Московский экономический журнал 2/2016

image_pdfimage_print

Ефремова Н. А., магистрант кафедры экономической теории и менеджмента,

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Efremova N. A., undergraduate department of economic theory and management,

State University of  Land Use Planning, Moscow

КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

CORPORATE INNOVATIONS IN THE BANKING SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация. В статье рассматриваются корпоративные инновации в банковском секторе экономики. Основным фактором благоприятного развития банковской деятельности в нынешних условиях является политика непрерывных нововведений. В статье раскрыты следующие аспекты банковских инноваций – объяснение термина «банковские инновации», характеристика пирамиды стратегий корпорации, определение групп банковских инноваций и объяснение целесообразности создания виртуальной карты в качестве инновационного банковского продукта.

Abstract. The article examines corporate innovations in the banking sector of the economy. A major factor in the positive development of banking activities in the current environment is a policy of continuous innovation. The article describes the following aspects of banking innovations – explanation of the term «banking innovations», feature of the pyramid strategies of the сorporation, the definition of the group of banking innovations and an explanation of the feasibility of establishing a virtual card as innovative banking product.

Ключевые слова: Инновации, типы инноваций, корпоративная стратегия, коммерческий банк, банковские инновации, финансовые инновации, «близкие» платежи, виртуальная карта.

Keyword: Innovation, type of innovation, corporate strategy, commercial bank, banking innovation, financial innovation, «close» payments, virtual card.

Экономика развитых и развивающихся стран перешла на инновационный путь развития. Этот процесс существенно затронул банковский сектор как фактор способствующий внедрению инноваций в экономику в целом.

Современный этап мировой банковской системы проходит в рамках повышения конкуренции и кризисных ситуациях на финансовых рынках. Основным фактором благоприятного развития банковской деятельности в нынешних условиях является политика непрерывных нововведений. В настоящее время основным фактором стабилизации, конкурентоспособности и постоянного экономического роста являются инновации.

В литературе инновации представляются как синоним удачного развития экономической, социальной, политической и других сфер на базе различных нововведений. Например, В.С. Викулов термин «инновации»  трактует как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

В.С. Викулов указывает, что относительно к банку понимается создание банковского продукта, обладающего более желаемыми свойствами для потребителя по сравнению с предлагаемым ранее, либо совершенно нового товара, способного удовлетворить неохваченные ранее интересы его потенциального потребителя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта [2].

Деятельность, направленная на эффективное использование потенциала организации можно назвать инновационной стратегией предприятия.

Для начала, необходимо выяснить на каком уровне будут происходить нововведения, поскольку в настоящее время при наличии больших возможностей для диверсификации предприятия в корпорациях действуют многоуровневые стратегии.

Стратегии организации можно представить в виде пирамиды с иерархическими связями. Пирамида разделяется на три ступени.

Высшая ступень это корпоративная стратегия, т.е. главное управление организацией, от формулирования миссии  и постановки главных задач и целей до управления организацией в целом.

Следующая ступень это деловая стратегия, т.е. формирование экономических стратегических планов с учетом поставленных ранее целей.

Нижняя ступень это функциональная стратегия, которая учитывает конкретные функции корпорации такие как, маркетинг, производство, персонал, НИОКР.

Корпоративная стратегия описывает единые направления роста предприятия, поясняет, как управлять деятельностью предприятия. На корпоративном уровне ставится главная цель организации, определяется миссия и задачи корпорации. Стратегические решения на этом уровне наиболее сложны и ответственны, так как они влияют на всё предприятие в целом. Именно на этом уровне принимаются все решения касательно деловой и функциональной стратегий организации. Для достижения успеха все три стратегии должны быть согласованны и тесно взаимодействовать между собой. Главная цель корпоративной стратегии это определение направлений инвестирования для эффективного роста доходов корпорации.

Стратегия, направленная на формирование деятельности по определению приоритетов перспективного развития корпорации и достижению желаемых результатов называется корпоративная инновационная стратегия.

Корпоративная инновационная стратегия является составной частью общей  корпоративной стратегии.

Наиболее важными и значимыми для любой корпорации всегда являлись базисные инновации, несмотря на то, что для их реализации и воплощения требуется больше внутренних и внешних изменений.

На основании анализа инновационной деятельности нынешних корпораций  выделяют три типа инноваций:

  • Инновация – продукт;
  • Инновация – процесс;
  • Управленческая инновация.

Нововведения, происходящие, в финансовой сфере страны принято называть финансовыми инновациями. Финансовые инновации являются одним из основных механизмов конкурентной борьбы в банковской сфере. В 2011 году Россия вступила в ВТО, что повышает конкуренцию в банковском секторе страны не только среди отечественных банков, но и с иностранными банками. В этих условиях финансовые инновации приобретают особую роль.

В данной статье примером для рассмотрения банковских корпоративных инноваций является международная финансовая группа ВТБ.

Группа ВТБ это совокупность  ОАО Банка ВТБ, и его дочерних кредитных и финансовых учреждений. Вспомогательные кредитные учреждения (банки) осуществляют банковские операции. Вспомогательные финансовые учреждения предоставляют услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные финансовые услуги. Управляющие компании пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, лизинговые компании и другие организации действуют на рынке финансовых услуг.

По инновационному процессу банковские инновации можно разделить на три группы [4]:

  1. Простой внутриорганизационный инновационный процесс, т.е. процесс, предусматривающий создание и использование инноваций в границах одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь улучшает технологию производства уже существующих товаров.
  2. Простой межорганизационный процесс, предполагающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве товара купли-продажи.
  3. Расширенный инновационный процесс, связан с формированием комплексного банковского продукта, в случае, когда банк сотрудничает со своими партнерами, перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками.

Главными инновационными направлениями в стратегии коммерческого банка могут быть [5]:

  • Использование новейших информационных технологий;
  • Совершенствование методов управления;
  • Автоматизация банковских процессов;
  • Повышение безопасности деятельности кредитных организаций;
  • Повышение квалификации персонала.

В нынешнее время все большую популярность и развитие на мировом и российском рынках банковских услуг достигают три инновационных направления:

  • Развитие информационных и кибернетических технологий;
  • Внедрение клиентоориентированной модели ведения бизнеса;
  • Оптимизация собственных бизнес-процессов.

Анализ рынка банковских услуг показал, что наибольший уровень развитие получили технологические банковские инновации – 62%, продуктовые лишь 17% и организационные – 21%.

Происходит активное построение банка будущего. Все усилия и действия направлены на то, чтобы сделать банки полностью автоматизированными и виртуальными. Для этого активно внедряют передовые исследования в области технологий и информационного обеспечения. Нововведение связано с  последующими рисками, однако, полностью продуманные инновации при качественном управлении, как правило, имеют положительный результат [6].

Достаточно важным в обслуживание стало возникновение различных способов проведения платежей, так называемые «близкие» или беспроводные платежи. Этими способами можно заменить пластиковые карточки, которые легко потерять. С помощью технологии беспроводной высокочастотной связи, можно осуществлять операции в терминалах, магазинах, через телефон. В настоящее время очень часто применяется такая банковская инновация, как безналичный расчет. Изначально люди использовали наличные деньги. Известно, что эти деньги не дают полного развития экономики и, скорее всего, задерживают ее развитие. Наличные деньги громоздки и неудобны в обращении, особенно если платежи совершать на большие расстояния.

Следующим шагом технологических инноваций в сфере безналичного расчета может послужить виртуальная карта. Виртуальные карты это банковские карты, как правило, не имеющие физического воплощения. Банк — эмитент по желанию клиента может изготовить пластиковую виртуальную карту, на ней будут отсутствовать главные признаки обычной банковской карты: чип или магнитная полоса, голограмма и подпись держателя. Основная идея создания этого банковского продукта заключается в защите информации о номере клиента при сделках с ненадежными интернет — магазинами. Виртуальная карта будет инновацией — продуктом, так как создаётся новый товар, отвечающий потребностям общества.

Из этого следует, что среди основных тенденций развития и реализации банковских инноваций необходимо в главную очередь отметить смещение акцента с характеристик «цена», «количество» финансовых продуктов на характеристику «качество».  Следует повысить квалификацию  в индивидуальном подходе к клиенту и качестве его обслуживания. Основной объем клиентских запросов направлен на экстерриториальность и непрерывность работы систем, что заставляет банки концентрироваться на средствах управления вне зависимости от местонахождения, общедоступности, множественности каналов доступа и интерактивности обслуживания, проведения операций в режиме реального времени и минимизации ручной обработки операций.

Литература

  1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент // Учебник для вузов – СПБ.: Питер,2001. – 304 с.
  2. Викулов В.С. Концептуальный подход к разработке инновационных стратегий коммерческого банка // Финансовый менеджмент, 2010. № 5. – 41 с.
  3. Боумен К. Стратегия на практике // Учебник – СПб.: Питер, 2003. – 335 с.
  4. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент // Учебник – М.: 2007. –17 – 22 с.
  5. Конягин М. Н. Стратегия развития корпоративных отношений в банковском секторе экономики // Монография – СПб.: СПбГУЭФ,2010. –223 с.
  6. Орловский В. Инновации на вырост // Банковские технологии, 2010. № 3. – 23 – 27 с.

Literature

  1. Balabanov I. T. Innovation management // Textbook for universities – SPB.: Peter, 2001. – 304 s.
  2. Vikulov V. S. Conceptual approach to innovation strategies commercial bank. Financial management, 2010. № 5. – 41 s.
  3. Bowman K. Strategy in practice // Textbook – SPB.: Peter, 2003. – 335 s.
  4. Ilenkova S. D. Innovation management // Textbook – M.: 2007. – 17 – 22 s.
  5. Konyagin M. N. Strategy of development of corporate relations in the banking sector of the economy // Monograph – SPB.: SPbGYEF, 2010. – 223 s.
  6. Orlovskii V. Innovation for growth // Banking technology, 2010. № 3. –23 – 27 s.