http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2019

УДК 338.22

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10253

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

DIGITAL ECONOMY AND ITS ROLE IN MANAGEMENT MODERN ECONOMIC RELATIONS

Юсупова Муслимат Гасан-Гусейновна, ст. пр. кафедры
«Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Республика Дагестан,
г. Махачкала

Гордина Мария Григорьевна, кафедра
«Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Республика Дагестан,
г.Махачкала

Алиева Валигыз Иманалиевна, кафедра
«Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Республика Дагестан,
г.Махачкала

Yusupova Muslimat
Gasan-Guseynovna,
Senior Lecturer,
Department of Management, FGBOU VO Dagestan State University

Gordina Mariya Grigorievna,
of the Department Management, FGBOU VO Dagestan State
University

Alieva Valigyz Imanalievna,
of the Department Management, FGBOU VO Dagestan State
University

Аннотация:

Цель
работы. Статья посвящена зарождению новой экономической эпохи – эпохи цифровой
экономики.

Метод
и методология проведения работы. Механизм формирования цифровой экономики в
процессе развития общества, внедрения научно-технической революции и прогрессивных
технологий сформировал новое направление экономической теории.

Результаты.
Рассматривается понятийный аппарат цифровой экономики, характеристики и ее
особенности, даны различные подходы к определению цифровой экономики,
рассмотрены перспективы и ее тенденции развития в экономических отношениях, а
также состояние цифровой экономики в России.

Область
применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть широко
использованы в процессе подготовки программ и методик по цифровой экономике, в
экспериментальных исследованиях, информационно-экономических науках.

Выводы.
Делается вывод, что цифровая экономика это новый вид экономических отношений,
который сегодня участвует практически во всех отраслях мирового рынка и имеет
тенденцию активного развития новых моделей бизнеса, позволяет объединять усилия
для создания инноваций, инвестирования, поиска сотрудников, партнеров, ресурсов
и рынков сбыта.

Summary:

Objective.
The article is
dedicated to the emergence of a new economic era — the era of the digital
economy.

Method. The formation mechanism of the digital economy in the
process of development of society, the introduction of the scientific and
technological revolution and advanced technologies has formed a new direction
in economic theory.

Results. The conceptual apparatus of the digital economy,
characteristics and its features are considered, various approaches to the definition
of the digital economy are given, prospects and its development trends in
economic relations, as well as the state of the digital economy in Russia are
considered.

Application
results
. The results of
the study can be widely used in the process of preparing programs and
methodologies for the digital economy, in experimental studies, information and
economic sciences.

Conclusions. It is concluded that the digital economy is a new
type of economic relationship that today participates in almost all sectors of
the world market and has a tendency to actively develop new business models,
allows you to join forces to create innovation, investment, search for
employees, partners, resources and markets.

Ключевые слова:
цифровая экономика, инновационное развитие, информационные технологии,
информационная среда, тенденции развития.

Keywords: digital economy, innovative development, information
technology, information environment, development trends.

Введение. Современные
информационные и коммуникационные технологии многогранно влияют на общественные
отношения, происходит становление нового, информационного общества, которое
называют «цифровая экономика». Свойства цифровой экономики довольно схожи с
традиционными, хозяйственными отношениями, но она во многом отличается от них,
что делает ее актуальной в наше время. В статье, путем внедрения цифровой
экономики рассматривается механизм развития экономической структуры и
государственного устройства в целом.

Методы исследования. В
посланиях Федеральному собранию от 01.12.2016г —  Президент Российской Федерации В. В. Путин
предложил «Запустить масштабную программу развития экономики». Следом за
предложением Президента, в декабре 2016 года была опубликована стратегия развития
информационного общества России на 2017-2030 годы, где впервые дается
определение цифровой экономики, как деятельности, «в которой ключевыми
факторами производства являются данные представленные в цифровом виде, а их
обработка и использование в больших объемах в том числе и к образованию,
позволяет по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно
повысить эффективность качества и производительность в различных видах
производства, продажи, доставки и потребления товаров и услуг». Данная
стратегия формулирует понятия «информационное общество», как индустриальное
общество, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными
производствами является информация и ее высшая форма знания [1]. Из
вышеизложенного видно, что проблема становления и развития цифровой экономики
является актуальной, как в теоретическом, так и в практическом понимании, где
решающие роли играют цифровые технологии в становлении стратегической
конкурентоспособности нашей страны.

Цифровая экономика является базой развития в целом и оказывает воздействие на такие отрасли, как банковская, розничная торговля, транспорт, энергетика, управление, образование и здравоохранение. Отмечается, что недостаточное внимание уделяется вопросам развития менеджмента отдельных отраслей, мало внимания уделяется институциональным аспектам цифровой экономики, слабо освещаются проблемы и перспективы развития бизнеса в условиях формирования цифровой экономики, и не достаточным образом отражается цифровая экономика в менеджменте современных экономических отношениях.

Ядром
цифровой экономики является сектор производства, цифровых товаров и оказание
услуг, которые непосредственно связаны с цифровыми технологиями. Несмотря на
общемировую экономическую нестабильность, статистика показывает об устойчивом
росте мировой торговли продуктами цифровой экономики, опережающими темпами
растет объем оказываемых услуг, увеличиваются расходы предприятий на
исследование, которые связаны с цифровыми технологиями, что показывает,
насколько сектор цифровых технологий играет ключевую роль в инновациях. Также
отмечается, что развивается и становится доступней цифровая инфраструктура,
повышается качество коммуникационных сетей при внедрении технологий 4G, при этом снижаются цены на услуги
мобильной связи и в тоже время увеличиваются возможности по использованию
мобильных устройств, в конечном итоге это говорит о том, что развитие цифровых
технологий в современном мире растет. Цифровые технологии, а вместе с этим и
цифровая экономика обладает существенным потенциалом для ускорения
инновационных процессов. При этом показатели инвестиций в развитии цифровой
экономики для многих предприятий является важным фактором ее
конкурентоспособности в современных условиях. Появляющиеся новые модели
развития бизнеса, основывающиеся на коллективных методах производства и
потребления, требует более широкого выбора новых решений в области управления
цифровыми технологиями. Правительство многих стран, также прогнозируют такие
изменения, и все больше стремятся к развитию цифровой экономики, преимущество
которой дают ответы на ключевые вызовы современности, такие как снижение уровня
безработицы, повышение уровня жизни населения и оздоровление окружающей среды [2].

Современные национальные цифровые стратегии направлены на развитие экономики, создание инновационных предприятий, повышение занятости населения, формирование эффективности общественного сектора. Важность развития цифровой экономики принимается во внимание и в России. Следует отметить, следующие меры, направленные на развитие государства цифровой экономики:

  • Развитие инфраструктуры, которая представляет основу для формирования новых моделей видения бизнеса и построения научных и социальных сетей;
  • Снижение барьеров в отраслях цифровой экономики;
  • Повышение уровня владения цифровыми технологиями, в части обучения и переквалификации специалистов;
  • Обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры;
  • Развитие цифрового сектора экономики.

Цифровой сектор экономики базируется на инновационных технологиях, которые создает электронная промышленность и представляется двумя элементами. Во-первых, это электронная промышленность, производство микрочипов, компьютеров и телекоммуникационных устройств, а также электроники бытового назначения. Во-вторых, это компании оказывающие услуги в области цифровых технологий и использующие цифровые средства производства. Важным в развитии цифрового сектора для национальной экономики подтверждается то, что отдельные страны в настоящее время реализуют комплексные и довольно масштабные программы, которые нацелены на развитие цифрового сектора своих экономик, создание новых рабочих мест в этой сфере, повышение конкурентоспособности электронной промышленности и технологий. И в этом направлении одним из главных ключевых моментов становятся инвестиции в цифровой сектор экономики[3].

В
современных условиях, проблемы цифрового сектора экономики не именуемо
сказываются на конкурентоспособности, учитывая, что отставание получения и
обработки актуальных данных, а также не умение использовать цифровой ресурс
сказывается на утрату прежних, рыночных позиций. По этой причине состояние
цифрового сектора, его элементной базы, специального технологического
оборудования, которые обеспечивают необходимые параметры микросхем, являются
определяющим фактором перспектив развития всего общества. Сегодня в мировой
экономике, развернута борьба в области цифровых технологий, которая позволяет
приобрести бесспорные преимущества. Цифровая экономика создала бесспорный вид
ресурса – данные, которые представляют собой современный фактор успешной
экономической деятельности [5].

Следует
отметить, что цифровые возможности становятся более значимыми, чем доступность
сырья, наличие финансовых ресурсов или благоприятных условий с партнерами по
бизнесу. Общество развивается прогрессивно только тогда, когда на смену старым
возможностям в области обработки данных, приходят новые, которые превосходят
прежние возможности. В современной экономике компании цифрового сектора выходят
на первый план и становятся точками отсчета, обеспечивающими экономику цифровым
ресурсам. Эксперты характеризуют данную ситуацию изменениями в экономических
отношениях и формированием цифровой экономики, указывая необходимость поиска
новых подходов к решению проблем ее развития. Выделяют 4 критерия анализа
цифровой экономики:

  • Критерий, связанный со сферой занятости: данный подход рассматривает структуру занятости населения и модели наблюдаемых изменений. Трансформация социально-экономических отношений, происходит из-за того, что большинство занятых работает в цифровой сфере экономики. Основная проблема данного критерия заключается в сложности сотрудника, который связан работой с данными;
  • Пространственный критерий: ряд концепций цифровой экономики основывается на географическом принципе, где главное внимание уделяется сетям передачи данных. При этом, важным моментом является то, какой аспект связанный с сетями передачи данных рассматривать при исследовании цифровой экономики;
  • Экономический критерий: такой подход предполагает, учет роста экономической ценности в области деятельности по созданию, передачи, обработки, хранению данных. Сами данные в таких условиях становятся объектом экономических отношений;
  • Технологический критерий: основной технологической концепцией стало множество технологических инноваций в области информационно-коммуникационных технологий, которые стали доступны широкому кругу пользователей. Новые технологии, являются заметным признаком изменения экономических систем и их зачастую называют драйвером развития экономики [3].

Эффективность развития этих критерий в цифровой экономике возможны только при наличии развитых технологий, поэтому меры по ее стимулированию должны быть сфокусированы на двух направлениях. Во-первых, требуется перестройка и модернизация институтов для создания условий развития цифровой экономики – это нормативное регулирование цифровых рынков и цифрового производства. Во-вторых, это техническая инфраструктура, создание которой требует не только значительных усилий, но и инвестиций для сети передачи данных, центров обработки данных и прогрессивные сервисы. Не смотря на имеющиеся препятствия и сложности, специалистами отмечается, что цифровая экономика в России продолжает бурно развиваться [9]. Растет и производственный сектор цифровой экономики. Автоматизация производства, использование данных и искусственный интеллект трансформирует производственные процессы, ускоряет и увеличивает выпуск различной продукции, выполнение работ и оказание услуг. Это позволяет открыть новые пути использования человеческого потенциала, но и одновременно с этим может порождать социальные проблемы, связанные с исчезновением ряда массовых и традиционных профессий [6].

В
нашей стране, в целях развития цифровой экономики 9 мая 2017 года был издан
указ Президента «О стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017-2030годы», который определил программу мероприятий по
развитию экономики в России с учетом возможностей ее информатизации и
цифровизации. В развитии этого указа 28 июля 2017 года было выпущено
распоряжение Правительства России, утвердившее программу «Цифровая экономика
Российской Федерации»[1]. Основными целями
программы является создание условий для развития высокотехнологических отраслей
и недопущение создания ограничений в традиционных отраслях экономики; повышение
конкурентоспособности отрасли национальной экономики и ее усиление на мировом
рынке. В данном документе, можно выделить ряд показателей, так в 2024 году на
рынок должны выйти не менее 10 национальных компаний, которые смогли бы
конкурировать на мировом рынке. В этом же году в стране должны функционировать
10 цифровых платформ для базовых областей экономики, к ним можно отнести:
цифровое образование, цифровое здравоохранение и создание умного города. Кроме
того, в сфере цифровых услуг должны осуществлять функционирование не меньше 500
малых и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания
цифровых услуг. В программе отмечается, что количество студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности, связанные с информационными
технологиями через 8 лет будет составлять 120тыс студентов в год. А количество
выпускников, обладающих профессиональными знаниями на среднем уровне должно
составить 800тыс человек в год. По сути, данная программа представляет список
нормативно закрепленных целей развития цифровой экономики в России, а
конкретные мероприятия, инструменты их реализации и источники финансирования
будут регулярно пересматриваться правительством в трех летних планах. Согласно
данным Совета при Правительстве России по стратегическому развитию и
национальным проектам общие расходы программы «Цифровая экономика Российской
Федерации» за период 2018-2024 годы составит 1,6 трлн рублей из этой суммы 1,1
трлн рублей будет выделено из федерального бюджета, а 500 млн рублей
внебюджетные источники.

Надо
отметить, что Россия обладает не плохими стартовыми возможностями по развитию
цифровой экономики, по своей текущей позиции мировых рейтингов и не
демонстрирует отставание в ее уровне развития. С другой стороны, нахождение на
четвертом десятке мирового рейтинга, по общему мнению, требуется активизация
усилий с ориентации на улучшении положения. Требуется разработка концепций
ресурсов на приоритетных направлениях, основные технологии, которые будут
использоваться при реализации принятой программы цифровой экономики. Цифровая
экономика России, получила значительный импульс развития за последние годы,
частные компании добились определенных успехов, преобразуется рынок труда,
повышается уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса, широко
распространены интернет, мобильная и широкополосная связь. Положительно
изменилось как повседневное распространение интернета; развитие банковского
сектора; расширение рынка электронных услуг; улучшение инфраструктуры городов;
доступность учебных материалов и другое [7].

Тем
не менее, как и любое другое масштабное преобразование, развитие цифровой
экономики сопряжено не только с положительными последствиями, но и с рядом
различного рода рисков и угроз. Этими источниками может явиться два основных
фактора: появление новых видов рисков и угроз присуще цифровой экономике,
которые базируются на ее технологических особенностях и во-вторых при переходе
к цифровой экономики происходит институциональная трансформация, которая
является мощным дестабилизирующим фактором для устойчивого и успешного социально-экономического
развития[8]. К негативным последствиям развития цифровой экономики можно отнести
такие риски и угрозы, как рост киберпреступности, технологическая уязвимость
созданной цифровой инфраструктурой, быстрое устаревание техники и как следствие
наличие проблем утилизации, а также рост технологической зависимости от
зарубежных поставщиков. Серьезным сдерживающим фактором для развития цифровой
экономики являются имеющиеся в Российской Федерации кадровые ограничения.
Российская экономика испытывает нехватку около 2 млн специалистов в области
информационных технологий. Указанные выше риски, угрозы и проблемы развития
цифровой экономики требуют принятия мер о их нейтрализации, требуются
комплексные условия с использованием как публичных, так и частных ресурсов.
Среди первоочередных задач необходимых для предотвращения угроз и рисков можно
отметить:

  1. Стимулирование,
    создание и развитие бизнеса, который ориентирован на цифровую экономику.
    Государство должно оказывать им целевую поддержку, предоставлять гарантии по
    банковским кредитам, компенсировать часть затрат на патентование, оказывать
    поддержку через механизм государственных закупок и т.д.;
  2. Дополнительная
    поддержка малого и среднего бизнеса в сфере создания цифровых технологий,
    оказания цифровых услуг;
  3. Формирование
    и масштабирование цифровых платформ для основных сфер экономики;
  4. Увеличение
    объемов подготовки и информационных специалистов;
  5. Формирование
    отраслевых, региональных и государственных систем обеспечения кибербезопаности
    [4].

Результаты. Связаны
с тем, что цифровая экономика имеет определенные преимущества перед
материальными, товарно-денежными обменами. Одним из ключевых преимуществ
цифровой экономики перед традиционной является то, что в цифровой экономике электронные
товары являются практически неисчерпаемыми. Цифровизация внедряется и в
социальные процессы, от нее в большей степени зависит успешная
жизнедеятельность людей. Усилия российской цифровой экономики базируются на
стратегии развития информационного общества и положениях государственной
программы «Цифровая экономика». В этом документе осуществлено целеполагание и
заданы основные механизмы осуществления цифровой трансформации российской
экономики. Еще одним из преимуществ цифровой экономики является более низкая
цена производства и выполнения транзакций. По уровню развития цифровой
экономики Россия пока еще не занимает лидирующие позиции, но уверенно держится
в группе стран, которые следуют за лидерами. Следует отметить, что конкуренция
в области цифровой экономики остается очень жесткой и останавливаться на
достигнутом нельзя. Необходима совместная работа государства и бизнеса по
дальнейшему развитию цифровой экономики, где необходимо учитывать ряд проблем,
рисков и угроз с тем, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на их нейтрализацию.

Выводы.
Цифровая экономика – это новый вид экономических отношений, который сегодня
участвует практически во всех отраслях мирового рынка и имеет тенденцию
активного развития. Уже в скором времени цифровая экономика может стать ведущим
сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом.

Литература

  1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочеткова Е.Ю. «Цифровое общество: Новые вызовы//Экономические стратегии».2016 г. №7 (141). C.90-91
  2. Добрынин А.П., Черних К.Ю., Куприяновский В.П. «Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий» // А.П. Добрынин, К.Ю. Черних, В.П. Куприяновский // International Journal of Open Information Technologies. – 2016г. — №1 (4). 4-10 стр
  3. Семенов Ю.А. IT-экономика в 2016 году и через 10 лет // Экономические стратегии. № 1 (143), 2017. Стр. 126-135
  4. Сидорова А. С. Влияние цифровых технологий на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 8. С. 119–128.
  5. Cruz-Jesus F., Oliveira T., Bacao F., Irani Z. Assessing the pattern between economic and digital development of countries // Inf Syst Front DOI 10.1007/s10796-016-9634-1
  6. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин // РИА Новости–2017 [Электронный адрес URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html] (дата обращения 17.11.2019г)
  7. Карягин М. Информатизация в России: госуслуги, цифровая экономика и «технологический перекос//Инфометр – 2017. – [Электронный адрес URL: http://infometer.org/blogi/informatizacziya-v-rossii] (дата обращения 17.11.2019г)
  8. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. — 2016. — №3.12-16 стр.
  9. Попов Е.В., Семячков К.А. Особенности управления развитием цифровой экiономики // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 54-61.

References

1. Averyanov M.A., Evtushenko S.N., Kochetkova E.Yu. “Digital Society: New Challenges // Economic Strategies.” 2016 No. 7 (141). C.90-91

2. Dobrynin A.P., Chernikh K.Yu., Kupriyanovsky V.P. “Digital economy — various ways to the effective application of technology” // A.P. Dobrynin, K.Yu. Chernikh, V.P. Kupriyanovsky // International Journal of Open Information Technologies. — 2016 — No. 1 (4). 4-10 pages

3. Semenov Yu.A. IT-economy in 2016 and after 10 years // Economic strategies. No. 1 (143), 2017. Page 126-135

4. Sidorova A. S. Influence of digital technologies on the Russian economy // Russian Foreign Economic Bulletin. 2018. No. 8. P. 119–128.

5. Cruz-Jesus F., Oliveira T., Bacao F., Irani Z. Assessing the pattern between economic and digital development of countries // Inf Syst Front DOI 10.1007 / s10796-016-9634-1

6. Digital economy: how specialists understand this term // RIA Novosti-2017 [Email address: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html] (accessed November 17, 2019)

7. Karyagin M. Informatization in Russia: public services, the digital economy and “technological imbalance // Infometer — 2017. — [Email address: http://infometer.org/blogi/informatizacziya-v-rossii] (access date 17.11. 2019)

8. Yudina T.N. Understanding the Digital Economy // Theoretical Economics. — 2016. — No. 3.12-16 p.

9. Popov E.V., Semyachkov K.A. Features of managing the development of the digital economy // Management in Russia and abroad. 2017. No. 2. P. 54-61.


[1] Об утверждении программы
«Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от
28.07.2017 г. № 1632-р.