http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

УДК 336.74

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10889

Денежно-кредитная политика в агент-ориентированной модели с национальной цифровой валютой

Monetary policy in agent-based model with central bank digital currency

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-01014 «Денежно-кредитная политика в условиях обращения национальной цифровой валюты»

Леонов Михаил Витальевич, кандидат экономических наук, доцент, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, Ижевск

Земцова Надежда Владиславна, кандидат экономических наук, доцент, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, Ижевск

Глухова Мария Николаевна, преподаватель, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, Ижевск

Leonov M.V., leonov@istu.ru

Zemtsova N.V., fik@istu.ru

Glukhova M.N., fik@istu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются результаты моделирования денежно-кредитной политики в условиях обращения национальной цифровой валюты на основании прикладной агент-ориентированной модели. Авторами приводится алгоритм взаимодействия экономических агентов в рамках формирования спроса на цифровую валюту. В статье показано, что наиболее перспективной для внедрения является схема использование инфраструктуры коммерческих банков, которые обслуживают цифровые счета экономических агентов. На основании результатов моделирования делается вывод, что переход домохозяйств на использование в расчетах национальной цифровой валюты приводит к незначительному снижению волатильности основных макроэкономических показателей. Изменения в структурном балансе ликвидности, не должны изменить ситуацию на денежном рынке в части соотношения процентных ставок и ключевой ставки. Авторы показывают, что повышение эффективности денежно-кредитной политики достигается за счет усиления конкуренции и изменения структуры фондирования банковских посредников. 

Summary. The article discusses the results of modeling monetary policy under the circulation of national digital currency based on the applied agent-based model Eurace. The authors present an algorithm of interaction between economic agents in the framework of the demand for digital currency. The paper shows that the most promising scheme for implementation is the use of infrastructure of commercial banks that service digital accounts of economic agents. Based on the simulation results, the conclusion is made that the transition of households to the use of national digital currency in their calculations leads to a slight decrease in the volatility of the main macroeconomic indicators. The authors show that an increase in the efficiency of monetary policy is achieved by increasing competition and changing the funding structure of bank intermediaries.

Ключевые слова: национальная цифровая валюта, денежно-кредитная политика, агент-ориентированное моделирование, процентный канал, денежно-кредитная трансмиссия.

Keywords: central bank digital currency, monetary policy, agent-based modeling, interest channel, monetary transmission.

Одной из ключевых функций денежной системы является обеспечение возможностей обмена между экономическими агентами с минимальными транзакционными издержками. Электронные формы расчетов начали активно развиваться еще в середине прошлого столетия, когда компании «Диннерс Клаб» и «Американ Экспресс» вывели на рынок платежные карты, предоставлявшие возможность осуществления розничных расчетов без использования наличных [1]. В 1990-ых годах благодаря развитию информационных технологий и распространению интернета, финансовые институты получили возможность ускорить обмен информацией с коммерческими банками и удешевить стоимость обслуживания. Уже в 1998 году компания Пэйпал впервые организовала проведение расчетов между пользователями платежной системы в сети интернет без привлечения кредитных организаций [2]. В 2007 году у жителей Кении появилась возможность совершать платежи и размешать депозиты в рамках использования лишь мобильной сети [3]. Появившаяся в 2009 году пирринговая платежная сеть Биткоин предоставила возможность пользователям исключить посредников в лице коммерческих банков или платежных систем из цепочки расчетов [4]. В 2018 году тихоокеанское государство Республика Маршалловы острова законодательно разрешило использование в стране цифровой валюты в качестве официального средства платежа [5].

Введение в обращение национальной цифровой валюты в последние годы вызывает большой интерес многих правительств. В ряде академических работ [6, 7, 8] проведен глубокий анализ преимуществ и недостатков национальной цифровой валюты как средства платежа, а также систематизированы сопутствующие риски. В настоящее время можно говорить о двух наиболее проработанных моделях организации обращения национальной цифровой валюты: китайской и шведской. Если в Китае предпосылками ускоренного введения новой формы денег стало обеспечение государственного контроля за денежным обращением и национальной платежной системой, то в Швеции ключевой целью является сохранение доступности государственных денег для граждан в условиях перехода на безналичную форму оплаты. Китайская модель предполагает активное сотрудничество Центрального банка и участников финансового рынка, тогда как шведская модель – преимущественно с технологическими компаниями. Несмотря на пилотное тестирование обращения национальной цифровой валюты, остается множество технологических и правовых вопросов относительно устойчивости функционирования платежной системы.

Введение национальной цифровой валюты сопряжено и с другими тектоническими сдвигами в финансовой системе. Во-первых, развитие информационных технологий и телекоммуникационных устройств привело к широкому распространению электронных платежных систем, что, в свою очередь, значительно изменило предпочтения пользователей относительно формы расчетов. Во-вторых, благодаря появлению различных агрегаторов информации и финансовых маркетплейсов наблюдается существенное снижение информационной асимметрии у пользователей, благодаря чему снижается рыночная власть традиционных финансовых посредников и усиливается рыночная конкуренция. В-третьих, изменение макроэкономической парадигмы регулирования экономики привело к усилению использования денежно-кредитной политики в обеспечении стабилизации экономики. Рост денежного предложения и снижение процентных ставок в большинстве развитых экономики привели к снижению привлекательности размещения сбережений в коммерческих банках, а также к росту стоимости банковского обслуживания.

Благодаря существованию системы страхования вкладов, которая снимает кредитные риски, кредитные деньги коммерческих банков стали самым распространенным средством платежа. Между тем, национальная цифровая валюта имеет все необходимые свойства для превращения в доминирующее средство платежа. Как и наличные денежные средства цифровая валюта является легальным и обязательным к принятию в расчетах активом. Наряду с резервными деньгами, которым в настоящее время пользуются лишь коммерческие банки, цифровая валюта имеет электронную форму, а эмитентом выступает центральный банк. С банковскими деньгами цифровую валюту делает сопоставимым возможность использования телекоммуникационных устройств для проведения расчетов.

В настоящее время общим трендом стало сокращение показателя отношения денежной базы к денежной массе в широком определении (табл. 1). Обращение национальной цифровой валюты предполагает, в первую очередь, вытеснение кредитных денег. В связи с этим можно ожидать и изменения в основных денежных агрегатах. В частности, в агрегат М1 целесообразно будет включать объем обращаемых единиц национальной цифровой валюты. В связи с перетоком части средств в национальную цифровую валюту можно ожидать изменения структуры более высоких агрегатов.

Сторонники введения в обращение национальной цифровой валюты выделяют несколько аргументов её положительного влияния на развитие экономики и финансовой системы. В частности, в странах с развивающейся экономикой цифровая валюта позволит повысить доступность и снизит стоимость финансовых услуг для уязвимых групп населения, сократит издержки на построение и обслуживание инфраструктуры платежной системы (например, эмиссия банкнот, инкассация, функционирование расчетно-кассовых центров). Для стран с развитой экономикой ключевой проблемой является сохранение контроля центрального банка за платежной системой и возможность осуществления денежно-кредитной политики. Так как государственные деньги являются общественным благом, то государство должно обеспечить не только их свободное обращение, но и возможность использования в расчетах.

В некоторых странах правительства и центральные банки реализуют мероприятия, направленные на сохранение роли государственных денег в платежной системе. Центральными банками реализуются программы ускорения расчетов экономических агентов между счетами в различных финансовых учреждениях (например, Система быстрых платежей в России), законодательно ограничиваются предельные комиссии платежных систем за проводимые транзакции.

Ключевым вызовом при организации обращения цифровой валюты является изменение роли коммерческих банков в финансовых отношениях. Коммерческие банки могут лишиться большого объема привлеченных ресурсов, издержки на обслуживание клиентов вырастут. Несмотря на то, что остатки на текущих счетах и вкладах до востребования не играют ключевой роли при определении объемов кредитования, они активно используются для управления ликвидностью. Коммерческие банки размещают временно свободные средства на рынке межбанковского кредитования и организованных рынках для получения дополнительного дохода. Соответственно, исключение коммерческих банков из обслуживания расчетов населения и организаций приведет к росту издержек и операционной эффективности деятельности. В целом можно ожидать постепенного отказа от текущих, расчетных счетов и счетов до востребования с преимущественной концентрацией на срочных вкладах. Для компенсации упущенных доходов коммерческие банки могут инициировать рост комиссий по иным банковским продуктам, что в итоге может негативно отразиться на наиболее финансово уязвленных группах клиентов. Другой потенциальной проблемой может стать усиление рисков «набегов» вкладчиков, так как с наличием цифрового счета у последних значительно снижаются издержки по выводу средств из банка в случае возникновения предположений о его финансовых сложностях.  Возможным изменением в регулировании банковской деятельности может стать введение безотзывных вкладов.

Исследование сущности денег позволяет говорить о необходимости сохранения наличных денег в обращении. Во-первых, они могут использоваться при совершении расчетов в условиях отсутствия интернета и телекоммуникационных устройств. Во-вторых, наличные позволяют сохранить анонимность участников сделки, что особенно важно при практике нарушений гражданских прав и свобод в той или ной стране. Конечно, наличные являются преимущественным средством платежа в теневой экономике, но в данном случае проблема могла бы быть решена за счет вывода из обращения банкнот крупного номинала или установление запрета на осуществление сделок свыше установленной суммы.

Мы выделяем две принципиальные схемы обращения национальной цифровой валюты. В обоих вариантах цифровая валюта является законодательно установленным средством платежа в виде записи в централизованном реестре, обязательным к принятию в расчетах, а её эмитентом является Центральный банк.

В рамках первой схемы Центральный банк открывает и обслуживает счета экономических агентов (физических и юридических лиц). Благодаря этому все денежные расчеты проводятся Центральным банком без привлечения сторонних посредников. Открытым вопросом при реализации такой схемы является отсутствие компетенций и ресурсов у Центрального банка по выстраиванию соответствующей инфраструктуры расчетов, выдаче носителей информации и работе по обслуживанию экономических агентов. Кроме повышения оперативности расчетов и снижения издержек при совершении расчетов, данная схема позволяет в полной мере реализовать деятельность государства по выдаче субсидий и пособий, а также автоматизировать и индивидуализировать процесс налогообложения.

Второй схемой является использование инфраструктуры коммерческих банков, которые в обязательном порядке открывают цифровые счета экономическим агентам. В соответствии со спросом на национальную цифровую валюту коммерческие банки покупают ее у Центрального банка и в последующем продают ее владельцам цифровым счетов. Таким образом, счета клиентов будут обслуживаться коммерческими банками, а все расчеты и их обработка производятся клиринговым центром Центрального банка. Такой схеме соответствует теоретическая концепция полного банковского резервирования, когда банки формируют резервы, полностью покрывающие остатки на счетах вкладчиков [9]. Соответственно, при реализации такой схемы обращения национальной цифровой валюты отпадает необходимость в дополнительных инвестициях в инфраструктуру платежной системы и включение центрального банка в обслуживание населения.

Интерес коммерческих банков может быть обусловлен не только необходимостью удержания клиентов за счет предоставления полного перечня услуг, но и за счет получения комиссионного дохода. Например, может быть предусмотрена компенсация расходов за обслуживание цифровых счетов. Другим решением может стать возможность предоставления в пользование размещаемых на цифровых счетах средств по льготной ставке, что позволит сохранить стимулы коммерческих банков к обслуживанию клиентов. Возможным вариантом могло бы стать установление комиссии по операциям с цифровой валютой, однако, в таком случае возникает возможность искусственного увеличения объемов расчетов между связанными счетами для роста доходов коммерческих банков.

Можно ожидать, что адаптация цифровых счетов естественным образом приведет к закрытию текущих и расчетных счетов. Обоснованием такой тенденции является удобство использования и управления ликвидностью в рамках одного счета, так как счета предоставляют одни и те же функциональные возможности. Соответственно, при прочих равных пользователи предпочтут перейти на использование одного активного счёта. Так как расчетный бизнес демонстрирует положительный эффект отдачи от масштаба, то закрытие счетов и снижение спроса на услуги частных платежных систем приведет к удорожанию стоимости их обслуживания. Таким образом возникнет новое равновесие: банки будут повышать стоимость обслуживания счетов, а клиенты будут массово переходить на использование цифровых счетов.

В статье М. Леонова, Н. Земцовой и М. Глуховой [10] показано, что проблемы исследования экономических процессов в условиях обращения национальной цифровой валюты могут эффективно решаться с применением агент-ориентированного моделирования. Преимущества такого подхода по сравнению со стандартными макроэкономическими моделями представлено в работах разных авторских коллективов [11, 12, 13].

Агент-ориентированное моделирование требует значительных затрат труда на практическую реализацию алгоритмов взаимодействия, а также формирование модели функционирования рынков. В тоже время, возможно использование построенных ранее моделей, которые предполагают наличие возможности внесения изменений в характеристики экономических агентов и принципы их взаимодействия. Обзор прикладных макроэкономических агент-ориентированных моделей представлен в работе Г. Давид и Д. Гатти [14]. С учетом концепции моделирования денежно-кредитной политики в условиях обращения национальной цифровой валюты, изложенной в работе М. Леонова и М. Глуховой [15], требованиям поставленной задачи в наибольшей степени отвечает модель Eurace@Unibi (далее – Юниби), разработанная в Университете Бильфельда [16]. Для формирования индивидуальных моделей и реализации симуляционных процедур в свободном доступе имеется специальное программное обеспечение — виртуальная вычислительная машина[1].

Модель позволяет описать экономику с двумя производственными секторами, производящими инвестиционные и потребительские товары, а также ограниченным множеством индивидуумов, функционирующими финансовыми рынками. Каждый агент имеет свой набор индивидуальных характеристик, включая идентифицирующие агента в период времени. Взаимодействие происходит каждый период в течение определенного числа периодов. Каждый период все характеристики агентов обновляются. Агенты действуют в случайном порядке, обновляя набор значений собственных переменных, используя адаптивные ожидания.

Фирмы, выпускающие инвестиционные товары, реализуют их производителям потребительских товаров. Цена на все виды продукции определяется как увеличенные на наценку издержки на оплату труда и выплату процентов по кредитам. Производители потребительских товаров и конечные потребители пытаются найти наиболее дешевого поставщика. Они исследуют цены набора поставщиков и определяют самые низкие доступные цены.

Основные принципы формирования агент-ориентированной модели и алгоритмы взаимодействия агентов изложены в табл. 2.

Рассмотрим часть модели, непосредственно относящуюся к обращению национальной цифровой валюты. Так как фирмы в настоящее время совершают свои операции преимущественно в безналичной форме, то введение цифровой валюты не окажет принципиального влияния на принятие ими производственных решений. Краткосрочный единовременный эффект может быть связан с сокращением издержек на расчетно-кассовое обслуживание при переходе на цифровые счета. Соответственно, обращение национальной цифровой валюты будет влиять преимущественно на поведение домохозяйств, коммерческих банков и Центрального банка (рис. 1).

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и основные параметры денежно-кредитного регулирования, включая нормативы ликвидности и достаточности собственного капитала. В дополнение к этому мы предполагаем, что в условиях низких процентных ставок банки выплачивают коммерческим банкам проценты за размещенные остатки средств клиентов в национальной цифровой валюте по ключевой ставке. Источником информации для принятия решения служит состояние экономики и ситуация в банковской системе. Целевая задача Центрального банка может быть описана традиционной функцией издержек отклонения от целевых уровней инфляции и выпуска.

Коммерческие банки, получив информацию от Центрального банка об уровне ключевой ставки и обязательных нормативах, принимают решение о структуре фондирования и размещения активов. Основными каналами привлечения фондирования коммерческих банков являются вклады домохозяйств, рынок межбанковского кредитования и кредиты Центрального банка. Вклады домохозяйств могут быть привлечены с использованием традиционных способов (посещение офиса банка или использование дистанционных каналов обслуживания), а также с привлечением услуг депозитных платформ. Депозитные платформы представляют собой агрегаторов информации по предложениям банков, а также позволяют клиенту заключить договор банковского вклада. Так как при существовании в экономике депозитных платформ информационная асимметрия снижается, то можно ожидать снижения рыночной власти коммерческих банков. Соответственно, ставки привлечения вкладов на депозитных платформах банками будут устанавливаться на более высоких уровнях, чтобы удержать вкладчиков. В связи с этим можно ожидать общего уровня стоимости привлеченных у домохозяйств средств. Сохранение традиционных каналов привлечения вкладов при сокращении спроса на них будет означать снижение операционной эффективности из-за возникающих расходов на содержание офисов, оплату труда сотрудников и иные связанные расходы. Учитывая существование положительной эффекта отдачи от масштаба деятельности, коммерческие банки могут принять решение о специализации на одном из каналов привлечения. Благодаря анализу больших данных, коммерческие банки получают возможность расширить возможности по применению ценовой дискриминации в плане индивидуализации процентных ставок. С учетом снижения издержек переключения и удобства пользовательского интерфейса можно ожидать переориентации вкладчиков на депозитные платформы.

На следующем этапе домохозяйства принимают решения об использовании своих финансовых ресурсов. Исходя из уровня процентных ставок в экономике и доступной информации о предложениях коммерческих банков на первоначальном этапе принимается решение об уровне сбережений. В частности, на данном этапе во внимание должна приниматься доступность домохозяйству депозитных платформ, существующие издержки перехода. На следующем этапе домохозяйство принимает решение, какую часть из оставшихся денежных средств он будет размещать на цифровом счете или на расчетном счете в коммерческом банке. Учитывая приведенные выше аргументы, можно ожидать, что домохозяйства будут выбирать не пропорциональное размещение средств между счетами, а преимущественно цифровые счета.

На следующем этапе Центральный банк агрегирует информацию о распределении денежных ресурсов в экономике. В зависимости от фактического объема спроса на цифровую валюту, центральный банк предлагает коммерческим банкам возможность кредитования в объеме размещенных средств. Коммерческие банки могут разместить данные средства на рынке межбанковского кредитования.

Для моделирования экономики в условиях обращения национальной цифровой валюты мы рассмотрим базовую модель экономики, основные характеристики которой приведены в табл. 3.

Мы рассмотрели несколько вариантов проведения денежно-кредитной политики в условиях изменения соотношения долей доходов граждан, направляемых на вклады и на цифровой счет. Результаты анализа приведены в табл. 4-6.

Как показывают результаты моделирования, переход домохозяйств на использование в расчетах национальной цифровой валюты приводит к незначительному снижению волатильности основных макроэкономических показателей. Следовательно, можно говорить о повышении эффективности денежно-кредитной политики: изменение процентной ставки приводит к более значительному отклонению целевых показателей. Коммерческие банки в своей процентной политике становятся более зависимыми от уровня ключевой ставки Центрального банка. Соответственно, изменение ключевой ставки более оперативно отражается в стоимости кредитов, кредитной активности и динамике производства. Улучшение эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики позволяет более эффективно распределять ресурсы в экономике.

Таким образом, можно утверждать, что введение национальной цифровой валюты приведет к минимальным искажениям на финансовом рынке. Домохозяйства получают доступ к универсальному средству платежа. Размещаемые на цифровых счетах средства полностью обеспечиваются государством, соответственно, не имеют риска наступления дефолта. Использование цифрового счета сокращает издержки переключения для домохозяйств, в связи с чем на рынке вкладов можно ожидать роста ставок за счет снижения банковской маржи. Коммерческие банки получают выгоду в виде снижения расходов на инфраструктуру наличных расчетов (сеть терминалов и банкоматов, инкассация). Центральный банк обеспечивает проведение расчетов, а коммерческие банки сохраняют возможность получения доходов от эквайринга. Открытие и обслуживание цифровых счетов будут находиться в ведении коммерческих банков. Кроме того, общественное благосостояние будет увеличено за счет отказа от обязательного страхования денежных средств, находящихся на цифровых счетах.

Введение цифровой валюты позволит улучшить трансмиссию денежно-кредитной политики и по другим каналам. Как показано выше, обращение цифровой валюты приведет к более эффективному распределению сбережений между банками: более эффективные банки в результате конкурентной борьбы смогут увеличить свою рыночную долю. В дополнение Центральный банк может ослабить регулирование денежного обращения, допустив к обслуживанию цифровых счетов и иные финансовые институты. Сокращение банковской маржи также делает процентную политику коммерческих банков более чувствительной к изменению ключевой ставки.

Так как коммерческие банки могут воспользоваться эквивалентным объемом денежных ресурсов, размещаемым клиентами в цифровой валюте, то Центральный банк получает дополнительные инструменты воздействия на финансовую систему. В частности, по данным средствам может быть установлена процентная ставка, отличная от ключевой ставки. Также центральный банк может вводить ограничения на возможность использования средств в национальной цифровой валюте.

Введение дополнительной регулируемой процентной ставки по национальной цифровой валюте имеет ряд оснований. Номинальные процентные ставки в экономике отражают уровень реальной доходности и инфляционные ожидания. Процентная ставка по вложениям в национальную цифровую валюту должна отражать компенсацию расходов и вознаграждение коммерческим банкам за обслуживание цифровых счетов. В настоящее время по счетам до востребования, расчетным и текущим счетам близки к нулю. Соответственно, установление нулевой ставки по цифровым счетам не приведет к существенному изменению финансового поведения экономических агентов. Изменения в структурном балансе ликвидности, не должны изменить ситуацию на денежном рынке в части соотношения процентных ставок и ключевой ставки.

В ряде работ приводится аргумент о повышении эффективности денежно-кредитной политики за счет возможности установления отрицательных процентных ставок в экономике [6, 8]. Однако, как показывает опыт западноевропейских стран и Японии, снижавших ключевую ставку до отрицательных значений в целях преодоления кризисных явлений, такая мера приводит в большей мере к возникновению дисбалансов на финансовом рынке, чем к стимулированию кредитной активности. Кроме того, национальная цифровая валюта должна сохранять все свойства общественного блага, включая в том числе доступность и отсутствие платы за пользование. Установление отрицательных ставок может приводить к неэффективному движению капиталов в экономике, негативно отражаясь в первую очередь на наименее защищенных группах населения.

Список литературы

  1. Staykova K. S., Damsgaard J. The race to dominate the mobile payments platform: Entry and expansion strategies //Electronic Commerce Research and Applications. – 2015. – Т. 14. – №. 5. – С. 319-330.
  2. Niranjanamurthy M. E-commerce: Recommended online payment method-Paypal //International journal of computer science and mobile computing. – 2014. – Т. 3. – №. 7. – С. 669-679.
  3. Mbiti I., Weil D. N. Mobile banking: The impact of M-Pesa in Kenya //African Successes, Volume III: Modernization and Development. – University of Chicago Press, 2015. – С. 247-293.
  4. Böhme R., Christin N., Edelman B., Moore T. Bitcoin: Economics, technology, and governance //Journal of economic Perspectives. – 2015. – Т. 29. – №. 2. – С. 213-38.
  5. Auer R., Cornelli G., Frost J. Rise of the central bank digital currencies: drivers, approaches and technologies //Bank for International Settlements Working Papers. – 2020. – №. 880. – С. 1-41.
  6. Bindseil U. Central Bank Digital Currency: Financial System Implications and Control //International Journal of Political Economy. – 2019. – Т. 48. – №. 4. – С. 303-335.
  7. Boar C., Holden H., Wadsworth A. Impending arrival–a sequel to the survey on central bank digital currency //BIS Paper. – 2020. – №. 107.
  8. Nabilou H. Testing the waters of the Rubicon: the European Central Bank and central bank digital currencies //Journal of Banking Regulation. – 2019. – С. 1-16.
  9. Lainà P. Money creation under full-reserve banking: a stock–flow consistent model //Cambridge Journal of Economics. – 2019. – Т. 43. – №. 5. – С. 1219-1249.
  10. Леонов М.В., Земцова Н.В., Глухова М.Н. Агент-ориентированное моделирование денежно-кредитной политики в условиях обращения национальной цифровой валюты // Московский экономический журнал. — 2019. — №13. — С. 192-204.
  11. Popoyan L., Napoletano M., Roventini A. Taming macroeconomic instability: Monetary and macro-prudential policy interactions in an agent-based model //Journal of Economic Behavior & Organization. – 2017. – Т. 134. – С. 117-140.
  12. Giri F., Riccetti L., Russo A., Gallegati, M. Monetary policy and large crises in a financial accelerator agent-based model //Journal of Economic Behavior & Organization. – 2019. – Т. 157. – С. 42-58.
  13. Alexandre M., Lima G. T. Combining monetary policy and prudential regulation: an agent-based modeling approach //Journal of Economic Interaction and Coordination. – 2020. – Т. 15. – №. 2. – С. 385-411.
  14. Dawid H., Gatti D. D. Agent-based macroeconomics //Handbook of computational economics. – Elsevier, 2018. – Т. 4. – С. 63-156.
  15. Леонов М. В., Глухова М. Н. Особенности моделирования денежно-кредитной политики //Вопросы экономических наук. – 2018. – №. 6. – С. 59-61.
  16. Dawid H. et al. Macroeconomics with heterogeneous agent models: fostering transparency, reproducibility and replication //Journal of Evolutionary Economics. – 2019. – Т. 29. – №. 1. – С. 467-538.

[1] Техническая документация и требования к вычислительным мощностям приведены на сайте https://github.com/ETACE/eurace_unibi