Московский экономический журнал 12/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.9

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_12_753

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

THE PROSPECTS FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF COOPERATION IN THE POST-SOVIET SPACE EURASEC

Петракова Наталия Геннадьевна,  к.э.н, доцент кафедры Экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС, E-mail: ng.petrakova@igsu.ru

Кузьменко Владислав Максимович, студент бакалавриата, ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, E-mail: vladisakuzmenko@yandex.ru

Petrakova Natalia Gennadievna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance of the Public Sector, IGSU RANEPA, E-mail: ng.petrakova@igsu.ru

Kuzmenko Vladislav Maximovich, student of bachelor programme, RANEPA under the President of Russian Federation, E-mail: vladisakuzmenko@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, и пути их реализации через межгосударственную структуру ЕАЭС, пути и направления совершенствования деятельности в рамках организации. Статья затрагивает вопросы становления ЕАЭС, историю развития сообщества. Приводятся статистические данные по экономическому росту за годы существования союза, также затрагивается сравнительная характеристика ЕАЭС с другими экономическими блоками, такими как ЕС. Статья рассматривает вопросы влияния короновирусной инфекции на экономические показатели ЕАЭС, также в статье говорится о влиянии специальной военной операции, на взаимоотношения между странами ЕАЭС. Приводятся выдержки и цитаты государственных лидеров стран объединения и их виденье ситуации по дальнейшему укреплению и развитию ЕАЭС. Ключевыми проблемами ЕАЭС, автором этой статьи, выделен торговые барьеры мешающие реализации концепции зоны свободной торговли и дальнейшего углубления интеграционных процессов, также отмечается что более тесной интеграции мешает схожесть экономических структур и моделей стран, так как основные движущие силы союза активно поставляют энергоресурсы на мировые рынки. Ещё одним камнем преткновения является нежелание по политическим причинам создавать институт Банка ЕАЭС, что было бы экономически выгодно всем странам участницам. Тем не менее, в статье отмечается, что страны партнёры постепенно движутся к разрешению противоречий внутри союза, и находят компромиссные решения. Это даёт надежду что, союз и далее будет развиваться более быстрыми темпами, преодолевая торговые барьеры между странами, и расширять своё влияние на постсоветское пространство.

Abstract. The article discusses the main trends in the development of economic cooperation in the post-Soviet space, and ways to implement them through the interstate structure of the EAEU, ways and directions for improving activities within the organization. The article touches upon the formation of the EAEU, the history of the development of the community. Statistical data on economic growth over the years of the existence of the union are given, and the comparative characteristics of the EAEU with other economic blocs, such as the EU, are also touched upon. The article considers the impact of coronovirus infection on the economic performance of the EAEU, the article also talks about the impact of a special military operation on the relationship between the countries of the EAEU. Excerpts and quotes from the state leaders of the countries of the association and their vision of the situation for the further strengthening and development of the EAEU are given. The key problems of the EAEU, the author of this article, highlighted trade barriers that hinder the implementation of the concept of a free trade zone and further deepening of integration processes, it is also noted that closer integration is hindered by the similarity of economic structures and models of countries, since the main driving forces of the union are actively supplying energy resources to world markets. Another stumbling block is the unwillingness, for political reasons, to create the institution of the EAEU Bank, which would be economically beneficial to all participating countries. However, the article notes that the partner countries are gradually moving towards resolving contradictions within the union, and finding compromise solutions. This gives hope that the union will continue to develop at a faster pace, overcoming trade barriers between countries, and expanding its influence in the post-Soviet space.

Ключевые слова: постсоветское пространство, экономическое сотрудничество, ЕврАзЭс, Таможенный союз, СНГ, тенденции развития кооперации

Keywords: post-Soviet space, economic cooperation, EurAsEC, Customs Union, CIS, trends in the development of cooperation

Начиная с 2020 года, страны ЕврАзЭс пережили немало трудностей, и столкнулись с определёнными препятствиями, в 2020 году мир охватила пандемия коронавируса, которая сыграла свою отрицательную роль в развитии торговых отношения в рамках ЕАЭС. Страны были вынуждены больше инвестировать во внутреннюю безопасность, увеличивая расходы на здравоохранения, к тому же были нарушены логистические цепочки, из-за частичного перекрытия границ, в рамках борьбы с пандемией.

В добавок к пандемии, ЕАЭС столкнулся с новыми вызовами времени в лице санкционного давления на Россию, после оказания ею поддержки Президента Белоруссии, после попыток свержения власти в республике в 2020 году. Новый виток трудностей пришелся уже на 2022 год, когда США и их союзники объявили своей целью изолировать Россию, за проведение специальной военной операции на Украине, грозя наложением вторичных санкций за торговлю с нашей страной, тем самым вызвав определённые трудности в развитии торгово-экономических связей в рамках ЕАЭС.

ЕАЭС как организация возникла в 2000 году, когда лидеры России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии, подписали документы об учреждении новой организации, которая должна была прийти на смену таможенному союзу, и стать полноценной международной экономической организацией. Однако за годы существования ЕАЭС, несмотря на укоренившиеся культурные, географические и экономические связи между государствами постсоветского пространства, лидеры союза всё больше предпочитали двусторонние отношения между собой, и не видели необходимости в координации своей внутренней и внешнеэкономической политики в рамках союза. Ещё одним камнем преткновения стало внешнеэкономическое влияние на постсоветские страны со стороны Китая и США. Так товарооборот России с Казахстаном за первые 10 лет существования ЕАЭС снизился с 32% до 17%.

В период с 2007 по 2010 годы Россия, Беларусь и Казахстан формировали единое таможенное и экономическое пространство, считая необходимым увеличение кооперации в регионе, позже к данному проекту ввиду экономических трудностей и видимых перспектив присоединились Армения и Киргизская Республика. После учреждения организации с 2015 года, ввиду экономических санкций запада и падения рынка углеводородов, объём торговли внутри объединения сократился на 25%, однако в 2015 динамика стала положительной, и по сравнению с 2015 сокращение произошло всего лишь на 6,7%.

В период между 2017 и 2019 годом, товарооборот между странами, входящми в объединения постепенно рос, и показыывал положительную тенденцию. В 2017 товарооборот внутри ЕАЭС вырос почти на 28%, по сравнению с предыдущим годом, что в денежных показателях сосотавило почти 55 млрд. долл.. В последующие два года, товарооборот увеличился на 10,1 и 2,3 процента, в долларах этот рост составил более 60 и 61 миллиарда. Тем не менее, не смотря на внушительные цифры товарооборота внутри объединения, по итогом всех лет работы на момент 2019 года, он был меньше чем общий объём торговли, между Россией, Казахстаном и Белоруссией на момент 2012 года, на более чем 6 миллиардов долларов.

Также одним из векторов развития ЕАЭС является укрепление национальных валют стран-участниц, так по состоянию на 2020 год, страны союза использовали при расчётах в объёме 75% национальные валюты, в основном рубль. Тем не большой объём торговли шёл такж в долларах, порядка 20%, около 5 процентов приходилось на прочие мировые валюты. Стоит упомянуть, и том, что в 2020 году ввиду вышеупомянутых событий объём торговли сократился на 9% процентов, относительно предидущего года.

Начиная с пандемии коронавируса, и последующими ограничительными мерами, связанными с борьбой с инфекцией, страны ЕАЭС тратили много денег на здравоохранение, к примеру в России Президент организовал выплаты населению в связи с экономическим кризисом, вызванным эпидемией и торговыми войнами, поэтому торговый оборот между странами союза опустился, по отношению к 2019 году. Таким образом, на высшем экономическом совете стран ЕАЭС, были выработаны основные приоритеты на 2020-2021 год, которые были в основном связаны с выходом из короновирусного кризиса, удержание макроэкономической стабильности внутри стран-участниц.

В 2021 году дела у объединения улучшилось относительно прошедшего года, так за первые три квартала 2021 года, торговый оборот между странами вырос на 30%, удалось ликвидировать три торговых барьера и два препятствия, более успешно координировать торговую политику в рамках экономического союза.

В октябре 2020 года на встрече лидеров ЕАЭС, ключевую задачу для развития объединения, лидеры выделили устранения торговых ограничений и препятствий для создания более свободной зоны торговли между странами, в частности обсуждалась инициатива по созданию реестра, таких препятствий и барьеров, об этом также публично заявлял Президент Казахстана К-Ж. К. Токаев.

Страны объединения ввиду схожести их экономической структуры, и источников доходов и поступлений в бюджет, так или иначе пытаясь обезопасить себя, вводят новые торговые ограничения, для стран-союзниц, поэтому помимо задачи устранения текущих барьеров и преград, необходимо также выработать механизмы по недопущению появления новых на месте предидущих.

Ещё одной главной задачей объединения является совершенствование уже имеющихся и работающих на данный момент институтов объединения. Страны входящие в ЕАЭС, должны быть готовы к тому, чтобы передать часть своих полномочий и прав надгосударственным органам управления союзом, для достижения задач в долгосрочной перспективе, одними из которых являются повышение уровня производственных возможностей стран, диверсификация экономики, устойчивые темпы экономического развития. Президент Белоруссии Лукашенко А.Г. . в 2019 году, в частности, отмечал что необходимо за счёт действующей Евразийской экономической комиссии и Суда ЕАЭС выработать решения по преодолению технических, санитарных, фитосанитарных и прочего рода барьеров.

Стоить отметить, что все устремления лидеров и евразийской экономической комиссии в преодолении барьеров, не увенчались успехом, на текущий момент времени, причиной тому служит внешнеполитические, и внутриполитические противоречия внутри стран, таких как Казахстан и Киргизия. Более того, некоторые государства негативно реагируют на предложения и инициативы России по сближению и интеграции, опасаясь «потерять суверенитет», проявляют популизм подыгрывая местным националистам в вопросах сближения с Россией.

Таким образом, это мешает союза реализовать концепцию заложенную в его основе, а именно обеспечение «четырёх свобод» — свободное перемещение капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг. Таким образом складывается ситуацию, когда большинство из стран хотят пользоваться преференциями ЕАЭС только в свою пользу паразитируя на России, совершая экспансию своих товаров и услуг на наш внутренний рынок, ограничивая при этом свои рынки для нас.

Также, стоит затронуть инициативу которая на протяжении всего существования ЕАЭС, не раз лобировалась и предлагалась, а именно учреждение Банка ЕАЭС. Данное решения, могло бы существенно поднять престиж организации, и во многом способствовало бы экономическому процветанию стран участниц, так как была бы решена ключевая задача, а именно создание новой единой для всех участников валюты. Наши экономики в совокупности своей составляют порядка 4% от мирового ВВП, а значит единая валюта имела бы перспективы в дальнейшем претендовать на то, чтобы быть резервной и инвестиционно привлекательной, как например доллар США или Юань. Это способствовало бы увеличению интереса к ЕАЭС, со стороны других стран постсоветского пространства, объединение пополнилось бы новыми членами, в последствии политическая и экономическая роль стран ЕАЭС сильно бы возросла в Евразии и в мире в целом.

В торговом балансе стран ЕАЭС, удельный вес стран ЕС и США, постепенно снижается. Более значиымми торговыми партнёрами для наших стран, становятся Китай, Индия и страны азиатско-тихоокеанского региона. Ряд специалистов и экспертов по экономике, дают прогнозы по экономическому росту, странх входящих в объединение, называю цифру в 3% в период 2022-2024 годов.

Пока что, ЕАЭС не имеет перспектив, стать полноценным политико-экономическим объединением, не видны и перспективы создания единой платёжной системы или валюты, ввиду политических и экономических разногласий. Основной задачей организации в нынешнем виде является повышение производственных мощностей стран ходящих в союз, а также развитие высокотехнологичной индустрии, и снижение зависимости национальных экономик от цен на энергоресурсы.

Список источников

  1. ред. Б. К. Султанов. Алма-Ата: КИСИ при Президенте РК. С. 29. Евразийский экономический союз. Цифры и факты. М.: Евраз. экон. комиссия, 2020. 17 с.
  2. Жильцов С. С., 2020. Коронавирус ударил по странам постсоветского пространства // Проблемы постсоветского пространства. Т. 7. № 1. С. 8–17 // https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-1-8-17.
  3. Лукьянович Н. В., 2021. Перспективы евразийской экономической интеграции в контексте роста глобальных вызовов и угроз // Проблемы национальной стратегии. № 1. С. 78–96.
  4. Последствия пандемии для развития стран ЕАЭС: опыт антикризисных мер, уроки для перспектив интеграции. М.: Всерос. акад. внеш. торговли, 2020. 91 с.
  5. Аналитический обзор Евразийской экономической комиссии «О взаимной торговле товарами Евразийского экономического союза» // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2021/Analytics_Ipdf, дата обращения 15.11.2021.
  6. Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами – членами Евразийского экономического союза в 2019 году» // https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/84f/Reportpdf
  7. С. Жильцов Развитие ЕАЭС на современном этапе: итоги и новые вызовы ЕАЭС начал формировать новую «дорожную карту» по устранению препятствий на период 2021–2022 годы // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2020-10-13-1.aspx
  8. Обращение Президента Республики Беларусь, Председателя ВЕЭС Александра Лукашенко к главам государств – членов Евразийского экономического союза, 2020. 9 января // https://eec.eaeunion.org/news/09-01-2020-1/?sphrase_id=55267
  9. Обращение Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемелевича Токаева к главам государств – членов Евразийского экономического союза, 2021. 18 января // https://eec.eaeunion.org/news/obrashchenie-prezidenta-respublikikazahstan-kasym-zhomarta-kemelevicha-tokaeva-k-glavam-gosudarstv-chlenovevrazijskogo-ehkonomicheskogo-soyuza/?sphrase_id=55735
  10. Реестр препятствий // https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx, дата обращения 18.11.2021.
  11. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12
  12. https://www.interfax.ru/amp/678700
  13. https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/tables/

References

  1. B. K. Sultanov. Alma-Ata: KISI pri Prezidente RK. S. 29. Evrazijskij e`konomicheskij soyuz. Cifry` i fakty`. M.: Evraz. e`kon. komissiya, 2020. 17 s.
  2. Zhil`czov S. S., 2020. Koronavirus udaril po stranam postsovetskogo prostranstva // Problemy` postsovetskogo prostranstva. T. 7. № 1. S. 8–17 // https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-1-8-17.
  3. Luk`yanovich N. V., 2021. Perspektivy` evrazijskoj e`konomicheskoj integracii v kontekste rosta global`ny`x vy`zovov i ugroz // Problemy` nacional`noj strategii. № 1. S. 78–96.
  4. Posledstviya pandemii dlya razvitiya stran EAE`S: opy`t antikrizisny`x mer, uroki dlya perspektiv integracii. M.: Vseros. akad. vnesh. torgovli, 2020. 91 s.
  5. Analiticheskij obzor Evrazijskoj e`konomicheskoj komissii «O vzaimnoj torgovle tovarami Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza» // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2021/Analytics_I_202012_180.pdf, data obrashheniya 15.11.2021.
  6. Doklad «O sostoyanii vzaimnoj torgovli mezhdu gosudarstvami – chlenami Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza v 2019 godu» // https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/84f/Report_2019.pdf
  7. Zhil`czov • Razvitie EAE`S na sovremennom e`tape: itogi i novy`e vy`zovy` EAE`S nachal formirovat` novuyu «dorozhnuyu kartu» po ustraneniyu prepyatstvij na period 2021–2022 gody` // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2020-10-13-1.aspx
  8. Obrashhenie Prezidenta Respubliki Belarus`, Predsedatelya VEE`S Aleksandra Lukashenko k glavam gosudarstv – chlenov Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza, 2020. 9 yanvarya // https://eec.eaeunion.org/news/09-01-2020-1/?sphrase_id=55267
  9. Obrashhenie Prezidenta Respubliki Kazaxstan Kasy`m-Zhomarta Kemelevicha Tokaeva k glavam gosudarstv – chlenov Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza, 2021. 18 yanvarya // https://eec.eaeunion.org/news/obrashchenie-prezidenta-respublikikazahstan-kasym-zhomarta-kemelevicha-tokaeva-k-glavam-gosudarstv-chlenovevrazijskogo-ehkonomicheskogo-soyuza/?sphrase_id=55735
  10. Reestr prepyatstvij // https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/obstacles.aspx, data obrashheniya 18.11.2021.
  11. Reshenie Vy`sshego Evrazijskogo e`konomicheskogo soveta ot 11.12.2020 № 12 «O Strategicheskix napravleniyax razvitiya evrazijskoj e`konomicheskoj integracii do 2025 goda» // http://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12
  12. https://www.interfax.ru/amp/678700
  13. https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/tables/

Для цитирования: Петракова Н.Г.,  Кузьменко В.М. Перспективы развития экономического сотрудничества на постсоветском пространстве в рамках ЕВРАЗЭС // Московский экономический журнал. 2022. № 12. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2022-56/

© Петракова Н.Г.,  Кузьменко В.М., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 12.