http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2016

УДК 33.336.2

Байзулаев Салих Ахметович доцент кафедры экономики и финансов Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

Bayzulaev Salih Akhmetovich, associate Professor of the Department «Accounting, analysis and audit» Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kabardino-Balkarian state University. H. M. Berbekova»

Бабугоева Залина Анатольевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

Babugoeva Zalina Anatolievna, senior teacher of the Department «Accounting, analysis and audit» Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kabardino-Balkarian state University. H. M. Berbekova»

Барсуков Александр Васильевич старший преподаватель кафедры менеджмента туризма Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова

Barsukov Alexander Vasilevich, senior teacher of the Department “Management” Institute of law, Economics and Finance, Federal state budgetary educational institution of higher education «Kabardino-Balkarian state University. H. M. Berbekova»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

SOCIAL POLICY DURING THE CRISIS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты социальной политики государства. Проведен анализ безработицы, уровня инфляции, системы налогообложения и их влияния на проведение социальной политики. Данные показатели оказывают непосредственное влияние на социальные программы. Общество зависит от экономических возможностей государства, равно как и государство должно учитывать интересы общества. Учет этих интересов позволит поддерживать на соответствующем уровне качество жизни населения, увеличивать его реальные доходы, решать социальные задачи и осуществлять социальные программы. Социальное развитие общества оказывает непосредственное влияние на все экономические процессы, что является также определяющим в решении экономических задач.

Abstract: The article covers the theoretical and practical aspects of the social policy of the State. We conducted the analysis of unemployment, inflation level, taxation systems and their impact on the social policy. These figures have a direct impact on social programmes. Society depends on the economic opportunities of the state, as well as the state should consider the interests of society. Consideration of these interests will help to maintain an appropriate level of quality of life, increase the real income, solve social problems and implement social programmes. Social development has a direct impact on all economic processes, which is also a determining factor in the solution of economic problems.

Ключевые слова: социальная политика, безработица, инфляция, налоговая политика.

Keywords: social policy, unemployment, inflation, fiscal policy.

Социальные интересы общества, реализуемые государством, позволяют «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов…» утверждал основатель теории социального государства Лоренц фон Штейн в 1850 году в своей научной работе «История социального движения Франции с 1789 года» [1]. Работа была посвящена проблеме классовых противоречий, которые генерируются самим государством. Идея заключалась в том, что решение противоречий, возникающих в буржуазном обществе, в частности классовое неравенство, должно осуществлять государство. Действия государства приведут к изменениям, которые позволяют классу неимущих стать более независимым. В противном случае, беднейшие слои населения могут изменить представления о государстве. Можно сказать, что между государством и интересами общества существуют прямые и обратные связи. Это означало необходимость проведения любым государством социальной политики, которая, прежде всего, будет опираться на власть и ее возможности.

В условиях, когда рыночные отношения в России все глубже охватывают различные сферы жизни общества и экономику страны в целом, необходимо смягчить восприятие социально-экономических изменений, связанных с влиянием различных факторов при проведении мероприятий социального и экономического характера с целью осуществления социальной политики государства.

Нельзя не отметить, что флуктуационные процессы особенно свойственны условиям нестабильного рынка, ибо он представляет в своей основе общество потребления со свойственными ему противоречиями внешнего и внутреннего характера. В этих случаях проведение соответствующей социальной политики зависит не только и не столько от финансового обеспечения мероприятий, сколько от воли и желания исполнить соответствующие директивы. Показательным примером подтверждения этого тезиса служит исполнение майских Указов Президента Российской Федерации. Необходимо напомнить, что в мае 2012 года были подписаны 11 Указов, в том числе за №567, проходил Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Другие отдельные указы в той или иной мере также касались решения социальных вопросов в области здравоохранения, демографической политики, образования и науки, обеспечения граждан комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг [2]. Однако в настоящее время эти указы выполнены всего на 32%, остальные 68% поручений должны быть исполнены в будущем [3]. Таким образом речь идет о том, что проведение преобразований различных сфер социально-экономической политики, образования, науки и демографии, если не провалены, то по крайней мере не выполнены со ссылкой на различные обстоятельства.

Следует отметить, по этому поводу, тот факт, что помимо влияния разных обстоятельств объективного и субъективного характера, торможение действий или присутствие бездействия характеризует наличие кризиса управления в вертикали власти. Этот кризис означает, что психологическая составляющая исполнения директив по выполнению социальных программ преобладает над финансовым обеспечением их. Поэтому помимо непосредственного исполнения поставленных задач необходимо параллельно решать вопросы преодоления кризиса управления, что налагает дополнительные обязательства на все ветви власти – государственные, законодательные, исполнительные.

Решение социальных вопросов и проведение социальной политики предполагает комплексный подход, связанный с осуществлением целого ряда задач и, прежде всего, экономических и управленческих, что в условиях диверсификации экономики, наличия кризисных составляющих создает дополнительные проблемы.

Важно заметить, что изменения условий развития экономики, как отмечается в научных исследованиях и директивах, не должны приводить к корректировке в сторону снижения или уменьшения количественных показателей социальных программ и проведения социальной политики. Очевидно, что введение санкций и ответных санкций, изменение структуры рынка, существенные колебания на валютном рынке изменение структуры потребления не должны снизить приоритеты социальной политики государства. Известно, что главный регулятор экономики и главная его составляющая – инфляция – преодолела прогнозируемый уровень (уровень инфляции 2014 году по сравнению с прогнозируемым 5,4% составит 8,5-9%, фактически составила 11,4%, что выше уровня инфляции в 2013 году (6,45%) на 5,05% [4]. В 2015 году головой уровень инфляции составил 12,9% [6]

Но нельзя не отдать должного внимания государственной социальной политике, проводимой с 2000-х годов, когда номинальные среднедушевые доходы имели тенденцию постоянного роста. С 2000 по 2015 год они выросли в 11,84 раза (с 2281,1 руб до 27013,2 руб) [5].

В этот период уровень инфляции колебался постоянно, хотя превалировала тенденция снижения ее уровня. За период с 2000 по 2015 год, если рассматривать месячные уровни инфляции, то только в июле-сентябре 2011 года, инфляция имела отрицательные значения (-0,01%; -0,22%; -0,04% соответственно), в 2009 году – в сентябре (-0,03%), в 2005 году – в августе (-0,14%), в 2003 году — в августе (-0,41%) [5]. Такая ситуация позволяет утверждать, что сезонные снижения цен (дефляционные процессы) не оказывали действенного влияния на годовые уровни инфляции. Мировая практика показывает, что сезонные снижения уровня инфляции оказывают существенное влияние на снижение годового уровня инфляции.

Ни для кого не будет секретом, что такое поведение инфляции – рост против ожидаемого снижения в 2014 и 2015 годах, безусловно, приведет к удорожанию социальных программ государства. Несмотря на декларирование сохранения и обеспечения социальной защиты населения, политика в области социального развития и улучшения качественных параметров уровня жизни отдельных социальных групп, общества может остаться нерешенной. Уровень бедности в Российской Федерации в 2015 году вырос до 16% против 12,8% в 2014 году. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (характеризует уровень бедности) выросла впервые с 2013 года до 13,4% против 13,3% в 2012 году. В настоящее время существенного сокращения бедности в стране, согласно официальным данным Правительства РФ, также не предвидится. В 2012 году по данным Минэкономразвития снижение бедности определялось 12,7%, в 2013 году произошел рост до 12,8%. Снижение уровня бедности в 2014 году составляло 12,68%, которое не очень существенно ни в относительных ни в абсолютных величинах, а в 2015 году этот показатель существенно вырос. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2015 году составил 6204 рубля и в абсолютном выражении число бедных выросло на 2,3 млн. человек, т.е. они составляют 22,9 млн.человек (16,1% от общей численности населения). При прожиточном минимуме в 2014 году равном 8192 рублей число бедных составило 22,4 млн. человек, тенденция эта усугубилась в 2015 году – при прожиточном минимуме 9,6 тыс.руб число бедных выросло до 17,9 млн. человек [9].

Не менее показательна динамика и другой составляющей, характеризующей уровень жизни населения – минимального размера пособия по безработице. Относительная величина этого пособия также имеет тенденцию к снижению. Если в 2013 году его размер был равен 11,1%, то в 2014 году – 10,3% в 2015 году – 9,8 % к величине прожиточного минимума [5]. Снижение этих показателей, помимо всего прочего, усиливается снижением покупательной способности рубля под воздействием непосредственно инфляционной составляющей и влиянием падения курса национальной валюты.

Официальные источники подтверждают, что происходит ухудшение динамики роста российской экономики, которое не приведет к быстрому сокращению бедности. Доля российского населения с доходами ниже национальной черты бедности в 2013 году составила 10,9% против 11% в 2012 году, в 2014 году составило 15,2 млн. человек против 15,6 млн.человек в 2012 году, в 2015 году это число выросло до 22,0 млн.человек [5].

Показательным с точки зрения характеристики социальной политики, проводимой государством, является так называемый децильный коэффициент, называемый ещё коэффициентом фондов. Он определяется как индексная величина, характеризующая соотношение доходов десяти процентов самых состоятельных граждан (получающих самые высокие доходы) к доходам десяти процентов беднейших слоев населения. Исходя из методики включения в число самых богатых и самых бедных различных категорий людей по разным оценкам, децильный индекс в России приближается к 14-17 раз. Если сравнивать уровень этого показателя в различных странах, то в странах Скандинавии он колеблется в пределах 3-4 раз, в странах Центральной Европы он составляет разницу 5-7 раз. В соответствии с принятыми международными стандартами соотношение 5-7 раз считается оптимальным. Превышение этого показателя на 10 единиц может оказать давление общества на устои государства, создав социальное напряжение и вызвав локальные или повсеместные беспорядки. Утверждать, что в настоящее время существуют тесные эмпирические явления в таких связях не приходится. Но социальное расслоение в Российской Федерации является наиболее высоким, что характеризуется тем, что на долю 10% самых богатых людей приходится свыше 30,4% общего объема денежных доходов в виде оплаты труда, дивидендов, процентов, стоимости имущества и имущественных прав. Средний мировой показатель ниже российского более, чем в 30 раз и равен 1% [6].

Значительное влияние на выполнение социальных программ окажет усиление вывоза капитала из страны. Только в 2015 году отток капитала по данным Министерства экономического развития составил почти 70 млрд. долларов США [4]. Такая ситуация, по всей вероятности, вызвана отсутствием или невысоким ростом инвестиций, удорожанием кредитов, в частности ссуд долгосрочного характера, и отсутствием высококвалифицированных кадров и новых технологий. Безусловно, такого рода и порядка процессы не могут не привести к урезанию социальных программ.

Существенное значение для претворения социальных программ и проведения социальной политики имеет соответствующая налоговая политика. Необходимость ее совершенствования диктуется опосредованно объективными причинами, связанными с особенностями формирования бюджетов различных уровней и непосредственно с необходимостью количественного наполнения этих бюджетов налоговыми доходами. До сих пор налоговые платежи выступают основными наполнителями доходной части бюджета, призванными решить социально-экономические задачи государства. При этом ее решение должно осуществляться с учетом приоритетов налоговой политики, которая позволит создать эффективную и стабильную, с точки зрения предсказуемости, налоговую систему. Восприятие такой налоговой политики исполнителями и всеми участниками должно предполагать устойчивость бюджета, обеспечивать поддержание сбалансированной бюджетной системы государства с сохранением на прежнем уровне налоговой нагрузки по отраслям и секторам экономики. В решение этих задач обязательно должны вписываться поддержание инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. Известно, что распределительные и перераспределительные процессы через налоговую систему валового национального и чистого продукта огромны. Поэтому эти процессы оказывают влияние практически на все макроэкономические показатели, в том числе на совокупный спрос и предложение, накопление и потребление. Введение же экономических санкций может одновременно привести к сужению потребительского рынка и изменению структуры рынка потребления. Однако такие изменения не всегда приводят к снижению объемов потребления, но могут нарушить два основополагающих принципа налогообложения – принципы получения услуг от государства и принципы платежеспособности. Наряду с соблюдением других принципов, как объективных правил системы налогообложения, действие этих принципов и их учет в условиях нестабильной экономики и быстроменяющийся рынок конъюнктуры становятся основополагающими при выполнении социальных программ и соблюдении государством принятых на себя обязательств.

Согласно первому принципу структура, объем и количественное наполнение расходов бюджетов различных уровней зависит от величины поступивших налогов. Весомость действия этого принципа определяется соответствием объема услуг, предоставляемых государством, суммам уплачиваемых гражданами налогов. В этом принципе цена услуг должна быть равной стоимости налогов. Количественное совпадение цены услуг и стоимости налогов ориентируется на рыночные условия. Принципы платежеспособности предполагают, что доход отдельного человека, общества в целом должен соответствовать, или хотя бы приближаться по вкладу в осуществление хозяйственного результата. С уверенностью можно утверждать, что этот принцип полагается и ориентирован на экономические потенциальные возможности налогоплательщика. Из этих положений вытекает, что выполнение социальных программ государства, количественное наполнение их зависит от центров приближенности — сохранения налоговых доходов, без которых невозможно вести разговор об улучшении социального и экономического положения каждого гражданина, объективно претендующего на получение помощи [8, с.55].

Исходя из вышеизложенного можно определить, что вопрос ответственности государства перед обществом актуален всегда и возрастает в условиях нестабильной экономики, вызванной внешними и внутренними факторами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Источники:

  1. www.socionauki.ru

  2. www.ria.ru/infografica

  3. Выступление В.В.Путина на Форуме Объединенного народного фронта от 17.11.2014 г. http://www.e-news.su/in-russia/34628-vystuplenie-vvputina-na-forume-deystviy-obscherossiyskogo-narodnogo-fronta.html

  4. www.rosbalt.ru

  5. www.gks.ru

  6. www.globfin.ru

  7. www.if.rbc.ru

  8. Байзулаев С.А. Налоговая политика государства и ее реализация в практике налогообложения// «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста». Материалы VI Международной научно-практической конференции. Ставрополь: СКФУ, 2014. –С.52.

  9. www.interfax.ru

Sources:

1. www.socionauki.ru

2. www.ria.ru/infografica

3. Vladimir Putin’s speech at the Forum of the United People’s Front of 11.17.2014http://www.e-news.su/in-russia/34628-vystuplenie-vvputina-na-forume-deystviy-obscherossiyskogo-narodnogo-fronta.html

4. www.rosbalt.ru

5. www.gks.ru

6. www.globfin.ru

7. www.if.rbc.ru

8. Bayzulaev SA The tax policy of the state and its realization in practice of taxation // «Improving taxation as a factor of economic growth.» Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. Stavropol: SKFU, 2014. -S.52.

9. www.interfax.ru