Московский экономический журнал 3/2016

image_pdfimage_print

УДК: 929.6
Безымянный 12

Загоруйко Михаил Васильевич

Ведущий программист НИИЯФ Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова;

Mikhail Vasilyevich Zagoruyko

Lomonosov Moscow State University

Символы Республики Киргизия – исторический путь и современные реалии.

Symbols of the Kyrgyz Republic – historical and present realities.

Предметом исследования данной работы является исторический путь символов Республики Киргизия. Геральдика в её классическом понимании была чужда кочевым народам, однако первые символы киргизского народа появились задолго до возникновения геральдики. Это была родовая тамга. Земельные гербы на территории современной Киргизии появились благодаря Российской империи, она же дала гербы регионам компактного проживания киргизов – Области Сибирских Киргизов. Дальнейшее развитие земельной геральдики Киргизии, да и её территориальное определение как региона, происходило под патронажем СССР. Свои первые самостоятельные символы Республика Киргизия смогла выбрать после событий 1991 года. Герб республики отражает природный комплекс республики и эпос народа. Символы герба подобраны очень хорошо как с исторической, так и с прогностической точки зрения. Флаг Республики не сочетается с гербом ни в символики, ни в цветовой гамме. Флаг несёт явно выраженный революционный характер. В работе показаны не только сильные стороны герба и флага, но и разобраны основные ошибки, которые носят догматический и прогностический характер.

В исследовании использовался культурно–исторический метод, позволяющий через культурное произведение понять предпосылки возникновения символов герба Республики Киргизия. Историко-сравнительный метод, наряду с историко-генетическим методом, показал возможную преемственность советской символики в гербе современного государства. Все вышеуказанные методы позволили определить основные реперные точки исследования.

Основным выводом статьи является то, что герб Киргизии требует серьезной переработки. Ошибки присутствуют как в самом гербе, так и в законе, описывающем герб Республики. В настоящее время герб Киргизии представляет собой художественную композицию, а не объект геральдики. Такое положение дел понижает статус герба до эмблемы. Флаг республики ещё более спорный символ государства. И если символы флага имеют историческое обоснование, то его цвет несёт явную печать лоббизма коммунистических сил республики. В геральдике Республики Киргизия ещё рано ставить точку. Как национальная элита, так и народ понимают необходимость реформирования символов государства.

Object of research of this work is the historical way of symbols of the Republic of Kyrgyzstan. The heraldry in her classical understanding was alien to the nomadic people, however the first symbols of the Kyrgyz people have appeared long before emergence of heraldry. It was the patrimonial tamga. The land coats of arms in the territory of modern Kyrgyzstan have appeared thanks to the Russian Empire, she has given the coats of arms to regions of compact accommodation of Kyrgyz – Areas of the Siberian Kyrgyz. Further development of land heraldry of Kyrgyzstan and its territorial definition as region, happened under patronage of the USSR. The Republic of Kyrgyzstan could choose the first independent symbols after events of 1991. The coat of arms of the republic reflects a natural complex of the republic and the epos of the people. Symbols of the coat of arms are picked up very well both with historical, and from the predictive point of view. The flag of the Republic isn’t combined with the coat of arms neither in symbolics, nor in color scale. The flag is flown by obviously expressed revolutionary character. In work not only strengths of the coat of arms and flag are shown, but also the main mistakes which have dogmatic and predictive character are sorted.

In research the cultural and historical method allowing to understand prerequisites of emergence of symbols of the coat of arms of the Republic of Kyrgyzstan through cultural work was used. The historical and comparative method, along with a historical and genetic method, has shown possible continuity of the Soviet symbolics in the coat of arms of the modern state. All above-stated methods have allowed to define the main defined points of research.

The main conclusion of article is that the coat of arms of Kyrgyzstan demands serious processing. Mistakes are present both at the coat of arms, and at the law describing the Republic coat of arms. Now the coat of arms of Kyrgyzstan represents art composition, but not object of heraldry. Such situation lowers the status of the coat of arms to an emblem. Republic flag even more disputable symbol of the state. And if symbols of a flag have historical justification, then his color will bear the obvious stamp of lobbyism of communistic forces of the republic. In heraldry of the Republic of Kyrgyzstan still early to put an end. Both the national elite, and the people understand need of reforming of symbols of the state.

Ключевые слова: геральдика, герб Киргизстана, история герба Киргизстана, ошибки в гербе, флаг Киргизстана, территория Киргизстана, символы Киргизстана, политическое устройство Киргизстана, прогностические аспекты геральдики, стандартизация символов Киргизстана.

Keywords: heraldry, coat of arms, the history Kyrgyzstan, mistakes, flag of Kyrgyzstan, territory of Kyrgyzstan, symbols of Kyrgyzstan, political of Kyrgyzstan, prognostic aspects of heraldry, symbols of Kyrgyzstan.

На землях современной Киргизии с доисторических времён проживали различные кочевые племена. История этой земли помнит скифов, усуни, эфталитов и, наконец, гунов. Земли Киргизии входили в Тюркский каганат, после чего стали основой для Каракитайского ханства. Будучи завоёваны Монгольской империей, стали её Чагатайским улусом, трансформировавшись в кочевой Могулистан. Все вышеперечисленные государственные образования создавались различными кочевыми народами и не имели отношения к киргизам. Это связано с тем, что предки современных киргизов проживали северо-восточней современной Республики Киргизия. Занимали территорию от верховья Иртыша с востока до верховий Енисея с запада. В относительно короткий исторический период IX-X век киргизы имели собственное государство — Кыргызский каганат. Данный период можно охарактеризовать как Кыргызское великодержавие. [1] В каганат входили земли Тувы, Монголии, Восточного Туркестана. На этот период приходится значительный культурный расцвет, развитие земледелия, письменности, внешнеполитических связей с Китаем. Вероятней всего, это связано с ассимиляцией киргизского народа с народами завоёванных территорий. Например, древнетюркское руническое письмо или так называемая орхоно-енисейская письменность, восходящая через старосогдийское к арамейскому письму, была свойственна не только енисейским кыргызам, но и курыканам, монголам, казахам, алтайцам, уйгурам, хазарам, печенегам. [2] После распада Кыргызского каганата народ оказался рассеянным по большой территории. Часть народа была подвержена ассимиляции с алтайцами, телеутами, казахами и хакасами, другая часть компактно проживала в Минусинской котловине вплоть до начала XVIII века. [3] Таким образом, большая часть киргизов находилась в двух ханствах — Джунгарском и Кокандском. В процессе присоединения Среднеазиатских территорий к Российской империи большая часть киргизского народа оказалась в Семиречинской области Российской империи, в то время как война Цинской империи с Джунгарским ханством полностью уничтожила проживавших там киргизов. Отношения между Российской империей и Коканадским ханством были сложными  из-за посягательств ханства на соседние территории и притеснения российской торговли в Средней Азии, что, в конце концов, привело к войне. Война между Российской империей и Коканадским ханством представляла собой цепь конфликтов в период 1850-1869 год. В результате Коканадское ханство попало под протекторат России, а в период 1874-1875 год Российская империя окончательно подчинила себе территории ханства. Киргизы в данном конфликте поддержали войска Российской Империи против ханства, став полноценными хозяевами данной земли и получив соответствующие привилегии. Можно предположить, что данный союз киргизов и русских не был случайностью, так как часть киргизского народа уже несколько десятилетий проживало в Акмолийской области Российской империи, имея значительные привилегии. 

Кратко ознакомившись с историей киргизского народа до его вхождения в состав Российской империи, становится понятно, что данный кочевой народ не мог иметь собственных традиций геральдики. Но необходимо отметить, что киргизы как и все среднеазиатские народы для обозначения того или иного рода использовали фамильный родовой знак — тамгу. Каждый род использовал тамгу, чтобы метить скот, обозначать жилище, а также в качестве узоров на одежде. Каких либо общих символов или знаков, объединяющих народ так сильно рассеянный, по обширной территории не было. Земля, на которой к концу XIX века компактно проживали киргизы, видела много ханств, каганатов, улусов, однако за всю свою историю не имела определённой символики, которая бы могла стать основой для земельной геральдики региона. Первые символы, оформленные согласно правилам геральдики, появились на этих землях только после их вхождения в состав Российской империи. Территория современной Республики Киргизия занимает южную половину Семиреченской области и центральную часть Ферганской области Российской империи. Гербы данных регионов представлены в таблице 1. (см. таб. 1)

Таблица №1

Безымянный

Таким образом, вхождение в состав Российской империи дало землям Киргизии гербы, которые учитывали природную, национальную, конфессиональную и историческую особенность территорий. Однако не стоит забывать, что киргизский народ, рассеянный по большой территории, частью своей также вошёл в состав Российской империи на несколько десятилетий раньше основных киргизских территорий и даже получил именную область. Так в 1854 году в составе Российской империи была образованна административно-территориальная единица – Область Сибирских Киргизов. В указе от 19 мая 1854 года за актовой записью 28255 сказано:

По обширности Киргизской степи Сибирского вѣдомства, признавъ полезнымъ измѣнить порядокъ ея управленiя съ цѣлью развить въ этомъ краѣ внутреннюю промышленость и доставить средства Сибирскимъ Киргизамъ лѣваго фланга степи, живущимъ въ отдаленiи отъ нынѣшняго главнаго ихъ мѣстнаго начальства, получать скорѣйшее разрѣшенiе по своимъ просьбамъ и жалобамъ, Мы, согласно представленiю Генералъ-Губернатора Западной Сибири, разсмотрѣнному въ Министерствахъ по принадлежности, и положенiю Сибирскаго Комитета, повелѣваемъ: 1) Изъ частей, находящихся на лѣвомъ флангѣ Киргизской степи, именно: Кокбектинскаго и Аягузскаго внѣшнихь округовъ и Семирѣчинскаго края, городовъ: Семипалатинска, Усть-Каменогорска и Бухтарминскаго укрѣпленiя и земель, занимаемыхъ нынѣ Киргизами, кочующими на внутренней сторонѣ ибирской линiи по правую сторону р. Иртыша, образовать особую область, подъ наименованi емъ Семипалатинской. Управленiе сей новой области учредить на основанiи прилагаемыхъ при семъ, Нами утвержденныхъ, Положенiя и временнаго штата; и 2) съ отдѣленiемъ лѣваго фланга степи, правый флангъ оной, состоящiй изъ остальныхъ пяти округовъ, оставить подъ нынѣшнимъ управленiемъ, переименовавъ оный въ Область Сибирскихъ Киргизовъ. Затѣмъ Пограничнаго Начальника Сибирскихъ Киргизовъ именовать впредь Военнымъ Губернаторомъ области Сибирскихъ Киргизовъ, а Пограничное Управленiе – Областнымъ Правленiемъ Сибирскихъ Киргизовъ. Правительствующiй Сенатъ не оставитъ сдѣлать къ исполненiю сего надлежащее распоряженiе. [5]

В Собрании Законов Российской империи за 1854 год указанно много подзаконных актов относительно жизнеустройства Российских киргизов. Так, например, киргизам разрешалась добыча соли и золота, торговля и свободное перемещение внутри своей области. Суды между киргизами проводились по их законам киргизскими Беями. Верховная власть принадлежала киргизским Султанам, которые наделялись дворянскими правами. Именно эта грамотная политика Российской империи привела столько союзников со стороны киргизов в войне с Коканадским ханством. Таким образом, помимо гербов, указанных в таблице № 1, целесообразно рассмотреть гербы областей, где проживали киргизы, ставшие поданными Российской империи ещё в первой четверти XIX века. Согласно данным переписи населения 1897 года в Акмолинской области проживало 62,6% киргизов, а в Семипалатинской области 88,3% киргизского населения. [6] Вышеописанная Область Сибирских Киргизов была поглощена Акмолинской областью в 1868 году. Проект герба области был разработан, но не утверждён, однако в 1878 году он был использован для разработки герба Тургайской области. Рассмотрим гербы вышеперечисленных областей и проект герба Области Сибирских Киргизов, представленных в таблице (см. таб. 2).

Таблица №2

Безымянный

Как видно, до 1917 года территории современной Киргизии и земли, на которых проживали киргизы, имели утвержденные гербы. Переворот 1917 года уничтожил не только символы, но и административное деление Российской империи. Однако к 1924 году из состава Советского Туркестана выделяется Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. В Конституции Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики, которая была принята 30 апреля 1929 года, впервые с 1917 года дается описание герба и флага республики. В разделе VII Глава XVI «О гербе, флаге и местопребывании Правительства Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики»:

Статья 94.

Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика имеет свой государственный герб и флаг.

Статья 95.

Герб Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест, рукоятки книзу, окруженных венцом из колосьев, с надписью на киргизском и русском языках: а) Киргизская Автономная ССР и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь.

Статья 96.

Флаг Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу сверху помещено изображение серпа и молота и надписью на киргизском и русском языках: КирАССР. [7]

В 1936 году Киргизия выделяется из состава РСФСР и получает статус республики в составе СССР. 14 августа 1936 года объявлен конкурс по созданию герба республики СССР, Киргизия. В техническом задании конкурса было указано, что новый герб должен содержать основные символы и девиз СССР, т.е. пятиконечную звезду, серп и молот, увенчанные девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Название республики и девиз должны быть написаны на киргизском и русском языках. Необходимо отразить основные географические и экономические ориентиры республики. Географическое положение отобразить изображением гор со снежными вершинами в лучах восходящего солнца, а экономические особенности – символами животноводства, зернового хозяйства и хлопководства. Венок в гербе предлагалось составить из колосьев пшеницы и веток хлопчатника с распускающимися коробочками. 8 сентября 1936 года были подведены итоги конкурса, в котором приняло участие 23 автора, и было представлено 36 работ. Помимо основного номинанта Павленко Оксаны Трофимовны, получившей премию три тысячи рублей за художественное исполнение, была отмечена работа венгерского художника интернационалиста Бела Уйтца, проекты художников Васильева и Колокольникова, работа венгерского скульптора Ласло Мессароша, рисунки Рындина и Подхапова. [8] Став республикой Советского Союза и проведя конкурс гербов, Киргизия зафиксировала описание основных символов в Конституции республики статья 115 и статья 116 (см. таб. 3):

Статья 115.

Государственный герб Киргизской Советской Социалистической Республики состоит из серпа и молота. Над ними горная цепь с восходящим солнцем в голубой арке. Арка обрамлена венком — с правой стороны колосья пшеницы, с левой ветка хлопчатника. Венок перевит красной лентой, в средней части надпись на киргизском и русском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На конце ленты на киргизском языке: «Киргизская ССР».

Статья 116.

Государственный флаг Киргизской Советской Социалистической Республики состоит из красного полотнища, в левом углу которого у древка помещены золотые буквы: «Киргизская ССР» сверху на киргизском и внизу на русском языках. Отношение ширины к длине 1:2. [9]

Таблица №3

Безымянный

Герб Киргизской ССР значительно выделялся среди гербов всех социалистических республик. Только в гербах Грузинской и Киргизской республик использовался национальный орнамент. [10] Мотив киргизского орнамента — в виде растительных побегов с листьями — встречается особенно часто в аппликациях на кошме (см. рис.1).

Рисунок №1

Безымянный

Белый кант стебля орнамента в розетке имитирует технику киргизской вышивки. Внутри арки в гербе помещены лиловатые, освещенные солнцем вершины горных хребтов Алатау, олицетворяющие стремление республики к прогрессу. [8]

Второй спецификой гербов и флагов республик Средней Азии является реформа письменности. Киргизы, проживающие в Китае, до сих пор пользуются арабским письмом, которое наравне с латиницей было распространено на территории Киргизской АССР в 20-х годах. Со второй половины 30-х годов в Киргизской ССР начался процесс перевода письменности на кириллицу. Именно поэтому название республики на гербе и на флаге написано киргизской латиницей: «Qьrqьz S.S.R.» (Кыргыз С.С.Р.). Девиз на гербе республики подвергался изучению и правкам со стороны комиссии, созданной при Президиуме Верховного Совета СССР. Как оказалось, девизы на гербах всех Среднеазиатских республик имели неточности. Так герб Киргизии имел следующий девиз: «BYTKYL DYJNӨ PROLETARLARЬ, BIRIKKILE!», что буквально переводилось как «Пролетарии всего мира, соединяйтесь!», после исправлений девиз звучал так: «BARDЬQ ӨLKӨLӨRDYN PROLETARLARЬ, BIRIKKILE!». Помимо девиза комиссия сделала предложение внести в герб Киргизии пятиконечную звезду, что и было реализовано в варианте герба 1948 года. [8] Изменения в герб вносились несколько раз. Так в начале 40-х девиз герба был переведен на кириллицу, в конце 40-х добавлена звезда, а в 1956 году в гербе исправили орфографию, убрав точки из аббревиатуры «ССР». Эволюция герба Советской Киргизии представлена на Рисунке №2.

Рисунок №2

Безымянный

Последнее описание герба Киргизской ССР было принято в 1978 году на восьмой сессии Верховного Совета Киргизской ССР, в IX параграфе конституции статья 167 звучит следующим образом:

Государственный герб Киргизской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в орнаментированном круге, горной цепи с восходящим солнцем в голубой арке, обрамленных справа колосьями пшеницы, слева — ветвью хлопчатника и перевитых красной лентой. На ленте надписи: в средней части на киргизском и русском языках «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», внизу на киргизском языке «Кыргыз ССР». В верхней части герба — пятиконечная звезда. [11]

Наравне с гербом Киргизской республики, свой тернистый путь преобразований прошёл и флаг республики. Его, так же как и герб, коснулась реформа письменности, а в первой половине 50-х годов он прошёл экспертизу и унификацию с символикой СССР. Таким образом, эволюция флага республики представлена на Рисунке №3.

Рисунок №3

Безымянный

В указе Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 22 декабря 1952 года присутствует следующее описание флага республики:

«Внести изменения в Государственный флаг Киргизской ССР и утвердить Государственный флаг Киргизской Советской Социалистической Республики из полотнища красного цвета с синей полосой посередине во всю длину флага. Синяя полоса составляет одну третью часть ширины флага. Вдоль синей полосы, посередине, проходит белая полоска, равная одной двадцатой ширины флага. На верхней красной части полотнища флага, у древка, изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1:2». [12] Автором флага Киргизской ССР являлся известный художник Трусковский Лев Гаврилович.

Несмотря на Декларацию о государственном суверенитете республики Кыргызстан, принятой 15 декабря 1990 года №273-ХII, флаг советской Киргизии был символом республики до 1992 года, а герб до 1994 года. В статье 5 Декларации о государственном суверенитете республики Кыргызстан было сказано:

Государственный суверенитет Республики Кыргызстан обеспечивается:

наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы. [13]

С 1990 года начинается поиск новых символов республики Киргизия. В данном вопросе явно проявляется кочевая сущность народа, так как прежде всего решается вопрос с законодательным учреждением флага нового государства, и только 2 года спустя учреждается герб республики. Можно утверждать, что нарушена классическая причинно-следственная связь – сначала герб, а потом флаг. Такой порядок вещей типичен для европейской цивилизации. Однако он не свойственен кочевому – киргизскому народу. Народу, чья история связана с различными землями, сравнимыми по площади с Европой, народу, который испокон веков обозначал своё имущество родовой тамгой, и та же тамга изображалась на флагах родов. Поэтому молодое Киргизское государство первым своим символом утверждает флаг – 03 марта 1992 года, потом 18 декабря 1992 года – гимн и только 14 января 1994 года был утвержден герб республики.  На конкурс, который проводился в 1994 году, были представлены 2 234 работы различных авторов. Автором герба были представлены три макета (см. рис.4).

Рисунок №4

Безымянный

Из представленных вариантов комиссией был выбран лучший герб.

Выбор символов государства был сложный. Надо отметить, что споры относительно герба и флага республики не умолкают по сей день. Рассмотрим сильные и слабые стороны основных символов Республики Киргизия.

В постановлении №1429-XII, принятом 14 января 1994 года Верховным Советом Киргизской Республики, дано следующее описание герба государства:

Принять в качестве государственного символа Кыргызской Республики герб с изображением: белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении, и расположенных на заднем, плане озера, отрогов Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета; помещенных по обе стороны стеблей хлопчатника и пшеничных колосьев; с надписью «Кыргыз», расположенной в верхней части, и надписью «Республикасы», расположенной в нижней части.

То же описание герба было законодательно закреплено в статье 10 Закона Киргизской Республики №91 «О государственных символах Киргизской Республики» от 20 мая 2004 года (см. рис.5).

Рисунок №5

Безымянный

Герб Республики Киргизия унаследовал некоторые символы из герба Киргизской ССР. К таким символам относятся горный хребет Ала-Тоо, солнце, венок из пшеницы и хлопчатника, а также нарушающая правила геральдики надпись-девиз «Кыргыз Республикасы». Из новых символов появилось озеро Иссык-Куль и эпический сокол богатыря Манаса. Подпись названия государства (города, фамилии и т.п.) на гербе является геральдической тавтологией. Из стран Средней Азии такая ошибка также присутствует в гербах Казахстана и Узбекистана. [14] Синий цвет герба или как его принято называть в геральдике – лазурь символизирует красоту, мягкость, величие, а в поле щита является символом неба. [15] Автор герба Асейин Абдраев интерпретирует его символы следующим образом:

На гербе изображен сокол кречет «Ак-шумкар» Манаса с распростертыми крыльями, оберегая собой кыргызские земли, что символизирует свободу страны. Также изображена жемчужина Кыргызстана — озеро Иссык-Куль, окруженное высокими скалистыми хребтами Ала-Тоо. С двух сторон композицию обрамляют колосья пшеницы и белые коробочки хлопка — знак достатка. [16]

Сам Асейин Абдраев является заслуженным деятелем культуры Республики Киргизия и директором детской художественной школы в городе Нарын. Поэтому как истинный художник он попытался объединить в одной композиции и природный комплекс государства, и эпос народа. Для многих государств, образованных на постсоветском пространстве, свойственны геральдические ошибки и неточности в символах государства. Это связано с отсутствием специалистов в области геральдики и истории символов. Как правило, к разработке гербов привлекаются художники, которые выполняют заказ администрации региона. Тем самым ошибки становятся неизбежны как в описании герба, так и в символах, используемых в гербе. Автор герба трактует символ с точки зрения художественного вкуса, геральдика трактует символ, следуя догматам и правилам, установленным начиная с ХII века. Например, Сокол является распространённым геральдическим символом, часто изображается с охотничьими атрибутами – с бубенцом, кожаным колпаком, добычей или с оружием в когтях. Сокол является тотемом рода Рюрика, так называемый «трезуб» – падающий на добычу сокол. [17] В геральдике Сокол – охотник, добытчик. Автор герба видит сокола как символ оберегающий землю – символ свободы, однако в геральдике таким символом является орёл, а не сокол. Художник подходит к гербу как к картине. Так на гербе Киргизии присутствует первый план (сокол), задний план (горы, озеро, солнце) и «багет», включающий в себя колосья пшеницы, хлопка, надпись, кайму. В геральдике высшим мастерством считается упрощение герба до одного символа, однако если это сделать невозможно, то есть правила деления щита на составные части. Такой подход позволяет выделить основные вехи герба, описать природу, эпос, историю народа и прогностические аспекты точнее, а значит осмысленнее, расставив все символы в строгом приоритете. В нынешнем гербе Республики Киргизия один художник увидит сокола, крылья которого держат природный комплекс, а другой художник увидит, что сокол погружён в воды озера и борется за жизнь. Такой стиль герба свойственен советской эпохи, когда символами государства занимались не геральдисты, а художники, делая из гербов произведения искусства в художественном смысле. Перенеся советскую стилистику на новый герб республики, автор не только заимствовал некоторые символы, но и геральдические ошибки, понижающие статус герба до эмблемы. Одна из ошибок герба уже была описана выше (девиз). Второй ошибкой является окантовка щита. В государственной геральдике окантовка обозначает зависимое государство. Кайма (окаймление) вокруг края щита в западноевропейской геральдике использовалось для гербов младших родственников, зависимых от основателя герба. Позже это направление развилось в бризуры – отличительные геральдические знаки младшего поколения. [17] Отдельно стоит отметить блазон герба, т.е. его описание в законе. Герб имеет художественное, а не геральдическое описание. Считается, что герб – это не его изображение, а его догматическое описание (блазон), в котором указывается расположение фигур в щите, форма и разделение щита, цвет фигур и цвет поля щита, расположение девиза, цвет намёта и щитодержатели. Если внимательно прочесть статью 10 Закона Киргизской Республики №91, то можно увидеть, что она не соответствует изображению на гербе:

  1. ….. белого сокола с распростертыми крыльями, помещенного в центре синего круга в белом обрамлении…..

Прежде всего, в геральдике нет белого цвета, этот цвет обозначается металлом – серебро. Как видно на рисунке №5, сокол помещён в нижней части щита. Цвет щита лазоревый, а не синий. Обрамление, как указывалось выше, называется кайма. Сокол описан не точно, так как из описания не понятно летит он или стоит, куда повернута голова сокола. Распростёртые крылья можно трактовать двусмысленно, поэтому лучше описать их как «поднятые вверх». Стоит отметить, что в законе не описаны когти, клюв, глаза и язык сокола. Эти на первый взгляд неважные детали в геральдике являются элементами защиты и глагола. История знает случаи, когда в качестве серьезного наказания – позора – геральдические животные в дворянских гербах лишались данных атрибутов.

  1. … расположенных на заднем, плане озера, отрогов Ала-Тоо и восходящего солнца с лучами золотистого цвета;…

Описание ещё раз подчеркивает, что произведение художественное, а не геральдическое, и имеет задний и первый план. В описании отрогов гор указанно их название, однако озеро осталось безымянно. Для единообразия либо всё должно быть названо, либо названия необходимо спрятать за символами. Солнце описано так, что только лучи его имеют цвет, при этом не указано количество лучей.

  1. …помещенных по обе стороны стеблей хлопчатника и пшеничных колосьев; с надписью «Кыргыз», расположенной в верхней части, и надписью «Республикасы», расположенной в нижней части.

Надпись в геральдике называется девиз. Девиз является либо прогностическим, либо историческим аспектом герба. Надпись «Кыргыз Республикасы» не является девизом, это геральдическая тавтология. Также неточно описано расположение девиза «верхняя» и «нижняя» часть щита, колосьев или хлопчатника. Не обозначен цвет «надписи» и цвет пшеницы с хлопком.

Таким образом, подробный анализ герба Республики Киргизия показывает, что существуют неточности и ошибки, требующие работы геральдистов. Так как если рисовать герб, опираясь на его описание в законе, то вариантов изображения этого символа государства может быть множество, а должен быть только один.

Обратимся к анализу флага республики. Для кочевого киргизского народа флаг является более понятным и близким символом, нежели герб. Есть повод думать, что именно поэтому молодое Киргизское государство сначала законодательно приняло флаг республики. Путь выбора флага был так же тернист, как и путь выбора герба. Споры относительно флага государства не умолкают по сей день, и для этого есть основания. Итак, постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан №787-XII «О Государственном флаге Республики Кыргызстан» от 03 марта 1992 года было дано следующее описание флага:

«Верховный Совет Республики Кыргызстан постановляет:

Считать Государственным флагом Республики Кыргызстан флаг из красного полотнища, в центре которого размещен круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета с помещенным внутри солнечного диска изображением тюндюка кыргызской юрты краcного цвета».

Описание флага также было закреплено в Конституции Республики Кыргызстан статья 168, а впоследствии в законе Кыргызской Республики «О государственных символах Кыргызской Республики» №91 от 20 мая 2004 года. Описание флага Республики дано в главе II статья 3:

Флаг Кыргызской Республики представляет собой красное прямоугольное полотнище, в центре которого размещено изображение круглого солнечного диска с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета, с помещенным внутри солнечного диска изображением тюндюка кыргызской юрты красного цвета. Ширина флага составляет три пятых его длины. Диаметр лучистого диска составляет три пятых ширины флага. Соотношение диаметров солнечного и лучистого дисков — три к

пяти. Диаметр тюндюка составляет половину диаметра лучистого диска. [19]

Флаг создавался коллективом авторов: Сабыр Иптаров, Бекбосун Жайчыбеков, Маматбек Сыдыков, Эдиль Айдарбеков. Изначально ими был предложен несколько иной флаг – изображение красного тюндюка и лучистого солнца на голубом фоне. Однако, прокоммунистические депутаты и депутаты, представляющие юг Республики, настояли на красном цвете полотнища [20] (см. рис.6).

Рисунок №6

Безымянный

После принятия герба Республики стало ещё более очевидно, что герб и флаг не сочетаются друг с другом в цветовой гамме и символах. Возможно, именно поэтому основные символы государства постоянно подвергаются критике на протяжении более чем 22 лет. Депутаты, принявшие флаг республики, следующим образом толковали его символы: «Красная одноцветность флага символизирует доблесть и смелость, золотое Солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет покой и богатство, а тюндук — символ отчего дома, в более широком понимании и мира как вселенной. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый Кыргызстан. Тюндук символизирует единство народов, проживающих в стране. Красный цвет флага был цветом флага великодушного Манаса».

Доктор исторических наук, профессор С.А. Аттокуров в своей работе, посвященной истории киргизского народа провёл анализ рукописей, хранящихся в НАН Кыргызской Республики. Данный анализ показал, что обращаясь к санжыpа-pодословной, составленной Усөн Ажы, «кыpгызы pаспpостpанились от соpока сыновей, из котоpых 30 сыновей пpедставляют восточных кыpгызов, а от 10 сыновей pаспpостpанились внутpенние кыpгызы – ичкилик (кыпчак)«. [21] Как видно, если 40 лучей и тюндук имеют серьёзное научное и этническое обоснование, то красный цвет флага – это лишь элемент лоббизма в парламенте. Очевидно, что герой эпоса Манас и красный флаг – это плод воображения. Также геральдика достаточно однозначно трактует червленое поле – кровь, пролитая за сюзерена или  кровь, пролитая за религиозные и политические идеалы. Поэтому споры относительно флага республики имеют все основания не только с художественной, но и с прогностической точки зрения, так как череда переворотов и революций преследуют республику.

Подробно проанализировав символы республики и законодательную базу, регулирующую данные символы, можно сделать следующие выводы:

Герб Республики Кыргызия в большей степени является произведением изобразительного искусства, а не объектом геральдики. Это очевидно представлено в законе Кыргызской Республики «О государственных символах Кыргызской Республики», что подтверждает автор герба. В гербе Республики представлены символы природного комплекса и эпоса народа. Данные символы несут положительный прогностический и исторический аспект. В отличие от некоторых постсоветских республик, государственные символы Республики Кыргызия никогда не поднимались против России и её народа. [22] Возможно, именно поэтому между Кыргызией и Российской Федерацией складываются добрые, партнёрские отношения. Однако с точки зрения геральдики герб нуждается в существенных доработках, как в художественном, так и в законодательном поле. Оставляя все используемые символы, необходимо уйти от советской школы герб-эмблема к построению герба на догматических правилах геральдики. Это позволит выделить приоритетность символов (в разделении щита на составные части), геральдическим образом разместить их, предать гербу прогностический аспект (девиз герба), выделить основные исторические вехи государства (изобразив щитодержателей). На законодательном уровне необходимо геральдическим языком описать герб и закрепить его образ в виде гостов, например, как это сделано в Республике Казахстан. Многие государственные символы, стран образованных после распада СССР, включая символы Российской Федерации, нуждаются в изменении или уточнении.

Флаг Республики Кыргызия имеет самостоятельную историю и не связан с гербом, как в цветовом, так и в символическом смысле. Флаг несёт ярко выраженную революционную окраску, что регулярно отражается во внутренней политике государства. В европейских странах исторически сложилось, что цвет флага всегда брали из цветов герба, тем самым в основу флага и его символов брали герб государства. В Республике Кыргызия цвет и символы герба несут смысл мира, процветания, дружбы и созидания, чего нельзя сказать о цвете государственного флага. Тюндук, как один из символов флага Республики Кыргызия, также является центральным символом в гербе братского казахского народа. Сорока – лучевое солнце на флаге Республики имеет серьёзное научное обоснование, однако никаким образом не связано с солнцем, которое описано в природном комплексе герба государства. Таким образом, можно сделать вывод, что флаг нуждается в серьезном осмыслении и доработках в едином комплексе с гербом Республики. Флаг и герб в идеале должны иметь преемственность цветов, символов, прогностической парадигмы.

Литература

  1. Бартольд В. В., Киргизы: Исторический очерк., Фрунзе: Киргизгосиздат, 1927, –С. 57.
  2. Малов С.Е., Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования., Москва: Академии наук СССР, 1951, –С. 452.
  3. Гусейнов Н.В., Кыргызский каганат — тюркское государство на Енисее [Электронный ресурс] // Тюркист: независимое издание 15 марта 2011.URL: http://www.turkist.org.
  4. Винклер П.П., Гербы городовъ, губерній, областей и посадовъ Poccійской Имперіи, Санкт-Петербург: И. М. Комелова, 1899, –С. 306.
  5. Полное Собранiе ЗаконовъРоссiйской имперiи, т. XXIX, Санктпетербургъ: Въ Типографiи II Отдѣленiя Собственной Е.И.В. Канцелярiи, 1855, –С. 492-493.
  6. Центральный статистический комитет, Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку. (Губернские итоги)., Т.51-89, Санкт-Петербург: Товарищество «Печати С.П. Яковлева», 1903-1905, –С. 270.
  7. Центральный Государственный архив Киргизской Республики, ф.21, оп.3, д.141 ред., 1929, –С. 83-84.
  8. Поцелуев В.А., Гербы Союза ССР, Москва: Издательство Политической литературы, 1987, –С. 125-126.
  9. Конституция (основной закон) Киргизской Советской Социалистической Республики: утверждена Чрезвычайным V съездом Советов Киргизской ССР 23 марта 1937 года.,URL: http://online.adviser.kg/Document/?link_id=1001090231
  10. Загоруйко М.В. Символы современной Грузии – историческая ретроспектива // Genesis: исторические исследования. – 2015. – 3. – C. 292 – 325. DOI:  10.7256/2409–868X.2015.3.14534. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_14534.html
  11. Конституция (основной закон) Киргизской Советской Социалистической Республики: принята 20 апреля 1978 года., URL: http://online.adviser.kg/Document/?link_id=1000815229
  12. Соколов В.А., Вексиллологический справочник по флагам Российской Империи и СССР, т. 1, Москва: МГИУ, 2002, –С. 184.
  13. Доронченков А.И., К союзу суверенных народов., Москва: Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991, –С. 37.
  14. Загоруйко М.В.. Символы Республики Казахстан: исторический путь и современные реалии . // Исторический журнал: научные исследования. — 2015. — № 5. — C. 568-575. DOI: 10.7256/2222-1972.2015.5.17290
  15. Лакиер А.Б., Русская геральдика, Санкт-Петербургъ, 1855. –С. 312.
  16. Моисеева С.А., В Кыргызстане отметили 20-летие государственного герба, [Электронный ресурс] // Вечерний Бишкек 14 август 2014. URL: http://www.vb.kg/283500.
  17. Загоруйко М.В. Алиев О.Г., «Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас прогностический аспект геральдики,» Политика и Общество., № 11, 2013., –С. 1346-1356.
  18. Драчук В.С., Рассказывает геральдика., Москва: Наука, 1977, –С. 256.
  19. Республиканское издание «Эркин-Тоо», Закон КР от 17 июля 2004 года №91 » О государственных символах Кыргызской Республики», 06 августа 2004.
  20. Тузов А.Л., История Государственного флага Кыргызстана короткая, но бурная., [Электронный ресурс] // Вечерний Бишкек №98 (10656), 21 август 2013., URL: http://members.vb.kg/2013/08/21/panorama/9_print.html
  21. Нусупов Ч.Т., Кыргызы Евразии и тюркоязычные народы позднего средневековья, Бишкек: Илим, 1999, –С. 46.
  22. Загоруйко М.В., «Государственные символы Белоруссии: история и значение,» Genesis: исторические исследования, № 1, 2015. –C. 36–58. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13999. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_13999.html