http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2016

УДК 336.64

Безымянный 12

Измайлова Мария Александровна, аспирант

Izmaylova М.А., graduate student

Тюменский государственный университет

Tyumen state University

Нунян Ольга Александровна, аспирант

Nunyan O.A.,  graduate student

Тюменский государственный университет

Tyumen state University

СТРАТЕГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

THE STRATEGY OPTIMIZATION OF TAXATION AS PART OF THE STRATEGY OF ENTERPRISE’S FINANCIAL MANAGEMENT

Аннотация. Рассмотрено понятие и содержание стратегии  управления финансами предприятия. Выявлена необходимость и важность планирования в ее рамках стратегии налоговой оптимизации, которая позволяет оптимизировать налоговые платежи. Определены основные стратегии налогового планирования, которые используются для налоговой оптимизации с учетом возможных налоговых рисков. Выделены ключевые задачи, которые позволяет решать стратегия оптимизации налогообложения.

Abstract. Examines the concept and content of the strategy the financial management of the enterprise. Identified the need and importance of planning in her part of a tax optimization strategy, which allows to optimize tax payments. Identified the key tax planning strategies, which are used for tax optimization, taking into account possible tax risks. The main tasks that allows you to solve the strategy optimization of taxation have been allocated.

Ключевые слова: стратегия и тактика управления финансами, налоговая нагрузка, финансовые ресурсы, налоговая стратегия, налоговые риски, налоговое планирование, налоговая оптимизация.

Keywords: strategy and tactics of financial management, tax burden, financial resources, tax strategy, tax risks, tax planning, tax optimization.

Стратегия управления финансами предприятий предполагает прогнозирование и планирование объема финансовых ресурсов, достаточных для реализации поставленных задач и программ производственного и социального развития. Стратегическое управление финансами имеет своей целью достижение максимального уровня ликвидности и платежеспособности через оптимизацию имущества организации и финансовых источников его формирования, а также  рациональности и эффективности использования средств. Эффективность используемых методов в составе механизма управления финансовыми ресурсами во многом и определяет финансовый результат деятельности предприятия.  Однако в процессе исполнения планов и программ ситуация может меняться, в результате чего предусмотренные показатели окажутся недостижимыми или нереальными. В этой связи, кроме стратегического,  большое значение приобретает тактическое управление финансами, которое основано на оперативном  маневрировании финансовыми ресурсами с целью обеспечения осуществления  в полном объеме всех запланированных расходов с условием возможности корректировки предполагаемых  показателей планов и программ. Осуществление запланированных расходов в рамках реализуемой стратегии управления финансами  зависит от выбранной предприятием системы налогообложения, поскольку обязанность по уплате налогов в разные уровни бюджетной системы может изменить или скорректировать действие, предпринятое без учета налогового фактора. Исходя из этого, в процессе хозяйственно-экономической деятельности становится актуальной разработка предприятием налоговой стратегии как одного из направлений его общей финансовой стратегии, позволяющей наращивать объем финансовых ресурсов.  Недостаточная разработанность вопросов налоговой оптимизации деятельности предприятий подтверждают актуальность темы исследования.

Согласно действующему законодательству России, все предприятия являются налогоплательщиками тех или иных налогов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Исчисленные и уплаченные организацией налоги уменьшают величину ее чистой прибыли, а значит, приводят к сокращению возможностей реинвестирования средств и уменьшению величины потенциальных дивидендов. Поэтому стратегия налоговой оптимизации должна быть направлена на поиск оптимальных вариантов законного снижения налоговых платежей в рамках соблюдения гармонии взаимоотношений между предприятием и государством [1, с. 98].

Следовательно, можно предположить, что конечной целью разработки  стратегии оптимизации налогообложения в рамках избранной финансовой стратегии является не снижение какого-либо конкретного налога, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Это обусловлено  тем, что наличие у организации разработанной схемы налоговой оптимизации дает ей возможность не переплачивать налоги в любой момент времени, а использовать сэкономленные средства для формирования финансовых ресурсов.

На наш взгляд, следует выделить ряд причин, позволяющих рассматривать налоговую стратегию в качестве составляющей финансовой стратегии  предприятия (организации).

Одной из таких причин является включение главных целей налоговой стратегии в основной состав целевых установок предприятия. Именно стремление к оптимизации налоговых выплат в рамках минимизации налогового риска обеспечивает рост стоимости активов предприятия и участвует в реализации стратегических целей бизнеса. Вместе с тем  при расширении бизнеса обычно возрастает и размер затрат на уплату налогов.

В процессе поиска путей обеспечения бизнеса финансовыми ресурсами, организация одновременно вынуждена изыскивать возможности сокращения оттока денежных средств, в том числе и в бюджет. Однако снижение налоговых платежей влечет за собой увеличение налоговых рисков, являющихся финансовыми рисками, требующими управления в рамках единой финансовой стратегии. Кроме того, при формировании стратегии управления денежными потоками необходимо учитывать, что уплата налогов для предприятия увеличивает его затраты и приводит к росту оттока денежных средств.

Также необходимо отметить весьма существенный уровень налоговой нагрузки предприятий России в современных условиях. В этой ситуации все большее количество контрагентов и инвесторов требуют подтверждения прозрачности бизнеса,  а значит,  перед предприятиями встает вопрос  о  необходимости  создания эффективной и безопасной финансовой стратегии, включающей и сферу налоговых отношений.

В пользу включения налоговой стратегии в единую финансовую стратегию предприятия говорит и администрирующая составляющая. У  большинства российских предприятий обязанность по оптимизации налоговых платежей и минимизации налоговых рисков лежит на подразделении, входящем в финансовую службу, либо на главном бухгалтере. В свою очередь, руководитель данного подразделения подотчетен финансовому директору, наряду с руководителями  других структурных единиц финансовой службы, осуществляющих руководство разработкой и реализацией стратегии управления финансами, и налоговой стратегией в ее составе.

Следует подчеркнуть, что теория представления налоговой стратегии в виде составляющей стратегического управления финансами поддерживается многими экономистами. Так, коллектив авторов под руководством А.Г. Поршнева, утверждает, что «налоговая стратегия – составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах его хозяйственной деятельности» [2, с. 302]. Аналогичной точки зрения придерживаются и Т.Ю. Юткина, представляющая налоговый менеджмент в виде неотъемлемой части всей хозяйственной деятельности организации [3, с. 218-234], и зарубежный автор Стивен Берг, определяющий налоговую стратегию частью стратегического управления финансами, относящегося к перечню задач, стоящих перед финансовой службой предприятия [4, с. 328-331].

Основываясь на указанных выше точках зрения и концептуальных подходах, на наш взгляд, налоговую стратегию можно представить в виде общего плана деятельности предприятия на перспективу, с целью достижения его стратегических задач, направленных на законную оптимизацию налогообложения, в рамках принятой финансовой стратегии. При этом  необходимо отметить, что осуществление налоговой стратегии, подчиненной единой стратегической цели, возможно только с помощью определенного набора инструментов, одним из которых является налоговое планирование, представляющее собой важную часть финансовой деятельности предприятия, в результате которого налоговые риски предприятия снижаются, а финансовый выигрыш возрастает.

Под налоговым риском в данном случае следует понимать потенциально возможные потери, связанные с применяемой системой уплаты и минимизации налогов [5, с. 96-116]. Налоговые риски условно можно подразделить на следующие виды:

  • риск, связанный с осуществлением налогового контроля, который выражается в применении фискальными органами штрафных санкций к налогоплательщику;
  • риск роста налогового бремени, представляющий собой увеличение налоговой нагрузки в результате изменения законодательства о налогах и сборах;
  • риск уголовного преследования за налоговые правонарушения, допущенные руководством компании.

С целью минимизации вышеперечисленных рисков большинство компаний и применяют налоговое планирование, как инструмент налоговой стратегии в рамках общей финансовой стратегии предприятия.

В зависимости от степени законности можно выделить три основных метода налогового планирования: классическое, оптимизационное и противозаконное налоговое планирование [6, с. 203-216].

Классическое налоговое планирование основано на формировании в организации системы абсолютно законного ведения налогового учета, составления отчетности и соблюдения своевременности уплаты налогов.

При оптимизационном налоговом планировании налогоплательщик планирует и осуществляет хозяйственную деятельность в рамках действующего законодательства, используя существующие льготы по исчислению и уплате налогов.

В рамках противозаконного налогового планирования налогоплательщиком используются противозаконные схемы снижения налоговой нагрузки, сопряженные с уклонением от уплаты налогов частично или в полном объеме.

Основываясь на вышеизложенном, можно утверждать, что все многообразие налоговых стратегий, применяющихся в бизнесе, представляет собой вариации четырех основополагающих стратегий, эффективность которых проявляется при определенных условиях  [7, с. 218-242].

Стратегия максимальной налоговой безопасности направлена на минимизацию налоговых рисков на основе абсолютного исполнения норм законодательства о налогах и сборах, но приводит предприятие к максимальной налоговой нагрузке в противовес достижению главной цели финансовой стратегии, то есть является помехой в достижении максимального размера чистой прибыли.

Стратегия уклонения от налогообложения представляет собой сознательное искажение доходов или расходов предприятия, пренебрежение  нормами гражданского права при оценке сделок и неуплату или несвоевременную оплату налогов. Такая стратегия не может быть приемлема для бизнеса, нацеленного на развитие.

Стратегией, балансирующей на грани между стратегией налоговой оптимизации и стратегией уклонения от налогообложения, является стратегия «смягчения» налоговых последствий. В рамках данной стратегии налогоплательщик старается минимизировать объем сомнительных сделок и отказывается от нелегитимных операций вовсе, что, однако, не мешает возникновению налоговых рисков.

Стратегия налоговой оптимизации позволяет налогоплательщику уменьшить размер налоговых выплат или перенести исполнение налоговых обязательств на более поздние сроки исключительно в рамках действующего законодательства. Применение данной стратегии предполагает использование правовых методов оптимизации налогообложения, обеспечивая снижение налоговых рисков.

Стратегия налоговой оптимизации призвана решать ряд задач:

  • обеспечить устойчивое развитие и укрепление финансовой безопасности бизнеса на продолжительную перспективу;
  • предоставить предприятию дополнительные конкурентные преимущества в результате снижения налоговой нагрузки, либо «размазывая» ее на более продолжительный период;
  • исключить риски потери средств собственниками бизнеса или инвесторами и сформировать имидж добросовестного налогоплательщика, применяющего только правомерные методы управления налоговыми обязательствами.

Очень часто определение налоговой оптимизации ассоциируют с уклонением от налогообложения, однако, против такого сопоставления говорит исключение применения противозаконных методов, используемых при уклонении, в процессе выстраивания стратегии налоговой оптимизации. Данная проблема возникает вследствие отсутствия нормативно закрепленного понятия налоговой оптимизации и ее недостаточной теоретической и методологической разработанности.  К примеру, Э.С. Митюкова, анализируя схемы налогового планирования, отмечает, что «даже легальные методы оптимизации могут привести к получению необоснованной выгоды» [8, с. 74].  Такой вывод сделан автором на основе анализа Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности налогоплательщиком налоговой выгоды» и арбитражной практики российских организаций [9].  

Проведенное исследование позволяет обобщить практику решений в рамках формирования стратегии налоговой оптимизации, которая может включать в себя следующие действия:

  • разработка норм налоговой политики в части учета налога на прибыль, направленных на законное снижение налоговой базы и перенос нагрузки на следующие периоды;
  • стремление к сокращению непроизводственных затрат, не принимаемых для расчета налога на прибыль и не позволяющих возместить НДС из бюджета;
  • ведение раздельного учета по отдельным категориям товаров и видов деятельности, с учетом применяемых ставок НДС;
  • применение возможных специальных режимов налогообложения с целью снижения налоговой нагрузки;
  • использование при расчете налогов возможных налоговых льгот и положений, которые могут снизить налоговую нагрузку предприятия;
  • проведение аудита договоров, заключаемых с контрагентами, для минимизации рисков совершения нелегитимных сделок;
  • своевременное и систематизированное осуществление повышения квалификации сотрудников, отвечающих за ведение налогового учета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в процессе стратегического управления финансами предприятия должны пристальное внимание уделять формированию и реализации налоговой стратегии, направленной на поддержание стратегических целей и задач бизнеса. Глубоко обдуманная комбинация методов и инструментов, уместных в определенных условиях рынка, позволяет организации максимально эффективно использовать финансовые ресурсы в рамках стратегии налоговой оптимизации, снижая налоговую нагрузку и налоговые риски.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2014.  496 с.
  2. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России.  СПб.: Питер, 2014.  192 с.
  3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение.  М.: ИНФРА-М, 2002. 574 с.
  4. Берг С. Настольная книга финансового директора.  М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.  535 с.
  5. Налоговый менеджмент / под ред. А.Г. Поршнева.  М.: ИНФРА-М, 2003.  440 с.
  6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом. –М.: Финансы и статистика, 2005.  383 с.
  7. Бобков Н.В. Управление формированием финансовой стратегии развития корпорации // Вестник университета (ГУУ). 2009.  № 12. С. 138-141.
  8. Митюкова Э.С. Налоговое планирование. Анализ реальных схем.  М.: Эксмо, 2008.  192 с.
  9. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности налогоплательщиком выгоды» [Электронный ресурс].  URL: http://base.garant.ru/12149957/ (дата обращения: 24.05.2016).
  10. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения : 24.05.2016).
  11. Сайт УФНС РФ [Электронный ресурс].  URL: http://analytic.nalog.ru/ (дата обращения: 24.05.2016).