http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2020

УДК 657: 631. 162

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10120

ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ
КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ПЕРМСКОГО КРАЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

ASSESSMENT
OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE PERM REGION AND ITS
SOCIAL ORIENTATION

Шалаева Людмила
Васильевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета
и финансов, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический
университет имени академика Д.Н. Прянишникова» (ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ)

Shalaeva
Lyudmila Vasilyevna,
сandidate
of Economic Sciences, associate professor of accounting and finance, FGBOU
WAUGH «The Perm state agrarian and technological university of a name of
the academician D.N. Pryanishnikov» (FGBOU WAUGH Perm to GHAT)

Аннотация. Существенное значение для реализации государственных программ стратегического развития региона имеет эффективное исполнение государственного бюджета, в частности консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной статье освещены результаты проведенного анализа исполнения консолидированного бюджета Пермского края за 2018-2019 года.Дана оценка социальной составляющей консолидированного бюджетаПермского края за 2018-2019 года и на плановый период 2020-2022 гг. Выявлены положительные и отрицательные тенденции реализации программ социально-экономического развития Пермского края.

Summary. Effective execution of the state budget, in particular the consolidated
budget of a constituent entity of the Russian Federation has significant
importance for the implementation of state programs of strategic development of
the region. This article highlights the results of the analysis of the
implementation of the consolidated budget of the Perm region for 2018-2019. 201
2018-2019 and for the planning period 2020-2022. positive and negative trends
in the implementation of social and economic development programs in the Perm
region were identified.

Ключевые слова: бюджет, исполнение бюджета, структура бюджета, социальная ориентация бюджета.

Keywords:
budget, budget execution, budget structure, social orientation of the budget.

Введение

На основе
сложившейся классической методологии проведем анализ исполнения
консолидированного бюджета Пермского края за 2018-2019 года по официальным данным
[1,2] с целью выявления тенденций в сфере бюджетного финансирования и возможных
рисков реализации программ социально-экономического развития Пермского края.

Материалы и методы исследования

Пермский
край  имеет стратегически важное значение
по географическому расположению, наличию развитых промышленных и
сельскохозяйственных районов, существенных залежей полезных ископаемых, лесных
массивов. Для успешного социально-экономического развития Пермского края
разработаны государственные программы и ежегодно выделяются средства бюджетного
финансирования. Для оценки эффективности использования бюджетных средств
проведен анализ исполнения консолидированного бюджета Пермского края за 2018-2019
года [1,2], в частности дана:

  • общая оценка исполнения бюджета (таблица 1);
  • детализированная оценка исполнения бюджета по доходам (таблица 2);
  • детализированная оценка исполнения бюджета по расходам (таблицы 3,4);
  • оценка структуры доходов и расходов (таблицы 5,6).

Исполнение
консолидированного бюджета Пермского края в 2018 году по доходам составило
102,1%, по расходам – 89,8%. В сравнении с утвержденным бюджетом увеличениедоходов
составило 3231,9 млн. руб. (2,1%) при снижении уровня расходов на 17383,2 млн.
руб. (10,18%). Дисбаланс бюджетных доходов и расходов наблюдается и по
утвержденному бюджету, и по фактически исполненному. При этом, если
утвержденный бюджет был дефицитным, то фактически исполненный бюджет имеет
профицит в сумме 3879,6 млн. руб. (2,47% от суммы фактически полученных
доходов).

Общая оценка
исполнения консолидированного бюджета Пермского края в 2018 году позволила
выявить серьёзную проблему неэффективного использования бюджетных средств. При
наличии дополнительных источников финансирования дефицита бюджета план по
расходам не выполнен на 10,2%, при отсутствии таковых – на 2,5%.

Подобная
ситуация наблюдается и в 2019 году. При росте доходов на 1,5% (2805,4 млн.
руб.) снижается уровень исполнения расходной части бюджета (88,1%). Профицит
бюджета по итогам 2019 года составил 9442,8 млн. руб., объем неосвоенного
бюджетного финансирования – 23511,5 млн. руб.

В целом за
период исследования имеет место положительная динамика доходов и расходов
консолидированного бюджета Пермского края, что в целом соответствует общей
экономической ситуации в России. При росте бюджетных доходов реализован принцип
экономного использования бюджетных средств, в результате чего имеет место
снижение уровня исполнения бюджета и формирование его профицита. 

Рассмотрим показатели исполнения бюджета более подробно в разрезе классификационных групп доходов и расходов (таблицы 2,3).

За 2018 год
имеетместо положительная динамика как налоговых, так и неналоговых доходов
бюджета Пермского края. Прирост налоговых доходов составил 2563,7 млн. руб.
(0,2%), прирост неналоговых доходов – 668,2 млн. руб. (2,7%). При этом по ряду
налогов наблюдается снижение поступлений в бюджет края: по налогу на имущество — на 734,9 млн. руб. (3,4%); по налогам, сборам
и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – на 2,9 млн. руб.
(0,7%). В 2019 году снижается относительный прирост налоговых доходов при
наличии отрицательной динамики неналоговых доходов.

Исполнение консолидированного бюджета Пермского края по отдельным группам расходов представлено в таблице 3.

Исполнение консолидированного бюджета Пермского края за 2018 год по группам социально-экономических расходов находится в пределах от 82,3% (охрана окружающей среды) до 91,5% (расходы на национальную экономику). Наибольшее отрицательное отклонение от утвержденных назначений имеет место по расходам на образование — 5384,9 млн. руб. (10,1%); расходам на социальную политику — 3378,3 млн. руб. (8,6%); расходам на национальную экономику — 2481,7 млн. руб. (8,5%). Таким образом, мы видим самые проблематичные направления исполнения бюджета Пермского края за 2018 год.

Исполнение
консолидированного бюджета Пермского края за 2019 год находится в пределах от
66,0% (охрана окружающей среды) до 93,5% (социальная политика). По всем группам
социально-экономических расходов наблюдается снижения
уровня исполнения бюджетных назначений, кроме группы расходов «социальная
политика». В целом исполнение расходной части консолидированного бюджета
Пермского края составило 88,1%, что ниже уровня 2018 года на 1,7%.

Исполнение консолидированного бюджета Пермского края по расходам на национальную экономику представлено в таблице 4.

Исполнение консолидированного бюджета Пермского края по расходам на национальную экономику находится в пределах: по итогам 2018 года — от 60,8% (воспроизводство минерально-сырьевой базы) до 99,4% (лесное хозяйство); по итогам 2019 года — от 29,1% (воспроизводство минерально-сырьевой базы) до 98,6% (лесное хозяйство).

За 2018 год наибольшее
отрицательное отклонение от утвержденных назначений имеет место по расходам на:

  • дорожное хозяйство – 964,0 млн. руб. (5,2%);
  • транспорт – 885,8 млн. руб. (38,1%);
  • сельское хозяйство и рыболовство – 227,2 млн. руб. (6,8%).

В 2019 году ситуация не
изменилась.

Применение результатов
работы

Полученные результаты
позволяют выявить сферы с более проблематичным бюджетным финансированием. Это
сферы транспортного обслуживания и сельского хозяйства.

Далее для обоснования значимости выявленных проблем проведем оценку структуры консолидированного бюджета Пермского края (таблицы 5,6).

В структуре
доходов консолидированного бюджета Пермского края преобладают налоговые доходы
и их доля за период исследования выросла на 1,56%. В частности, поступление налога на прибыль организаций
обеспечило формирование доходной части краевого бюджета за 2019 год на 32,8%,
налога на доходы физических лиц – 26,64%, налога на имущество — 10,65%.

Значительная доля НДФЛ и налога на имущество подтверждает существенность ранее обозначенной проблемы снижения суммы платежей по данным налогам в 2018-2019 годах.

В структуре
расходов наибольший удельный вес приходится на группы расходов, заявленные
ранее как самые проблематичные с точки зрения бюджетного финансирования:
национальная экономика (22,32%); образование (27,4%); социальная политика (22,05%).
Это ещё раз доказывает значимость выявленных проблем и наличие рискареализации
программ социально-экономического развитии Пермского края.

Консолидированный
бюджет Пермского края на 2020 год [3,4,5,6] предусматривает увеличение
бюджетного финансирования, в частности по программам (млн. руб.):

  • Качественное здравоохранение – 1699
  • Образование и молодежная политика — 2 682
  • Развитие транспортной системы — 5 535
  • Социальная поддержка жителей Пермского края — 599
  • Региональная политика и развитие территорий — 2 896
  • Пермский край — территория культуры — 1 163
  • Развитие информационного общества — 134
  • Государственная поддержка агропромышленного комплекса –180.

При этом
имеет место плановое снижение бюджетного финансирования по ряду программ:

  • Градостроительная и жилищная политика, создание условий  для комфортной городской среды — (-3 001)
  • Экономическая политика и инновационное развитие — (-621)
  • Спортивное Прикамье — (-47)
  • Безопасный регион — (-83)
  • Общество и власть — (-95).

На
финансирование указанных программ предусмотрено всего расходов краевого бюджета
в сумме 144803 млн. руб., что выше уровня 2019 года на 12260 млн. руб. или
8,5%. Кроме того в бюджете на плановый период заложена сложившаяся структура
бюджетных расходов, согласно которой расходы на развитие социальной сферы
составят не менее 70%.

Выводы

В ходе
проведенного исследования выявлены следующие отрицательные тенденции в процессе
исполнения консолидированного бюджета Пермского края за 2018-2019 года:

  • неисполнение бюджета по всем группам расходов при наличии профицита бюджета;
  • наличие повышенного риска снижения качественного уровня развития сферы образования, социальной сферы, национальной экономики, в том числе сфер транспорта, дорожного хозяйства, сельского хозяйства по причине недостаточного их бюджетного финансирования.

Положительная
тенденция роста налоговых доходов бюджета Пермского края свидетельствует о
росте налоговой нагрузки в регионе.

В
совокупности выявленные тенденциии риски свидетельствует о наличии факторов,
отрицательно воздействующих на социально-экономического развитие региона.

Список литературы

1. Основные
параметры исполнения консолидированного бюджета Пермского края по состоянию на
01.01.2019 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mfin.permkrai.ru/

2. Основные параметры исполнения консолидированного бюджета Пермского края по состоянию на 01.01.2020[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://mfin.permkrai.ru/

3. Социально-экономическое
развитие и бюджет Пермского края2020-2022 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://mfin.permkrai.ru/

4. Государственные
программы Пермского края 2020-2022 [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://mfin.permkrai.ru/

5. ЧугаринаЕ.А.
Основные параметры бюджета  Пермского
края на 2020-2022 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://mfin.permkrai.ru/

6. Об
утверждении бюджетного прогноза пермского края на долгосрочный период // Постановление
правительстваПермского края от 29 марта 2017 г. N 144-п[Электронный ресурс] /
Режим доступа: https://mfin.permkrai.ru/

List of references

1. Main parameters of execution of the consolidated
budget of the Perm region as of 01.01.2019 [Electronic resource] / access Mode:
https://mfin.permkrai.ru/

2. Main parameters of execution of the consolidated
budget of the Perm region as of 01.01.2020 [Electronic resource] / access Mode:
https://mfin.permkrai.ru/

3. Socio-economic development and budget of the Perm
region 2020-2022 [Electronic resource] / access Mode: https://mfin.permkrai.ru/

4. State programs of the Perm region 2020-2022
[Electronic resource] / access Mode: https://mfin.permkrai.ru/

5. Tugarina E. A. The Main parameters of the budget of
the Perm Krai for the years 2020-2022 [Electronic resource] / access Mode:
https://mfin.permkrai.ru/

6. About the approval of the budget forecast of Perm Krai
for the long-term period / / Resolution of the government of Perm Krai of March
29, 2017 N 144-p [Electronic resource] / access Mode: https://mfin.permkrai.ru/