http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2017

УДК 338.27

Bezymyannyj-12

Просвирина Наталья Викторовна

Аспирант Инженерно-экономического института (ИНЖЭКИН)

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Директор Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Prosvirina Natalia V.

Graduate Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Director Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Перспективы развития рынка российского авиадвигателестроения

Prospects of development of Russian market of aircraft engines

Аннотация. Актуальность данного исследования определяется тем, что выявление и обоснование современных направлений и перспектив развития мирового и российского рынка авиационной продукции имеет определяющее значение на современном этапе развития экономики. В данной статье рассмотрены направления развития современного авиадвигателестроения в России, проанализированы основополагающие документы Правительства РФ и Министерств, государственная поддержка данной отрасли, а также перспективы ее развития.

Summary. The relevance of this study determined that the identification and substantiation of modern directions and prospects of development of world and Russian market of aviation products is crucial at the present stage of economic development. This article describes the directions of development of modern Aero engines in Russia, analysed the basic documents of the Russian Government and Ministries, state support of the industry and prospects of its development.

Ключевые слова: авиационная отрасль, авиадвигателестроение, конкурентоспособность, прогнозирование, межотраслевое взаимодействие, риски отрасли авиационного двигателестроения, газотурбинная отрасль.

Keywords: aviation industry, aircraft engine industry, competitiveness, forecasting, cross-sectoral interaction, risks of the industry aircraft engine manufacturing, gas turbine industry.

В настоящее время основной целью развития российского авиастроения является достижение уровня экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отрасли, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда, а также способной обеспечить всю научно-производственную цепочку для нужд государственной авиации. Ключевые вызовы для российского авиапрома представлены на рис. 1

Screenshot_1

Рис. 1. Ключевые вызовы для российского авиапрома

Россия ― одна из немногих стран, которая присутствует во всех производственных переделах военного и гражданского сегментов авиационной промышленности, что позволяет при необходимости самостоятельно разработать и произвести воздушные суда (ВС) различного назначения.Screenshot_2

Рис. 2. Объем производства ВС по странам

В настоящее время по объему выпуска ВС Россия входит в тройку лидеров вместе с США и Францией. С учетом объемов выпуска компонентов Россия занимает только седьмое место на мировом рынке авиационной продукции с объемом производства около 18 млрд долл., что во многом связано с отсутствием поставок для глобальных производителей гражданских ВС. На мировом рынке финальной продукции Россия занимает сильные позиции в сегменте авиационной техники военного
и специального назначения. При этом наблюдается дисбаланс в части развития гражданской продукции. Доля России на мировом рынке гражданской продукции составляет около 1% в самолетостроении и около 3% в вертолетостроении.

Авиационный промышленный комплекс России позволяет производить собственные двигатели, системы и агрегаты, однако
на коммерческом рынке отечественная продукция востребована слабо. [1]

В рамках выполнения программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» утверждена подпрограмма по авиационному двигателестроению. При реализации Подпрограммы должно быть завершено формирование двигателестроительной отрасли России как отрасли мирового уровня с оптимальным модельным рядом продукции, которая должна иметь в мире устойчиво положительную репутацию; должны быть разработаны и запущены в серийное производство двигатели нового поколения, предназначенные для использования на отечественных и иностранных воздушных судах, в наземных и судовых установках.

Ожидаемые результаты выполнения программы по двигателестроению:

  • Увеличение выручки отрасли двигателестроения к 2025 году до 312,2 млрд. руб./год;
  • Увеличение доли в мировом рынке гражданского двигателестроения в 3,5 раза;
  • Увеличение доли в мировом рынке военного двигателестроения в 1,9 раза;
  • Увеличение производительности труда промышленных предприятий отрасли более, чем в 10 раз с 2011 по 2025 гг.;
  • Увеличение к 2025 году рентабельности продаж по чистой прибыли промышленных предприятий отрасли до 1,9 %;
  • Увеличение рентабельности активов промышленных предприятий отрасли более, чем в 3,5 раза. [2]

На выполнение программы по двигателестроению предполагается до 2025 года потратить 124.6 млрд. руб., 51.7% из которых – средства федерального бюджета.

Как видно из финансовых показателей, российскому двигателестроению оказывается весомая поддержка. Для сравнения приведем сумму по контрактам от ВВС США на разработку двигателя с корпорациями Пратт-Уитни и Дженерал Электрик. В июле 2016 год принято решение по контрактам на сумму около 2 млрд долл. США для указанных выше корпораций (Срок завершения работ – 30.09.2021).

На заседании Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Госдумы по эконмической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству было отмечено, что общий объем бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» составляет 672,7 млрд. рублей, из которых 231,4 млрд. уже израсходовано. Законом «О федеральном бюджете» в 2017 году на нее выделено 58,9 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах запланировано выделить 58,4 и 40,5 млрд. рублей соответственно.

Одним из перспективных направлений развития является газотурбостроение. Поддержка и развитие межотраслевого взаимодействия позволят обеспечить обмен знаниями между смежными отраслями и «диффузию» технологий. Основными целями «Государственной программы импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий» являются обеспечение технологического суверенитета в области газотурбинных технологий, преодоление отставания отечественного газотурбостроения от передового мирового уровня, достижение конкурентоспособности отечественных ГТУ и ПГУ на отечественном и мировом рынках, обеспечение в полном объеме российской электроэнергетики отечественным газотурбинным оборудованием.

Ведущими мировыми производителями газовых турбин средней и большой мощности являются компании Siemens, General Electric, Alstom, Mitsubishi. Они приступили к разработке мощных ГТУ нового поколения и ПГУ предельной эффективности на их основе с КПД до 65-66%.

При хорошей организации работ и обеспеченности ресурсами выход на серийное производство отечественных ГТУ с перспективными техническими характеристиками и ПГУ на их основе с КПД не менее 63-65% можно ожидать к 2030 году. Основными планируемыми результатами являются:

  • индекс промышленного производства энергетических ГТУ составит к 2024 г. не менее 120% к уровню 2015 г.;
  • доля отечественных производителей в реализации энергетических ГТУ средней и большой мощности на внутреннем рынке России составит 70% к 2020 г.;
  • уровень локализации производства критических элементов лицензионных ГТУ возрастет до 50% к 2020 г. и 100% к 2023 г.;
  • доля отечественного сервиса (включая материалы и запасные части) в общем объеме технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых в стране импортных и лицензионных ГТУ увеличится до 50% к 2020 г. и 100% к 2023 г. [3]

Рассмотрим «Энергетическую стратегию России на период до 2035 года». Приоритетными технологиями отечественной разработки для крупномасштабного применения в период до 2035 года (для целей реконструкции действующих электростанций и сооружения новых) являются: крупные конденсационные электростанции, крупные ТЭЦ, мини-ТЭЦ, в т. ч. создаваемых путем реконструкции существующих котельных, микрокогенерация у индивидуальных потребителей (мелкий бизнес, домашние хозяйства и т. п.). Емкость внутреннего рынка для мощных ПГУ составляет примерно 15–18 ГВт до 2035 года или 50–60 блоков ПГУ мощностью 300–500 МВт, включая 100–120 мощных газовых турбин на общую сумму 20–27 млрд долл. США. Реализация данного потенциала обеспечила бы ежегодную экономию около 6–8 млрд м3 природного газа на сумму 2–2,5 млрд долл. США в год. Емкость внутреннего рынка вполне достаточна для возврата затрат в разработку мощных газовых турбин.

С развитием когенерации возрастет потребность в газопоршневых и газотурбинных установках малой мощности. Для реализации указанного потенциала развития когенерации потребуется ориентировочно 2 тыс. ГТУ электрической мощностью 6–9 МВт, порядка 15 тыс. газопоршневых установок мощностью 0,3–5 МВт, 25 тыс. микротурбин единичной мощностью 60–1000 кВт или 40 тыс. топливных элементов единичной мощностью 100–200 кВт. В денежном выражении емкость рынка когенерационных установок в стране превышает 50 млрд долл. США. [4]

Проанализируем рынок авиационного двигателестроения на основе исследования АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» — интегрированной структуры, производящей двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты.

Таблица 1. Анализ отрасли авиационного двигателестроения

Screenshot_3

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) представила стратегию развития до 2025 года. Достижение целевых ориентиров Стратегии планируется осуществить в три основных этапа:

1 этап — 2014-2017 гг. — финансовое оздоровление Корпорации, внедрение новых стандартов управления производственной системой и разработки новых продуктов.

2 этап — 2018-2021 гг. — трансформация структуры Корпорации, вывод на рынок перспективных продуктов (ПД-14, ПД ПАК ФА, ПДВ), доведение до заданных технических характеристик двигателей РД-33МК и АИ-222-25.

3 этап — 2022-2025 гг. — завершение процесса трансформации и переход к эффективной и прозрачной организации деятельности ОДК.

Общая потребность в финансировании мероприятий Стратегии составляет 338,9 млрд рублей, порядка 60% которых будут направлены на расширение текущих производственных мощностей и технологическое перевооружение, а порядка 40% — на финансирование НИОКР. В настоящее время ОДК реализует 6 крупных НИОКР: три — в области военной авиации, и по одной — в сегментах двигателей для гражданской авиации, вертолетов и наземных газотурбинных установок.

Одним из приоритетов для ОДК является снижение уровня долговой нагрузки. Мероприятия, запланированные в рамках реализации Стратегии развития корпорации, позволят снизить критический уровень задолженности, обеспечить финансовую устойчивость и выход на прибыльность уже в 2018 году. [5]

Screenshot_4

Рис. 3. Текущее состояние и рыночное позиционирование АО «ОДК»

Рассмотрим несколько крупных контрактов, заключенных АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» с зарубежными партнерами, и участие корпорации в международных выставках:

  • с индийской корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) 17.03.2017 заключен контракт о долгосрочном сотрудничестве. Крупномасштабное сотрудничество ОДК с индийскими партнерами развивается в основном по линии военно-технического сотрудничества. Прежде всего, это – продолжающиеся поставки в рамках заключенных ранее контрактов технических комплектов двигателей АЛ-31ФП (устанавливаются на многоцелевые истребители Су-ЗОМКИ) для их лицензионной сборки в Индии. Однако в настоящее время ОДК рассчитывает и на интерес индийских заказчиков к своей продукции гражданского назначения.
  • Контракт о долгосрочном сотрудничестве ОДК и HAL. Документ определяет ключевые аспекты взаимодействия сторон по послепродажному обслуживанию авиационных двигателей АЛ-31ФП, РД-33 различных серий, РД-ЗЗМК, Р-25-300, Р29Б-300, эксплуатируемых Министерством обороны Индии. В рамках реализации программ сотрудничества с Индией одной из приоритетных задач для ОДК является повышение скорости и качества послепродажного обслуживания, формирование комплексной системы поддержки заказчиков.
  • Презентация ОДК на LIMA-2017 макета турбореактивного двигателя АЛ-31ФП, предназначенного для многофункциональных истребителей типа Су-30, также будут представлены потенциально имеющие большой рынок в Азии разработки: двигатель поколения «4++» АЛ-41Ф-1С для многоцелевого истребителя Су-35, двигатель РД-ЗЗМК для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35, двигатель АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130, двигатель BK-2500 для вертолетов типа Ми-17, а также гражданский двигатель пятого поколения ПД-14. Королевскими ВВС Малайзии в составе истребителей Су-30МКМ и МиГ-29 эксплуатируются двигатели АЛ-31ФП и РД-33. В рамках развития сотрудничества с Малайзией ОДК заинтересована в выстраивании системы комплексной послепродажной технической поддержки поставленных изделий. На LIMA 2017 ОДК помимо переговоров с Королевскими ВВС Малайзии планирует провести встречи с другими региональными эксплуатантами российской авиационной техники – в том числе, с представителями Индонезии, Вьетнама, Бангладеш и других стран.
  • ОДК представит новейшие гражданские авиационные двигатели на международном авиасалоне Iran Air Show, который пройдет с 16-19 ноября 2017 г. на острове Киш. На выставке корпорация продемонстрирует авиадвигатель нового поколения ПД-14, предназначенный для перспективного лайнера МС-21. Этот базовый турбореактивный двухконтурный двигатель создается с применением новейших технологий и материалов, в том числе композитных. Основная особенность этого авиадвигателя – применение унифицированного компактного газогенератора, позволяющего создать целое семейство авиационных двигателей и промышленных ГТУ. Выставочная экспозиция также включает вертолетный двигатель ТВ7-117В. Разработанный для новейшего российского вертолета Ми-38, он является одним из наиболее перспективных турбовальных двигателей в мире. На ТВ7-117В установлена новая цифровая электронная система управления и контроля типа. При этом этот двигатель производится из полностью российских деталей, узлов и комплектующих. В прошлом году ТВ7-117В получил сертификат типа АР МАК. В рамках Iran Air Show 2016 корпорацией также запланированы переговоры с гражданскими эксплуатантами авиационной техники, в составе которой используются двигатели ОДК.
  • Компания «ОДК – Газовые турбины», дочернее предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации, завершила испытания энергетического агрегата ГТА-16 мощностью 16 МВт. Согласно подписанному договору, «ОДК – Газовые турбины» изготовит и поставит заказчику шесть газотурбинных энергетических агрегатов ГТА-16 единичной мощностью 16 МВт каждый, которые будут работать в простом цикле.
  • Компания «ОДК – Газовые турбины» объявила о начале стратегического сотрудничества с лидером машиностроения для нефтегазовой отрасли компанией Kerui Group. Достижение договоренности между сторонами открывает рынок Юго-Восточной Азии для российской компании и рынок СНГ для китайского партнера. В 2012 году Россия и Китай заключили контракт стоимостью около 700 млн долларов на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф, которые производятся на предприятиях ОДК. Тогда же стороны предварительно договорились о поставках дизель-электрических подлодок «Амур-1650». В 2013 году Пекин приобрел российской военной техники на сумму более 1,8 млрд долларов. В 2013 году была достигнута договоренность о количестве истребителей Су-35, необходимых ВВС Китая (24 машины плюс по три запасных двигателя к каждой).

Сегодня стратегической целью АО «ОДК» является «восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей». АО «ОДК» должен к 2020 г. закрепиться в пятерке мировых производителей в сфере газотурбинных двигателей. К этому моменту 40% продаж его продукции должно быть ориентировано на мировой рынок. Фактическая загрузка мощностей АО «ОДК» в 2014-2016 гг. составила приблизительно 95% от максимального значения. «Стратегия развития АО «ОДК» на период до 2025 года» предусматривает полное выполнение заданий Государственного оборонного заказа.

Для реализации стратегии развития АО «ОДК» и как минимум сохранения текущего уровня промышленного производства требуется уже сейчас перенести фокус внимания с авиационных ГТД на промышленные. Перспективой развития отечественных ГТД является разработка 3-5 базовых газогенераторов и, на их основе создание линейки ГТД для каждой области применения.

Прогнозируемый рост спроса на ВС, как в России, так и за рубежом, способствует реализации авиационной промышленностью своего потенциала. Проанализировав отрасль авиационного двигателестроения, можно сделать следующие выводы:

  • Портфель бизнеса несбалансирован: в основном продукты компании находятся на спаде жизненного цикла или в стадии разработки, в результате доходы ОДК не покрывают всех постоянных и инвестиционных затрат;
  • Отставание в развитии – запрос на инновации;
  • Недостаточный объем внутреннего рынка, высокие барьеры для выхода на внешний рынок;
  • Необходимость диверсификации и поиск альтернативных рынков внутри страны;
  • Ограниченность финансовых ресурсов государства.

Основными рекомендациями являются:

  • Интеграция стратегии ОДК с стратегиями развития смежных отраслей, где может быть востребована продукция ОДК;
  • Увеличение доли сегмента послепродажного обслуживания в общей структуре выручки компаний;
  • Непрерывное создание НТЗ в интересах модернизации серийных и разработки перспективных конкурентоспособных авиадвигателей;
  • Развитие продуктового ряда авиационных двигателей путем разработки семейств двигателей различных типов на базе унифицированных газогенераторов;
  • Переход двигателестроения на современные управленческие технологии, обеспечивающие бизнес-процессы по жизненному циклу. [5]

Список литературы

  1. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года // Минпромторг России URL: minpromtorg.gov.ru/common/upload/001_2030_281116.docx (дата обращения: 06.04.2017).
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» // URL: http://investkostroma.ru/uploads/file/Gosudarstvennaya_programma_razvitiya_aviacionnoy_promyshlennosti.pdf (дата обращения: 03.04.2017)
  3. Программа импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий // Институт энергетических исследований российской академии наук URL: https://www.eriras.ru/files/programma_po_gtu_inei_ran.pdf (дата обращения: 05.04.2017)
  4. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года // Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС) URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf (дата обращения: 15.03.2017)
  5. ОДК представила стратегию развития до 2025 года // Управление производством URL: http://www.up-pro.ru/companies/news/odk-predstavila-strategiu-razvitiya.html (дата обращения: 08.03.2017)
  6. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Прогнозирование потребности в производстве продукции российского авиадвигателестроения на мировом рынке // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 1. С. 91-109.
  7. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Производственный потенциал аэрокосмического комплекса (на примере авиационного двигателестроения // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Симпозиума. 2016. С. 130-132.
  8. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Просвирина Н.В. Повышение конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестроения в современных экономических условиях // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 1. С. 218-226.
  9. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Лазников Н.М. Прогнозирование спроса на продукцию авиационного двигателестроения в условиях открытого конкурентного рынка // Вооружение и экономика. 2016. № 4 (37). С. 128-135.
  10. Клочков В.В. Стратегия развития российского авиастроения: позитивная альтернатива // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Симпозиума. 2017. С. 707-709.
  11. Мантуров Д.B., Клочков В.В. Методологические проблемы стратегическою планирования развития российской авиационной промышленности / Труды МАИ. Выпуск № 53. 2012