УДК 338.2
Коряков Алексей Георгиевич,
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,
профессор кафедры Экономики, организации и управления инновационным
развитием предприятий ФГБОУ ВО «Московский технологический университет (МИРЭА)», г. Москва
Сергеева Дарья Евгеньевна,
магистрант второго курса факультета экономики и финансов
направление: Экономика
ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»
г. Москва
Koryakov A.G. akoryakov@muiv.ru
Sergeeva D.E. dsergeeva@muiv.ru
СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
THE SOCIO — ECONOMIC SYSTEM AS AN OBJECT OF FORECASTING AND PUBLIC ADMINISTRATION
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы экономического прогнозирования. В условиях повышения неопределенности социально-экономических процессов в стране – прогнозирование является актуальным, и особое внимание стоит уделить социально-экономическим системам, где под структурой системы понимается совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющими внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Определены свойства социально-экономической системы в рамках государственного регулирования, а также выявлено, что прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и признано обеспечить эффективное регулирование ее развития.
Summary
The article discusses the issues of economic forecasting. In conditions of increasing uncertainty of socio-economic processes in the country – forecasting is relevant, and special attention should be given to the socio-economic systems, where the system structure is a set of elements, connections and relationships between these elements that determine the internal structure and organization of the facility as a whole system. The properties of the socio-economic system in the framework of the state regulation and also identified that forecasting is closely linked to the management of socio-economic system and are considered to provide effective regulation of its development.
Ключевые слова: государство, социально-экономическая система, свойства, функции, прогнозирование, структура, цель.
Keywords: state, social and economic system, properties, functions, prediction, structure, purpose.
Вопросы устойчивого развития социально-экономических систем приобретают в последнее время все большую актуальность. Принципиальным моментом в этом отношении является организация их управления. Данная проблематика находит свое отражение в работах многих авторов [1], [3], [4], [6]. В тоже время приходится констатировать, что целостной теории устойчивого развития социально-экономических систем до сих пор не сформировано. Можно лишь говорить о теоретической концепции. В развитии данной концепции авторы полагают рассмотреть социально-экономическую систему в качестве объекта прогнозирования и управления. Прежде чем перейти к рассмотрению социально-экономической системы, дадим определение понятию «система».
Итак, система — это динамический комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), упорядоченных по отношениям как между системой и элементами, так и между самими элементами, и обладающий определенными свойствами. Наиболее существенными из всех свойств можно выделить [2]:
- единство системы;
- целостность системы.
Кроме вышеназванных свойств можно выделить такие дополнительные свойства системы, как:
- структура;
- иерархичность;
- функциональность;
- непрерывность функционирования;
- целенаправленность.
Кратко остановимся на свойствах системы, прилагая их к социально-экономическим системам (страна, отрасли, регионы и т. д.).
Целостность системы представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов, и не выводимостью свойств целой системы из свойств ее элементов. Иными словами, системе принадлежит определение неаддитивности, или эмерджентности. Это новое свойство (информация) появилось в результате объединения элементов в систему. Например, объединение нескольких атомов в молекулу приведет к появлению новых свойств; объединение нескольких человек в один коллектив позволит получить свойства, которые не характерны для одного гражданина [5].
Новое образующееся качество системы обусловливается количеством и характером связей между элементами системы. Поэтому при характеристике системы важным ее свойством является структура.
Применительно к социально-экономическим системам под структурой системы понимается комплекс элементов, связей и отношений между этими элементами, характеризующими внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Структура — это динамичное понятие, меняющееся по мере изменения системы в пространстве и во времени. Очевидно, что структура описания объекта может меняться по мере углубления знаний о нем в процессе исследования.
Другое свойство системы, тесно связанное со свойством «структура», — иерархичность. Иерархичность системы означает, что каждый элемент системы может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более глобальной системы. К примеру, предприятие — это элемент экономики страны, но оно само по себе является сложной системой. С другой стороны, экономика страны представляет собой элемент глобальной экономической системы на Земле [6], [7].
Следующим свойством социально-экономической системы является ее функциональность. Функциональность системы обозначает, что все элементы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения. Система существует до тех пор, пока она функционирует. Поэтому говорят и о таком свойстве системы как непрерывность функционирования.
В социально-экономической системе далее можем выделить целенаправленность. Комплексом целей называют некоторую область состояния системы, которую желательно достичь в процессе ее функционирования. Цели могут быть представлены в форме дерева целей. Дерево целей представляет собой иерархическую систему целей и задач [8].
Достижению целей подчинено определенным образом организованное функционирование элементов системы.
Последующим свойством СЭС является бесконечность. Бесконечность системы — это невозможность ее полного познания и всестороннего описания конечным множеством характеристик.
Управляемость системы — возможность ее целенаправленного изменения с целью достижения определенных результатов. Со свойством управляемости системы связано такое понятие как управление системой.
Одно из наиболее общих определений «управления» сводится к следующему.
Управление системой — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата или результатов [9]. Рассмотрим функции управления на рисунке 1.
Рис 1. Функции управления
Функция государственного регулирования СЭС состоит в проведении структурной, инновационной и организационной политики, которые в свою очередь являются элементами долгосрочной государственной политики.
Проведение долгосрочной политики связано с выполнением избранного государством плана-прогноза развития СЭС. План-прогноз представляет собой план, в основу которого положены научно обоснованные прогнозы процессов в экономике и будущего состояния экономических показателей.
Если государство принимает решение об изменении структурной, инновационной и инвестиционной политики, то это в конечном итоге должно привести к изменению траектории развития СЭС, что, в свою очередь, требует изменения прогнозов и программ развития социально-экономической системы, например экономики страны [10].
Вывод: прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и призвано обеспечить эффективное регулирование ее развития.
Прогнозирование развития социально-экономической системы основано на выявлении ее целей и поиске путей их достижения в рамках ограничений, обусловленных объективными законами развития и конечностью имеющихся ресурсов.
Существующие ограничения очерчивают область допустимых значений (ОДЗ) управляющих параметров системы. Выход за границы ОДЗ или невозможен по объективным обстоятельствам, или чреват очень сильными последствиями. Например, за 2 года трудовые ресурсы любой страны не могут вырасти, например, в 3 раза. Область допустимых значений управляющих параметров формируется под воздействием двух групп ограничений, а именно [11]:
- Ресурсные ограничения — нельзя затратить больше, чем есть, т. е. больше, чем производится и импортируется.
- Процессы жизнедеятельности системы — в процессе достижения каких-либо целей система должна развиваться таким образом, чтобы не были разрушены основные связи между ее элементами, чтобы система сохранила свою целостность.
- Естественные ограничения сужают ОДЗ управляющих параметров системы и устраняют значительную часть неопределенности будущих вариантов ее развития (например, невозможно до 2015 года валовой внутренний продукт (ВВП) Российской Федерации увеличить в 2 раза).
- Социально-экономическая система является сложной системой, состоящая из ряда подсистем. В первую очередь, в составе СЭС принято выделять такие подсистемы, как экономическая и социальная. (См. рисунок 2). Ввиду сложности двух последних их часто принято называть не подсистемами, а системами. Так, СЭС представляет собой подсистему более глобальной системы — государства.
Рис. 2. Структура социально-экономической системы
Приведем одно из определений понятия «государство». Государство — это человеческое сообщество с единым центральным органом управления, осуществляющее жизнеобеспечение, как всего сообщества, так и каждого его члена. Экономическая система (или подсистема) — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил общества. Тип экономической системы определяется господствующим способом производства.Социальная система — совокупность общественных отношений, организаций и форм, определяющих взаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом Функционирование социальной системы обеспечивает удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации.Экономическая система обеспечивает удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненных благ. Социально-экономическая система располагается под влиянием совокупности факторов, которые с точки зрения прогнозирования могут быть названы прогнозным фоном. Перечислим эти факторы [12].
- Состояние мировой СЭС, перспективы ее развития, ее влияние на функционирование и развитие данной СЭС (например, экономики России).
- Природные ресурсы государства, их количество и качество.
- Человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей).
- Научно-технический потенциал (уровень развития науки и развитость механизма внедрения новых технологий в производство).
- Экология (состояние окружающей среды).
- Внутриполитическое устройство страны (демократия, авторитарный режим и т. д.).
- Уровень морали, господствующей в стране (преступность, коррупция).
- Религиозный фактор.
Основные цели СЭС можно определить следующим образом:
- гармоничное развитие личности, связанное с обеспечением каждого члена общества минимальными условиями, гарантирующими его свободу и безопасность;
- устойчивое, эффективное развитие экономики страны;
- обеспечение национальной безопасности, включающее политическую, экономическую, экологическую и военно-стратегическую безопасности.
Таким образом, были рассмотрены основные свойства социально-экономической системы в рамках государственного регулирования, а также выявлено, что прогнозирование тесно связано с управлением социально-экономической системой и призвано обеспечить эффективное регулирование ее развития.
Литература
- В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. Социальное управление. Теория, методология и практика: монография – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 311.
- Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Koryakov A.G., Mikhailov V.G., Vodolazhskaya E.L. Economic aspects of risk management of stakeholders activities // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 2. С. 328-332.
- Бездудная А.Г., Лебедев В.Г. Планирование на предприятии в условиях неопределенности внешней среды // Вестник ИНЖЕКОНа. Серия: Экономика. 2013. №2 (61). С. 92-98
- Коряков А.Г. Методические предложения по оценке потенциала устойчивого развития предприятий на примере химической отрасли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 4. С. 163-165.
- Максименко Л.С., Говядовская О.В., Падалка О.В. Стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Сочи: РИТМ. 2010. С. 159.
- Коряков А.Г. Механизмы управления устойчивым развитием промышленного предприятия // Транспортное дело России. 2012. № 4. С. 52-54.
- Басалов С.Г. Развитие полимерного производства на основе газохимических технологий // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. 2004. № 9. С. 3-8.
- Третьякова А.П., Терентьев Д.А. Прогнозирование и планирование в организации. Изд-во Тюменского госуниверситета. 2008. С.285.
- Карлик А.Е., Белоусова Л.С., Мигунова Е.А. Развитие информационной поддержки планирования на промышленном предприятии // Экономическое возрождение России. 2013. № 4 (38). С. 120-128.
- Басалов С.Г. Повышение эффективности работы предприятия на основе совершенствования ценообразования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство МИТХТ имени М.В. Ломоносова. 2005. С. 71.
- Фаттахов Х.И. Выбор и обоснование методов планирования производственных процессов на промышленных предприятиях // European social science journal. 2013. 3 (30). 397-402.
- Тумин В.М., Басалов С.Г. О методике оценки сроков окупаемости инвестиционных проектов (на примере фармацевтической промышлености). В книге: Фундаментальные и прикладные проблемы информатики, приборостроения, экономики и права Научные труды II международной научно-практической конференции. Отв. ред. Ивченко В.Д. М.: Издательство МГАПИ. 1999. С. 286-289.