http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2017

УДК 338.2

bezymyannyj-12

Коряков  Алексей Георгиевич,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой

Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания

ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

профессор кафедры Экономики, организации и управления инновационным

развитием предприятий ФГБОУ ВО «Московский технологический университет (МИРЭА)», г. Москва

Сергеева Дарья Евгеньевна,

магистрант второго курса  факультета экономики и финансов

 направление: Экономика

ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

г. Москва

Koryakov A.G.  akoryakov@muiv.ru

Sergeeva D.E. dsergeeva@muiv.ru

СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 

THE SOCIO — ECONOMIC SYSTEM AS AN OBJECT OF FORECASTING AND PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы экономического прогнозирования. В условиях повышения неопределенности социально-экономических процессов в стране – прогнозирование является актуальным, и особое внимание стоит уделить социально-экономическим системам, где под струк­турой системы понимается совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющими внутреннее строе­ние и организацию объекта как целостной системы. Определены свойства социально-экономической системы в рамках государственного регулирования, а также выявлено, что прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и признано обеспечить эффективное регулирование ее развития.

Summary

The article discusses the issues of economic forecasting. In conditions of increasing uncertainty of socio-economic processes in the country – forecasting is relevant, and special attention should be given to the socio-economic systems, where the system structure is a set of elements, connections and relationships between these elements that determine the internal structure and organization of the facility as a whole system. The properties of the socio-economic system in the framework of the state regulation and also identified that forecasting is closely linked to the management of socio-economic system and are considered to provide effective regulation of its development.

Ключевые слова: государство, социально-экономическая система, свойства, функции, прогнозирование, структура, цель.

Keywords: state, social and economic system, properties, functions, prediction, structure, purpose.

Вопросы устойчивого развития социально-экономических систем приобретают в последнее время все большую актуальность. Принципиальным моментом в этом отношении является организация их управления. Данная проблематика находит свое отражение в работах многих авторов [1], [3], [4], [6]. В тоже время приходится констатировать, что целостной теории устойчивого развития социально-экономических систем до сих пор не сформировано. Можно лишь говорить о теоретической концепции. В развитии данной концепции авторы полагают рассмотреть социально-экономическую систему в качестве объекта прогнозирования и управления. Прежде чем перейти к рассмотрению социально-экономической системы, дадим определение понятию «система».

Итак, система —  это динамический комплекс взаимосвязанных элемен­тов (подсистем), упорядоченных по отношениям как между системой и элементами, так и между самими элементами, и обладающий опреде­ленными свойствами. Наиболее существенными из всех свойств можно выделить [2]:

  1. единство системы;
  2. целостность системы.

Кроме вышеназванных свойств можно выделить такие дополнительные свойства системы, как:

  • структура;
  • иерархичность;
  • функциональность;
  • непрерывность функционирования;
  • целенаправленность.

Кратко остановимся на свойствах системы, прилагая их к социаль­но-экономическим системам (страна, отрасли, регионы и т. д.).

Целостность системы представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов, и не выводимостью свойств целой системы из свойств ее элементов. Иными словами, системе принадлежит определение неаддитивности, или эмерджентности. Это новое свойство (информация) появилось в результате объединения элементов в систему. Например, объединение нескольких атомов в молекулу приведет к появлению новых свойств; объединение нескольких человек в один коллектив позволит получить свойства, которые не характерны для одного гражданина [5].

Новое образующееся качество системы обусловливается количеством и характером связей между элементами системы. Поэтому при характе­ристике системы важным ее свойством является структура.

Применительно к социально-экономическим системам под струк­турой системы понимается комплекс элементов, связей и отношений между этими элементами, характеризующими внутреннее строе­ние и организацию объекта как целостной системы. Структура — это динамичное понятие, меняющееся по мере изме­нения системы в пространстве и во времени. Очевидно, что структура описания объекта может меняться по мере углубления знаний о нем в процессе исследования.      

Другое свойство системы, тесно связанное со свойством «структу­ра», — иерархичность. Иерархичность системы означает, что каждый элемент системы может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая си­стема представляет собой лишь один из элементов более глобальной системы. К примеру, предприятие — это элемент экономики страны, но оно само по себе является сложной системой. С другой стороны, экономика страны представляет собой элемент глобальной экономической системы на Земле [6], [7].

Следующим свойством социально-экономической системы является ее функциональность. Функциональность системы обозначает, что все элементы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения. Система существует до тех пор, по­ка она функционирует. Поэтому говорят и о таком свойстве системы как непрерывность функционирования.

В социально-экономической системе далее можем выделить целена­правленность. Комплексом целей называют некоторую область со­стояния системы, которую желательно достичь в процессе ее функ­ционирования. Цели могут быть представлены в форме дерева целей. Дерево целей представляет собой иерархическую систему целей и задач [8].   

Достижению целей подчинено определенным образом организо­ванное функционирование элементов системы.

Последующим свойством СЭС является бесконечность. Бесконеч­ность системы — это невозможность ее полного познания и всесто­роннего описания конечным множеством характеристик.

Управляемость системы — возможность ее целенаправленного изме­нения с целью достижения определенных результатов. Со свойством управляемости системы связано такое понятие как управление системой.

Одно из наиболее общих определений «управления» сводится к следующему.  

Управление системой — это совокупность приемов и методов целе­направленного воздействия на объект для достижения определенного результата или результатов [9]. Рассмотрим функции управления на рисунке 1.     

Screenshot_1

Рис 1. Функции управления

Функция государственного регулирования СЭС состоит в проведе­нии структурной, инновационной и организационной политики, кото­рые в свою очередь являются элементами долгосрочной государствен­ной политики.

Проведение долгосрочной политики связано с выполнением из­бранного государством плана-прогноза развития СЭС. План-прогноз представляет собой план, в основу которого положены научно обосно­ванные прогнозы процессов в экономике и будущего состояния экономических показателей.

Если государство принимает решение об изменении структурной, инновационной и инвестиционной политики, то это в конечном итоге должно привести к изменению траектории развития СЭС, что, в свою очередь, требует изменения прогнозов и программ развития социаль­но-экономической системы, например экономики страны [10].

Вывод: прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и призвано обеспечить эффективное регули­рование ее развития.

Прогнозирование развития социально-экономической системы ос­новано на выявлении ее целей и поиске путей их достижения в рамках ограничений, обусловленных объективными законами развития и ко­нечностью имеющихся ресурсов.

Существующие ограничения очерчивают область допустимых значе­ний (ОДЗ) управляющих параметров системы. Выход за границы ОДЗ или невозможен по объективным обстоятельствам, или чреват очень сильными последствиями. Например, за 2 года трудовые ресурсы лю­бой страны не могут вырасти, например, в 3 раза. Область допустимых значений управляющих параметров формируется под воздействием двух групп ограничений, а именно [11]:

  1. Ресурсные ограничения — нельзя затратить больше, чем есть, т. е. больше, чем производится и импортируется.
  2. Процессы жизнедеятельности системы — в процессе достиже­ния каких-либо целей система должна развиваться таким образом, чтобы не были разрушены основные связи между ее элементами, чтобы система сохранила свою целостность.
  3. Естественные ограничения сужают ОДЗ управляющих параметров системы и устраняют значительную часть неопределенности будущих вариантов ее развития (например, невозможно до 2015 года валовой внутренний продукт (ВВП) Российской Федерации увеличить в 2 раза).
  4. Социально-экономическая система является сложной системой, состоящая из ряда подсистем. В первую очередь, в составе СЭС принято выделять такие подсистемы, как экономическая и социальная. (См. рисунок 2). Ввиду сложности двух последних их часто принято называть не подси­стемами, а системами. Так, СЭС представляет собой подсистему более глобальной системы — государства.

Screenshot_1

Рис. 2. Структура социально-экономической системы

Приведем одно из определений понятия «государство».           Государство — это человеческое сообщество с единым центральным органом управления, осуществляющее жизнеобеспечение, как всего сообщества, так и каждого его члена. Экономическая система (или подсистема) — это совокупность про­изводственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил общества. Тип экономической системы определяется господствующим спосо­бом производства.Социальная система — совокупность общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом Функционирование социальной системы обеспечивает удовлетво­рение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации.Экономическая система обеспечивает удовлетворение материаль­ных потребностей людей путем создания жизненных благ.  Социально-экономическая система располагается под влиянием совокупности факторов, которые с точки зрения прогнозирования могут быть названы прогнозным фоном. Перечислим эти факторы [12].

  • Состояние мировой СЭС, перспективы ее развития, ее влияние на функционирование и развитие данной СЭС (например, экономики России).
  • Природные ресурсы государства, их количество и качество.
  • Человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей).
  • Научно-технический потенциал (уровень развития науки и раз­витость механизма внедрения новых технологий в производство).
  • Экология (состояние окружающей среды).
  • Внутриполитическое устройство страны (демократия, автори­тарный режим и т. д.).
  • Уровень морали, господствующей в стране (преступность, кор­рупция).
  • Религиозный фактор.

Основные цели СЭС можно определить следующим образом:

  1. гармоничное развитие личности, связанное с обеспечением каж­дого члена общества минимальными условиями, гарантирующими его свободу и безопасность;
  2. устойчивое, эффективное развитие экономики страны;
  3. обеспечение национальной безопасности, включающее полити­ческую, экономическую, экологическую и военно-стратегическую без­опасности.

Таким образом, были рассмотрены основные свойства социально-экономической системы в рамках государственного регулирования, а также выявлено, что прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и призвано обеспечить эффективное регули­рование ее развития.

Литература

  1. В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. Социальное управление. Теория, методология и практика: монография – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 311.
  2. Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Koryakov A.G., Mikhailov V.G., Vodolazhskaya E.L. Economic aspects of risk management of stakeholders activities // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 328-332.
  3. Бездудная А.Г., Лебедев В.Г. Планирование на предприятии в условиях неопределенности внешней среды // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. 2013. №2 (61). С. 92-98
  4. Коряков А.Г. Методические предложения по оценке потенциала устойчивого развития предприятий на примере химической отрасли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 4. С. 163-165.
  5. Максименко Л.С., Говядовская О.В., Падалка О.В. Стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Сочи: РИТМ. 2010. С. 159.
  6. Коряков А.Г. Механизмы управления устойчивым развитием промышленного предприятия // Транспортное дело России. 2012. № 4. С. 52-54.
  7. Басалов С.Г. Развитие полимерного производства на основе газохимических технологий // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. 2004. № 9. С. 3-8.
  8. Третьякова А.П., Терентьев Д.А. Прогнозирование и планирование в организации. Изд-во Тюменского госуниверситета. 2008. С.285.
  9. Карлик А.Е., Белоусова Л.С., Мигунова Е.А. Развитие информационной поддержки планирования на промышленном предприятии // Экономическое возрождение России. 2013. № 4 (38). С. 120-128.
  10. Басалов С.Г. Повышение эффективности работы предприятия на основе совершенствования ценообразования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство МИТХТ имени М.В. Ломоносова. 2005. С. 71.
  11. Фаттахов Х.И. Выбор и обоснование методов планирования производственных процессов на промышленных предприятиях // European social science journal. 2013. 3 (30). 397-402.
  12. Тумин В.М., Басалов С.Г. О методике оценки сроков окупаемости инвестиционных проектов (на примере фармацевтической промышлености). В книге: Фундаментальные и прикладные проблемы информатики, приборостроения, экономики и права Научные труды II международной научно-практической конференции. Отв. ред. Ивченко В.Д. М.: Издательство МГАПИ. 1999. С. 286-289.