http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 13/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 13/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10344

Повышение эффективности бюджетных расходов в целях выравнивания региональной ассиметрии

Regional asymmetry in the Russian Federation and its causes

Успаева Милана Гумкиевна, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО
«Чеченский государственный университет», кафедра финансов и кредита, доцент
кафедры финансов и кредита

Мудаева Фатима Ералиевна, Института экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Россия

Гачаев Ахмед Магомедович, кандидат физико-математических наук, доцент,
Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад.М.Д.
Миллионщикова,Комплексный научно-исследовательский институт им.Х.И.Ибрагимова
РАН, заведующий кафедрой «Высшая и прикладная математика», gachaev_chr@mail.ru,

Uspaeva Milana Gumkievna, Mudaeva Fatima
Eralievna, Gachaev Akhmed Magomedovich

Аннотация. Существенные
различия в социальных и экономических системах являются неотъемлемой частью
регионов, которые можно проследить при помощи качественных показателей. Для
проведения оценки используют методики расчета региональной асимметрии. При этом
асимметрию характеризуют как отклонение параметров (свойств) этого объекта, то
есть региона в данном случае, от некоторой «нормы», «стандарта» или типичного
состояния для определения рода систем. За норму или стандарт берутся показатели
из шкалы асимметрии. Также у термина, есть синонимичные понятия, к примеру,
понятие региональной диспропорции.

Значимые различия в уровне жизни, производстве, макрорегионами
глобальной экономической системы и в сфере услуг между крупными экономическими
регионами одного государства и есть региональная диспропорция. Более того, в
отечественной науке, достаточно часто распространен термин «территориальная
дифференциация». По своей сути это явление, при котором региональное развитие
превышает определенный предельный и/или критический уровень.

Очевидно, что из представленных выше понятий, все они трактуют одно и то же явление, так называемое ассиметричное развитие регионов. Характеризует она региональную систему в определенный период времени.

Summary. Significant differences in social and economic systems are an integral part of the regions, which can be traced using qualitative indicators. Methods of calculation of regional asymmetry are used for the assessment. In this case, asymmetry is characterized as a deviation of the parameters (properties) of this object, that is, in this case, from some «norm», «standard» or typical state to determine the kind of systems. For the norm or standard indicators are taken from the scale of asymmetry. Also, the term has synonymous concepts, for example, the concept of regional disproportion.

Significant
differences in living standards, production, macro-regions of the global
economic system and in the service sector between large economic regions of one
state is a regional disproportion. Moreover, in domestic science, the term
«territorial differentiation»is quite common. At its core, it is a
phenomenon in which regional development exceeds a certain limit and / or
critical level.

It is obvious
that from the concepts presented above, they all treat the same phenomenon, the
so-called asymmetric development of regions. It characterizes the regional
system in a certain period of time.

Ключевые слова: уровень, региональное развитие, ассиметричное развитие, региональная диспропорция, система.

Keywords: level, regional development, asymmetric development, regional disproportion, system.

Стоит отметить, что региональная асимметрия относительна всегда
(т.е. ее показатели стоит оценивать согласно существующим стандартам, лидо с
показателями иного аналогичного региона), также необходимо отметить, что для
расчётов асимметрии регионов стоит применять разнообразные показатели
социально-экономического развития.

Асимметричный тип регионального развития соответствует увеличению
разрыва, когда более сильные регионы увеличивают относительное преимущество, а
более слабые увеличивают отставание. Сглаживающий тип может характеризовать
развитие, во время которого разрыв между регионами сокращается. Нейтральный тип
– когда в течение всего периода соотношение региональных показателей остается
стабильным.

С введением рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов постоянно усугубляются и усиливаться. Столь значимые различия в социально-экономическом развитии уникальны для конкретного государства и сопоставимы только с различиями между самыми богатыми и бедными странами в мире. Объяснить это можно двумя причинами.

Первое, наличием регионов с различной структурой экономики и
дифференцированным менталитетом населения, в том числе и власти. Во-вторых,
существенным ослаблением регулирующей роли государства и определенным
экономическим неравенством субъектов РФ.

Современная региональная политика Российской Федерации нацелена на
повышение благосостояния граждан и реализуется мерами по стимулированию, а
также сдерживанию разнообразных общественных процессов зависимо от того, какие
из них сочтены наиболее полезными для общества, а какие – менее желаемые. При
этом основная цель региональной политики, которая декларируется современным
обществом, – утверждение и поддержание социальной справедливости, принятие
чисто экономических решений для урегулирования региональных проблем через
рынок.

Правильное, равномерное, развитие – это преимущество региона, в то
время как ассиметричное развитие связано с центростремительными тенденциями,
которые взаимодополняют удалением региональных показателей друг от друга, все
большим межрегиональным расслоением (различием), при этом гармоничное развитие
соответствует взаимному сокращению региональных показателей, значимой
региональной однородности. Любой из типов регионального развития не может быть
объявлен априори негативным или позитивным. А все потому, что результат
асимметричного развития могут быть результатом улучшений показателей на
территории других регионов, а также наоборот, сокращение разницы региональных
показателей во времени может быть сопровождено их значимым ухудшением.

Значимая асимметрия в региональном развитии определяется в
значимых пространственных социально-экономических диспропорциях и как
результат, становление развития определенных территорий, не только вызывает
ощутимую озабоченность, но и становиться неким источников реальной социальной
напряженности.

Ученые уверенны, что экономическая асимметрия развития регионов в
Российской Федерации, с учетом специфики региональной истории, обусловлена
прежде всего дифференциации территории согласно уровню экономического развития
и увеличения экономического различия (диспропорциональности), которые могут
быть проявлены в формах регионального изоляционизма, сепаратизма, а также
дезинтеграцией экономического пространства.

Основные причины возникновения региональной асимметрии на
территории Российской Федерации согласно социально-экономическому развитию
регионов на сегодняшний день, стоит относить следующие показатели:

1) ранее сложившаяся асимметрия (до 1991 года) развития регионов страны, которые обусловлены региональными отличиями в распределении по территории федерации факторов производства (капитала, труда, технологий, ресурсов), эффективности их применения, а также различиями в периодичности воспроизводственных процессов, а также усилением влияния внешних факторов;

2) увеличение региональной экономической специализации в условиях продолжительного системного кризиса;

3) неспособность существующих рыночных саморегулирующих механизмов в полной мере преодолевать и предупреждать значимые территориальные развития не только при распределение факторов производства, но и в жизненном уровне населения, а также эффективности региональной экономики.

Для решения данных проблем сил регионов будет недостаточно,
поэтому истинное решение задач должно быть в плоскости тесного взаимодействия
руководства регионального и федерального уровня. В современной России для
достижения долговременной устойчивой траэктории экономического роста страны и
регионов должны быть как гипертрофированная асимметрия, так и абсолютная
симметричность региональных экономик.

В последние годы были предпринятые попытки стимулировать развитие
региональной экономики, но в России по-прежнему можно наблюдать исторически
сложившаяся тенденция поляризации социального и производственного пространства.
Принимая преимущества и возможности уже используемых полюсов роста, стоит
понимать, что основной задачей политики развития регионов до сих пор остается
снижение различий социальных и экономических состояний субъектов РФ.

Истинное стремление исключительно к одному из показателей, к
примеру, экономической эффективности территории несомненно приведет к
усугублению неравенства, поэтому для принятия компромиссных решений
понадобиться поиск оптимальных разнообразных интересов, которые и будут
учитываться в дальнейшем.

Впервые термин муниципальное образование был использован в
Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому муниципальные
образования имеют право принимать участие в отношениях, которые регулируются
гражданским законодательством, то есть являются равноправными субъектами
гражданских правовых отношений.

Что правда в ГК прямых определений данному понятию нет, поэтому
первое определение муниципальным образованиям характеризуется как
самоуправляемая территория согласно ФЗ № 154-ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные
образования представлены в нем как сельское или городское поселение, или сразу
несколько поселений, которые объединены общей территорией, предусмотренной ФЗ,
в пределах которой осуществляется местный бюджет, самоуправление или
собственность, а также выборные органы самоуправления.

В данном определение муниципального образования четко определены
атрибуты, то есть неотъемлемые свойства, без которых оно не может нормально
функционировать и существовать. От латинского аttribuо — придаю, наделяю,
атрибуты представлены как:

  • население, которое обладает правом осуществлять управление на местном уровне;
  • территория;
  • местный бюджет;
  • муниципальная собственность;
  • выборные органы.

Что правда во время определения территории муниципального
образования ФЗ № 154-ФЗ руководствуется ст. 131, п.1 Конституции РФ и только
причисляет все доступные виды населенных территорий, в том числе сельское и
городское поселение, а также несколько поселений или часть), при этом фраза
«иная населенная территория» оставляет возможность дополнить список.

Данным образом, вопрос определения территории, в пределах которой
может быть осуществлено местное самоуправления фактически остается не решенным.
Но данный недостаток был устранен в ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определение и уточнение территориальных основ муниципального образования
реализуется в соответствии с положениями данного закона современной реформы
местного самоуправления в Российской Федерации.

Несмотря на то, что ФЗ № 131 не передает содержательное
определение муниципального образования, тем не менее термин территория
трактуется в нем, как многообразие видов территориальной организации местного
самоуправления. Поэтому выделяют пять категорий (типов) муниципальных
образований, а также перечислен ряд требований, которыми необходимо
руководствоваться во время установки и изменений границ их территорий. Среди
категорий муниципальных образований выделены следующие типы:

  • муниципальный район;
  • городские поселения – городской округ, которые не входят в состав муниципального района;
  • сельское поселение, которое состоит в составе муниципального района;
  • городское поселение, которое входит в состав муниципального района;
  • внутригородская территория города федерального назначения.

Сточки зрения целесообразности наличие муниципальных образований
разнообразных типов продуктивна необходимостью решения следующих ключевых
моментов современной реформы местного самоуправления в Российской Федерации
как: максимальное приближение органов местного самоуправления к населению,
которые обеспечивают их ответственность перед государством, а также
эффективность решения вопросов местного значения на территориальном уровне.

В отличие от ФЗ № 154, который не подразумевал содержание
каких-либо ограниченных требований по отношению установления границ
муниципальных образований, а также их территории устанавливаются «согласно с ФЗ
и законами субъектов Российской Федерации». Что парвла согласно ФЗ №131 ст. 11,
во время становления границ муниципального образования, стоит учитывать
показатели численности населения, а также критерии доступности
административного центра поселения для граждан населенных пунктов, которые
включены в состав.

Что правда данные критерии не подлежат однозначному определению, в
частности «основным нормативом» для образования сельских поселений выступает
показатель численности населения, который равен 1000 или 3000 чел. для территории
с повышенной плотностью населения. Что говорит о том, что в результате реформы
местного самоуправления в Российской Федерации общая численность муниципальных
образований вырастет в разы.

По состоянию на сегодняшний день, также, как и на октябрь 2007
года, согласно ФЗ № 131, существует 24154 МО, из которых:

  • внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 236;
  • сельских поселений — 19864;
  • городских поселений — 1732;
  • муниципальных районов — 1799;
  • городских округов – 523.

Наличие огромного количества малочисленных муниципальных образований обоснованно вызывает сомнения в возможности налаживания продуктивных взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации со всеми из них без исключений. С другой стороны, как показывает практика формирования муниципальных образований на базе небольших населенных пунктов достаточно распространена в мире. Количество характеристик, которые стоит учитывать во время определения пешеходной и транспортной доступности административного центра, достаточно велико: время года, состояние дорог, скорость движения пешехода, его возрастные характеристики и прочие. Неоднозначное толкование соответствующей нормы Федерального закона № 131-ФЗ, вероятнее всего, приведет к разным подходам в установлении границ поселений.

Характеризуя территориальную организацию местного самоуправления,
необходимо отметить, что она подвержена определенной динамике.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что муниципальные образования характеризуется рядом атрибутов: территория, население, выборные органы и должностные лица местного самоуправления, собственная компетенция, муниципальная собственность, местный бюджет и совокупность нормативно-правовых документов, регулирующих сферу местного самоуправления. Атрибуты муниципального образования и присущая каждому из них характеристика представлены в табл 1.

Данным образом, исследование сущности муниципального образования
по результатам использования социально-экономического и системного подходов
дает возможность сформировать ряд определений, в том числе и то, что
муниципальное образование — это неотъемлемая часть территории Российской
Федерации, в пределах которой граждане проживающее на ней реализуют свои
конституционные права, в том числе на организацию местного самоуправления в
определенных действующим законодательством рамках для реализации общих
интересов, путем формирования выборных органов, которые наделены собственной
компетенцией , местного бюджета, а также муниципальной собственности.

Список литературы

  1. Федеральный
    закон от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
    самоуправления в Российской Федерации».
  2. Зобнин
    А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном
    управлении: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012.
  3. Кистанов
    В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.:
    Финансы и статистика, 2011.
  4. Концепция
    долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года
    (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 No 1662- р).
  5. Лаврикова
    Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве
    региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
  6. Охотский
    Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч.:
    учебник и практикум для академического бакалавриата и магистратуры /Е.В.
    Охотский. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  7. Попов
    Р.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебник. – М:
    Инфра-М, 2013.
  8. Региональная
    экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для
    бакалавриата и магистратуры / И. Н. Ильина [и др.]; под общ. ред. Ф.Т.
    Прокопова. – М. : Издательство Юрайт, 2017.