Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

Bezymyannyj-12

Поливеева Ольга Анатольевна

Студент магистратуры

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Poliveeva Olga

Moscow

E-mail:poliveeva@yandex.ru

Прогнозирование прибыли
Forecast profit

В статье дано понятие прогнозирования прибыли. Описаны основные этапы прогно-зирования и выделены основные принципы прогноза прибыли. Кроме этого, рассмотрены основные методы прогнозирования и выявлен главный метод, который используется для прогноза отчета о финансовых результатах.
The article gives the determination of forecast profit. The primary stages of forecasting and the principles of profit forecasting are described. In addition, the main methods of forecasting were developed and the main methods used to compile the forecast of financial results were determined.

Ключевые слова: отчет о финансовых результатах, прибыль, прогнозирование
Keywords: the report on financial results, profit, forecasting

Прогнозирование — это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Прогноз содержит в себе прогнозную финансовую информацию, которая формируется на основе гипотетических предложений о дальнейших управленческих действиях, которые ожидаются руководством, при этом они могут быть  не подтверждены в будущем, например, при рассмотрении значительного изменения характера деятельности предприятия.

Под прибылью понимают  разницу между доходами и расходами предприятия от ее производственной или финансовой деятельности.  Прибыль является конечным результатом деятельности любой организации, это разность между выручкой и затратами компании [2].

Прогноз прибыли проводят во многих случаях для определенной цели, среди которых можно отметить:

  • проведение листинга на фондовой бирже;
  • отчетность перед акционерами предприятия;
  • повышение доли собственного капитала.

Прогноз готовится либо для несколько отчетных периодов, либо на один текущий отчетный период, которые еще не истек.

В большинстве своем случае прогнозирование прибыли составляется в денежном выражении. Однако, прогноз, помимо денежного и числового выражения, можно выразить в фигуре речи. Например, «прибыль увеличится в сравнении с прошлым годом» или «ожидается аналогичная прибыль во втором квартале в сравнении с первым». Так, понятие «прогноз» может охватывать в себе:

  • заявление, которое сделано руководством на ежегодном общем собрании акционеров;
  • заявление о перспективах ожидаемых выплат дивидендов;
  • заявление о будущем развитии предприятия и ожидаемых дальнейших финансовых показателей, которые включены в промежуточный отчет;
  • заявление о будущем развитии предприятия и ожидаемых дальнейших финансовых показателей, которые присутствуют в годовом отчете на основании как аудированных, так и неаудированных данных;
  • заявления о возможном развитии, которое отображено в заявлении о слиянии и поглощении [1].

Зависимость прогнозов выражается в числе многих факторов в будущем, причем как внутренних, так и внешних по отношению к объекту, поэтому стоит применять допущения для оценки того, как и когда могут поменяться условия. Под допущениями прогноза принято понимать предположения о том, какой будет среда, которая окружает объект. На их основании  происходит планирование данного прогноза.  При определении допущений прогноза следует обращать внимание на такие важные факторы, как: тип организации, ее размер, а также географический район, в котором она функционирует. К примеру, процентная ставка или общая доступность капитала является важным для одного хозяйствующего субъекта, а для другого, у которого в распоряжении достаточно средств, нет.  

Главным фактором при прогнозе выступает применение соответствующего уровня детализации необходимой информации. Так, во многих обстоятельствах полнота информации может существенного увеличить надежность прогноза.

Разработка прогноза требует применения профессионального суждения. То есть те люди, которые готовят прогнозы, должны проявлять  все время профессиональное поведение, которое отражается в проявлении усилий по созданию соответствующих предложений  и появлении осторожности, которая позволит не ввести в заблуждение потенциальных потребителей прогноза.

При подготовке прогнозов могут потребоваться специальные навыки, которые имеют отличия от тех, что необходимы для подготовки бухгалтерской финансовой отчетности.  Например, может потребоваться помощь кадров, которые специализируются на маркетинге и в различных технических областях.

Важно, при разработке прогноза иметь представление о чувствительности результатов прогноза к различным допущениям. В некоторых ситуациях прогнозы имеют большую чувствительность к некоторым допущениям, а к некоторым, наоборот. За счет изменений некоторых допущений могут значительно произойти и изменения в прогнозах, при этом изменения в некоторых других допущениях не вызовет значительные перемены в прогнозах, а лишь произведет небольшие сдвиги. Это объясняет важность особого внимания к допущениям, которые являются наиболее чувствительными по отношению к той или иной организации.

Итак, наиболее лучшим способом прогнозирования прибыли можно обозначить составление прогнозов и показателей, которые влияют на прибыль. Такими показателями являются – выручка от реализации, себестоимость,  управленческие и коммерческие расходы и так далее. Все показатели, которые имеют непосредственное влияние на прибыль, отображены в отчете о финансовых результатах предприятия, поэтому более подробно рассмотрим прогнозирование отчета о финансовых результатах предприятия.

Анализ финансовых результатов, а также прогноз позволяет выявить соответствие между прогнозными и отчетными показателями, причины отклонений, которые привели к не достижению определенных прогнозных показателей, а также позволяет совершенствовать эффективность показателей предприятия путем предложения различных мероприятий, которые на это направлены.

Каждый прогноз состоит из нескольких этапов, так можно выделить следующие этапы прогноза:

  • постановка целей и задач прогноза;
  • сбор необходимой информации для прогноза;
  • подбор возможных методов для прогноза;
  • выбор из возможных методов лучшего;
  • построение прогноза;
  • анализ прогноза.

На этапе сбора необходимой информации для прогноза важным считается то, чтобы все полученные данные были верны и не имели значительных погрешностей иначе построение прогнозов с такими данными выполнять нет смысла. При сборе информации все данные делятся на внешние и внутренние исходные данные.

К внешним данным можно отнести политические изменения в стране, изменения экономической ситуации в мире, изменение темпов роста инфляции, процентных ставок, изменение масштабов рынка, изменение числа конкурентов и так далее.

К внутренним данным можно отнести изменения в учебной политике предприятия, в структуре источников финансирования, в выплате дивидендов, в доли собственного и заемного финансирования, в величине активов, в величине и структуре основных средств и так далее.

После того как все исходные данные проанализированы необходимо выделить список допущений, которые будут основой подготовки прогноза.

Существует достаточно много методов прогнозирования отчета о финансовых результатах. Условно их делят на три группы, среди которых:

  • Метод экспертных оценок. Данный метод анализа и оценки экономических процессов основан на мнении профессиональных экспертов с высокой квалификацией  [3]. При использовании данного метода привлекаются эксперты, в качестве таковых очень часто выступают руководители определенных подразделений. Далее проводится опрос среди таких экспертов по определенному алгоритму, который выработан заранее. После этого все полученные данные обрабатываются для того, чтобы получить более рациональное решение. Отрицательной стороной данного метода является практически полное отсутствие персональной ответственности.
  • Стохастические методы.  Данные методы имеют вероятностных характер прогноза, его утонченность имеет прямую зависимость от количества используемых показателей [4]. Группу данных методов характеризуют достаточно сложные алгоритмы.  Отрицательной стороной данных методов является сильная зависимость от влияния случайных изменений данных при использовании различных методов статистики, что является частой причиной серьезных просчетов.
  • Детерминированные методы. Данные методы имеют в наличии определенные детерминированные связи, то есть те, что жестко определены, при этом есть соответствие каждого фактора неслучайному признаку. В качестве примера такой связи можно выделить отчет о финансовых результатах, в котором чистая прибыль имеет четкую связь с факторами, которые ее определяют, то есть – это выручка, себестоимость, управленческие расходы и так далее.

Что касается прогнозирования отчета о финансовых результатах, то главным методом прогноза считается метод пропорциональных зависимостей детерминированной модели.

Данный метод наиболее лучшим способов позволяет спрогнозировать финансовые показатели для отчета о финансовых результатах. При данном методе функциональная связь выражается в изменении всех показателей предприятия за счет согласованности и пропорциональности времени. То есть, к примеру, если коммерческие расходы составили определенный процент от себестоимости в конкретный период времени, то данное процентное соотношение может быть использовано и в будущем времени.  Детерминированная модель состоит из двух основных характеристик. Первая характеристика выражает взаимосвязь, при которой очевидным считается, что если определенная система находится в равновесии, то отдельные взаимосвязанные элементы этой системы не могут действовать хаотично, во всяком случае вариативность действия имеет ограничения. Вторая характеристика выражает инерционность, смысл которой состоит в том, что  предприятие со стабильным развитием не может иметь проблемы с сильными скачками в изменениях главных показателей.

В методе пропорциональных зависимостей детерминированной модели можно выделить следующие этапы:

  • распознание базового фактора;
  • выявление производственных показателей, которые необходимо спрогнозировать;
  • установка взаимной связи между базовым фактором и показателем, прогнозирование которого необходимо провести;
  •  составление прогноза.

Базовым фактором, при прогнозировании отчета о финансовых результатах, чаще всего выступает выручка.

Базовый показатель определяют на основе важности для характеристики деятельности хозяйствующего субъекта. На основе базового показателя рассчитывают прогнозные показатели других факторов на основе простейших пропорциональных зависимостей.

Основными факторами, которые необходимо спрогнозировать в прогнозе отчета о финансовых результатах, являются себестоимость продаж, валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) и так далее.

Таким образом, на основании всего вышесказанного отметим, что прогноз достаточно сложный процесс, осуществляемый с помощью совокупности различных методов прогнозирования. Очень важно, чтобы при прогнозе использовалось профессиональное суждение, составитель прогноза должен быть профессионалом. Прогнозирование прибыли является необходимой мерой для хозяйствующих субъектов, которые хотят вести свою деятельность более эффективно.

Список литературы

  1. Аренс Э.А., ЛоббекДж.К. Аудит: Пер. с англ / Э.А. Аренс, Дж.К. Лоббек — М.: Финансы и статистика, 2003. — 560 с.
  2. Бланк И.А. Управление прибылью / И.А. Бланк. – М.: Экономика, 2007. – 768 с.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. 494 с.
  4. Скипин Д. Л., Помелова Т. В. Современные модели прогнозирования финансового результата // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 875-878.