Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10349

Повышение эффективности инвестиционной деятельности в регионе путем создания специальных экономических зон

Improving the efficiency of investment activities in the region by creating special economic zones

Тавбулатова Зулай Кариевна, д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ИЭФ, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия

Мудаева Фатима Ералиевна, Институт экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Висаитова Мадина Рамзановна, аспирант Института экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Tavbulatova Zulai Karievna, Mudaeva Fatima Eralievna, Visaitova Madina Ramzanovna

Аннотация. Под специальными экономическими зонами подразумевают хозяйственно-экономический институт. Он выражается в повышенном экономическом росте, который происходит за счет товарооборота, привлечения вложений, обмена знаниями и технологий, усиливать экономическую интеграцию.

Экономические зоны способны оказывать заметное социально-экономическое воздействие как на отдельные регионы своего присутствия, так и на экономику страны. СЭЗ еще называют полюсами экономического роста. За несколько десятилетий такие зоны стали носить глобальный характер, под их влияние попали практически все страны мира.

Сегодня есть множество толкований СЭЗ, но наиболее достоверным является авторское: специальные экономические зоны – финансовое пространство, где для российских и иностранных бизнесменов существуют скидки и привилегии, они помогают создавать такие варианты экономики, которые могут гарантировать производство и поставку конечной продукции на мировой рынок. Такая схема обеспечивает благоприятное социально-экономическое развитие и рост места присутствия СЭЗ.

Российских реформаторов привлек мировой опыт благополучного существования СЭЗ в середине 80-х годов 20 века. В 1990 году в России появились сразу 11 зон свободного предпринимательства. Их показатели первые 15 лет были крайне непродуктивными согласно мировым стандартам. Вот основные ошибки, допущенные при их создании в нашей стране.

Summary. Under special economic zones mean economic and economic institution. It is expressed in increased economic growth, which is due to trade, investment, exchange of knowledge and technology, to strengthen economic integration.

Economic zones are able to have a significant socio-economic impact both on individual regions of their presence and on the country’s economy. FEZ is also called the poles of economic growth. For several decades, such zones have become global in nature, almost all countries of the world have come under their influence.

Today, there are many interpretations of FEZ, but the most reliable is the author’s: special economic zones – a financial space where there are discounts and privileges for Russian and foreign businessmen, they help to create such variants of the economy that can guarantee the production and supply of final products to the world market. Such a scheme ensures favorable socio-economic development and growth of the FEZ presence.

Russian reformers were attracted by the world experience of the successful existence of FEZ in the mid-80s of the 20th century. In 1990, 11 free enterprise zones appeared in Russia. Their performance for the first 15 years was extremely unproductive according to world standards. Here are the main mistakes made in their creation in our country.

Ключевые слова: экономические зоны, финансовое пространство, производство, мировые стандарты, продукция.

Keywords: economic zones, financial space, production, world standards, products.

Главная ошибка при создании СЭС в России – Правительство страны полагалось только на финансовые документы, отражающие схемы получения как можно большей прибыли в казну государства. При этом в самые сжатые сроки. К тому же, в России не была разработана долгосрочная государственная стратегия развития СЭЗ, не была должным образом подготовлена законодательная и нормативная почва.

Также заметным пробелом стало отсутствие законов, регламентирующих работу зарубежных инвесторов на территории России. Это обстоятельство не способствовало экономической уверенности иностранцев в будущей деятельности в нашей стране.

Лишь в 2005 году после решительного пересмотра работы СЭЗ – ситуация в экономических зонах изменилась. В июле 2005 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определил правовой режим особых экономических зон (ОЭЗ) в России, а также установил очередность их появления и деятельности.

Следует обратить внимание, что со вступления в силу данного Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, было прекращено. Исключение составили ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, деятельность которых и по сей день регулируется отдельными законодательными актами. Согласно Закону особая экономическая зона — «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности», а его целью является «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы».

На территории особых экономических зон действует индивидуальный подход к предпринимательской деятельности: инвесторы для своего бизнеса получают инфраструктуру, которая была создана государством. Это обстоятельство позволяет сэкономить средства основного производства. Наличие свободных таможенных зон гарантируют резидентам финансовые послабления. Они выражаются в льготах инвестору на аренду земли, занятой под производство.

В соответствие с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» в России могут создаваться зоны только четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Рассмотрим каждую из них.

Промышленно-производственные зоны предназначены для изготовления и заполнения потребительского рынка внутри страны, при этом производимые товары должны быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Технико-внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения научных разработок. На территории этих зон должен происходить «инновационный прорыв». Такие ноу-хау должны внедряться в производство и стимулировать экономическое развитие страны.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности отрасли туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов. Существенное отличие таких ОЭЗ от двух предыдущих типов зон в том, что акцент в них делается не на производстве, а на сферу услуг для населения. Надо сказать, что в России есть несколько туристско-рекреационных зон, которые находятся в экологически уникальных местах. Туристический бизнес в этих местах не загрязняет окружающую среду и не наносит ей урон.

Портовые зоны планировались как места, где будут налажена и улучшена логистика за счет того, что в порты будут привлечены дополнительные грузопотоки. Рост грузоперевозок должен помочь интегрировать Россию в мировое финансовое пространство, а также перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах РФ. Портовые зоны были необходимы нашей стране, потому как, имея самую протяженную морскую границу, Россия сегодня заметно отстает от других морских государств по эффективности портового хозяйства.

Зоны особого развития в РФ существовали и до 2014 года. Тогда их насчитывалось чуть более 20-ти. Однако национальная экономика продолжала требовать денежных вливаний с запада. Это стала причиной стимулировать интеграцию зарубежного бизнеса в российский рынок на определенных условиях путем создания нового типа зон особого развития. Так появились ТОРы – территории опережающего развития.

Определяющим понятие ТОР является обособленная территория отдельного субъекта РФ. Она представляет собой закрытый тип административно-территориального управления. Здесь действует иной режим права, который дает существенные бонусы для развития бизнеса. Эти правовые норм устанавливает Правительство Российской Федерации.

Благоприятные условия для ведения бизнеса в таких зонах привлекают инвесторов. Это позволяет значительно ускорить темпы социально-экономического роста. Как следствие, уровень жизни населения в таких зонах становиться качественно выше.

Второе название зоны ТОР это ТОСЭР, что расшифровывается как территория опережающего социально-экономического развития.

На законодательном уровне суть функционирования такой зоны закреплена Федеральным законом №473 от 29.12.2014. Там четко прописано, каким правовым статусом обладает ТОСЭР. Утвержден список налоговых льгот и перечень предоставляемых преференций.

Воспользоваться такими «благами» могут только резиденты ТОР. Кто такие резиденты? Это предприниматели, а также коммерсанты, либо юридические лица, прошедшие особую процедуру государственной регистрации. В ходе этой процедуры составляется соглашение о том, в соответствии с каким регламентом будет осуществляться деятельность предпринимателя на данной территории.

70 лет, именно на такой период в России создается территория опережающего развития. Однако в случае необходимости период действия ТОР может быть продлен по решению Правительства РФ. Но лишь в том случае, если федеральный орган на то уполномоченный предоставит согласие.

В законе о ТОРах указано и каким должен быть порядок управления. Прописано также, как можно будет провести ликвидацию ТОРа. Помимо этого в правовом акте зафиксирован перечень действий для прекращения статуса резидента ТОР, либо, напротив, его приобретения.

Созданию ТОРов предшествовала большая работа с документацией различных кодексов РФ: Градостроительного и Трудового, Лесного и Гражданского, Земельного и других.

Поправки также коснулись ФЗ о исполнительных и законодательных органах, в части субъектов Российской Федерации. Претерпели изменения законы о приватизации. Потребовалось внести поправки об обязательном страховании иностранных граждан, которые работают на территории РФ. Коснулись изменения и местного самоуправления, закона об экологической экспертизе и лицензировании, и так далее.

Целый ряд моментов влияют на статус ТОР:

  • особое налогообложение;
  • предоставление льгот при аренде;
  • особенное отношение государства в части предоставления услуг;
  • свободная таможенная зона, точнее свойственные ей процедуры;
  • возможность найма персонала высокого класса из-за рубежа;
  • особый порядок ведения государственного контроля и надзора на муниципальном уровне;
  • землепользование на особых условиях;
  • приоритетное право на работу с объектами инфраструктуры.

Любопытный факт: аппарат управления в ТОРах наделен теми же полномочиями, что и органы государственной власти. Это прописано в нормативных актах о ТОРах.

На этих же территориях действует особый вид органов МВД, МЧС, ФСН и другие.

Повышается уровень выполнения административного управления.

Важный момент заключается в том, что особенные льготы на налоги предоставляются лишь резидентам ТОР. Это прописано в статье №14 Федерального закона «О территориях опережающего развития». При этом резидент получает не только привилегии, но и вынужден сам вносить вклад в развитие данной зоны согласно подписанному соглашению: делать капитальные инвестиции, выполнять свои обязательства в строгие сроки и объемы.

Налог на добавленную стоимость для резидентов ТОР взимается по упрощенной системе. (статья 176.1 Налогового кодекса РФ). Согласно НК, налогоплательщик ТОР может возместить уплаченный налог, если вместе с декларацией будут продемонстрированы поручительство от управляющей компании субъекта.

Важно указывать в декларации наличие права на возмещение налога на добавочную стоимость.

Отдельными привилегиями пользуются резиденты и в отношении налога на прибыль. Они имеют право на нулевую ставку налога в федеральный бюджет. Но срок ограничен пятью годами. До 5% снижена и ставка в региональные бюджеты. Отсчет стартует уже с 1 прибыльного периода.

Такие условия действует на протяжении 5 периодов налогообложения. Далее ее нельзя делать выше 10%.

Рассмотрим, какими льготами может пользоваться резидент и в части добычи полезных ископаемых. Для расчета НДПИ используется особый социальный коэффициент. Он применяется для добычи полезных ископаемых в определенной зоне.

Этот коэффициент чаще всего равен нулю. По крайней мере, до того, как начнет применяется сниженная налоговая ставка. Он может действовать около 10 лет.

На такой же период, в 10 лет, действуют поблажки и относительно страховых и пенсионных взносов. Всего 6% составляют отчисления в Пенсионный фон. 1,5% уходят в Фонд социального страхования; 0,1% направляют в Фонд обязательного медицинского страхования уровня федерации.

Почти каждое государство в рамках региональной политики устанавливает индивидуальные законодательные и экономические режимы на отдельно очерченных территориях. Главная цель любой страны при создании подобного пространства – прибыль как для отдельной зоны, так и всей национальной экономики.

Сегодня к этим территориям относят: особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), офшорные зоны, наукограды, территории опережающего социально-экономического развития.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) характеризуются беспошлинным или льготным импортом и экспортом, изолированность торговых, финансовых, хозяйственных отношений от всего государства. Кроме того, важная черта ОЭЗ – приток зарубежного капитала.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) регулируются Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (далее – Закон о ЗАТО). Данный закон распространяется на населенные пункты, где расположены предприятия атомной промышленности и оборонного комплекса страны. А именно — объекты Министерства обороны РФ и Министерства по атомной энергии РФ.

Офшорные зоны, как правило, базируются на островных государствах или островах с особой юрисдикцией. Офшоры привлекают финансовые потоки низкими налогами.

Наукограды – это, как правило, населенные пункты с градообразующим научно-производственным комплексом. Если муниципальному образованию присвоено звание наукограда, то это означает, что ему будет оказана государственная поддержка на федеральном уровне.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). Этот вид территориальных образований – самый молодой на территории России. В 2013 году Сибирь и Дальний Восток были объявлены такими центрами.

Для бизнесменов и предпринимателей на территории опережающего социально-экономического развития действуют следующие стимулирующие режимы: льготные цены на арендную плату, налоговые послабления, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР, таможенные льготы.

Рассмотрим ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории России.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) определяет все виды льгот для представителей ОЭЗ. Разобьем их на три группы: экономические, юридические и инфраструктурные.

Экономические факторы – это результат экономической деятельности в условиях преференции. К ним относят:

1)      налог на прибыль – снижение ставки на 4% в течение 5 лет со дня включения в список ОЭЗ;

2)      налог на имущество. В течении 5 лет освобождение от уплаты налога на имущество, без преференций – уплата в казну 2,2% от стоимости движимого и недвижимого имущества;

3)      Земельный налог. Инвестор освобождается от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента приобретения участка, без преференций – уплата земельного налога в размере 1,1% кадастровой стоимости;

4)      транспортный налог. С преференциями – транспортный налог не платится в течение 5 лет, без преференций – уплата транспортного налога в размере от 5, 7, 10, 15% в от мощности двигателя автомобиля (измеряется в лошадиных силах);

5)      арендная плата. С преференциями – самый высокая плата на землю составляет 2% их кадастровой стоимости в год, без преференций – аренда определяется органами власти субъекта РФ;

6)      НДС, таможенные пошлины, акцизы. С преференциями – импорт минует НДС и таможенные пошлины. При экспорте за территориальные пределы РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, вывозные пошлины подлежат уплате, как при вывозе. Без преференций взимается НДС в размере 18% стоимости товара, таможенная пошлина – в размере от 0,1% стоимости товара, так же взимаются и акцизы;

7)      амортизация. При наличии преференций, затраты на приобретение необходимого оборудования окупаются скорее;

8)      убытки можно переносить на будущее время без ограничений, без преференций – перенос финансовых потерь на следующий период;

9)      затраты на НИОКР списываются, без преференций – затраты на НИОКР остаются у предприятия и после перекочевывают в убытки предприятия.

Юридические факторы все виды преференций:

1)      законодательство. Изменения нормативной базы (кроме актов налогообложения подакцизных товаров) не будут применяться к резидентам ОЭЗ в течение всего срока их существования;

2)      кредиты и займы. Резидентам дают гарантии на одобрение ссуды на инвестпроекты;

3)      градостроительные регламенты. С преференциями градостроительные регламенты не распространяются на земли в рамках ОЭЗ. Без послаблений – правила землепользования и застройки определяет градостроительный регламент.

4)      регистрация. С преференциями – принцип «одного окна».

5)      статус резидента. Лишить статуса резидента ОЭС возможно лишь через суд.

Список литературы

  1. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. – М.: Мысль, 1977.
  2. Гимазова Ю.В., Омельченко Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата /под общ. ред. Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2017.
  3. Государственные и муниципальные финансы учебник и практикум для академического бакалавриата /И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012.
  5. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ (http://www.council.gov.ru).
  6. Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата и магистратуры /И.Н. Ильина, И.С. Леонард, Д.Л. Лопатников, О.Б. Хорева [и др.]: под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – М. : Издательство Юрайт, 2018.
  7. Шимширт Н.Д., Крашенникова Н.В. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник. – М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2014.
  8. Энциклопедия государственного управления в России: в 4 т. /Ред. В.К. Егоров; Рос. академия гос. службы. – М.: РАГС, 2004.