http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

УДК 339.97

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10813 

Анализ системы тарифных льгот и преференций в условиях функционирования ЕАЭС

Analysis of the system of tariff benefits and preferences in the conditions of functioning of the EAEU

Ахмедзянов Р.Р., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления, бизнеса и технологий,  Россия,  г. Калуга

Гусакова А.А., Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Григорьев Е.С., Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Ласый Э.В., Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Akhmedzyanov R.R., rakhmed@yandex.ru

Gusakova A.A., gusakovanastasiia@mail.ru

Grigoriev Е.S., smilejohn@mail.ru

Lasyy E.V., eduha98@yandex.ru 

Аннотация. В настоящее время таможенные льготы и преференции являются важным финансовым механизмом, позволяющим повышать устойчивость экономических отношений и привлекать иностранные инвестиции в отечественную экономику. В статье рассмотрены условия применения тарифных льгот и преференций в рамках функционирования Евразийского экономического союза, а также проанализированы основные категории товаров, по котором предоставлялись льготы по уплате таможенных платежей, и динамика применения и отказов в предоставлении преференций.

Summary. Tariff preferences are an important financial mechanism to increase the stability of economic relations and attract foreign investment in the domestic economy. The article considers conditions for the application of tariff preferences within the framework of the functioning of the Eurasian Economic Union, and analyzes the main categories of goods for which benefits were provided and the dynamics of the application and refusals to grant preferences.

Ключевые слова: тарифная льгота, тарифная преференция, категория товара, Евразийский экономический союз.

Keywords: tariff preference, product category, Eurasian Economic Union. 

В истории развития таможенных отношений таможенные льготы всегда имели государственное значение. Финансовый смысл применения таможенных льгот и преференций заключается во взаимовыгодном сотрудничестве между государствами, так развитые государства получают возможность расширять внутренний рынок за счет экономически слабого партнёра, в свою очередь слабые государства получают помощь. Тарифные льготы и преференции являются составляющей частью мер таможенно-тарифного регулирования.

Тарифные преференции оказывает влияние на регулирование торгового оборота, в частности структуры импорта и увеличение объёмов импорта.

Установление соответствующих льгот является инструментом расширения внешнеэкономических связей и элементом привлечения иностранных инвестиций в Россию. Под тарифной льготой понимается освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении импортируемых товаров вне зависимости от страны происхождения. Применяется тарифная льгота в отношении импорта товаров, относящихся к льготной категории импортируемых товаров (например, товары гуманитарной помощи и др.)[5].

На сегодняшний день существует определенная группа товаров, это 25 льготных категорий товаров, которые требуют подтверждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. На момент декларирования у таможенного органа должен быть подтверждающий документ выданный другим федеральным органом. Поэтому для удобства разработана технологическая карта электронного информационного взаимодействия, которая позволяет в автоматическом режиме подтвердить наличие соответствующего документа. С 2019 года внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов», это позволило отнести большее количество товаров к категории преференциальной ставки НДС 10%, например, кормовые добавки[7].

В 2020 году вступили в силу изменения, позволяющие освободить от уплаты НДС гражданские воздушные суда, при учете их регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ; либо зарегистрированных в иностранных государствах, но эксплуатируемых на территории России. Поэтому планируется разработать Технологическую карту межведомственного взаимодействия (ТКМВ) с Росавиацией, планируется реализовать данную инициативу в ближайшие 2 года.

В апреле 2020 года была внесены изменения в Решение Совета ЕЭК от 14 июня 2018 №60, что отразилось на правилах определения страны происхождения товаров. В Решении отражены особенности предоставления сертификата о происхождении в условиях распространения COVID-19. Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 №21 был установлен список товаров получивший освобождение от ввозной таможенной пошлины. В частности, это средства индивидуальной защиты, товары, предназначенные для дезинфекции, реагенты и отдельные виды медицинского оборудования необходимые для борьбы с вирусом[6].

В отечественной экономике наблюдается состояние спада, снижение основных показателей внешней торговли, количество торговых партнеров также имеет тенденцию к снижению. Существенные изменения наблюдаются в структуре экспорта, особенно, что касается сырьевой составляющей.

Основная доля льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2019 году, приходилась на льготы, предоставленные в отношении следующих категорий товаров[7]. Рассмотрим их в таблице 1.

По данным таблицы видно, что общая сумма предоставленных льгот, за анализируемый период имеет тенденцию значительного увеличения. Так в 2019 году она составила 439,41 млрд. руб., что на 20,8% больше по сравнению с 2018 годом, и на 49,8% больше по сравнению с 2017 годом.

На увеличение общей суммы предоставленных льгот самое большое влияние оказывает категория товаров, перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции. В отчетном году сумма составила 143,61 млрд. руб., что на 46,7% больше по сравнению с базисным годом и на 2,6% меньше по сравнению с 2018 годом.

Также благодаря категории углеводороды, полученные при разработке морских месторождений, произошло незначительно увеличение общей суммы таможенных платежей в 2019 году. Так в отчетном году она составила 65,67 млрд. руб., что на 87,6% больше по сравнению с базисным годом и на 5,4% меньше по сравнению с прошлым годом. Небольшой вклад внести технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, так в 2019 году произошло увеличение на 4,1% по сравнению с 2018 годом и уменьшился на 0.3% по сравнению с 2017 годом.

Из общей суммы предоставленных льгот значительно влияние оказали категория природный газ, поставляемый в Турцию. Несмотря на небольшое увеличение общей суммы предоставленных льгот в анализируемом периоде по сравнению с 2018 годом наблюдается снижение в категории медицинские товары. В 2019 году составил 33,84 млрд. руб., его показатель по сравнению с прошлым годом уменьшился на 13%, однако на 5,1% вырос по сравнению с базисным годом.

Незначительное уменьшение предоставленных льгот в отчетном году составили категории перемещаемых в рамках соглашений о разделе продукции, углеводороды, полученные при разработке морских месторождений, медицинские товары и иные категории. Тем не менее, к увеличению в отчетном году повлияли природный газ, поставляемый в Турцию, высокотехнологичная продукция.

ФТС России проведена работа, направленная на повышение эффективности тарифных льгот и преференций и внедрение передовых информационных технологий в целях оптимизации всех действующих процессов.

Изучим динамику применения и отказов тарифных преференций в период 2017-2019 года.

Общая сумма тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2019 году в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, а также стран, с которыми у Российской Федерации подписаны соглашения о свободной торговле, составила 29,1 млрд. рублей, что на 3,2% больше по сравнению с 2018 годом (28,2 млрд. рублей) и на 14,1% больше по сравнению с 2017 годом (25,9 млрд. рублей).

При контроле обоснованности предоставления тарифного преференциального режима таможенными органами в 2019 году было отказано в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций по 5 737 ДТ на общую сумму 733,8 млн. рублей, это на 0,2% меньше чем в 2018 году – по 5 747 ДТ на сумму 780,3 млн. рублей и на 22,4% больше чем в 2017 году – по 4 686 ДТ на сумму 426,4 млн. рублей.

Основные усилия таможенных органов при контроле предоставления тарифных преференций направлены на контроль происхождения товаров. В 2019 году таможенными органами принято 9 952 решения о корректировке сведений о происхождении товаров, что в 3,4 раза больше по сравнению с 2018 годом (2 906 решений) и в 4,8 раз больше по сравнению с 2017 годом.

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о значительном увеличении за предыдущий и анализируемый периодами общего количества товаров, преференциально ввезенных на территорию Российской Федерации. Такая динамика обусловлена целым рядом причин, включая уменьшения отказов в предоставлении тарифных преференций со стороны таможенных органов и весомым увеличением количества решений о корректировке сведений о стране происхождения товара за 2019 год.

Анализ существующей системы, позволяет сформулировать ряд проблем[4]:

1) отслеживание соблюдения правил определения страны происхождения товаров сопряжено с определенными трудностями;

2) отрицательное воздействие на бюджет государств-членов ЕАЭС предоставления преференций странами-бенефициарам ЕСТП ЕАЭС, чей уровень доходов превосходит российский;

3) отсутствие единой и унифицированной базы данных о импорте преференциальных товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Постоянно проводится работа по совершенствованию существующей системы, тем не менее нарушения в данной области имеют место.

В целях развития существующей системы тарифных преференций необходимо:

  • создать единую электронную систему сертификации товаров;
  • сократить количество развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС;
  • оптимизировать перечень товаров, в отношении которых предоставляются преференции.

Таким образом, применения тарифных льгот и преференций является одним из основных действий для Евразийского экономического союза, так как очень важно пересматривать систему тарифных льгот и преференций в целях устойчивого инновационного развития государств-членов ЕАЭС. И именно, исходя из этого факта, существует большое количество тонкостей и проблем в данной сфере. Применение тарифных льгот и преференций является хорошим стимулом для развития производства, защиты национального производителя, привлечения иностранных инвестиций в национальную промышленность. В настоящее время является необходимым дальнейшая разработка рекомендаций в области совершенствования практики применения тарифных льгот и преференций в условиях функционирования Евразийского экономического союза.

Библиографический список

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/1d1e47868b48435f3a896000e73a8604eba0539a/ (дата обращения 10.12.20)
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/b58fb0ae27af060e0f47dd1c8ac730b981f7c38e/ (дата обращения 10.12.20)
  3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/65d739bd1eebde643be1a129b5fb5c6b1d129409/ (дата обращения 10.12.20)
  4. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Кондрашова И.В. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации // Московский экономический журнал. — 2019. — №11. — С.70
  5. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2017 г.
  6. Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 10.12.20)
  7. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс] URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 10.12.20)