http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2019

1MEZHlogo-e1521963337142-2

УДК 332.14;  338.43

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-12019

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА  ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

EVALUATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE PENZA REGION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Тактарова  Светлана Викторовна, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент и экономическая безопасность», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г.Пенза

Солдатова Светлана Сергеевна, к.э.н., доцент, кафедры  «Менеджмент и экономическая безопасность»,  ФГБОУ ВО «ПГУ», г.Пенза

Taktarova Svetlana Viktorovna, Ph. D., associate Professor, head of the Department » Management and economic security», of the » Penza state University», Penza

Soldatova Svetlana Sergeevna, Ph. D., associate Professor, Department of Management and economic security, оf the » Penza state University», Penza

Аннотация: Высокий уровень социально-экономического развития агропромышленного комплекса региона во многом гарантирует  бесперебойное обеспечение населения  качественными продуктами питания, что само по себе создает благоприятные условия для роста благосостояния граждан, увеличения продолжительности жизни и улучшения демографической ситуации в стране. Гармоничное развитие многоаспектной сферы агропромышленного комплекса способствует обеспечению продовольственной и национальной безопасности России. Авторами статьи рассмотрены проблемы и перспективы совершенствования механизмов государственной поддержки  субъектов аграрного предпринимательства, а так же способы развития сельских территорий, нацеленные на повышение привлекательности агробизнеса.  

Summary: The high level of socio-economic development of the agro-industrial complex of the region largely guarantees uninterrupted provision of the population with quality food, which in itself creates favorable conditions for the growth of welfare of citizens, increasing life expectancy and improving the demographic situation in the country. The harmonious development of the multidimensional sphere of the agro-industrial complex contributes to the food and national security of Russia. The authors of the article consider the problems and prospects of improving the mechanisms of state support for agricultural businesses, as well as ways of rural development aimed at increasing the attractiveness of agribusiness.  

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агробизнес, сельское хозяйство, переработка сельхозпродукции,  уровень социально-экономического развития, продовольственная безопасность.

Keywords: agro-industrial complex, agribusiness, agriculture, processing of agricultural products, the level of socio-economic development, food security.

Агропромышленный комплекс (АПК) является системообразующим звеном экономической системы как страны в целом, так и Пензенского региона в частности, поскольку именно уровень развития сельского хозяйства и отрасли переработки сельхозпродукции формирует продовольственный рынок региона, обеспечивает продовольственную безопасность государства, что, безусловно,  является важной и ответственной задачей в условиях внешнеэкономического давления на Российскую Федерацию со стороны ряда западных стран.

Актуальность принципиальных изменений в отечественном АПК, ориентирование его на решение проблемы обеспечения граждан качественным продовольствием по доступным ценам, ликвидацию зависимости страны от импортных продуктов питания – была подтверждена Правительством РФ и лично Президентом еще в 2010 году[11]. Введение США и странами Евросоюза экономических санкций и ограничений в 2014 году против России поспособствовало усилению государственного внимания социально-экономическому развитию сельскохозяйственной отрасли, что нашло свое отражение в следующих основополагающих документах: Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [12], Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [6], «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [11]. Правительство Пензенской области, следуя современным тенденциям, так же проявило активность в вопросе поддержки и развития сельского хозяйства региона, разработав  программу «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 — 2022 годы» [7]  и «Проект стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года» [9].

Анализ  уровня социально-экономического развития агробизнеса региона принято начинать с оценки динамики (рисунок 1) совокупного валового регионального продукта (ВРП) и объема производства сельскохозяйственной продукции (СХП). Необходимо отметить, что за последние десять лет объем ВРП Пензенского региона вырос с 119,1 млрд. руб. в 2007 году до 338,59 млрд. руб. в 2017 [3,4] при среднегодовом темпе 104-105% [9], а доля сельхозпродукции в ВРП увеличилась с 12% в 2007 году до 14% в 2017 [3,98]. Конечно столь скромные экономические результаты Пензенской области (по объему ВРП регион занимает 9-е место в Приволжском федеральном округе и лишь 47-е место в списке субъектов Российской Федерации [9]) свидетельствуют о существенных проблемах не только в агропромышленном комплексе, но и в экономике области в целом.

Безымянный

Положительная динамика стоимостных показателей, оценивающих объемы производства сельхозпродукции (рисунок 1), сама по себе не свидетельствует о благоприятных условиях ведения агробизнеса, так как в течение анализируемого периода в стране наблюдался существенный рост цен, а значит говорить о росте объемов производства в отрасли в 5 раз к 2017 году относительно 2007 года – не  корректно.  В целях повышения достоверности оценки динамики изменений в АПК Пензенского региона, предлагаем рассмотреть ряд показателей, представленных в таблицах 1 и 2.

Безымянный

По данным  Правительства Пензенской области региональные аграрии в 2018 году собрали: 1,8 млн.т. зерна; 1,75 млн.т. сахарной свеклы; более 400 тыс.т. картофеля, 400 тыс.т. подсолнечника, 100 тыс.т. кукурузы, 105 тыс.т. овощей и 33 тыс. т. плодово-ягодных культур [2,4]. Собранный урожай позволит в полной мере обеспечить население Пензенской области основными продуктами питания, а региональный сектор животноводство —   необходимыми кормами.

По данным территориальной службы статистики [32] в Пензенской области в течение временного периода  январь-ноябрь 2018 года наблюдалась положительная тенденция по увеличению объемов производства мяса. В анализируемом периоде валовый объем производства мяса в Пензенском регионе составил 322,34 тыс.тонн (в живом весе), что на 11,2% превышает показатель аналогичного периода в 2017 году, в том числе производство мясо птицы – 228,4 тыс.тонн., рост данного показателя оценивается в +21,9% относительно данных 2017 года  [3], таким образом,  доля мяса птицы в общем объеме производства составляет порядка 70%, это свидетельствует о некотором дисбалансе в животноводстве региона, что во многом определяется  сформировавшимся уровнем рентабельности в отрасли: средняя рентабельность животноводства – 15%, птицеводства – 20%, свиноводства – 9% [4], для сравнения рентабельность растениеводства составляет в среднем 24% [8].

Критериями, характеризующими не совсем благополучное положение дел в животноводстве Пензенской области, являются снижение валового надоя молока на 17,1%  (с 411,1 тыс. тонн в 2012 году до 341,03 в 2018 году) [3,4] и уменьшение объема производства яиц на 32% (с 369 млн. шт. в  2012 году, до 251,3 млн. штук в 2018 году) [3,4].

Оценка уровня развития агробизнеса Пензенской области включает в себя исследование сельхозпроизводства региона по  формам собственности и видам сельскохозяйственных организаций и предприятий АПК. Показатели объемов производства сельхозпродукции по категориям сельхозпроизводителей  представлены в таблице 3. Анализ данных показателей свидетельствует, что в регионе существенный вклад в производство сельскохозяйственной продукции вносят  крупные организации и предприятия АПК, обладающие  инвестиционными возможностями для создания собственного высокотехнологичного  комплекса для надлежащего хранения и транспортировки выращенной сельхозпродукции, а так же ее переработки. Помимо этого, крупным предприятиям АПК легче договориться с  ритейлерами о каналах сбыта продукции через торговые сети, которые практически, на сегодняшний день, не открывают свои двери для фермерской продукции.

Безымянный

Экономическое развитие АПК региона неразрывно связано с решением кадрового вопроса на сельских территориях. По данным Росстата Пензенской области [3] в настоящее время в регионе проживает 1317535 человек, при этом 30,7% — составляют сельские жители (412 тыс. чел.); численность трудовых ресурсов региона оценивается в 738 тыс.чел., из них порядка 70 тыс.чел. заняты в сфере сельского хозяйства [3,9]. В целом демографическая ситуация в Пензенской области не является критической: средний возраст составляет 42 года, лица трудоспособного возраста – 55% от общей численности населения, лица достигшие пенсионного возраста – 28,5% [3,9], однако демография сельских территорий региона на сегодняшний сложилась такова, что в некоторых районах каждый второй житель – это лицо пенсионного или предпенсионного возраста [5]. Тревожные демографические процессы, связанные с  естественной убылью сельского население на 14-20% в течение ряда последних лет (в Вадинском, Пачелмском, Белинском, Земетчинском, Камешкирском, Никольском, Наровчатском, Неверкинском, Сердобском и Тамалинском районах) [9], свидетельствуют о серьезных социально-экономических проблемах в Пензенской области. В таких условиях возникает вопрос: кто должен развивать сельское хозяйство и решать проблемы АПК региона?

На уровне Правительства Пензенской области совместно с региональным отделением Министерства труда, соцзащиты и демографии, а так же Министерством сельского хозяйства разработана программа «Содействие занятости населения в Пензенской области» [4,5], в которой определены цели и задачи преодоления негативных тенденций в демографической ситуации на селе. Однако говорить о привлечении молодежи, высококвалифицированной рабочей силы и дополнительных трудовых ресурсов из соседних регионов, без выполнения колоссальной по своим масштабам предварительной работы, нацеленной на развитие инфраструктуры сельских территорий и улучшения социального обслуживания жителей сельской местности – является пустым занятием.

Социально-экономический эффект и реальный экономический рост в АПК региона будет достигнут только после решения инфраструктурных и институциональных проблем отрасли, повышения престижа агробизнеса и «труда на земле». Одним из основных показателей, характеризующим экономическую выгоду от работы в сельхозпроизводстве, является уровень средней заработной платы. Динамика данного показателя по экономике региона в целом, так и в сельском хозяйстве Пензенской области отражена на рисунке 2.

Безымянный

Анализируя изменение средней заработной платы (рисунок 2) можно сделать следующий вывод: в целом динамика положительная, однако средний темп ежегодного роста (+5,5%) является явно недостаточным, лишь покрывает уровень инфляции. При этом необходимо подчеркнуть, что по уровню средней заработной платы в 2018 году  Пензенская область находится на 65 месте среди других регионов России,  региональная средняя заработная плата составляет всего лишь 61% от средней зарплаты по стране (средняя заработная плата в 2018 году в России по официальным данным Росстата составила 43381 руб.) [10]. В отрасли сельского хозяйства Пензенского региона в 2018 году отрыв от среднероссийского уровня средней зарплаты практически отсутствует, так как по данным Росстата агробизнес со своим среднем уровнем заработной оплаты в  размере 22 882 руб. находится в списке низкооплачиваемых отраслей.

Таким образом, низкий уровень оплаты труда в растениеводстве и животноводстве, является не только проблемой Пензенской области (региона), но  и больным вопросом для всего российского АПК. Совершенно ясно, что рассуждать на самом высоком государственном уровне о необходимости наращивать объемы производства в сельском хозяйстве; о потребности реализовывать госпрограмму импортозамещения в пищевой промышленности и ориентировать отечественных сельхозпроизводителей и переработчиков сельхозпродукции на экспорт российской продукции; о необходимости работать в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны и т.д.  – все это по своей сути, без повышения личной заинтересованности работников сельхозорганизаций и предприятий АПК, выглядит простой формой агитации.

Процесс оптимизации числа больниц и поликлиник, закрытие малокомплектных школ и детских садиков, отсутствие или нахождение в плачевном состоянии автомобильных дорог – все это по своей совокупности свидетельствует, что темпы развития сельских территорий существенно отстают от изменений в инфраструктуре областного центра.

К сложной социально-экономической обстановке в АПК региона добавляются специфические условия работы отечественных сельхозпроизводителей, характеризующиеся очень низким (по сравнению с западными странами) уровнем технической оснащенности труда. По данным Росстата, количество сельскохозяйственных тракторов и уборочной техники в России сократилось в 6-7раз за последние двадцать лет, на 1000 га пашни приходится в среднем 2 трактора и 1,5 комбайна (для сравнения  в Канаде  16 тракторов и 7 комбайнов, а в Германии – 65 тракторов и 11 комбайнов) [1]. При этом доля используемых в АПК тракторов с вышедшим сроком эксплуатации составляет порядка 60%, зерноуборочных комбайнов – 45%, кормоуборочной техники – 43%, а общий дефицит сельскохозяйственной техники по аграрным организациям и предприятиям  оценивается в 40% [1].

По данным, опубликованным 16 апреля 2018 года на официальном сайте Правительства Пензенской области [4], у сельхозпроизводителей региона в наличии имеются: 5304 тракторов, 2069 грузовых автомобилей, 2702 культиватора, 274 комбинированных агрегатов, 2240 сеялок, 191 посевных комплексов, 850 дисковых борон, 399 разбрасывателей минеральных удобрений. Отметим, что это сельхозтехника всего АПК региона, работающая на 1391,2 тыс. га посевных площадей [4].

Работу аграриев в таких условиях конечно нельзя назвать легкой. Низкий уровень энергообеспеченности сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (средний показатель в 2017 году составлял 149,4 л.с. на 100 га посевных площадей, для сравнения в 1990 году – 360 л.с. на 100 га [1]) не позволяет повысить производительность труда в АПК  и приводит к потере  части урожая на этапе его уборки. По оценкам экспертов, ежегодные потери урожая из-за нехватки исправной сельскохозяйственной техники, составляют 15-20% [1].

Еще одним фактором, сдерживающим экономический рост в сельском хозяйстве, является недостаток высококачественного посевного материала. В 2016 году Президент РФ Путин В.В., среди мер развития российского АПК, особо выделил решение задачи преодоления импортозависимости в семенном фонде аграриев [8]. На сегодняшний день сложилась ситуация, когда доля используемых импортных семян  в общем объеме посевов составляет от 20% до 80% в зависимости от сельхозпродукции [8]

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, только при выращивании зерновых культур наблюдается почти 100% обеспеченность российскими семенами, доля сортов иностранной селекции в этом секторе не превышает 1-1,5%,  в критическом положение находится производство сахарной свеклы (доля импортных семян составляет 93%), немного лучше ситуация с соей, подсолнечником и кукурузой  (доля импорта – 74%,71,5% и 77%, соответственно) [1, 8].

Пензенские аграрии отчитались перед Губернатором области Белозерцевым А.И., что при подготовке к весеннему севу 2019 года, обеспеченность семенным материалом зерновых культур составляет 115% [4], по остальным показателям, к сожалению, успехов нет.

В рамках реализации государственной программы «Развитие АПК Пензенской области на 2014-2020 годы» [7] были разработаны и частично реализованы мероприятия, нацеленные на преодоление застоя в отрасли животноводства и наращивание объемов производства мяса и мясной продукции в регионе; на обновление технической базы предприятий АПК; на внедрение в отрасль новых технологий по производству, хранению и переработке сельхозпродукции. Государственное финансирование, бюджетные ассигнования на реализацию данной программы заложены в размере 36,377 млрд руб. Объем финансирования по подпрограммам представлен в таблице 4.

Безымянный

В качестве основных результатов реализации программы развития АПК региона указано, что средний индекс прироста производства сельхозпродукции должен составить порядка 20%, индекс производства продуктов питания в системе переработки сельхозпродукции  –  135%, индекс роста объема инвестиций в АПК – 140%, средний  уровень рентабельности в отрасли должен быть не менее 15% [7].  Достижение запланированных показателей позволит не только обеспечить жителей Пензенской области основными продуктами питания высокого качества по доступным ценам, но и увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на продовольственные рынки соседних регионов, крупных российский мегаполисов, а так же позволит выйти пензенским производителям на внешний зарубежные рынки.

Будут ли реализованы столь амбициозные планы Правительства Пензенской области и региональных аграриев – покажет время.     

Список использованной литературы

  1. Из-за нехватки исправной техники теряем 15-20% урожая. Кашин В.// Крестьянские ведомости – газета агробизнеса от 21 июнь 2018 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kvedomosti.ru/news/kommentarij-v-kashin-iz-za-nexvatki-ispravnoj-texniki-teryaem-15-20-urozhaya.html
  2. Как изменилась урожайность в Пензенской области за 10 лет // Информационное агентство ПЕНЗА-ПРЕСС (25 января 2019). [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/122843/kak-izmenilas-urozhajnost-v-penzenskoj-oblasti-za-10-let.-infografika
  3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/grp/
  4. Официальный сайт Правительства Пензенской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnzreg.ru/
  5. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archivetrud.pnzreg.ru/demogr
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598. «Об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/3313/
  7. Постановление Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (ред. от 08.11.2018) «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 — 2022 годы».[Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://mbpenza.ru/uploads/documents/691pp.pdf
  8. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года / Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 140 с.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2017/05/03/1171421726/Prognoz_APK_2030.pdf 
  9. Проект стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pnzreg.ru/project-office/projects/strategiya-razvitiya-penzenskoy-oblasti-do-2035-goda-1/57883/
  10. Средняя зарплата по региону Пензенская область в 2005-2016 гг. [Текст] // Audit-it.ru – Справочная. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/inform/zarplata/index_old.php?id_region=165
  11. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30563
  12. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) . [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/o-razvitii-selskogo-hozyajstva-264-fz/