с.
  9. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджанской Республики Алиева ТалятаМусаибоглы // Вестн. МИДРесп. Беларусь. 2005. № 4. – С. 6.
  10. Кудров, В. М. Мировая экономика. 2-е изд. Учеб.пособие. / В. М. Кудров. М.: Юстицинформ; Омега-Л., 2010. С. 135 – 512 с.
  11. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учеб.пособие. / В. К. Ломакин. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 136 – 671 с.