http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК: 338:98

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_764

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

SPATIAL DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AND INDUSTRIAL PRODUCTION OF THE REGION

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ 20-010-00451 «Управление региональными промышленными комплексами в целях использования пространственно-территориального потенциала в условиях нового технологического уклада»

The work was supported by RFBR project 20-010-00451 «Management of regional industrial complexes in order to use the spatial and territorial potential in the new technological order»

Байзулаев Салих Ахметович, к.э.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

Гергова Залина Хусеновна, к.э.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

Гузиева Лейля Межгидовна, к.э.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

Ягумова Зарема Нурбиевна, к.э.н., доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (КБГУ)

Bayzulaev Salih Akhmetovich, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University. HM. Berbekov (KBGU)

Gergova Zalina Khusenovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University. HM. Berbekov (KBGU)

Guzieva Leyla Mezhgidovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University. HM. Berbekov (KBGU)

Yagumova Zarema Nurbievna, Candidate of Economics, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University, HM. Berbekov (KBGU)

Аннотация. В исследовании уделено внимание пространственным измерениям экономического развития с целью сокращения дифференциации регионов, роста их экономического потенциала, промышленной интеграции, бюджетной обеспеченности. Глубокие региональные неравенства, с которыми сталкиваются многие регионы РФ, настоятельно требуют выработки эффективных способов и инструментов стирания пространственных региональных различий. На основе анализа предлагаются модель и алгоритм проведения региональной экономической политики, применяемые при решении многоаспектных и разрозненных во времени задач, что позволит выявить пространственные взаимосвязи и проследить различные цепочки создания добавленной стоимости при производстве продукции и услуг.

Abstract. In the observations, attention is paid to explicit measurements of economic development in order to reduce the differentiation of regions, their economic growth, industrial significance, and budgetary security. The deep effects of inequality affecting many regions of the Russian Federation require the development of effective functions and tools for erasing surface particles. Basedon the analysis, a model and algorithm for conducting a regional economic policy are proposed, which are used in solving multidimensional and time-disparate tasks, which will make it possible to identify spatial relationships and trace various value chains in the production of products and services.

Ключевые слова: пространственная экономика, отраслевая специализация, промышленные комплексы, ключевые отрасли, специализация региона, промышленные кластеры

Key words: free economy, industry specialization, industrial complexes, key industries, regional specialization, industrial clusters

В последнее время наблюдается долгожданный рост внимания к пространственным измерениям экономического развития, которые признаются как перспективные направления сокращения дифференциации регионов, роста экономического потенциала, промышленной интеграции, бюджетной обеспеченности и других макроэкономических перспектив.

Одним из первых, кто ввел пространственное измерение, исследуя  роль полной занятости в обществе и уделяя особое внимание пространственному распределению занятости и безработицы, был У. Беверидж, английский социальный реформатор – экономист. Он исследовал воздействие Великой депрессии, которое оказалось очень неравномерным в пространстве. Стремясь понять причины и результаты, У. Беверидж пришел к выводу, что причиной всех «бед» являются региональные диспропорции, которые сохраняются до сих пор,  несмотря на различные инициативы для их устранения [1].

С такого рода глубокими региональными неравенствами сталкиваются многие регионы Российской Федерации. Решение проблемы сокращения региональных различий предлагаются зачастую без полного понимания того, как они могут работать. Во многих случаях не применяются практические попытки измерить эффективность принимаемых инициатив, особенно при определении эффективности отраслей с целью стирания пространственных региональных различий, что может ставить под угрозу эффективность более широкой политики развития – например, повышение эффекта социально-экономического развития.

Нельзя однозначно понимать, что инвестиции в конкретный регион могут приносить выгоды (социально-экономического и  другого характера) или затраты только в этом конкретном регионе. Так называемые пространственные вторичные эффекты чаще всего игнорируются. Однако никто не отрицает очевидные вещи, касающиеся потенциала пространственного развития региона. По утверждению Д. С. Бенца «эффективность пространственного развития в немалой степени предопределяется накопленными в течение длительного периода потенциалами территории» [2].

С другой стороны, отличительные чертой региональной экономики является её открытость, и она ведёт к сложной сети межрегиональных связей, которые цементируют социально-экономические отношения отдельных региональных экономик. Такой подход к рассмотрению проблем региональной экономики означает, что изучение одного региона не должно проходить изолированно от более широкой межрегиональной системы, и следовательно, необходимо найти такие измерения межрегиональных связей, которые будут отражать реальную действительность и воздействовать на региональную экономику.

Необходимо также отметить, что наряду с решением вопроса снижения неоднородности экономического развития регионов происходила их дальнейшая  дифференциации экономического пространства, углубляющая её неоднородность. Анализируя усиливающую социально- экономическую дифференциацию российских регионов, А. Г. Гранберг замечает, что « нынешний уровень межрегиональной дифференциации – это уже не столько наследие прошлой эпохи, сколько свидетельство несовершенства формирующегося рыночного пространства и слабости механизмов его целевого регулирования» [3]. Поэтому в структуре региональной экономики происходят значительные изменения, которые ставят под сомнение некоторого рода допущения, на которые опирались многие меры региональной социально-экономической политики.

В последние 20 лет сохранились региональные различия, на которые обращалось большее внимание – уровень благосостояния, темпы роста, занятости и безработица. Одна из основных проблем заключается в устранение этих устойчивых, действительно существующих проблем. Но в этом случае следует отметить, что между вопросами национальной эффективности и региональной справедливости существует негативный компромисс, не разрешающий суть проблемы. Следовательно, мнения по поиску разрешения компромисса остаются актуальными и необходимость усиления внимания к региональным проблемам возрастает. И в этом случае проблемы регионов необходимо рассматривать как издержки общего национального развития. Вопросы анализа, освоение новых технологий должны обеспечить понимание роли пространственных процессов, структуры экономики в целом, его отраслевой направленности.

На наш взгляд, для решения этих вопросов необходимо ответить на вопрос, который носит стратегический характер – как работают региональные экономики? Вопрос не новый. Давно и плодотворно рассматриваются вопросы эволюции региональной экономики, раскрывается содержание и сущность экономического районирования, совершенствуются вопросы размещения производительных сил. «Новое понимание природы производительных сил, теоретическое осмысление пространства, его обустройство в интересах развития неизбежно приводит к изменению и теории размещения производства, которая остается сердцевиной региональной экономики» — замечают Татаркин А. И. и Анимица Е. Г. [4]. Известно, что региональная экономика анализирует пространственную организацию действующих экономических систем, вовлекая в систему аналитического восприятия новые аспекты и определённым образом учитывает неравномерное распределение видов и субъектов экономической деятельности в пространстве. Исходя из этого, для построения ответа на поставленный выше вопрос необходимо ответить на производные, более частные вопросы: почему и каким образом растут экономики регионов; почему в одних регионах экономические показатели растут быстрее, чем в других; почему в некоторых регионах экономические показатели снижается или приходят в упадок?

Возникающие вопросы связаны с выдвижением множества предложений по региональной политике, которые сформулированы с целью сокращения межрегиональных диспропорций. Решение такого рода многоаспектных, разрозненных во времени задач по проведению эффективной региональной политики возможно по алгоритму, который охватывает многоцелевые задачи (рис.1).

До сих пор региональные модели развития основаны на сравнении преимуществ, согласно которым один регион экспортирует за его пределы свои товары, производимые им с относительно более низкими производственными издержками.

Однако для проблем межрегиональной дифференциации характерна разрозненность целей и несовершенство управления процессами выравнивания диспропорций. «Для сокращения уровня социально экономической дифференциации региона в России, для устойчивого экономического роста субъектов РФ и улучшения качества жизни граждан РФ, необходимы доработка и совершенствования действующих нормативно-правовых документов» [5].

Без чётких нормативно-правовых документов, регулирующих региональную политику невозможно сосредоточить усилия на эффективном решении вопросов сокращения межрегиональных диспропорций. Например, в Стратегии пространственного развития [6] прописаны приоритеты, цели и задачи развития регионов, а также предоставлены те меры, которые позволяют их решать. В другом документе [7] определена стратегия пространственного развития субъектов РФ на основе приоритетных направлений размещения производительных сил на территориях страны.

Но в этих документах и последующих нормативных актах отсутствуют последовательные рекомендации и предложения по размещению, развитию и финансированию благополучных и менее благополучных регионов. Для сокращения дифференциации регионов необходимо стимулировать размещение производств и комплексов в менее благополучных регионах на основе выработки стимулов различного характера – от предоставления прямых финансовых влияний (субсидии, кредиты) до предоставления налоговых льгот и средств обучения и переобучения.

В наиболее благополучных регионах, особенно в регионах — реципиентах необходимо и возможно проводить политику относительного сдерживания финансирования и инвестирования, ориентируя их на собственное ресурсное обеспечение. С другой стороны, такого рода ограничительная политика должна стимулировать более развитые регионы к собственному развитию. Ракурс проведения региональной политики можно охарактеризовать как неожиданный, но может оказаться что он становится действенным. Поэтому необходимо найти методы более тщательной оценки новых инвестиционных проектов, более объективно оценивать отдачу от вложенных инвестиций. Одним из таких методов может стать стратегическое планирование, которое способно обеспечить создание долгосрочных целей «как механизма, обеспечивающего разработку перспективных направлений долгосрочного развития объекта управления и реализацию соответствующих мер» [8]. Не менее привлекательной может быть концепция полюсов роста, которая вызывает волну интереса в части проведения инновационной политики, которая будет способствовать устранению региональных различий. Однако уловить эти полюсы роста довольно сложно, потому что в их развитии идентифицируются обратные эффекты вследствие того, что проблема набора различных идей при создании полюсов роста связана с обращением к прошлому и не дает возможности определения индикаторов будущего роста и выявления потенциала развития региона.

Что касается выбора стратегий развития промышленного производства региона, то анализ показывает, что они, выявив особенности современного экономического развития регионов, не затронули структурные аспекты макро экономического развития в регионе. Необходимо было проводить такую промышленную политику, которая могла установить компромисс между рисками и той отдачей, ожидаемой в результате практического воплощения идеи. Например, необходимо было выявить зависимость между волатильностью безработицы в промышленных секторах регионов и ростом занятости применительно к региональной экономике. Оценку результатов можно было дать с точки зрения ожидания роста и риска, определяемого на основе долгосрочных вложений. Методами определения такой зависимости могли стать методы математического программирования (например, методы дисперсии). Но, тем не менее, практически не проводились глубокие аналитические выкладки, отсутствовали дополнительные исследования.

На смену этой идеи пришла другая – кластерная стратегия, в которой внимание было направлено на взаимосвязи между отраслями в пределах определённого пространства. Ну и в решении этой проблемы в настоящее время нет доказательства строгих оценок, где можно было сравнивать два региона, похожие в чем-то друг на друга, где в одном предложен на стратегии пространственного развития, на основе создания кластеров, а в другом – без них. Но, как показывает практика создания кластеров, доказательства, свидетельствующие об их провале отсутствуют. Кластеры способствует выбору ключевых производств и секторов, потому что последние ориентируются на прямые отношения с кластерными группами.

И наконец, пространственное развитие региона проявляет интерес к структурным изменениям, связанным с разработкой новых способов интеграции инновационных процессов и экономической политики в области пространственного развития региона. При этом выбор специализации должен учитывать различия на рынке труда, эффективность управления, организационные вопросы и, конечно же, учёт новых информационных и коммуникационных технологий. Также следует отметить, что специализация производства в регионе  позволяет переключаться между связанными видами деятельности, особенно при наличии спроса на ту или иную деятельность.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что выявление пространственных взаимосвязей позволяет расширить торговлю товарами и услугами. В результате этого растут межрегиональные и международные торговые потоки, притом более быстрыми темпами (например, выше темпов роста валового регионального продукта), наблюдается преобладание внутриотраслевой торговли, значительно снижается транспортные расходы. Положительным является и тот процесс, в соответствии с которым возможно проследить различные цепочки создания добавленной стоимости.

Список источников

  1. Алпатова Г. М., У истоков социального государства: У. Беверидж , // Вестник Пермского университета. 2009. Выпуск 1(8);
  2. Бенц Д. С. Эффективность пространственного развития территории как индикатор оценки деятельности региональной власти: кейс Челябинской области — //Управленец. Т.12. №6. С. 49-66 DOI: 1029141/2218 — 5003 — 2021 — 12 — 6 – 4;
  3. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск отражателей. //Экономическое возрождение России. 2004. – №1. С. 17;
  4. Татаркин А. И., Анимица Е. Г. Формирование парадигмальной теории региональной экономики // экономика региона. 2012 – №3. С. 1-12;
  5. Токаева С. К., Байзулаев С.А., Яблочникова И. О., Ерофеева В. В. Сокращение дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности: / Монография — Стерлитамак: АМИ, 2021. — 96 с;
  6. О стратегическом планировании в Российской Федерации (ред. от 31.12.207): Федеральный Закон от 26.06.2014 г. №172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №26 (часть I). Ст. 3378;
  7. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г., №870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля её реализации (ред. от 12.12.2018);
  8. Байзулаев С. А., Ягумова З.Н., Гергова З. Х. Стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса. // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7 №4 (25). С. 358-360.

References

  1. Alpatova G. M., U istokov social`nogo gosudarstva: U. Beveridzh , // Vestnik Permskogo universiteta. 2009. Vy`pusk 1(8);
  2. Bencz D. S. E`ffektivnost` prostranstvennogo razvitiya territorii kak indikator ocenki deyatel`nosti regional`noj vlasti: kejs Chelyabinskoj oblasti — //Upravlenecz. T.12. №6. S. 49-66 DOI: 1029141/2218 — 5003 — 2021 — 12 — 6 – 4;
  3. Granberg A. G. E`konomicheskoe prostranstvo Rossii: vechny`e problemy`, transformacionny`e processy`, poisk otrazhatelej. //E`konomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2004. – №1. S. 17;
  4. Tatarkin A. I., Animicza E. G. Formirovanie paradigmal`noj teorii regional`noj e`konomiki // e`konomika regiona. 2012 – №3. S. 1-12;
  5. Tokaeva S. K., Bajzulaev S.A., Yablochnikova I. O., Erofeeva V. V. Sokrashhenie differenciacii regionov po urovnyu byudzhetnoj obespechennosti: / Monografiya — Sterlitamak: AMI, 2021. — 96 s;
  6. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii (red. ot 31.12.207): Federal`ny`j Zakon ot 26.06.2014 g. №172-FZ // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii. 2014. №26 (chast` I). St. 3378;
  7. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 20 avgusta 2015 g., №870 «O soderzhanii, sostave, poryadke razrabotki i utverzhdeniya strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii, a takzhe o poryadke osushhestvleniya monitoringa i kontrolya eyo realizacii (red. ot 12.12.2018);
  8. Bajzulaev S. A., Yagumova Z.N., Gergova Z. X. Strategicheskoe planirovanie razvitiya regional`nogo promy`shlennogo kompleksa. // Azimut nauchny`x issledovanij: e`konomika i upravlenie. 2018. T. 7 №4 (25). S. 358-360.

Для цитирования: Байзулаев С.А., Гергова З.Х., Гузиева Л.М., Ягумова З.Н. Пространственное развитие экономики и промышленного производства региона // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-67/

© Байзулаев С.А., Гергова З.Х., Гузиева Л.М., Ягумова З.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.