Московский экономический журнал 12/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10254

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF
DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL INSURANCE IN RUSSIA

Мамиек
Людмила Алиевна,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО, «Майкопский государственный
технологический университет», РФ, г. Майкоп

Mamiek Lyudmila, candidate
of economic Sciences, associate Professor, Maykop state technological
University, Maykop, Russia

Аннотация: Актуальность сопровождения и
поддержки АПК в условиях рыночной экономики особенно важна для поддержания
потенциала как агропромышленных комплексов в целом, так и их отдельных звеньев.
Государство должно заняться разработкой необходимой системы агрострахования,
предоставить финансовую защиту АПК в России, что снизит риски и позволит
раскрыться предпринимателям в новых условиях. Уже сейчас потенциал для
агрострахования огромен и с каждый годом он будет расти. С помощью
сельскохозяйственного страхования можно защитить имущественные интересы
аграриев, что является важным моментом в национальной аграрной политики.

Summary: The relevance of
supporting and supporting the agro-industrial complex in a market economy is
especially important for maintaining the potential of both the agro-industrial
complexes as a whole and their individual links. The state should engage in the
development of the necessary agricultural insurance system, provide financial
protection for the agricultural sector in Russia, which will reduce risks and
allow entrepreneurs to open up under new conditions. Already, the potential for
agricultural insurance is huge and every year it will grow. With the help of
agricultural insurance it is possible to protect the property interests of
farmers, which is an important point in the national agricultural policy.

Ключевые слова: система агрострахования,
государственная поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, рынок
сельскохозяйственного страхования, субсидии, институт страхования.

Keywords: agricultural insurance system, state support,
agricultural producers, agricultural insurance market, subsidies, insurance
Institute.

Актуальность сопровождения и поддержки АПК в условиях
рыночной экономики особенно важна для поддержания потенциала как
агропромышленных комплексов в целом, так и их отдельных звеньев. В стране
имеются ресурсы, чтобы увеличить объёмы производства сельскохозяйственной
продукции, однако для этого нужно часть государственного финансирования
направить в сферу сельского хозяйства, а также ввести жесткое регулирование проблемных
моментов и работы всей отрасли не только на региональном, но и на федеральном
уровнях.

В данный момент, на территории
Российской Федерации нет единой системы распределения денежных средств из
бюджета на поддержку сельского хозяйства в регионах, нет данных по
эффективности их использования и правильности назначения. Федеральные органы
обязывают регионы к самостоятельному финансированию АПК используя средства
федерального бюджета. Однако система не позволяет учесть специфику каждого
региона. расходует деньги не равномерно и не может помочь в полной степени
каждому агроному. Это тормозит развитие региона. Кроме того, увеличиваются
расходы на контроль и администрирование денежных средств, которые выделяются на
развитие сельскохозяйственного производства.

В качестве основной цели,
региональные и федеральные органы власти должны выбрать и работать над
сохранением стабильного роста и агропромышленных комплексов, которые
поддерживают экономику страны и свой регион. Для владельцев
сельскохозяйственных предприятий важно знать о минимальном количестве рисков,
которым они подвергаются, этому способствует оптимизация финансовой
устойчивости экономических субъектов АПК. И именно с помощью института
страхования можно решить данную проблему [1, с. 54].

Государство должно выстраивать такую
систему агрострахования, которая обеспечит финансовую стабильность и защиту для
аграриев. Особо важен тот факт, что возможности для развития страхования в
данной сфере огромны.

Аграрная политика строится на защите
интересов аграриев, которые сможет учитывать и защищать сельскохозяйственное
страхование. Таким образом, при развитии аграрной промышленности, агроном
сталкивается с рисками на каждом этапе, поэтому ему необходимо своевременное
получение денежных средств для реализации каждой фазы. Доктрина
продовольственной безопасности страны в целом зависит от того, какими темпами
развивается аграрно-продовольственный комплекс, с какими трудностями он
сталкивается. С помощью агрострахования возможно не только обеспечивать
постоянное развитие сельского хозяйства, но и поддерживать реализацию стратегии
импортозамещения.

Процесс развития аграрной АПК
является важной частью экономической целостности государства. На сегодняшний
день более 70% от всех потребляемых товаров является продукцией сельского
хозяйства. Данная отрасль больше подвержена влиянию чрезвычайных ситуаций
природного характера, из-за которых могут пострадать не только частные запасы,
но и продовольственная безопасность всей страны.

Страхование в сфере
продовольственной безопасности Российской Федерации играет важную роль, с его
помощью стабилизируется экономика, появляется возможность возместить убытки,
которые возникли вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Особенно важно это для страхования сельскохозяйственных рисков. Сегодня,
проблема страхования рисков в сельском хозяйстве является одной из самых сложных
в агропромышленном комплексе. Кроме того, данная проблема сигнализирует о необходимости
развития цивилизованной, современной и эффективной системы хозяйствования [2].

Страхование урожая в
агропромышленном комплексе позволяет агроному получить компенсацию на затраты
по выращиванию сельскохозяйственных культур в неблагоприятные для сельского
хозяйства годы. У агрономов появляется возможность рассчитаться с долгами,
вернуть кредиты и чувствовать себя более стабильно, что повышает интерес к
дальнейшему развитию производства и говорит об устойчивости полного цикла
сельскохозяйственного производства.

Элементом, препятствующим
становлению стабильной экономике является популяризация страхования сельского
хозяйства.

Национальный союз агростраховщиков
(НСА) — единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса.
Государство обязало каждую страховую компанию, которая заключает договоры агрострахования
с государственной поддержкой, стать членом данного союза. Субсидии в сфере сельскохозяйственного
страхования в Российской Федерации выдаются на условиях Закона №260-ФЗ от 25
июля 2011 г. N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования». Размер субсидии сотсавялет 50% от начисленной страховой премии.

В условиях развития и поддержки
агропромышленного сектора с 1 января 2016 года начал свою деятельность
Национальный союз агростраховщиков, который является единым общероссийским
объединением. Кроме того, с 1 января 2016 года все страховые компании, которое
не стали членами НСА, лишились возможности заключать договоры агрострахования с
господдержкой. Федеральный закон от 22.12.2014 № 424-ФЗ о внесении изменений в
Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» №
260-ФЗ объявил о создании централизованной системы агрострахования в РФ [4].

События
2017 года привели к кризисной ситуации в сфере. Это произошло из-за включения в
консолидированную субсидию, которая поддерживала сельское производство во всех
направления, специальную страховую субсидию. Эти изменения вынудили даже самых
крупных региональных игроков, которые всегда находились на лидирующих позициях,
снизить уровень страховой защиты. Таким образом, в Краснодарском крае была
снижена сумма, выделяемая из бюджета на агрострахование с 1,5 млрд. рублей в
2016 году до нуля в 2017 году. В республике Татарстан расходы сократили на 85%,
а в Самарской области на 99%. Из-за этого, количество застрахованных
агропромышленных комплексов и их площадей уменьшилось с 4,1 млн га до 1,3 млн
га. Объем застрахованных посевов составил всего 1,7%.

Резкий
спад, который настиг рынок сельского хозяйства с 2017 года длился по первого
полугодия 2018 года, некоторые улучшения были зафиксированы лишь в середине
прошлого года. Это подтверждают данные, относящиеся к страховому сектору,
представленные в статистике ЦБ РФ. Таким образом, итогом проседания рынка
агрострахования стало его сокращение на 5,2% от объемов 2017 года, в то время
как объемы агрострахования в 2017 году относительно 2016 года сократились на
60%. В течение 2018 года, работники агрострахования смогли заработать более 3,7
млрд. рублей премий, а число подписанных договоров достигло 65,4 тыс. Сумма
выплат по договорам агрострахования за 2018 год составила почти 1,6 млрд.
рублей, что говорит о снижении данного показателя по сравнению с предыдущим на
1,7%. Страховщиками были урегулированы страховые случаи в количестве 3,3 тыс.,
что ниже на 12,7 % от предыдущего года. Итоги 2018 года показали, что уровень
выплат достиг 41,9%, что на 1,5% больше по сравнению с прошлыми показателями.
Кроме того, увеличилась средняя сумма премии на 6,8%, составив 55,1 тыс.
рублей. Сумма средней выплаты увеличилась на 12,8% и достигла отметки 468 тыс.
рублей. Кроме того, 52% от заработанной за счёт агрострахования суммы поступило
от договоров, в которых была прописана государственная поддержка, сумма по
которым составила 1,95 млрд. рублей, что значительно меньше собранного в 2017
году (2,38 млрд. рублей). Из них, около 981 млн.рублей ушло на премии по
договорам со страхованием урожая, 968 млн. рублей по договорам со страхованием
мелких животных, по сравнению с 849 млн. рублей, собранных в 2017 году.

Через
полтора года, после резкого спада, рынок сельского хозяйства начал
стабилизироваться. Во втором полугодии 2018 года можно было заметить первые
данные о восстановительном росте данной отрасли. Увеличился объем выплат на 56%
по договорам (если сравнивать с 2017 г.), по которым страховались сельхозриски.
Стоит отметить, что сумма выплат в агростраховании с господдержкой увеличилась
на 79%, а рост премий по полисам агрострахования без госдотаций возросла на
33%. Результатом такого роста стало превышение объема рынка и достижение
отметки 3,7 млрд. рублей. Изменения в экономике сельского хозяйства агрострахования
произошли благодаря работе нового состава команды Минсельхоза,
структурированных решений и действий, предпринятых Советом Федерации и Госдумы.

Специалисты
прогнозируют устойчивое развитие, увеличение количества выплат на рынке
агрострахования в 2019 году. Эти прогнозы также касаются страховых выплат с
поддержкой государства. Данные прогнозы основываются на возможном положительном
влиянии принятых 1 марта 2019 года изменений, касающихся господдержки рынка
агрострахования. Изменения направлены на повышение гибкости и лояльности в агростраховании.

Изучая данные ЦБ РФ, можно заметить, что десять лидеров собирает более 97,1 % страховых премий, в то время как в 2017 году уровень сбора достигал 94,1%. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что концентрация этого сектора выросла. Лидеры, входящие в десятку лучших, понизили сборы на 2%, снижение объемов сборов до 5,2% произошло и в остальных компаниях.

Однако
не все компании, лидеры 2018 года представили положительный рост в сравнении с
2017 годом. Лидер первой десятки — компания СК «РСХБ-Страхование»,
которая занимает данную позицию второй год подряд. При этом, 4 кампании
показали результат в 2018 году хуже, чем в 2017 году. Худшую динамику показала
АО «Страховая группа Авангард — Гарант», объем заработанных средств у
которых снизился на 74,6%. При этом, нужно отметить, что список десяти
лидирующих фирм не претерпел особых изменений, единственной новой компанией
стала СПАО «Ингосстрах» (MOEX: INGS), ранее занимавшая 11 место. Она
заняла позицию страховой компании «Талисман», у которой забрали
лицензию в середине 2017 года.

По
мнению национального союза агростраховщиков (НСА), нужно приложить все усилия для
борьбы с кризисом в аграрной промышленности за счет активного взаимодействия и получения
помощи от государства в 2019 г. Из-за того, что агрострахование имеет прямое
влияние на стратегию государства по формированию и поддержанию
продовольственной безопасности страны, данный вопрос должен решаться на
федеральном уровне.

В
разработке предложений необходимо принимать во внимание:

  1. разные
    интересы, возможности и финансовое состояние аграриев;
  2. наличие
    специфики у разных объектов страхования;
  3. учет специфики
    каждой группы аграриев, в том числе малый бизнес;
  4. дополнительные
    условия для регионов с системными рисками.

Без внесения изменений действующей
системы субсидирования, решить проблемы агрострахования невозможно. НСА были разработаны и предложены варианты решения проблем
для реализации в профильных ведомствах. В
качестве одного из вариантов предлагалось наделить защищенным
статусом внутри «единой» субсидии средства,
которые выплачиваются для поддержки агрострахования,
либо перевести народное направление в другой
вид господдержки, который направлен именно на
защиту рисков. [5]

НСА работает над использованием
новых методов и современных технологий, которые помогут оптимизировать и
структурировать сферу агрострахования, такими как применение агрометеорологических данных и дистанционного зондирования
Земли. Работа с задачей такого типа была впервые реализована в России [6].

Проанализировав проблемы в сфере
страхования и поддержки сельского хозяйства, можно прийти к выводу, что в нашей
системе существуют серьезные недочеты, с которыми борются на государственном
уровне, в результате чего сфера агрострахования расширяется, появляется
потенциал для роста и развития. Работа государства над этим вопросом позволит
стабилизировать рынок агрострахования и популяризировать его.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская Газета. — 2010. — № 5100. — С. 2 .
  2. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой в Российской Федерации в 2017 году // Сайт ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации www.fagps.ru/fagps_strah_bibl.
  3. Шевченко И.В., Чистяков В.В. Страхование сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой: проблемы и пути их решения // Финансы и кредит. – 2014. – № 43. – С. 54-60. URL: http:// www.rea.ru
  4. Баймишева Т.А. Состояние агрострахования: проблемы и пути развития // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2015. — №1 (51). С. 231-233.
  5. Богачев А. И., Макаренко С. В. Проблемные вопросы развития сельскохозяйственного страхования в России // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1134-1137. — URL https://moluch.ru/archive/116/31297/.