Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.1: 004:33

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10184

Траектории развития цифровой экономики и дигитализация образования

The trajectory of the development of the digital economy and digitalization of education

Шуваев А.В., доктор экономических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета

A.V. Shuvaev, Doctor of Economics, Professor of Stavropol state agrarian University

Таранова И.В., доктор экономических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета

I.V. Taranova, Doctor of Economics, Professor of Stavropol state agrarian University

Ермакова А.Н., кандидат экономических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета

A.N. Ermakova, Candidate of economic Sciences, associate Professor of Stavropol state agrarian University

Богданова С.В., кандидат экономических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета

S.V. Bogdanova, Candidate of economic Sciences, associate Professor of Stavropol state agrarian University

Аннотация: Исследованы тенденции формирования, характерные особенности и основные проблемы развития цифровой экономики в рамках современного информационного общества, определено место и роль дигитализации образования в условиях информационной экономики

Summary: Tendencies of formation, characteristic features and the main problems of development of digital economy within the modern information society are investigated, the place and role of digitalization of education in the conditions of information economy is defined

Ключевые слова: цифровая экономика, дигитализация, информационное общество, информатизация, образование.

Keywords: digital economy, digitalization, information society, informatization, education.

Современное информационное общество развивается в условиях шестого технологического уклада, переход к которому ознаменован четвертой промышленной революцией, в рамках которой получила свое становление    и развитие цифровая экономика. В научной литературе используются различные категории-синонимы «цифровой экономики»: информационная экономика, смарт-экономика, Индустрия 4.0, умная экономика, Интернет +, экономика знаний, экономика Интернет, облачные технологии и др.

В Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг. говорится, что цифровая экономика это – деятельность, где ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах позволяет существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологий, оборудования, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг по сравнению с традиционными формами хозяйствования. 

Академик Р. В. Мещеряков правомерно считает, что цифровая экономика есть любое законное экономическое производство с использованием различных цифровых технологий. Он также уверен, что эта экономика основана прежде всего на цифровых технологиях и характеризует исключительно область электронных товаров и услуг.

Более 10 лет назад, начиная с 2009 г., в развитых странах мира были разработаны и реализуются программы по цифровизации экономики: «Облачная стратегия» – США, 2009 г.; «Стратегия национальной цифровизации экономики» – Австралия, 2010 г.; «Индустрия 4.0» – Германия, 2011 г.; «Большие ИТ» – Бразилия, 2012 г.; «Умная нация» – Сингапур, 2014 г.; «Цифровая Индия» – Индия, 2015 г.; «Интернет+» – Китай, 2015 г.; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» – Россия, 2017 г. Эти важные документы имеют различные названия, но их суть от этого не меняется.

В настоящее время финансовые обороты таких цифровых фирм, как «Гугл», «Эппл», «МайкроСофт» не меньше, чем оборотный капитал нефтяных компаний или золотообрабатывающих предприятий. Можно привести примеры наиболее удачных проектов в области цифрового производства: «Филипс» (Голландия) – роботы; «Сименс» (Германия) – контроллеры; «Хэрли Дэвидсон» (США, Германия) – мотоциклы, «Фанук» (Япония) – роботы; фирмы «Адидас», «Найс» и др. В России – это организации РосАтома, нефтегазоперерабатывающие предприятия, заводы по выпуску самолетов, ракет, электронной техники и др.

В настоящее время удельный вес цифровой экономики в ВВП государств, занимает в среднем от 4 до 10 %.  В 2020 г. данный показатель в России, по оценкам некоторых ученых, должен составить не менее 8–10%. Поэтому так важна и значима реализация документов по цифровизации экономики, а также по внедрению и развитию искусственного интеллекта.

С чем же прежде всего ассоциируется цифровая экономика?

Это – Интернет вещей и услуг, цифровое производство, социальные сети и гаджеты; сервисы электронных торгов и платежей. С другой стороны, это – умные дома и умные города, умные производства; беспилотные самолеты, автомобили, квадрокоптеры. Кроме того, это – телемедицина, автоматизация и роботизация, электронное государственное управление.

Очевидно, что большинство отраслей могут быть вполне подходящими для развития цифровой экономики в России: образование, здравоохранение, финансовая и транспортная сферы, государственное управление, сфера информационной безопасности, ИТ-сфера.

Каковы же основные траектории и векторы цифровизации (диджитализации) экономики?

Во-первых, предполагается, что сектор цифровой экономики будет представлять собой цифровую (компьютерную) сеть, в которой посредники постепенно будут заменены на управляющее программное обеспечение.

Во-вторых, в рамках цифровизации экономики предполагается совершенствование и дальнейшее развитие целого комплекса отдельных интеллектуальных производственных сетей, или специфических рынков, или рынков научно-технической информации:

  • АвтоНет – телематические и транспортные ИС, интеллектуальная городская мобильность, транспортно-логистические услуги;
  • АэроНет – дистанционное компьютерное зондирование земли и ИТ-мониторинг, перевозки, поиск и спасение, умное сельское хозяйство;
  • МариНет – цифровая навигация и ИТ-связь, инновационное судостроение, ИТ-освоения ресурсов океана;
  • МедиаНет – коммуникация людей, цифровое представительство человека в виртуальном мире; цифровое обогащение объектов реального мира;
  • НейроНет – искусственный интеллект, нейро-коммуникации, нейро-образование, нейро-развлечения, нейро-маркетинг, нейро-медтехника;
  • СейфНет – ИТ-системы безопасности, индустриальные интеграционные услуги;
  • ТехНет– цифровое проектирование и моделирование материальных объектов, суперкомпьютерный инжиниринг, цифровое и аддитивное производство;
  • ФудНет – умное сельское хозяйство, ускоренная селекция и генная инженерия, персонализированное питание, новые источники сырья;
  • ХелсНет – превентивная медицина, медицинская генетика, здоровое питание и спорт, биомедицина;
  • ФэшнНет – роботизированные фабрики, распределенные автоматизированные производства с единой системой заказа и логистики, проектирование и дизайн одежды и обуви;
  • ЭнерджиНет – интеллектуальная распределенная энергетика, гибкие потребительские сервисы;
  • ЭдуНет – доступ к электронным сообществам, сетевые образовательные услуги, цифровое обучение, цифровые университеты.

В настоящее время именно рынок цифровых образовательных услуг ЭдуНет будет занимает особое место в архитектуре цифровизации экономики.

Имеется в виду, что наиболее продвинутые университеты в области НТИ (как новые цифровые учреждения образовательного пространства) вначале будут готовить из числа студентов: технологических предпринимателей, руководителей ИТ-проектов и НТИ-разработок; затем будут обучать будущих бизнес-лидеров, технологических лидеров, лидеров НТИ-изменений. В настоящее время многие активные ученые, студенты, бизнесмены уже зарегистрированы на различных сайтах инновационных технологических сообществ (Агентство стратегических инициатив, Университет «20.35», Leader-ID и др.). Это – первая ступень к созданию цифровых университетов в скором будущем.  

В цифровых вузах будут задействованы различные инновационные возможности цифровых образовательных платформ вузов: персональные образовательные траектории с применением искусственного интеллекта, «точки кипения», фабрики пилотирования, проектно-образовательные интенсивы, форматы цифрового следа. Усилятся требования к цифровой академической мобильности студентов и преподавателей.

В перспективе ставится вопрос о создании при крупных вузах онлайн-кампусов и кванториумов в виде интернет-площадок для воплощения в жизнь высокотехнологичных проектов при широком коллективном обсуждении, связанных с цифровым развитием. Это будет способствовать постепенному превращению университетов в центры интеллектуального цифрового капитала.

Говоря о модели цифрового университета, следует отметить следующее.

Цифровой университет – это университет самого ближайшего будущего. Очевидно, что отдельные элементы и компоненты цифровизации имеются и сейчас в любом вузе, но в ограниченном масштабе.

В данном случае внедренческая ИТ-работа будет предполагать создание единого цифрового пространства вуза. Это – не только учебный онлайн-процесс, онлайн-образование, освоение цифровых компетенций. Но это и – электронный учет и документооборот в целом в организации; это – система управления административно-хозяйственной деятельностью вуза; управление кадрами с использованием электронных портфолио сотрудников и студентов. Вместе с тем это – постоянная взаимосвязь со стратегическими партнерами; наличие функционирующих цифровых кампусов; систем управления на основе больших данных; использование индивидуальных образовательных траекторий и различных корпоративных Интернет-ресурсов.

Таким образом, цифровой университет предполагает управление вузом на основе анализа больших данных, с широким использованием современных цифровых инструментов, по оценке эффективности отдельных процессов.

Для цифрового университета типичным является формирование   сетевых распределенных исследовательских команд, широкое применение роботизированных информационных систем, вовлечение студентов в реальные научно-технические проекты и инновационную деятельность факультета и вуза, создание информационных акселераторов студенческих проектов и стартапов.

Для этого могут быть созданы единые платформы виртуальных лабораторий с функцией организации сети удалённых лабораторий для коллективного пользования: виртуальные лабораторные стенды на базе компьютерной анимации, 3D-моделирования и прототипирования.

Соответственно должны быть задействованы виртуальные тренажёры для имитации процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях; использованы виртуальные учебные кабинеты для прохождения практики, проведения лабораторных занятий и курсового проектирования.

Степень диджитализации университета может быть оценена по таким критериям, как уровень развития цифровых кампусов вуза, накопление и анализ наукометрической информации с использованием больших данных, проведение цифрового маркетинга с управлением исследовательскими проектами, поддержка программ академической цифровой мобильности, постоянное присутствие вуза в международном образовательном пространстве.

Динамика цифровизации обучения может характеризоваться приростом количества онлайн-курсов, ростом численности слушателей МООС, вовлечением иностранных студентов в онлайн-сегмент, постоянным совершенствованием программы цифровой трансформации.

В рамках планомерного перехода к цифровому университету в стране уже созданы различные интернет-сервисы и сообщества: Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям, Банк развития, World Skills Russia, Skolkovo, Российский экспортный центр и др.

Развитие цифровой экономики в России будет осуществляться в рамках трех цифровых волн технологического прорыва:

Первые 2–3 года, начиная с 2020 гг. (исследовательская стадия). Речь идет о больших данных, искусственном интеллекте, облачных ресурсах, развитии беспроводной связи. При этом фокус цифровой экономики будет сосредоточен на использовании зрелых технологических решений.

Последующие 3–5 лет (стадия пилотирования и тестирования бизнес-моделей). Это – умное производство, роботы, беспилотники, новые материалы, сенсорика. Фокус цифровой экономики – апробация инновационных технологических решений.

Очередные 5–10 лет (поисковая и исследовательская стадии) – квантовые технологии, фотоника, нейротехнологии, генетика и биотехнологии. Фокус цифровой экономики – поиск прорывных технологических решений.

Вместе с тем могут проявлять себя и отрицательные эффекты цифровой экономики: данные не всегда будут отвечать качественным требованиям, может возрасти число экономических преступлений в киберпространстве, будет иметь место спланированная дезинформация. Кроме того, в настоящее время отсутствуют четкие критерии уровня и качества цифровизации экономики.

Таким образом, цифровой сектор экономики базируется на инновационных технологиях, создаваемых прежде всего электронной промышленностью. Очевидно, что цифровизация экономики – не революционный, а эволюционный процесс. В настоящее время устойчивое развитие и конкурентоспособность предприятия, отрасли или страны в целом определяется уровнем дигитализации и предполагает рост инвестиций в цифровой сектор экономики.

 Бесспорно, от цифрового потенциала фирмы зависят уровень ее рентабельности, оптимизация трансакционных издержек, организационная эффективность, а, следовательно, и рыночные перспективы информационного прорыва. Развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом. Электронные площадки позволяют объединять усилия для создания бизнеса, инвестирования, поиска сотрудников, партнеров, ресурсов и рынков сбыта. К тому же сами цифровые технологии играют важную роль в обучении сотрудников, обмене знаниями, реализации инновационных идей.

В этой связи правомерно вести речь об информационной (цифровой) устойчивости организации. Она означает важнейшее свойство предприятия сохранять параметры своего ИТ-функционирования на достаточно длительном временном интервале. Информационная конкурентоспособность и устойчивость организации позволяет ей эффективно развиваться в условиях цифровой трансформации внутренней и внешней среды.

В свою очередь, устойчивое информационное развитие предприятия – это стратегическое направление экономически обоснованного, стабильного и эффективного воспроизводства его ИТ-потенциала, преимущественно на расширенной основе, не противоречащее развитию социально-экономической сферы в целом.

Список литературы

1.Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровая экономика: цифровые навыки населения. – М.: НИЦ ВШЭ, 2017. – 256 с.

2.Введение в «цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др. – М.: ВНИИГ, 2017. – 128 с.

 3.Маркова В.Д. Цифровая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 186 с.

4.Модели и информационные системы современной экономики / Н.В. Апатова и др. – Симферополь: ДиАйПи, 2015. – 554 с.

5. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»): Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cost.doc_law_335184   

6.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/28653

7.Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г и др. – Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018. – 131 с.

8. www.leader-id.ru