http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10845

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (МСП) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Куличкина И.И., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Неустроева А.Н., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Осипова Л.И., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Федорова Н.A., заведующая кафедрой, доцент, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Kulichkina I.I., North-Eastern Federal University, Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia)

Neustroeva A.N., North-Eastern Federal University, Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia)

Osipova L.I., North-Eastern Federal University, Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia)

Fiodorova N.A., Head of the Department, Associate Professor, North-Eastern Federal University, Yakutsk, the Republic of Sakha (Yakutia) 

Аннотация. В этой статье рассматривается влияние пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес. Целью данной статьи является анализ динамики развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне, на примере Республики Саха (Якутия).

В результате проведенной работы выявлены последствия пандемии коронавируса на ведение малого и среднего бизнеса в регионе, эффективность государственных мер поддержки и перспективы восстановления.

Summary. The research article is about the impact of the COVID-19 pandemic on small and medium-sized businesses as the main subject of economic life in a global perspective. The purpose of the article is to analyze the state of small and medium-sized businesses at the regional level, using the example of the Republic of Sakha (Yakutia).

As a result of the work, the consequences of the coronavirus pandemic on small and medium-sized businesses in the region, the effectiveness of government support measures and recovery prospects were identified.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), коронавирусная пандемия, малое и среднее предпринимательство.

Keywords: the Republic of Sakha (Yakutia), coronavirus pandemic, small and medium-sized businesses. 

Пандемия коронавируса, впервые обнаруженная в Китае, охватила весь мир, вызвав огромные человеческие жертвы и страдания во всем мире. Это крупнейший кризис общественного здравоохранения в памяти человечества, который также вызвал серьезный экономический кризис с остановкой производства в затронутых странах, падением индекса потребления и доверия, а также негативной реакцией фондовых бирж на возросшую неопределенность.

Экономические прогнозы имеют негативный характер с точки зрения масштабов глобального экономического спада, вызванного пандемией. Например, в июньском обзоре экономических перспектив МВФ за 2020 год прогнозируется снижение мирового ВВП на 4,9 процента в 2020 году. МОТ оценивает влияние COVID-19, которое приведет к росту глобальной безработицы на 5,3 миллиона («низкий» сценарий) и 24,7 миллиона (сценарий «высокий»), отмечая, что «поддержание деловой активности будет особенно трудным для малых и средних предприятий (МСП)».

Как отмечает ООН, малые предприятия могут проявлять крайнюю гибкость в ответ на изменения в мире, однако эта особенность делает их и крайне уязвимыми к негативному воздействию экономической конъюнктуры, в первую очередь – из-за недостаточной финансовой прочности.

При этом в глобальной перспективе основными субъектами экономической жизни являются не крупные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса, которые составляют до 90% от всех компаний в мире, обеспечивают 70% рабочих мест и создают 50% мирового ВВП. Таким образом, поддержка МСП не только традиционно находится в фокусе внимания государственной политики, но и занимает особое место в повестке борьбы с последствиями COVID-19 [1].

Основными вызовами пандемии коронавируса для МСП стали: снижение выручки, риск заражения персонала, перебои в логистических цепочках, недостаток антикризисного управления и неопределенность в перспективах. Сокращение глобального спроса на товары и услуги особенно повлияло на деятельность предприятий в определенных секторах, таких как туризм, а также на те МСП, которые обслуживают местные рынки, где были введены ограничительные меры.

В целях минимизации негативных последствий на экономику, правительства разных стран ввели специальные меры поддержки МСП:

  1. Обеспечение заработной платы и поддержка дохода временно уволенным сотрудникам или компаниям для обеспечения занятости;
  2. Введение меры по отсрочке уплаты налогов, выплат по социальному страхованию, выплат по долгам, а также платежей за аренду и коммунальные услуги (в некоторых случаях были введены налоговые льготы или мораторий на погашение долга);
  3. Упрощение предоставления гарантий по кредитам, чтобы коммерческие банки могли расширять кредитование МСП;
  4. Активация прямого кредитования МСП через государственные учреждения;
  5. Предоставление грантов и субсидий МСП, и другим компаниям, чтобы преодолеть падение доходов.

COVID-19 достиг России в конце января 2020 года, а его массовая вспышка началась в марте. Первоначально эпицентром пандемии была Москва, хотя доля других регионов в общем числе заболевших постепенно увеличивалась. В России до мая действовал режим изоляции, а региональные власти вводили различные ограничительные меры, такие как разрешение на выезд из дома или карантин для пожилых людей. Правительство страны не объявляло о планах второй блокировки. Россия заняла четвертое место по заболеваемости COVID-19 в мире и первое в Европе [6}.

В условиях пандемии прекратила работа большинство малых и средних предприятий. Получили преимущество онлайн сервисы.

Российская Федерация стала единственной страной, в которой в рамках экономических мер по борьбе с COVID-19 введен новый налог. Доход от банковских вкладов, то есть начисления по процентам, будет облагаться НДФЛ (13%), если размер самого вклада превышает 1 млн руб. Это также коснется и инвестиций в ценные бумаги, доход с которых сейчас не затронут подоходным налогом. 

Согласно официальной странице о коронавирусе в России «стопкоронавирус.ру», Якутия на данный момент находится на тридцатом месте.

Республика Саха (Якутия) – это крупнейшее административно-территориальное образование в мире и, соответственно, самая большая часть Российской Федерации. Она занимает пятую часть территории России.

Здесь оказались в тяжелом финансовом положении работники коммерческих структур малого и среднего бизнеса, обслуживающего сектора экономики, в которых происходит непосредственный контакт с клиентами, поэтому становится актуальной задача определения размеров возможного экономического ущерба на уровне региона.

После принятия жестких мер, в регионах была остановлена работа многих предприятий, исключение составили онлайн сервисы, предоставляющие всевозможные услуги. Высокими темпами стала развиваться электронная торговля, сферы доставки и прочее.

Занятость населения стала одной из самых волнующих проблем, так как ее острота не только не ослабевает, но и в условиях неожиданной пандемии еще более обостряется. Поэтому одним из главных вызовов глобальной и российской экономике в 2020 году становится проблема безработицы.

Из данных таблицы видно, что численность безработных с начала 2020 года увеличилась на 200 человек. Анализируя данные, изменение численности безработных за последний год, мы можем сказать, что пандемия не так сильно повлияла на уровень безработицы. Чтобы снизить количество безработных в Якутии, республика и государство в целом проводят различного рода мероприятия по сокращению безработицы. Государственный комитет республики по занятости населения утвердил План мероприятий по снижению структурной безработицы, так как по состоянию 30 сентября 2020 года за содействием в поиске подходящей работы обратились около 29 тыс. граждан в возрасте от 25 до 49 лет [2].

Сфера малого и среднего предпринимательства для нашей республики приобретает все большее значение и становится одним из важных факторов социально-политической стабильности, стратегическим ресурсом для развития региона.

В целом количество МСП в Республике Саха (Якутия) за последний год сократилось на 2302 единиц. Изменение количества малых и средних предприятий не так заметно, самая существенная потеря произошла за счет микропредприятий. Это объясняется тем, что многие закрылись из-за введения ограничительных мер и падения спроса. Также среди распространённых причин, может послужить сокращение доходов населения, безработица, тяжелые условия предпринимательской деятельности и разногласие с арендодателями.

От уровня развития МСП зависит экономика региона и страны в целом, поэтому власти всех стран стараются поддержать предпринимателей в период пандемии. После отмены ограничений, введенных из-за коронавируса, экономика регионов будет восстанавливаться медленно и поэтапно. Там, где существуют тесные контакты между людьми, в таких отраслях как туризм, авиаперевозки, сфера услуг и развлечений процесс оживления будет происходить дольше.

Список использованных источников

  1. Счетная палата Российской Федерации / Департамент международного и регионального сотрудничества / Поддержка МСП в контексте COVID-19. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf;
  2. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия) / «В 2020 году в Якутии планируют трудоустроить 5 000 безработных». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3228993;
  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) / Статистика / Официальная статистика / Рынок труда, занятость и заработная плата / Трудовые ресурсы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sakha.gks.ru/folder/41308;
  4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ФНС) / Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Республика Саха (Якутия). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=8&ssrf=14;
  5. Портал малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия) / Меры поддержки при “COVID-19” / Региональные меры поддержки РС(Я). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://portal.b14.ru/koronavirus/prezentatsiya-mery-podderzhki-rs-ya/;
  6. Приказ Минздрава России от 02.04.2020 N 264н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2020 N 57956).