http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2020

УДК
004.9:332.1:339.138:378.147

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10107

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНОГО
РЕГИОНА НА БАЗЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

USE OF MARKETING TOOLS IN
TRAINING SPECIALISTS FOR THE AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL REGION ON THE BASIS OF
THE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF THE ECONOMY DIGITALIZATION

Шумакова Ирина Алексеевна, кандидат
педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский
государственный национальный исследовательский университет», Россия, г.
Белгород

Мирохина Алла Александровна, кандидат
экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский
технологический университет» РТУ МИРЭА, Филиал РТУ МИРЭА в г. Ставрополе,
Россия, г. Ставрополь

Shumakova I.A., shumakova@bsu.edu.ru, PhD in
Pedagogical sciences, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy, Federal
State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Belgorod State
National Research University”, Russia, Belgorod

Mirokhina A.A., mirala@yandex.ru,
PhD in Economics, Associate Professor of Regional Economics, Federal State
Budget Educational Institution of Higher Education “MIREA – Russian
Technological University”, Branch in Stavropol, Russia, Stavropol

Аннотация. Размещение
экономико-технологических зон в пространстве определяется главным образом
природно-географическими особенностями территории, определяющими специализацию
и инфраструктурную составляющую социально-экономического развития региона.
Цифровизационные процессы и процессы цифровых трансформаций служат факторами
разделения труда и развития инфраструктуры территорий. Одной из самых
актуальных проблем социально-экономического развития России являются вопросы
кадрового обеспечения регионов для успешной реализации цифровых трансформаций и
формирования цифрового пространства. Значительные проблемы кадрового
обеспечения наблюдаются в регионах аграрно-индустриального типа, в связи с чем
особую значимость получило развитие применения маркетингового инструментария в
вопросах подготовки квалифицированных специалистов нового поколения, опорными
институтами которого выступают национальные исследовательские университеты как
полюса экономического роста.

Summary. The location of economic and technological zones in
the space is determined mainly by the natural and geographical features of the
territory that determine the specialization and infrastructure component of the
socio-economic development of the region. Digitalization processes and digital
transformation processes serve as factors of division of labor and development
of territory infrastructure. One of the most pressing problems of social and
economic development of Russia is the issues of staffing the regions for the
successful implementation of digital transformations and the formation of the
digital space. Significant problems of personnel provision are observed in the
regions of agrarian-industrial type, in this connection, the development of the
use of marketing tools in the training of qualified specialists of the new
generation, the main institutes of which are national research universities as
poles of economic growth, is of particular importance.

Ключевые
слова:
маркетинговые инструменты кадровой подготовки, кадровый
потенциал, аграрно-индустриальный регион, национальный исследовательский
университет, цифровое пространство, цифровые трансформации, цифровизация,
экономическое пространство, регион.

Keywords: marketing tools for personnel training, personnel potential,
agricultural and industrial region, national research university, digital
space, digital transformation, digitalization, economic space, region.

Современное
общество, переживая четвертую индустриальную революцию, подвержено влиянию действия
так называемой «цифровой воронки» [1], означающей вовлечение в процессы
цифровизации практически всех сфер социально-экономической жизни общества и,
соответственно, трансформацию деятельности всех без исключения экономических
субъектов хозяйствования.

Само
существование «цифровой воронки» подразумевает неотвратимость цифровизации всех
отраслей экономики уже не с целью реализации возможности использования
дополнительных возможностей развития, а как базовое условие выживания, фактор
конкурентоспособности в условиях цифровой экономики.

При
этом мы считаем важным подчеркнуть различия процессов «цифровизации»,
«информатизации» и «цифровой трансформации» современного общества.

Как
отмечает ведущий специалист службы информационных технологий Санкт-Петербургского
государственного университета А.Н. Кириков [1], если «информатизация»
сводится к простому применению информационных средств и технологий, влияющих на
качество труда, то «цифровизация» представляет собой гораздо более сложный
процесс по созданию цифрового пространства на базе процессного внедрения цифровых
технологий, что означает самостоятельность протекания цифровых процессов.
«Цифровая трансформация» является следствием цифровизации и подразумевает
преобразование имеющихся и возникновение новых процессов в векторе применения
цифровых технологий. При этом полнота и корректность цифровой трансформации
выступает залогом успешности цифровизации экономики в целом, её «цифровой
зрелости».

Протекающие
в настоящее время в обществе формализационные процессы как подготовительный
этап создания цифрового пространства создают запрос на соответствующие
изменения и в социуме, что затрагивает одновременно и реальный сектор экономики
и сферу образования, поскольку уже формируется потребность в трудовых кадрах,
обладающих принципиально иными культурными и организационными возможностями с
точки зрения потенциала работы в условиях функционирования цифровой экономики.
Институты высшей школы и научно-исследовательские университеты вынуждены
выполнять запрос со стороны работодателей, готовя специалистов, обладающих
соответствующими компетенциями, что означает подготовку и реализацию новых
образовательных программ соответствующей направленности.

Трансформационные
процессы затрагивают квалификационные требования и наличие определенных
профессий. Одними из первых под воздействие цифровых трансформаций попадают
такие профессии как «экономист», «бухгалтер», «юрист», поскольку часть
процессов в условиях цифровизации уже не требует человеческого исполнения, а
другая часть требует принципиально иного подхода к участию человека в
воспроизводственном процессе. Иллюстрируют данные трансформации технологии
смарт-контрактов, самостоятельно исполняющих условия цифровых договоров,
цифровые активы и цифровые сервисы, ориентированные на «облачные технологии», 5G, анализ больших данных,
искусственный интеллект и т.д. При этом цифровые технологии обладают и огромным
образовательным потенциалом, вплоть до создания цифровых университетов.
Например, на платформе Moodle
[1].

В
целом система высшего образования будет претерпевать трансформацию в связи с
требованиями роста уровня технологического и цифрового развития общества.

Мы
находим исключительно важным подчеркнуть корреляцию развития цифрового и
экономического пространства, поскольку отрасли с высокой цифровой зрелостью
выступают главными полюсами роста экономики в будущем.

Неоднородность
экономического пространства подразумевает дифференциацию регионов по степени их
цифровизации, которая является параметром конкурентоспособности территории с
точки зрения социально-экономического развития. Поэтому важным направлением
пространственного развития выступает увеличение кибер-потенциала регионов, в
привязке к их экономической специализации.

По
мнению сотрудника ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и
телевидения» А.А. Нуркатова, узлами опорного экономического каркаса должны
служить крупные телекоммуникационные компании, способствующие цифровизации
экономики [2, с. 108]. В качестве индикаторов развития цифровой экономики
А.А. Нуркатов выделяет следующие:

  • цифровизация таких отраслей экономики как: а) промышленность и электроэнергетика; б) транспорт и логистика; в) сельское хозяйство;
  • рост доли электронной торговли;
  • рост числа рабочих мест в цифровом секторе экономики;
  • рост доли электронных государственных услуг;
  • рост числа пользователей глобальных информационных сетей;
  • рост уровня цифровой грамотности населения;
  • рост индекса развития информационно-телекоммуникационных технологий;
  • рост числа занятых технологическим предпринимательством;
  • рост инновационного спроса и т.д.

Сотрудник
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» П.Е.
Родькин отмечает, что интеллектуальная составляющая выступает основополагающим
элементом брендинга и маркетинга территорий [3]. Таким образом, диффузия
цифрового и экономического пространства позволяет создать ассоциативное облако
территории, её идентификационные индикаторы, сформировать инструменты и
технологии её продвижения с целью формирования дополнительных возможностей
развития.

При
этом к.э.н., сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН О.И. Гордеев отмечает, что обеспечение
инновационно-цифрового развития для аграрно-индустриальных регионов сопряжено
со значительными затруднениями, проистекающими из отсутствия комплексного
подхода, роста социальной напряженности по причине роста безработицы, разрывом
в уровне и качестве жизни в городской и сельской местности, внутренними и
внешними миграционными процессами и т.д. [4].

По
мнению доктора экономических наук, профессора, сотрудника ФГБОУ ВО «Тамбовский
государственный университет им. Г.Р. Державина» В.Ю. Лапшина, к числу
основных проблем развития аграрно-индустриальных регионов России в настоящее
время следует относить, во-первых, неразвитость инфраструктурного обеспечения,
во-вторых, сокращение числа научных исследований и инновационных разработок, в
том числе и по причине недостаточности финансирования, в-третьих, сложности с
внедрением результатов научных исследований в реальных сектор экономики,
главным образом, из-за отсутствия механизма взаимодействия органов власти,
научно-образовательных институтов и предпринимательского сектора, в-четвертых,
несоответствие подготовки кадрового потенциала для решения задач в области
научных исследований и деятельности в вопросах организации и управления
воспроизводственным процессом, в-пятых, недостаточность и низкая эффективность
информационного обеспечения научно-исследовательского и воспроизводственного
процессов [5].

Коллектив
авторов ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени
К.А. Тимирязева» [6] отмечает, что важной составляющей развития аграрно-промышленного
бизнеса на сегодняшний день является применение цифровых технологий, что
закреплено в «Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017
г. № 203.

Требования,
которые время и необходимость дальнейшей цифровизации предъявляют к кадровому
потенциалу аграрно-индустриального бизнеса и регионов аграрно-индустриального
типа, заключаются в возможности решать высокоуровневые задачи от управления
персоналом до поиска «нестандартных», нетривиальных решений и разработки
методологии ведения воспроизводственного процесса в новых условиях. В ближайшее
десятилетие рынок диктует рост спроса на специалистов с высокой IT-квалификацией, решающих для
аграрно-индустриального сектора задачи применения беспилотных устройств,
искусственного интеллекта, роботизации, трёхмерной печати, интернет-вещей,
анализа больших данных, и т.д.

С
точки зрения потребностей экономики аграрно-индустриальный сектор уже на
сегодняшний день нуждается в специалистах, способных управлять дронами с целью
беспилотного контроля посевов, мониторинга состояния и качества урожая и т.п.,
а также агро-кибернетиках, обслуживающих цифровые производства, «умные фермы»,
разработки и внедрение новых методов автоматизации и роботизации.

Однако
исследования показывают, что в России, несмотря на ежегодный выпуск IT-специалистов порядка 25 тысяч
человек, после выпуска в течение 6-12 месяцев трудоустраиваются примерно 3,5-4
тысячи специалистов [6]. И здесь главной проблемой выступает отсутствие
соответствующих образовательных технологий, а также дефицит
профессорско-преподавательского состава, способного осуществлять обучение с
выработкой актуальных умений и навыков в сфере применения цифровых технологий [7].

В
сфере управления аграрно-индустриальным бизнесом существует спрос на
специалистов, обладающих умениями и навыками работы с ERP-системами,
позволяющими принимать оптимальные управленческие решения по оптимизации
материальных потоков, финансовых потоков, снабжения и сбыта продукции, организационно-управленческой
структуры и персонала, опирающихся на цифровые трансформации.

Сложившаяся
действительность, по мнению кандидата экономических наук, доцента Санкт-Петербургского
государственного университета аэрокосмического приборостроения О.Е. Лысова [8],
требует принципиально новых маркетинговых решений для научно-исследовательских
и образовательных организаций, позволяющих им успешно пройти адаптацию к новым
условиям функционирования цифровой экономики. В этой сфере акцент предстоит
делать на маркетинг персонала, требования которого реализуются в группах
параметров, как правило, представляемых триадой «могу-хочу-надо», или, иными
словами, во-первых, в формировании и развитии личных свойств и способностей,
отвечающих за «могу», во-вторых, мотивационных установок, отражающих «хочу», и
в-третьих, потребностей рынка, создающих «надо». Смежной сферой формирования
данной триады выступает маркетинг образования.

Актуальные
маркетинговые решения образовательных технологий предполагают следующие
принципы подготовки специалистов аграрно-индустриального сектора в современных
условиях, выступающие основными маркетинговыми инструментами в вопросах
обеспечения кадрового потенциала:

1)
раннее формирование интереса к определенному виду деятельности и к деятельности
определенных субъектов бизнеса, то есть ещё на стадии обучения;

2)
рост значимости личностной ориентации, а не только процессного и
функционального подходов к ведению аграрно-индустриального бизнеса, опирающихся
на личностное саморазвитие и рост профессионализма специалиста уже после
окончания образовательного процесса;

3)
«импульс лидерства», позволяющий находить решения в оперативно возникающих
неблагоприятных ситуациях;

4)
рост инновационной заинтересованности личности, поскольку консервативный тип
поведения в большей степени оказывает сопротивление трансформационным явлениям,
что тормозит индустриальный прогресс в целом;

5)
формирование умений и навыков «управления знанием», заключающихся не только в
возможности использовать уже накопленные знания, но и создавать новые знания;

6)
индивидуализация обучения, позволяющая готовить уникальных специалистов с
возможностью нахождения нетривиальных решений;

7)
гибкость и разнообразие образовательных технологий, формирующих новую
образовательную парадигму;

8)
развитие адаптивности к изменениям внутренней и внешней среды;

9)
развитие стратегического мышления, умения планировать деятельность в условиях
неопределенности;

10) развитие личностной предприимчивости. Проведенное исследование позволило сформировать авторское видение роли и места применения инструментов маркетинга, используемых при подготовке специалистов для аграрно-индустриального региона на базе национального исследовательского университета в условиях цифровой экономики (рисунок 1).

В
предыдущих наших исследованиях [9] было отмечено, что базовым элементом
региональной цифровой экономической системы инновационного типа выступает
университетская инновационная инфраструктура. Национальные исследовательские
университеты служат центрами духовного и социокультурного развития, поскольку
способны осуществлять деятельности в различных направлениях, начиная от
создания наукоёмких инновационных продуктов до осуществления деятельности по
формированию условий реализации интеграционных процессов между образованием,
наукой и реальным сектором экономики, образуя триаду
«государство-университет-бизнес».

Исследовательские
университеты выступают значимыми, фундаментальными элементами региональных
инновационных систем цифровой экономики, обеспечивая возможность создания базы
для разработки образовательных программ и технологий для подготовки
специалистов «нового» цифрового поколения, отвечающих всем требованиям
индустриализации экономики, в том числе и в таком сложном сегменте, как
аграрно-индустриальный, опираясь на «мягкий» маркетинговый инструментарий как
цифровой, так и образовательной трансформации.

Литература

1. Кириков А.Н. Актуальные вопросы реализации цифровой
трансформации в образовании / А.Н. Кириков // Архитектура университетского
образования: построение единого пространства знаний: сб. трудов IV Национальной
научно-методической конференции с международным участием. 2020. С. 69-74.

2. Нуркатов А.А. Особенности
развития и пространственной дифференциации регионов в условиях цифровизации
экономики Республики Казахстан / А.А. Нуркатов // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2019. № 6. С. 107-113.

3. Родькин П.Е. Брендинг территорий:
облако ассоциаций территории как исследовательская и проектная часть дисциплины
на примере магистерской программы НИУ ВШЭ / П.Е. Родькин // Знание. Понимание.
Умение. 2017. № 2. С. 249-257.

4. Гордеев О.И. Особенности
инновационного развития аграрно-индустриального региона / О.И. Гордеев // Вопросы
структуризации экономики. 2013. № 1. С. 20-25.

5. Коломин Р.А., Лапшин В.Ю. Особенности
формирования системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в
аграрно-индустриальных регионах России / Р.А. Коломин, В.Ю. Лапшин // Лесотехнический
журнал. 2017. Т. 7. № 2 (26). С. 214-221.

6. Худякова Е.В., Горбачев М.И.,
Кушнарёва М.Н. Кадровой потенциал АПК в условиях цифровой трансформации / Е.В. Худякова,
М.И. Горбачев, М.Н. Кушнарёва // Новые информационные технологии в образовании:
сб. науч. трудов 20-й международной научно-практической конференции; под общ.
ред. Д.В. Чистова. 2020. С. 486-488.

7. Шумакова И.А. Подготовка
инновационно мотивированных кадров в условиях развития экономики региона / И.А.
Шумакова // Научные ведомости Белгородского государственного университета.
Серия: Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). С. 46-51.

8. Лысов О.Е. Основные принципы
формирования маркетинговых решений в технологиях обучения в вузе с
использованием ситуационного подхода / О.Е. Лысов // Актуальные проблемы
экономики и управления. 2018. № 2 (18). С. 76-84.

9. Изварин А.А., Пересыпкин А.П.,
Шумакова И.А. Особенности развития инновационного потенциала НИУ «БелГУ» / А.А. Изварин,
А.П. Пересыпкин, И.А. Шумакова // Вестник Белгородского университета
кооперации, экономики и права. 2018. № 1 (68). С. 150-158.