Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

УДК 338.27

Bezymyannyj-12

Звягинцева Ирина Игоревна

Аспирант Инженерно-экономического института (ИНЖЭКИН) Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Зуева Татьяна Игоревна

Доцент, кандидат экономических наук

Кафедра «Экономика инноваций и управление проектами» Инженерно-экономического института (ИНЖЭКИН) Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Zvyagintseva Irina I.

Graduate Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Zueva Tatiana I.
Department «Economy of innovations and management of projects»
Engineering and economic institute of the Moscow aviation institute
(national research university), Moscow

Финансовое моделирование как инструмент риск – менеджмента предприятия при реализации проектов авиационной техники в современных условиях

Financial modeling as a tool for risk management in aviation equipment projects in modern conditions

Аннотация. Создание высокотехнологичной продукции в условиях быстроменяющейся среды требует качественного и эффективного управления проектной деятельностью авиапредприятий, разработки подхода системного управления рисками, наращивания инновационного потенциала. Только в условиях риск-ориентированного управления при создании новых образцов авиационной техники, возможно решение проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий.

Summary. The creation of high-tech products in the rapidly changing environment requires a qualitative and effective project management of aircraft enterprises development approach, systematic risk management, enhance innovation capacity. Possible solution of the problems of enterprise economic security ensuring may be found only in terms of the risk-oriented management while creating of new models of aircraft.

Ключевые слова: авиационная техника, бюджетирование, жизненный цикл, финансирование, риск, затраты.

Keywords: aviation technique, budgeting, life cycle, finance, risk, expenses.

Современные экономические и геополитические условия обуславливают необходимость развития наиболее приоритетных направлений экономики России. В первую очередь, к ним относится авиационная промышленность, являющаяся одной из ключевых высокотехнологичных отраслей промышленности, обеспечивающей обороноспособность и достижение геополитических интересов государства. Развитие авиапрома обеспечивает мультипликативный эффект для развития промышленности в целом, поскольку при производстве воздушного судна используется продукция металлургической, радиоэлектронной, легкой и химической промышленности, других отраслей. Таким образом, существует насущная потребность в расширении собственного производства АТ с целью стимулирования развития экономики в целом.  Существование потребности подтверждают результаты исследования, проведенного автором в трех направлениях:

  1. Исследование спроса на услуги авиакомпаний и оценка показателей:

— объем перевезенных пассажиров;

— пассажирооборот.

  1. Исследование структуры и возраста российского парка воздушных судов.
  2. Анализ и оценка текущей деятельности отечественных авиационных предприятий.

На рисунке 1 показана динамика объемов пассажирских авиаперевозок за период с 2011 по 2016 год, построенная на основе данных Росавиации [1].

Screenshot_1

Рис.1. Динамика объемов перевезенных пассажиров

Из диаграммы следует, что с 2011 года образовался тренд роста авиационных перевозок в России. Так, перевозки пассажиров в 2011 году составили около 64 млн. чел., что на 12,6% больше 2010 года. В период с 2012 по 2014 год объемы перевозок пассажиров увеличивались как в направлении внутренних, так и внешних авиасообщений. Однако, по данным Росавиации, российскими авиакомпаниями за 2016 год было перевезено 88,56 млн.чел., что на 3,8% меньше, показателя 2015 года. При этом количество пассажиров, перевезенных на международных воздушных линиях (МВЛ), снизилось на 18,6%. Основным фактором, повлиявшим на результат, является обесценивание российской валюты по сравнению с европейской и американской.

На динамику объема перевезенных пассажиров оказали влияние следующие факторы:

  1. Девальвация рубля и связанный с ней рост затрат авиакомпаний на лизинг, техническое обслуживание, топливо; оплачиваемые в иностранной валюте в зарубежных аэропортах.
  2. Банкротство туристических операторов, которое привело к появлению у авиакомпаний дебиторской задолженности.
  3. Снижение спроса на туристические поездки за рубеж из-за снижения стоимости рубля и доходов населения.
  4. Перераспределение туристических направлений внутрь страны привело к совокупному снижению доходов авиаперевозчиков, поскольку уровень рентабельности на внутренних воздушных линиях ниже.
  5. Политический кризис на Украине.
  6. Негативные потребительские ожидания, сокращение потребительского спроса из-за нестабильной экономической обстановки в стране и мире.

Для оценки пассажирооборота были рассмотрены статистические данные, представленные Росавиацией. Выявлен дисбаланс в эксплуатации самолетов отечественного и зарубежного производства. Так, большая часть пассажирооборота обеспечивается за счет ВС зарубежного производства. Среди самолетов иностранного производства, наибольшие значения по пассажирообороту за 2015 год обеспечили ВС типа А320 (18%), В-737-800 (14%), В-777 (13%). Наилучшие показатели по пассажирообороту среди российских типов ВС пришлись на SSJ100 (25%), Ту-204 (24%) и Як-42 (16%). Таким образом, определена тенденция снижения пассажирооборота, обеспечивающегося за счет российских машин. Прежде всего, это связано с устаревшими типами отечественных ВС, формирующих парк. Так, в парке российских авиакомпаний по состоянию на первую половину 2016 года насчитывалось около 1167 самолетов. При этом основная доля парка приходится на технику зарубежного производства, а именно 62%. Самолеты российского и советского изготовления в основном объеме представляют собой устаревшие модели техники, которые уже не производятся. Новейшие гражданские самолеты RRJ-95LR-100 и RRJ-95B производства ПАО «Компания «Сухой» среди отечественных самолетов составляют 13%. На основании данных перечня эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок по состоянию на первую половину 2016 года, автором   сформирована структура самолетов коммерческих авиакомпаний России в зависимости от производителей ВС (рис. 2) [2].

Screenshot_2

Рис.2. Российский парк самолетов, обеспечивающий коммерческие перевозки

Данные рисунка 2 позволяют наглядно представить структуру парка российских авиаперевозчиков. Формирование парка происходит за счет техники зарубежного производства, так доля импортной техники составляет 62%. Такая тенденция несет в себе риски не только для авиаперевозчиков, но и для государства. На начало 2016 года в сегменте дальнемагистральных и среднемагистральных самолетов воздушные суда западного производства составляли более 90%. За счет снижения выпуска гражданских самолетов собственного производства, на протяжении последних лет парк формируется в основном за счет импорта. Особенно интенсивные поставки происходили в последние годы, когда началось массовое списание самолетов советского производства. Структура парка по состоянию на 2016 год представлена на рисунке 3 [3].

Парк гражданских самолетов России

Screenshot_3

Рис.3. Структура парка пассажирских самолетов гражданской авиации России

Формирование парка в основном за счет иностранных ВС способно повысить уязвимость авиаперевозчиков от зарубежных производителей авиационной техники. Актуальным примером этого может послужить аннулирование договора лизинга на самолеты Boeing 737-800 для российской авиакомпании «Добролет», осуществлявшей в 2014 году рейсы в Симферополь. Однако с учетом возраста имеющихся машин отечественного производства и ограниченности современного предложения от российских производителей авиатехники, решение авиаперевозчиков при закупке ВС объяснимо.

В самолетостроении в 2016 году отечественными авиапроизводителями было поставлено 30 ВС, в 2015 году 29 единиц техники, включая 5 на экспорт. Гражданская техника в 2015 году составила 18% от общего объема поставок ОАК, что говорит о том, что компания по-прежнему производит в основном военную технику. Для сравнения показателей, на рисунке 4 представлены данные по объемам поставок гражданских самолетов зарубежными и отечественными поставщиками [4].

Screenshot_4

Рис.4. Динамика объемов поставок самолетов зарубежных производителей [5]

Результаты сравнения производственной деятельности отечественных и зарубежных самолетостроительных производителей свидетельствуют о значительном отставании России от европейских и американских производителей. Таким образом, результаты проведенного исследования структуры и возраста российского парка воздушных судов свидетельствует о необходимости обновления российского парка ВС, прежде всего, за счет техники российской промышленности.

Проводя исследование российского парка воздушных судов, важно отметить роль вертолетного транспорта для страны. Наличие и использование надежной вертолетной техники позволяет решать насущные вопросы внутри государства: обеспечивать транспортное сообщение между отдаленными населенными пунктами, грузовое сообщение, решать государственные и коммерческие задачи, в том числе, социального характера. Немало важным является и обеспечение производства вертолетов в военном сегменте, позволяющее улучшить обороноспособность. Таким образом, производство собственных винтокрылых машин является необходимым элементом для развития экономики, повышения мобильности населения России. Для выявления тенденций в отечественной вертолетной индустрии, осуществлена оценка производства вертолетной техники в России, а также величин поставок зарубежной техники. Более 58% из произведенных в 2015 году вертолетов приходится на технику военного назначения и около 41 % на гражданский сегмент. Совокупный мировой объем поставок гражданских вертолетов со взлетной массой более 1,3 т в 2015 году составил 627 машин. Такую оценку вертолетостроительной промышленности дают специалисты журнала «Взлет». При этом, результат был достигнут в следующем соотношении: Airbus Helicopters – 45%, Bell – 19,5%, Agusta Westland – 18.5%, Sikorsky – 9%, «Вертолеты России» — 5%, остальные поставщики с учетом компании Boeing – 3%.  По данным аналитиков компании Airbus Helicopters, в военном сегменте в 2015 году объем поставок составил 886 машин. Из годового отчета холдинга «Вертолеты России» за 2015 год можно утверждать о том, что российскими вертолетостроительными предприятиями было поставлено заказчикам из 17 стран мира 212 новых вертолетов (в 2014 году – 271 вертолет), таким образом, объемы поставок снизились на 21,8%.

В современных экономических и геополитических условиях, ориентация и сосредоточение потенциала на производстве военной техники, с учетом имеющегося спроса на гражданские вертолеты, несет финансовые риски для российского производителя. Сегодня специалисты вертолетной отрасли при прогнозировании сегмента военных вертолетов оценивает его менее оптимистично, чем раньше. Общий объем рынка на ближайшие 10 лет оценивается в 214,4 млрд. долл. США. На основе годового отчета холдинга «Вертолеты России» [6] построен рисунок 5, отображающий прогнозные показатели развития вертолетной отрасли до 2025 года.

Screenshot_5

Рис. 5. Прогноз емкости рынка вертолетов

Исходя из прогнозных значений, ожидается повышение спроса на вертолеты гражданского назначения. Таким образом, подводя итоги исследования состояния и планов АО «Вертолеты России», а также с учетом государственных задач в области развития вертолетостроения, можно сделать следующие выводы:

1) Выявлено снижение поставок вертолетной техники, которое связано с общемировой тенденцией перенасыщения рынка и, как следствие, падением спроса на продукцию.

2) Необходимо обновление парка вертолетов, однако дороговизна техники и современное падение на спрос, не позволяют авиакомпаниям этого сделать.

3) Производство вертолетов в России нацелено на технику военного назначения, что в условиях современно рынка является потребительски не обоснованным и рискованным для внутреннего рынка.

4) Российский парк вертолетов все больше комплектуется за счет зарубежных машин, что может иметь негативные последствия из-за возникающей зависимости от иностранных поставщиков и диктуемых ими условий. Из-за политических разногласий, ввода санкционных ограничений, по причине девальвации рубля, динамика объемов поставок иностранной техники российским авиакомпаниям постоянно изменяется, затрудняется техническое обслуживание. 

4) Российскими производителями не уделяется должного внимания реализации перспективных проектов в области гражданского вертолетостроения, направленного на развитие сегмента легких вертолетов, на которые есть спрос, основные приоритеты сосредоточены на создании вертолетов тяжелого класса, а также военной техники.

Таким образом, анализ рынка, а также исследование структуры парка российских авиакомпаний подтверждают необходимость создания инновационной, конкурентоспособной, безопасной авиационной техники (АТ) отечественного производства. Необходимость решения задач эффективного, стабильного, инновационного развития авиационной промышленности и закрепления позиций на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники, обозначена также в Государственной программе Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [7].

Однако, реализация проектов АТ на предприятиях авиационной промышленности России сопряжена с комплексом проблем:

  • ограниченность финансовых ресурсов в условиях сложной макроэкономической ситуации;
  • недостаточное научно-техническое и технологическое обеспечение;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • недостаток опыта в управлении проектами в гражданском сегменте, в следствие более чем двадцатилетнего застоя в гражданской авиационной промышленности;
  • отсутствие стабильного опыта работы в условиях международной кооперации и глобальной конкуренции;
  • отсутствие компетенций по управлению цепочкой поставок и развитию поставщиков, выстраиванию новых кооперационных связей на долгосрочной и партнерской основе.

Как результат, предприятия характеризуются низкой эффективностью финансово-хозяйственной деятельности, неустойчивостью, недостаточной управляемостью, что в условиях возрастающей потребности в собственной технике, недопустимо. На основании данных «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о прибылях и убытках» объединенной авиастроительной корпорации ПАО «ОАК», автором произведен анализ ее финансовой устойчивости и автономности, а также оценен уровень рентабельности продаж. В таблице 1 представлена динамика значений рассчитанного показателя рентабельности продаж для ПАО «ОАК». Данный показатель характеризует эффективность основной деятельности предприятия.

Таблица 1. Оценка эффективности основной деятельности авиационной промышленности

Screenshot_6

Отрицательные данные показателя рентабельности продаж ПАО «ОАК», как корпорации, объединяющей крупнейшие авиастроительные предприятия России, подтверждают низкую эффективность деятельности авиационных предприятий в совокупности, недостаточность потенциала для реализации крупных инновационных проектов в гражданской сфере. Результаты расчета показателей, характеризующих финансовую устойчивость Корпорации ПАО «ОАК» за 2015 год, следующие:

— коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами = 0,71, что говорит о финансовой устойчивости по данному показателю, поскольку для нормального финансово-экономического состояния предприятия величина показателя должна быть больше или равна 0,1;

— коэффициент маневренности = 0,1, отклонение от рационального значения составляет 0,4, что свидетельствует о финансовой зависимости и высоком риске неплатежеспособности;

— коэффициент инвестирования = 1,11. По коэффициенту инвестирования Корпорация является финансово устойчивой, поскольку значение показателя удовлетворяет ограничению . Внеоборотные активы покрыты собственными источниками финансирования.

Таким образом, с учетом имеющихся возможностей предприятий, при имеющемся спросе на авиационную технику собственного производства, заинтересованности и поддержке со стороны государства, необходимо в кратчайшие сроки адаптировать деятельность авиационных предприятий путем совершенствования системы управления.

Состояние отрасли напрямую связано с результатами финансово-хозяйственной деятельности авиационных предприятий, которая, в свою очередь, тесно связана с реализацией сложных инновационных проектов по разработке и налаживанию производства новой авиационной техники, поэтому, чем эффективнее производится управление проектами, тем выше результаты и вероятность достижения целей предприятий и отрасли. Поскольку ресурсы отечественных предприятий и финансовая поддержка со стороны государства ограничены, а сроки реализации проектов по созданию авиационной техники строго регламентированы, то ключевыми задачами по управлению проектами сегодня являются управление стоимостью, качеством и сроками реализации проекта в условиях изменчивой среды, влияния внешних и внутренних факторов. На рисунке 6 авторами выделены и систематизированы общие факторы, оказывающие первостепенное влияние на проектную деятельность авиационных предприятий в современных экономических условиях.Screenshot_7

Рис.6. Ключевые факторы, влияющие на проектную деятельность авиационных предприятий

Учет и контроль воздействия данных факторов на проектную деятельность, а также соблюдение условий, таких как: развитие потенциала, выполнение сроков реализации проекта, выполнение запланированных бюджетов, — способны снизить влияние негативных рисков, возникающих при реализации инвестиционных проектов в современных условиях.  Для повышения эффективности управления проектной деятельностью авиационных предприятий, необходимо модернизировать существующие подходы в области принятия управленческих решений. В первую очередь, актуально рассмотрение экономических инструментов в области финансового управления. Это связано с проблемой невыполнения запланированных показателей по затратам и срокам на реализацию проекта, что в конечном итоге оказывает влияние не только на результаты деятельности конкретного предприятия, но и на рынок в целом. Ведь существенное удорожание продукции на выходе по сравнению с заявленной, или увеличение сроков, отрицательно влияют на ориентированность потребителя. Инструментом, способным установить взаимосвязь между финансовым планированием и управлением рисками является риск-ориентированное бюджетирование. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия. Выполнение плана означает выполнение очередного этапа, соответственно бюджетирование как оперативная система управления органично встраивается в систему стратегического планирования и помогает осуществлять систематичную деятельность по реализации долгосрочной проектной стратегии предприятия. Эффективная система управления предприятия сегодня подразумевает интегрированную систему финансового управления, включающую в себя как процессы финансового управления, так и риск-менеджмента. Гибкая, целостная, риск-ориентированная система финансового планирования на авиапредприятии позволит учитывать влияние быстроменяющихся факторов на проектную деятельность предприятия, а также обеспечить мощное аналитическое обоснование при принятии управленческих решений. Основные особенности традиционного и предлагаемого подходов к внутрифирменному финансовому управлению представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнение подходов к организации управления финансовой деятельностью авиапредприятия

Screenshot_8

Исследование научных трудов российских и зарубежных авторов показало отсутствие методологии, которая позволяла бы установить эффективные взаимосвязи между процессами бюджетирования и управления рисками. Понятия бюджетирования и риск-менеджмента рассматриваются обособленно. Нет единого подхода, позволяющего установить связь между процессами бюджетирования и управления рисками для авиапредприятий с учетом специфики их деятельности на различных этапах ЖЦ реализуемого проекта. Для снижения финансовых рисков авиационных предприятий при реализации проектов предлагается перейти от традиционного финансового управления, к риск-ориентированному бюджетированию. При его использовании становится возможным осуществление одновременного контроля финансовых и временных показателей проектной деятельности предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды. Тем самым появляется возможность формирования процесса риск-менеджмента на уровне бюджетирования, способствующего минимизации осуществления негативных   рисковых событий.

Реализация риск-ориентированного бюджетирования на предприятии тесно связано с процессами финансового моделирования. Финансовое моделирование позволяет учитывать особенности стратегии предприятия, управления авиационными программами, инвестиционными проектами, и осуществляется в целях изучения реакции объекта моделирования на изменение входных параметров и принятия управленческих решений в отношении объекта моделирования. Процесс финансового моделирования в организации осуществляется при помощи разработки и внедрения финансовой модели. Под финансовой моделью (ФМ) понимается инструмент финансового управления, который используется для отображения процессов, связанных с проектной деятельности предприятия и ее влиянием на запланированные результаты, с целью изучения, анализа, прогнозирования и управления. Математическая модель может быть реализована при помощи программного продукта Microsoft Excel. Содержит набор данных, связанных между собой математическими и экономическими зависимостями, отражающих показатели проекта и их влияние на деятельность предприятия. Основная задача построения финансовой модели — это минимизация финансовых рисков предприятия за счет своевременного определения реальных возможностей предприятия, формирования, расчета, оценки и выбора оптимальных вариантов сценариев осуществления проекта на долгосрочную перспективу. Оперативное принятие решений на основании данных модели позволяет сократить риск увеличения срока выполнения по этапам работ и тем самым снизить риск удорожания проекта. Возможности, которые получает управленческое звено организации при применении финансового моделирования, представлены на рисунке 7.

Screenshot_9

Рис. 7. Предлагаемые этапы проведения риск-ориентированного бюджетирования

Длительный период реализации проектов создания авиатехники, нестабильность рынка, изменчивость среды, обуславливают необходимость учета и мониторинга возникающих новых факторов. Имеет место и тот факт, что работа над проектами по созданию авиационной техники представляет собой интеграционную деятельность различных предприятий и компаний, при которой достижение поставленных целей проекта невозможно без консолидации усилий, использования единых подходов в области управления, а также применения единой системы показателей, позволяющей производить оценку параметров проекта на предмет их отклонения от запланированных значений. Вместе с этим, современная кооперация предприятий при реализации авиационных проектов требует от участников нацеленности на единый результат, а именно – создание авиатехники с заданными технико-экономическими характеристиками, качеством, в установленные сроки и объемы ресурсов. Задержка в сроках, либо нарушение полученных характеристик изделия скажется на деятельности следующего звена. Реализация процессов риск-ориентированного бюджетирования для каждого из предприятий-участников жизненного цикла (ЖЦ) проекта позволит повысить управляемость, снизить риски проекта и стать одним из элементов в решении задачи по созданию единого организационно-экономического механизма управления рисками предприятий-участников ЖЦ авиационной техники. Это обусловлено необходимостью выполнения закладываемых единых ключевых показателей: выручка, затраты, время, путем выбора наиболее рационального решения, предлагаемого моделью с учетом влияния различных факторов для предприятий-участников ЖЦ проекта.  Поскольку ФМ дает возможность построения различных сценариев при изменении входных параметров, то предлагается использовать данную возможность для повышения эффективности системы управления рисками предприятия. На уровне проекта посредством финансового моделирования для каждого из предприятий-участников ЖЦ с учетом влияния общих и специфических факторов риска, а также существующих ограничений, учитываются особенности формирования и распределения затрат, благодаря чему производится выбор наиболее эффективных инструментов управления, применимых к конкретному этапу ЖЦ, что позволяет минимизировать финансовые риски проекта. Также повышается качество работы отдела риск-менеджмента, поскольку производится взаимообмен данными между подразделениями бюджетирования и управления рисками в динамичных условиях. Имея информацию по выходным показателям предприятия-разработчика, предприятие-производитель использует их в дополнении к уже сформированным входным данным в рамках процесса бюджетирования на своем предприятии, что позволяет оперативно реагировать на направление своей деятельности с учетом результатов, полученных другим предприятием-участником. Применение такого подхода способно повысить качество управления рисками проектов и финансовыми рисками предприятия в целом.

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне предприятий является приоритетной, особенно, если учесть, что этот уровень безопасности в настоящее время методологически наименее изучен. Управление рисками это неотъемлемая часть обеспечения безопасности предприятия, главной задачей которого является обеспечение предсказуемости прогнозируемых результатов. Использование риск-ориентированного бюджетирования в планировании, способно повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, предотвратить угрозы на экономическую безопасность (ЭБ) предприятия. Главной целью ЭБ является обеспечение устойчивости, стабильности или роста основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия, таких как прибыль, объем собственного капитала и т.д. в текущих условиях, создание высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем. В качестве основного критерия экономической безопасности предприятия некоторые исследователи рассматривают получаемую в результате взаимодействия с субъектами внешней среды чистую прибыль. ЭБ предприятия складывается из организационной, ресурсной, технико–технологической, правовой, информационной, финансовой и социальной безопасностей. Финансовая безопасность является одной из самых важных составляющих экономической безопасности. Содержание финансовой безопасности предприятия заключается в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и осуществлять финансовую стратегию в соответствии с целями общей стратегии в условиях неопределенной и конкурентной среды. Главное условие финансовой безопасности предприятия – способность противостоять существующим опасностям и угрозам, которые способны нанести финансовые убытки предприятию. Применение финансового моделирования позволяет выходить на денежные потоки предприятия, получаемые в ходе деятельности авиационных предприятий при реализации тех или иных проектов, что позволяет производить оценку способности противостоять рисковым факторам. Зная значения показателей предельного уровня затрат, как прямых, так и косвенных, а также объемы планируемых доходов, применение финансового моделирования в системе риск-менеджмента предприятия позволяет осуществлять проверку проектов на их реализуемость с учетом рассчитанных значений, производить анализ сценариев развития проекта, оценку финансовой устойчивости проекта, производить оценку показателей эффективности проекта с учетом рисков.

Наиболее сложными для управления рисками являются этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), поскольку инновационная деятельность характеризуется повышенной неопределенностью и большими объемами финансовых ресурсов, необходимых для реализации авиационного проекта. Применение финансового моделирования на ранних этапах жизненного цикла проекта позволяет принимать более качественные управленческие решения, поскольку происходит своевременное выявление необоснованных затрат, достижение установленных значений показателей экономической эффективности. Использование риск-ориентированного бюджетирования для предприятий-разработчиков позволит, с учетом современных экономических требований, решать следующие задачи:

1)      производить расчеты финансово-экономических показателей объекта моделирования на необходимый период планирования;

2)      изучать и контролировать процессы влияния изменения факторов внешней и внутренней среды на изменение величины запланированных показателей объекта моделирования

3) проводить оценку возможностей реализации проектов на предприятии под воздействием быстроменяющихся факторов с учетом особенностей авиастроительной отрасли: длительного цикла разработки нового ВС, высокого уровня научной и производственной кооперации, длительного периода окупаемости затрат, высоких финансовых рисков, политическим курсом в стране и за рубежом. Последовательность работы и принятия решения по результатам финансового моделирования представлена в таблице 3.

Таблица 3. Этапы процесса финансового моделирования для предприятия-разработчика (проект на этапе НИОКР)

Screenshot_10

На рисунке 8 в общем виде схематично показан алгоритм применения финансовой модели на этапе НИОКР.

Screenshot_11

Рис. 8. Алгоритм применения финансовой модели на этапах НИОКР

Таким образом, применение риск-ориентированного бюджетирования путем финансового моделирования позволяет обеспечить непрерывную аналитическую работу, позволяя оперативно корректировать и пересчитывать возможные варианты развития проектов, сценариев развития предприятия. Формируя в результате не только сводную отчетность по проекту, но и показатели для системы риск-менеджмента: денежные потоки, предельные затраты, сроки реализации проекта, финансовая модель позволяет перейти на качественно новый уровень принятия решений относительно прогнозируемых, планируемых и фактических результатов проекта, сделать процессы управления инновационными проектами на авиационных предприятиях более обоснованными, повысить эффективность управления проектами создания гражданской авиационной техники на предприятиях отрасли.

Библиографический список использованной литературы

  1. Основные показатели работы гражданской авиации России [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki, свободный.
  2. Перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.favt.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-komercheskie-perevozki/, свободный.
  3. Фомин А. В преддверии подъема 9. Российское гражданское самолетостроение в 2014 году. // Взлет. Национальный аэрокосмический журнал. – 2015. — №121-122, с. 16-28.
  4. Фомин А. Еще один маленький шаг вперед. Российское гражданское самолетостроение в 2016 году. // Взлет. Национальный аэрокосмический журнал. – 2017. — № 145-146, с. 12-27.
  5. Фомин А. Акцент на гособоронзаказ – 4. Российское военное самолетостроение в 2015 году.// Взлет. Национальный аэрокосмический журнал. – 2016. — №135, с. 22-31.
  6. Мечты о полете. Годовой отчет АО «Вертолеты России» за 2015 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.russianhelicopters.aero/upload/iblock/a59/Helicopter_Rus.pdf, свободный.
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm, свободный.