http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2016

УДК 336.132.1

Безымянный 12

Толстолесова Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, профессор

Tolstolesova L.A., doctor of economics, Professor

Иванова Надежда Вячеславовна, аспирант

Ivanova N.V., graduate student

Тюменский государственный университет

Tyumen state University

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

THE MAIN OF FUNCTIONING PENSION SYSTEM PROBLEMS: REGIONAL ASPECT

    Аннотация. В статье рассматривается текущие преобразования пенсионной системы и механизм формирования пенсионных прав. Авторами представлена система аккумулирования и использования пенсионных ресурсов. Изучены положительные результаты и недостатки трансформирования программ пенсионного обеспечения и страхования. Предложены основные методы дальнейшего развития механизма формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Выявлено, что предложенный комплекс мероприятий обеспечит значительное укрепление Российской модели пенсионного страхования и обеспечения.

   Abstract. In article the current state of pension system and the mechanism of the pension rights formation is considered. Authors have presented system of formation and use of pension resources. Positive results and shortcomings of provision pensions system modernization and insurance are studied. The main methods of further development of the formation mechanism and effective use of financial resources are offered. It is revealed that the offered complex of actions will provide considerable strengthening of the pension insurance Russian system and providing.

   Ключевые слова: пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионные программы, пенсионная нагрузка, коэффициент замещения.

  Keywords: pension system, pension savings, pension plans, pension loading, replacement coefficient

  Формирование эффективно функционирующей пенсионной системы на текущий момент является объектом активных дискуссий, как на государственном уровне, так и в научной среде. Глобальный кризис, демографический спад, другие социально-экономические процессы выявили серьезные проблемы,  требующие трансформации и реформирования национальной системы пенсионного обеспечения, вступившей в противоречие со сложившимися реалиями современного периода. Особенно остро недоработки первых этапов реформирования пенсионной системы   сказываются на  региональном уровне. Недостаточная разработка целого ряда теоретических и методологических вопросов, связанных с трансформацией пенсионной системы, особенно на региональном уровне, обусловили выбор темы исследования.

  Серьезной проблемой отечественной пенсионной реформы является разработка программы, эффективно комбинирующей солидарные и накопительные модели формирования пенсий. При данной системе, фонды, сформированные для текущих выплат, сочетаются с инвестициями, создающими фонды денежных средств, из которых будут  осуществляться выплаты в будущем.

   Распределительная модель, сформированная по принципу солидарности поколений, обеспечивая пенсионные  выплаты из государственных внебюджетных фондов, предоставляет пенсионерам определенный уровень жизни, адекватный современному развитию экономики [1]. Во всем мире данная система с нарастающим эффектом накапливает финансовые трудности вследствие происходящих демографических сдвигов.

  Накопительные системы, предназначены для создания инвестиционных фондов, способных посредством текущих пенсионных взносов содействовать экономическому росту и, в то же время, значительному росту уровня пенсионного обеспечения. Однако такого рода модель сталкивается с трудностями организационного характера, низким размером накопительных отчислений, недостаточно развитым фондовым рынком, отсутствием финансовой грамотности населения и рядом других проблем.

   Проводимые мероприятия первых пенсионных реформ РФ выявили ряд недоработок теоретического и практического характера, которые отражаются с особой напряженностью на региональном уровне и нуждаются в разработке специфических методов для их успешного решения [3, с. 57].

   Попытаемся раскрыть основные проблемы функционирования пенсионной системы на примере территориальных отделений Пенсионного Фонда Тюменской области (включая ХМАО-Югру и ЯНАО), как одного из крупных и  благополучных субъектов РФ, и одного из самых отдаленных и дотационных регионов страны Чукотского автономного округа.

  Анализируя показатели Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и Чукотскому автономному округу, необходимо отметить макродинамику численности населения, существующего за счет  пенсионных выплат (рис.1) [5].

   В  2015 году численность населения-пенсионеров в Тюменской области составила 918 тыс. человек (мужчин, старше 60 лет и женщин, старше 55, находящихся на пенсионном обеспечении). Данный показатель превышает значение предыдущего года на 7 %. Что касается Чукотского автономного округа, то, рассматривая динамику численности пенсионеров региона в период  2010 — 2015 гг., необходимо отметить значительный прирост данного показателя, что составляет 15%.

Безымянный

Рисунок 1 — Динамика численности пенсионеров, тыс.чел.

   Прирост численности населения-пенсионеров, получающих выплаты в среднем по стране с 2010г. составил 6,5%, что,  демонстрирует рост численности населения — получателей пенсионных выплат.

   Динамика занятого трудоустроенного населения Тюменской области и Чукотского автономного округа за исследуемый временной промежуток демонстрирует несколько специфических процессов (рис. 2) [6].

Безымянный

Рисунок 2 — Динамика численности занятых, тыс. чел.

   Рассматриваемый показатель, начиная с 2010 г., существенно снизился. Численность трудоустроенных граждан на территории Тюменской области имеет изменчивую тенденцию. Рост показателя  в 2010-2015гг. имеет довольно низкие темпы — 4%. Численность занятых граждан в Чукотском автономном округе в 2015г. показывает отрицательную тенденцию, несмотря на растущий тренд периода в целом, вплоть до 2014 г.

 Динамика численности трудоустроенных граждан в течение рассматриваемого периода объясняется последствиями глобального кризиса 2008 – 2009 гг. и его нового витка в 2013 году. В сложившихся условиях предприятия и  организации этих  регионов проводили массовые сокращения  работников, в то время как  альтернативных мест для трудоустройства не создавалось. В качестве исключения следует отметить юг Тюменской области, где количество вакансий в 2,5-3 раза превышает уровень безработных.  В северных округах, сконцентрированных вокруг деятельности 2-3 крупных добывающих компаний, ситуация противоположная.

   Однако макропоказатель по стране сохраняет положительную динамику. С 2010 г. темп прироста численности занятых РФ составил 3,5 %, что отражает последовательное восстановление регионального рынка труда и всей экономики России.

    В связи с низкими темпами роста численности трудоустроенных граждан и волатильностью показателя на региональном уровне в текущий момент нагрузка на трудоспособное население постоянно практически не снижается, составив  в регионах  2% в 2015 году (рис. 3) [7].

Безымянный

Рисунок 3 — Нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения, в %

    Анализируя показатель нагрузки в динамике можно заметить, что  на уровне исследуемых субъектов РФ показатели практически равны и значительно превышают общероссийское значение.

   Проблема повышения рассматриваемого выше показателя существует во взаимосвязи с двумя факторами. В борьбе с затяжной безработицей при снижении пенсионного возраста высвобождаются места в штате для более молодых сотрудников. Одномоментное снижение темпов роста трудоустроенных граждан повышает нагрузку на занятых и вынуждает повысить возраст выхода на пенсию [2].

   Исследуя динамику среднего размера пенсии в регионах и по стране в целом, можно заметить, что с 2010г. размер пенсии постоянно индексируется (рис. 4) [5].

Безымянный

Рисунок 4 — Динамика среднего размера назначенных пенсий и величины прожиточного минимума,  руб.

  Самая высокая пенсия назначается в Чукотском автономном округе, она превосходит значение в 2015 году Тюменской области на 40% или на 6477 руб. и составляет 22373 руб.  Средний размер назначенных пенсий в РФ значительно ниже региональных показателей. В 2015 году данный показатель составил 12098 руб. И все же, значение в два раза превышает прожиточный минимум страны, который равняется 7781 руб. [5].

  Положительная динамика уровня пенсий объясняется ростом предела совокупных взносов с 2011 г. до 34%, из которых 26% составляли отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Снижение тарифов в 2012г. компенсировалось путем субсидирования  за счет средств Фонда национального благосостояния.

   Результативное функционирование пенсионной системы регионов зависят от ряда факторов, основным из которых является значение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работника, а также коэффициент замещения (рис. 5) [5].

Безымянный

Рисунок 5 — Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, в руб.

   Средняя заработная плата трудящихся в Тюменской области за 2015 г. составила 35935 рублей, что демонстрирует рост данного показателя по сравнению с 2014г. на 5% и превышает среднее по России  на 1954 руб. (6%).

   Средняя заработная плата в Чукотском автономном округе превышает значение Тюменской области и значение по стране в два раза за весь рассматриваемый период и равна  в 2015 году 78893 руб.

   Основным принципом распределительной модели устанавливается порядок возмещения потери трудового дохода работника. Данная система обуславливает установление предельного уровня пенсии посредством соотношения среднего размера пенсий к средней заработной плате. Рассматриваемый показатель по расчетам Международной организации труда, должен составлять не менее 40 %.

  Исследуя коэффициент замещения за рассматриваемый промежуток времени по Тюменской области, можно заметить  его положительную динамику за последние два года. В 2015 г. показатель составил 44,23%,что на 6 % выше, чем в том же периоде 2014 года (рис. 6) [6].

Безымянный

Рисунок 6 — Коэффициент замещения утраченного заработка, в %.

Отрицательная динамика коэффициента замещения в 2013г. объясняется  существенным ростом заработной платы в регионе и одновременным  снижением среднего размера пенсий.

Коэффициент замещения в Чукотском автономном округе и в РФ существенно ниже установленного МРОТ уровня в 40 %. Отрицательная тенденция усиливается под воздействием внешних демографических и макроэкономических процессов в результате глобального кризиса.

Анализируя сложившуюся модель пенсионной системы в разрезе регионов (на примере Тюменской области и Чукотского автономного округа), в большей степени отмечается позитивная динамика: уравнительность выплат ликвидирована; стимулирующая роль страховых взносов укрепляется; увеличивается размер материального обеспечения низкодоходного контингента пенсионеров и др.

Превалирующей особенностью субъектов федерации (Тюменской области и Чукотского автономного округа) является более высокий, чем по стране в целом размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников.

Различия в функционировании пенсионной системы страны и субъектов РФ обуславливают целесообразность системной работы по формированию ресурсов с учетом специфики каждого региона при выборе методов реформирования пенсионной системы. В связи с трудностями, возникающими при отсутствии финансовых ресурсов, многие регионы РФ развиваются медленно, а значительные объемы финансовых потоков, формирующих пенсионные накопления, остаются не использованными. Доминирование количества граждан-пенсионеров над трудоустроенными, низкий коэффициент замещения утраченного заработка и другие факторы приводят к тому, что уровень социальной защищенности зависимых от пенсионных выплат остается достаточно низким.

Таким образом, представляется целесообразным совершенствование территориальных систем, использование инвестиционного потенциала пенсионных накоплений путем расширения линейки инвестиционных инструментов, которые необходимо разрабатывать и внедрять с учетом специфики экономического потенциала каждого региона.  Необходимо также повысить  прозрачность получения понятной информации о реализуемых стратегиях инвестирования и результатах деятельности Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов[8].

Трансформирование института досрочных пенсий в самостоятельные профессиональные пенсионные модели даст возможность снизить нагрузку с национальной пенсионной системы от не страховых выплат надлежащим категориям пенсионеров за счет работодателей, что, в свою очередь, позволит развивать иные отрасли экономики регионов. Рекомендуемый комплекс мероприятий обеспечит существенное повышение эффективности российской системы пенсионного страхования и обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агеева Е.В. Об используемых пенсионных схемах в государственной пенсионной системе // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 3. — URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19109 (дата обращения 10.04.2016).
  2. Власов В.В. Современное состояние и основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / В.В. Власов // Бизнес, менеджмент и право. — URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=651(дата обращения 8. 04.2016).
  3. Корчемкина Е.С. Формирование пенсионных накоплений граждан в условиях нового этапа пенсионной реформы / Е.С. Корчемкина // Управление экономическими системами. — 2014. — № 12 (72). — С. 57.
  4. Красавина М.Ю. Проблемы формирования и использования пенсионных фондов в экономике Российской Федерации (на примере Калужской области): дис. … канд. Экон. наук. М.: Москва, 2004, 250 с. URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-formirovaniya-i-ispolzovaniya-pensionnykh-fondov-v-ekonomike-rossiiskoi-federatsii- (дата обращения 6.04.2016).
  5. Официальная статистика, базы данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения 10.04.2016).
  6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.fedstat.ru
  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области система [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tumstat.gks.ru. (дата обращения 4.04.2016).
  8. Пенсионная реформа 2016. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020года//Пенсионное обозрение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pensionobserver.ru/arxiv/(дата обращения 12.04.2016).