Московский экономический журнал 2/2016

image_pdfimage_print

УДК 331.108

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Директор Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Гришин Дмитрий Владимирович

Аспирант Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Director Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Grishin Dmitriy Vladimirovich

Post-graduate Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

РАЗРАБОТКА НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

DEVELOPMENT OF NEW SYSTEM MANAGEMENT AND CERTIFICATION QUALIFICATION PROFESSIONALLY QUALIFICATIONS IN AIRCRAFT INDUSTRY.

   Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые аспекты построения системы независимой оценки квалификаций. Предлагается осуществить это совместными усилиями представителей работодателей и работников при содействии государства путем создания национальной системы сертификации и квалификации, которая будет решать задачи:

  1. Общественная аккредитация образовательных программ, что обеспечит передачу информации непосредственно от работодателей в систему образования для учета актуальных потребностей секторов экономики.
  2. Оценка и сертификация квалификаций кандидата, которым может быть выпускник учебного заведения или работник предприятия. Профессиональные квалификации определяются в профессиональных стандартах, при этом профессиональный стандарт содержит несколько квалификационных уровней.

     В статье рассматривается ключевые участки и распределение между ними компетенций и ответственности.

     Summary. This article examines the key aspects of building a system of independent assessment of qualifications. It is proposed to make it by efforts of representatives of employers and workers both with the assistance of the state by creating a national system of certification and qualification, which will solve the problem:

  1. Public accreditation of educational programs that will ensure the transfer of information directly from employers into the education system to current needs of economy sectors.
  2. Assessment and certification of qualifications of the candidate, who may be a graduate of an educational institution or an employee of a company. Professional qualifications are determined in the professional standards which contain several qualification levels. The article considers the key areas and the distribution of power and responsibilities between them.

  Ключевые слова: система оценки, компетенции, профессиональные стандарты, квалификация.

   Keywords: assessment system, system of assessment, competency, professional standards, qualification, professional qualification.

    Право на труд в Российской Федерации закреплено и гарантировано нашей  Конституцией. Почти каждый человек нашей страны когда-либо работал и в период своей трудовой деятельности неоднократно менял сферу свой профессиональной деятельности, работодателя и предмет трудовых усилий. По данным Пенсионного фонда, трудовая деятельность человека охватывает в среднем 34,5 года, или примерно половину ожидаемой продолжительности жизни в России и большую часть дееспособного периода жизни каждого жителя России.

    Предмет трудовых отношений между работником и работодателем, согласно Трудовому кодексу, устанавливается трудовым договором, в котором указывается, какую должность занимает работник или работу по какой профессии он выполняет. Однако, как правило, в самом договоре не содержится перечисление должностных обязанностей, или набора действий, выполнение которых предписано и ожидается от работника. Это побуждает работодателя фиксировать объем работ в рабочей или должностной инструкции.

    Создание должностных и рабочих инструкций не является законодательно регулируемой областью взаимоотношений между работником и работодателем. Статистика судебных споров показывает, что отсутствие формализованных требований к объему и границам работы является распространенной причиной конфликтов между работником и работодателем.

   На создание должностных инструкций организации затрачивают большой объем времени и ресурсов. В среднем на создание одной должностной инструкции и ее поддержание в актуальном состоянии затрачивается от 2-х до 4-х часов в год на каждого работника. В масштабах России это огромная область деятельности, которая в последние двадцать лет не была стандартизирована и унифицирована.

   Существовавший Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), с одной стороны,  перестал носить обязательный характер применения, с другой — не включал в себя большое число вновь появившихся видов профессиональной деятельности. По оценке Министерства труда и социального развития РФ, «в нашей стране практически не обновлялись описания профессий, все справочники, требования к профессиям сохранились в том виде, в котором достались нам в наследство ещё практически от Советского Союза, и сама система установления этих требований фактически не соответствовала нормальным рыночным условиям» [1].

  Преодолеть эту проблему было решено совместными усилиями представителей работодателей и  работников при содействии государства. С этой целью был образован Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ. Указом №249 от 16 апреля 2014 г. в состав Совета входят три Министра Российской Федерации; ежегодное собрание проходит под председательством Президента России [2].

   Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования:

  • по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;
  • по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
  • по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации.

  Законодательную основу решения Совета обеспечивают изменения в Трудовом кодексе РФ [3] и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Применение профессиональных стандартов работодателями с 1 июля 2016 г. станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [4].

   У создаваемой в России системы независимой оценки профессиональной квалификации есть потенциал выхода за пределы национальных границ. В первую очередь рассматриваются страны СНГ и Евразийского экономического сообщества, как в силу схожести моделей образования, так и проникновения национальных российских корпораций в другие страны.  Как пример, можно назвать Индию и Китай, где развиваются совместные проекты в авиационной, машиностроительной, атомной и нефтегазовых отраслях.

  Национальные системы сертификации квалификаций появились еще в прошлом веке в Англии и США, а затем распространились в другие страны. Система сертификации квалификаций состоит, как правило, из двух контуров с разным кругом решаемых задач.

   Первый – это общественная аккредитация образовательных программ. Она проводится с целью установления соответствия программы обучения требованиям профессионального стандарта или стандартов. Аккредитация означает признание работодателями, что успешное усвоение обучающимся образовательной программы делает его готовым к сдаче экзамена на соответствие квалификациям, указанным в профессиональном стандарте. Данная процедура обеспечивает канал передачи информации непосредственно от работодателей в систему образования для учета актуальных потребностей секторов экономики.

  Второй – это непосредственно оценка и сертификация квалификаций кандидата, которым может быть выпускник учебного заведения или работник предприятия. Профессиональные квалификации определяются в профессиональных стандартах, при этом профессиональный стандарт содержит несколько квалификационных уровней. Требования к профессиональному стандарту определены и регламентированы, в его разработке обязательно принимает участие профильное объединение работодателей, он проходит общественное обсуждение и затем утверждается Минтруда России, после чего принимает официальные статус нормативного документа [6].

  Цель системы сертификации компетенций состоит в установлении соответствия фактических компетенций кандидата квалификационным уровням  профессионального стандарта. Для того чтобы обеспечить объективность системы оценки необходимо разделять тех кто проводит обучение и подготовку и тех кто проводит процедуры оценки [5, 7].

   В 2010-2012 годах один из крупнейших работодателей в области авиастроения Объединенная авиастроительная корпорация по заказу Минобрнауки России реализовал новый проект «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций в отрасли авиастроения». Пилотный проект позволил разработать и апробировать:

  • модель экспертно-методического центра в отрасли авиастроения;
  • методику оценки профессиональных компетенций в отрасли авиастроения;
  • методика подбора экспертов по оценке квалификаций в отрасли авиастроения;
  • модель центра оценки и сертификации квалификаций в отрасли авиастроения;
  • методика оценки и сертификации квалификаций специалистов в отрасли авиастроения.

   По итогам проекта были выработаны рекомендации по формированию системы оценки квалификаций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов в отрасли авиастроения [8]. Результаты пилотного проекта позволили структурировать требования к участникам, процессам и разграничению полномочий всех участников системы для повышения доверия к сертификату квалификационного соответствия.

2

Рис. 1. Система оценки и сертификации профессиональных квалификаций

    Основной участник системы – это  кандидат  (физическое лицо), который подал заявку на прохождение процедуры сертификации. Кандидату должны быть доступны для самостоятельного изучения:

  • профессиональный стандарт, на соответствие требованиям которого он подал заявку на сертификацию;
  • описание процедуры сертификации и последовательность этапов;
  • примеры квалификационных заданий с результатами решения;
  • методические указания по подготовке к сдаче сертификационного экзамена.

    Сама процедура сертификации должна проводиться в специализированном учреждении — Центре оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК). Данный центр должен быть независим от учебного учреждения.  Допустимо создавать такие центры при крупных работодателях, однако оптимально – это создание ЦОСК при отраслевом объединении работодателей. Например,  в авиастроении таким объединением является Союз авиапроизводителей России, объединяющий предприятия авиационной отрасли, на которых приходится более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.

   Центр оценки и сертификации квалификаций может быть создан как коллегиальный временный орган и собираться только на период проведения процедур оценки кандидатов. Аналогичным образом устроены и работают экспертные советы при институтах развития, например Фонд развития промышленности, «Сколково», Российская венчурная корпорация и другие.

   Каждый ЦОСК должен получить аккредитацию в центре аккредитации, о котором будет сказано позже. Для оценки качества работы центра и проверки соблюдения установленных методик деятельность центра регулярно проверяется независимым аккредитованным аудитором. На основании отчета аудитора аккредитация ЦОСК может быть приостановлена на период, необходимый для устранения нарушений, или отозвана.

   Эксперты по сертификации, которых приглашает ЦОСК для процедуры сертификации – это физические лица, аккредитованные как эксперты по оценке результатов оценочных испытаний в рамках квалификационного экзамена. Данные эксперты должны пройти обучение методики проведения сертификационных испытаний, методике использования средств и инструментов оценки, а также иметь соответствующий опыт и квалификацию. Эксперт по сертификации получает аккредитацию на определенный профессиональный стандарт до определенного квалификационного уровня данного стандарта. Оптимальным подходом является обучение и аккредитация профессионалов-практиков в качестве экспертов по сертификации.

  Эксперты по разработке средств оценки – это физические лица, разрабатывающие оценочные средства и методики, которые позволяют объективно и с высокой степенью достоверности оценить уровень квалификаций у кандидата. Каждый созданный инструмент оценки квалификаций обсуждается профессиональным сообществом и в случае положительного решения утверждается решением экспертно-методического центра. Эксперты по разработке средств оценки должны быть обучены методологии работы и иметь соответствующий опыт и квалификацию. Каждый эксперт по разработке средств оценки проходит обязательную аккредитацию. Экспертами по разработке средств оценки могут быть ведущие преподаватели профильных учебных заведений.

   Экспертно-методический центр (ЭМЦ) — это юридическое лицо или временный рабочий орган, который разрабатывает процедуры и инструменты оценки, проводит обучение экспертов по сертификации использования разработанных инструментов. Допустимо создание ЭМЦ при образовательных учреждениях. Так, например, в авиационной отрасли эту роль может взять на себя Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), который уже сейчас успешно выполняет задачу учебно-методического объединения высших учебных заведений России по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (38 вузов). Деятельность ЭМЦ так же как и ЦОСК проверяет независимый аудитор.

   Аудиторы – это физические лица, чья задача заключается в комплексной, независимой и объективной оценке ЦОСК и ЭМЦ и подготовке отчета о соответствии фактического положения установленным процедурам. Аудиторы проходят обязательную подготовку и аккредитацию в центре аккредитации, они подотчетны только данному центру и объединяются в профессиональное сообщество. В случае, если работа аудитора признается его коллегами не соответствующей стандартам, аккредитация аудитора может быть отозвана.

    Крайний участник системы оценки и сертификации — это центр аккредитации. Он обеспечивает функционирование всей системы и решает основные задачи:

— проверка, оценка и аккредитация экспертов в разрезе профессиональных стандартов по уровням квалификаций, аудиторов, центров (ЦОСК и ЭМЦ);

— проверка и аккредитация  оценочных средств в разрезе профессиональных стандартов и квалификационных уровней;

— ведение реестра образовательных программ, прошедших общественную аккредитацию; ведение реестров экспертов, выданных сертификатов соответствия кандидатов требования профессиональных стандартов и сертифицированных физических лиц.

  Данный центр создается в единственном числе на отрасль или группу отраслей. В настоящее время его создание видится целесообразным или под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям, или при Министерстве промышленности и торговли РФ. Одним из оптимальных вариантов организации центра аккредитации в промышленности вообще и в авиационной отрасли в частности может стать наделение Фонда развития промышленности соответствующими компетенциями.

      Рассмотрим подробнее непосредственно процедуру сертификации. В общем виде схема сертификации включает ряд этапов:

  1. Подача кандидатом заявки на сертификацию.
  2. Прохождение квалификационного экзамена.
  3. Принятие решения о сертификации на соответствующий уровень профессионального стандарта.
  4. Обжалование решения сертификационной комиссии в апелляционной комиссии.
  5. Выдача сертификата и внесение кандидата в реестр лиц, прошедших сертификацию.

2

Рис. 2. Общая схема сертификации

    На этапе подачи заявки кандидат заполняет анкету, где указывает основные сведение о себе, полученном образовании и опыте работы. В соответствии с требованиями системы сертификации отсутствие профильного образования не должно быть основанием для отказа в прохождении процедуры сертификации. Заявке кандидата присваивается уникальный код, который становится единственным персонифицирующим индикатором заявителя. Все персональные данные кандидата, такие как ФИО, дата и место рождения временно скрываются для обеспечения права кандидата на независимую оценку. После получения заявки кандидату сообщают время и место проведения квалификационного экзамена. В целях оптимизации кандидатов объединяют в группы по профессиональным стандартам, в связи с чем может пройти длительное время от момента подачи заявки на сертификацию до начала квалификационного экзамена.

  Задача ЦОСК собрать сертификационную комиссию из числа экспертов по сертификации. В том случае, если в ЦОСК не хватает штатных экспертов, он вправе обратиться в центр аккредитации с запросом о выделении необходимого числа экспертов соответствующего профиля.

Проведение квалификационного экзамена состоит из трех частей:

  1. Теоретическая часть – для оценки уровня знаний кандидата.
  2. Практическая часть – для оценки уровня умений и навыков кандидата.
  3. Интервьюирование – для оценки общего уровня владения предметной областью и верификации ответов теоретической и особенно практической частей квалификационного экзамена.

         В целях повышения эффективности и объективности процедур оценки:

         — эксперты по сертификации получают материалы квалификационного испытания в обезличенном виде;

         — каждую работу оценивают три эксперта; причем первые два видят только материалы, а третий еще материалы и результаты оценки первых двух, и выносит итоговое решение о правильности и корректности ответа;

         — по мере накопления статистики оценки экспертов сравниваются с базой данных оценок по другим кандидатам;

         — матрица принятия решения  до порога выставляется автоматически, на основании закрытого обезличенного голосования экспертов. Уровень порога задается после накопления статистики по количеству правильных ответов и пересматривается ежегодно;

         — по итогам интервью  эксперт по сертификации вправе изменить данную ранее оценку квалификационного экзамена, детально раскрыв в примечании основание для этого.

   Принятие решения о сертификации кандидата на соответствующий уровень профессионального стандарта принимается решением сертификационной комиссии. В состав комиссии включаются эксперты, которые оценивали ответы кандидата и проводили интервью, а также не менее трети от общего состава комиссии — это эксперты, которые не проводили оценку. Обязательным является участие в работе комиссии аудитора, который не проводит оценку и не принимает решение, но обеспечивает соблюдение всех процедур и объективность оценки.

  На рассмотрение комиссии поступают обезличенные (лишенные персональных данных кандидатов) бланки оценок теоретической и практических частей экзамена. Решение о соответствии кандидата определенному уровню профессионального стандарта принимается простым большинством. Каждый эксперт в своем решении указывает уровень квалификации, которого, по его мнению, достоин кандидат, и кратко аргументирует свое решение. Секретарь комиссии фиксирует решение  в протоколе и сообщает о нем кандидату.

      В том случае, если кандидат не согласен с решением сертификационной комиссии, он вправе подать апелляцию. Для рассмотрения апелляции центр аккредитации формирует апелляционную комиссию, которая повторно рассматривает результаты квалификационного экзамена, не проводя интервью с кандидатом. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит. Однако кандидат вправе подать повторное заявление на сертификацию.

   На основании протокола сертификационной или апелляционной комиссий центр аккредитации вносит данные кандидата и итоги квалификационного экзамена в единую базу данных и, в случае положительного решения, выписывает сертификат. Сертификат направляется физическому лицу по указанному в заявке адресу. В случае неполучения сертификата или его утраты центр аккредитации изготавливает копию сертификата по обращению кандидата.

   Оплата услуг всех сторон строится на возмездной основе. Кандидат оплачивает работу центра оценки и сертификации и стоимость сертификата, а,. в случае обжалования решения, стоимость апелляции. ЦОСК возмещает стоимость работы привлеченных экспертов по сертификации и аудитора.

  Использование данного подхода к построению системы оценки и сертификации квалификаций позволит сделать ее действительно независимой и объективной.

Список литературы

  1. Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина на совещании в Правительстве РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/15/10/
  2. Указ Президента РФ от 16.04.2014 г. № 249 “О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям”
    [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70537804/#ixzz4593avPwF
  3. Трудовой Кодекс 2016 — 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://trudkodeks.ru/
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  5. Международный стандарт сертификации персонала — ISO/IEC CD 17024.
  6. Организационно-методические документы в целях формирования системы независимой оценки квалификации [Электронный ресурс]. URL: http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty/omd_nok.html
  7. Машукова Н.Д., Посталюк Н.Ю., Николаева Г.В. Система добровольной сертификации персонала в Российской Федерации: модели и механизмы.  М.: Логос, 2006.   100 с.
  8. Материалы к отчету по ГК № 12.Р20.11.0012 от 30 августа 2011 г. «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в отрасли авиастроения».