http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

УДК 338.46

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10811

Экономика сервиса Ростовской области

Service economy of the Rostov region

Курочкин В.Н., доктор технических наук, профессор, Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса. Ростов-на-Дону

Kurochkin Valentin N., Valentin952@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена тенденция развития экономики услуг Южного региона на примере Ростовской области. Актуальность темы обусловлена технологическим развитием как отмеченных регионов, так и Российской Федерации в целом. Технологии «четвёртой промышленной революции» уменьшают количество рабочих мест в обрабатывающих и добывающих отраслях. Однако в сферах сервиса имеются точки роста, которые могут быть заполнены высвобождаемыми работниками. В Ростовской области в последние десятилетия значимо сократилось количество рабочих мест не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Это произошло в связи с ростом производительности труда. Последняя выросла по причине применения новых технологий. В тоже время сфера услуг развивается. Занятость в ней увеличивается. Приведены данные о развитии сферы услуг. Такая тенденция совпадает с общемировым трендом. По результатам исследований изложены предложения по развитию экономики сервиса в Ростовской области.

Summary. The article discusses the development trend of the economy of servicesSouthern region on the example of the Rostov region. The relevance of the topic is due to the technological development of the Russian Federation and regions. Technologies of the «fourth industrial revolution» are reducing the number of jobs in manufacturing and extractive industries. However, there are growth points in the service sectors that can be filled by the released workers. In the Rostov region, the number of jobs in industry and agriculture has significantly decreased in recent decades. This happened due to the increase in labor productivity. The latter has grown due to the use of new technologies. At the same time, the service sector is developing. Employment in it is increasing. Provides data on the development of the service sector. The trend of its development coincides with the global trend. Based on the research results, proposals for the development of the service economy in the Rostov region are presented.

Ключевые слова: экономика, сфера услуг, развитие, регион, рынок, сервис.

Key words: economy, service sector, development, region, market, service.

Введение. Актуальность темы данного исследования определяется двумя тенденциями. С одной стороны, многие годы уже наблюдается увеличение удельного веса услуг и занятости в сервисе в странах Европы и США. С другой стороны, рост производительности труда в добывающих и обрабатывающих отраслях приводит к сокращению численности работников, занятых на промышленных предприятиях. Как следствие, высвобождаемые работники должны адаптироваться к изменениям рынка труда и найти себя в новых сферах деятельности, которые развиваются. В нашей стране в последние десятилетия развивается сфера услуг, или сервиса.

Цель данной работы состояла в рассмотрении перспектив развития экономики сервиса региона.

Материалы и методы. Использованы данные официального статистического наблюдения Федеральной службы госстатистики РФ (ФСГС РФ). За методическую основу исследований были взяты системный подход, методологические положения исследований  по направлению  экономики услуг.

Результаты и обсуждения. Следует отметить, что экономика развития регионов интересует большое число исследователей. Экономику сервиса за рубежом изучали Ю. Барр, П. Дойль, П. Друкер, Ф. Котлер, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, Е. Фама и др.  Тематике наших данных исследований наиболее соответствуют публикации отечественных учёных А. Амброскина,  Е. В. Башмачниковой,  Л.С. Демидовой, Л.И. Ерохина, Н. Кетовой, З. Клюкович, В. Романович, В.Н. Соловьёва и др.

Анализ показал, что в США и странах ЕС сфере сервиса оказывается государственная поддержка, даже во время рецессий. Это делается с целью сохранения рабочих мест в сфере услуг и для того, что граждане имели возможность получить услугу при снижении своих финансовых возможностей. Абубакиров Я. Н. отмечал, что «… в США роль государства в инновационном развитии четвертичного сектора экономики не ослабевала ни в одной из фаз длительного цикла (но меняла формы, способы поддержки и содержания)» [1]. 

Башмачникова Е.В. обосновала необходимость государственного управление функционированием и развитием сферы услуг региона и разработала его методологические и методические аспекты [2].

Анализ данных ФСГС показал, что в целом по РФ значимость сервиса растёт: удельный вес сервиса в стоимостном выражении с 1990 г. по настоящее время возрос более чем на 20 % и превысил 60 %.

Факторы развития сферы сервиса в России рассмотрены в работе Ю. М. Бойковой и Я. С. Тетериной [3].  Значимость этого роста определяется тем, что создаются структуры создания ценности в сфере услуг [4].  Наиболее экономически развитые страны имеют это значение в пределах от  75% до 82%. В различных регионах России доля сферы услуг в региональном продукте также, как и в Европе, различается. В периферийных регионах доля меньше, чем в Московской, Ленинградской и Екатеринбургской областях. В Южном Федеральном округе (ЮФО) удельный вес услуг в стоимостном измерении выше, чем в Северо-Кавказском. Внутри ЮФО экономика услуг более развита в городах-миллионниках (мегаполисах). Не является исключением и Ростовская область, в которой лидером по развитию сервиса является город Ростов-на-Дону. Анализирую данные (табл. 1), нетрудно заметить, что доли услуг по годам различаются. Для изучения равномерности темпов роста рассчитали цепные показатели по годам как процентное отношение значений объёма оказанных услуг в текущем году к данным предыдущему года. В результате оказалось, что темпы роста примерно одинаковы по годам, но наибольшим был рост в 2012 и 2017 гг.

Вначале рассмотрели платные услуги в целом по стране и установили, что в период с 200 г. платные услуги по РФ выросли с 602,76 млрд. руб. до 9,70 трлн. руб. Такой рост был обеспечен не только ростом объёмов оказанных услуг, но и падением курса рубля вследствие инфляционных процессов.  Рост в приведённой стоимости составил более скромную цифру – от 3 % в 2000 г. до 2,4 % в 2018 г. за 10 лет начиная с 200 г. услуги выросли на 2,9 %, однако следующее десятилетие ознаменовалось ежегодным ростом в пределах одного процента в год (см. табл.1).

Доля Ростовской области составляет за последние 5 лет выросла с 2,33 % до 2,38 %, что свидетельствует о том, что сервис в Ростовской области развивается более интенсивно, чем в целом по стране, чем и вызвано увеличение этого относительного показателя.

Что касается структуры платных услуг: рассматривая структуру услуг по годам, в динамике, отметили рост доли бытовых и медицинских услуг в большей степени за счёт роста тарифов, по которым работают частные фирмы и предприниматели.  Однако, не смотря на положительную динамику роста объёмов услуг в стоимостном выражении, значимых подвижек в структуре не произошло (рис. 2).

В секторах экономики услуг, где существуют тарифные ограничения, роста услуг не наблюдается – это услуги ЖКХ. Население научилось экономить на потреблении ресурсов: воды, газа, теплоснабжения. Жилищных и коммунальных услуг в физических объёмах предоставляется примерно столько же, как и в начале изучаемого периода.

По-прежнему население платит большую часть своих денег на обязательные платежи, как-то: коммунальные и жилищные услуги, транспортные, связи, правового характера. На своё образование и развитие граждане расходуют прежние объёмы средств. Почтовые услуги уходят из жизни, уступая место телекоммуникационным и виртуальным услугам. Развиваются услуги фитнеса, граждане несколько стали больше путешествовать. В Ростовской области есть все условия для того, чтобы её жители больше путешествовало. Например, есть интересные экскурсионные объекты в пределах транспортной доступности [5, 6, 7]. 

Область применения результатов – управление развитием региональной экономики.

Заключение. По результатам исследований сделаны выводы о том, что структура платных услуг изменяется медленно, но отмечается значимый рост объёмов платных услуг, причём в Ростовской области их объём растёт быстрее, чем в РФ. Развитие государственного регулирования необходимо в наиболее значимых отраслях (образование и жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение), так как приватизация этих направлений экономической деятельности приводит к увеличении их стоимости при снижении роста в физических объёмах. что в условиях кризиса при неприемлемо. Необходимо развивать поддержку бизнеса, предпринимателей и самозанятых в сервисной деятельности в условиях пандемии. 

Список литературы

  1. Абубакиров Я. Н. Управление социальным развитием общества и сферой услуг. – Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. – № 4.– С. 192–198.
  2. Башмачникова Е. В. Управление функционированием и развитием сферы услуг региона: методологические и методические аспекты: автореф. дисс. д. э .н. – Кострома: Костромской ГТУ, 2005. – 40 с.
  3. Бойкова Ю. М., Тестина Я. С. Факторы развития сферы сервиса в России // В сб.: «Социально-экономическая стратегия и инновационное развитие в сервисной деятельности в сфере транспорта и в предпринимательстве – 2017». Под ред. Кошелевой Т.Н. и др. – Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2018. С.10–16.
  4. Никитин Л. Л. Структуры создания ценности в отрасли сферы услуг // Материалы второй межд. конф. «Управление развитием крупномасштабных систем SD’2008». – М.: ГУ–Высшая школа экономики, 2018. С. 15–17.
  5. Рубан Д. А. Горные хребты и вершины северо-восточной периферии Лагонакского нагорья. – Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ – Принт», 2020. – 95 с.
  6. Рубан Д. А. Хаджохский каньон и гранитное ущелье (Адыгея, Россия) как геологические памятники природы // Рубан Д. А., Пугачев В. И. – География и природные ресурсы. 2008. № 1. С. 62–66.
  7. Ruban D.A. Geotourism – a geographical Review of the Literature. – Tourism Management Perspectives. 2015. Т. 15. С. 1–15.59