http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10244

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ТРУДА

ANALYSIS OF THE IMPACT OF INFORMAL SECTOR ON INCOME
GENERATION BUDGETS IN THE TAXATION OF LABOUR

Сайдулаев Дени Доккаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение», Чеченский государственный университет

Saidullaev Deni Dоkkaevich, PhD in economics, associate Professor of » Taxes and taxation», Chechen state University

Аннотация: Статья посвящена исследованию
теневого сектора экономики в России, исследована динамика теневого сектора
экономики России и размеру теневой экономики России при налогообложении труда,
проанализированы основные схемы ухода плательщиков от уплаты налогов.

В
работе показана роль налога на доходы физических в формировании доходов региональных
и местных бюджетов в пропорциях их распределения между уровнями бюджетов, приведена
классификация доходов физических лиц по экономическим признакам.

Summary: The Article
is devoted to the study of the shadow sector of the economy in Russia, the
dynamics of the shadow sector of the Russian economy and the role of the shadow
economy of Russia in the taxation of labor, the main schemes of tax evasion are
analyzed.

The paper shows the role of
the personal income tax in the formation of regional and local budget revenues
in the proportions of their distribution between the levels of budgets, the
classification of personal income on economic grounds.

Ключевые слова: налог
на доходы физических лиц, классификация доходов, теневой сектор экономики,
теневые доходы.

Keywords: personal
income tax, income classification, shadow sector of economy, shadow income.

В
соответствии с действующим бюджетным законодательством, налог на доходы
физических лиц (НДФЛ) является налогом, формирующим доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Он зачисляется в эти
бюджеты в пропорции 85% в региональные бюджеты и 15% в бюджеты муниципальных
образований [1].

НДФЛ
является прямым федеральным налогом, регулируемым в соответствии с главой 23
Налогового кодекса РФ [2]. Его уплачивают физические лица (граждане) –
налоговые резиденты и нерезиденты России. При этом резидентами признаются
граждане, проживающие на территории России более 183 последовательных
календарных дня. Уплачивается налог с доходов физического лица. Под доходом в
Налоговом кодексе понимается экономическая выгода полученная налогоплательщиком
в денежной или натуральной формах [2].

Доходы
физического лица, получаемые от разных источников можно сгруппировать по
следующим признакам:

  • доходы, за выполнение работ и оказание услуг по трудовым и приравненным к ним договорам (доходы, полученные от работодателей);
  • доходы инвестиционного характера (дивиденды по акциям, проценты по вкладам в банках, доходы от паев, полученных от участия в Паевых инвестиционных фондах (ПИФ)и.т.п.);
  • предпринимательский доход (доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности);
  • доходы в виде выигрышей и призов (от участия в литореях, рекламных акциях провидимых компаниями, связанными с розыгрышем призов);
  • доходы в виде имущества, получаемого в порядке наследования или дарения;
  • доходы от сдачи имущества физического лица в пользование.

Основу
налоговых поступлений в бюджет составляют доходы, за выполнение работ и
оказание услуг по трудовым и приравненным к ним договорам (т.е. трудовые
доходы). Они облагаются по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

По
сообщению Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2018 году теневая
доля в общем объеме ВВП РФ составила более 20 трлн. руб., что в процентном
отношении к общему внутреннему валовому продукту составляет около 20,0%. Сумма
рассчитана с учётом нелегальных или неправильно задекларированных импортных
товаров, криминальной составляющей, скрытого дохода юридических лиц и
неофициальной зарплаты рабочих, которая выплачивается в обход налогового
законодательства. Четвёртую часть от общей суммы составляют «чёрные» зарплаты и
прибыль от криминального бизнеса.

Динамика теневого сектора экономики России за три отчетных года представлена в таблице 1.

Размер теневой экономики России составил в 2018 году 20,7 трлн. руб., по сравнению с прошлым периодом прирост теневого сектора отмечен на 1,8 трлн. руб. или на 9,5%; в динамике 2017 к 2016 году сокращение теневого сектора составило 5,4 трлн. руб. или 22,2%. Графически динамика теневого сектора экономики России за три года представлена на рисунке 1.

Темы прироста (снижения) динамики теневого сектора экономики России приведены ниже на рисунке 2.

Доля теневого сектора экономики в
процентах к ВВП за рассматриваемый промежуток времени представлена в таблице 2.

Доля теневого сектора экономики в
процентах к ВВП страны в 2018 году снизилась по сравнению с 2017 годом на 0,5
пп., в 2017 году по сравнению с 2016 годом сокращение отмечено на уровне 7,8
пп.

Динамика
теневого сектора экономики при налогообложении труда представлена в таблице 3.

Размер теневой экономики России при налогообложении труда составил в 2018 году 10,1 трлн. руб., по сравнению с прошлым периодом прирост теневого сектора отмечен на 1,2 трлн. руб. или на 13,5%; в динамике 2017 к 2016 году увеличение составило 2,5 трлн. руб. или 39,1%.

Графически динамика теневого сектора экономики России при налогообложении труда за три года представлена на рисунке 3.

Темы прироста (снижения) динамики
теневого сектора экономики России при налогообложении труда приведены ниже на рисунке 4.

Судя по представленным выше
сведениям важно сформулировать вывод о высокой долитеневого
сектора экономики России при налогообложении труда. Размер теневой экономики
России при налогообложении труда составил в 2018 году 10,1 трлн. руб., по
сравнению с прошлым периодом прирост теневого сектора отмечен на 13,5%. Важно
обеспечение поиска путей устранения указанной проблемы.

Проводя оценку налоговой системы важно исходить из того, что
она представляет собой сложный эволюционный социальный феномен, оказывающий на
экономику значительное влияние. Ввиду указанного факта в целях обеспечения
экономической безопасности страны необходимо обеспечение поиска присущих для
системы налогообложения в стране, в частности, подоходного налогообложения,
проблем. Сформированная в настоящее время налоговая система и система
налогообложения в России деформирована содержит острые противоречия и дисбалансы
[6, c.42].

К основным проблемам действующей налоговой системы в России
можно отнести следующие [5, c.14-15]:

1. Нестабильность налоговой политики, проявляющаяся в аспекте
ее неустойчивого положения, противоречий, зависимости от субъективных факторов,
на нее влияющих. Анализ официальных нормативных правовых источников, научных
публикаций отечественных специалистов, обращающихся к проблемам развития
налоговой системы в Российской Федерации показывает, что в нашей стране система
налогов имеет очень сложную структуру. Объясняется это тем, что в ней
присутствуют многочисленные виды налогов, различные отчисления, акцизы и сборы,
которые, по существу, мало чем друг от друга отличаются.

2. Чрезмерное распространение налоговых льгот, ввиду чего
положение отдельных групп налогоплательщик неравнораспределено.

3. Уход от налогов, значительная доля задолженности и
недоимок по налогам.

Например, несмотря на то, что анализ статистических сведений
ФНС России позволил сформулировать вывод о снижении задолженности по НДФЛ, сама
задолженность значительна (задолженность по состоянию на конец 2018 года
сформирована в сумме 103303072 тыс. руб., снижение ее по сравнению с прошлым
периодом составило 10,1%) [7].

Основные теневые схемы, жестко регулируемые в настоящее время налоговыми органами, приведены на рисунке 5.

4. Значительный объем начислений на заработную плату.
Основной дисбаланс, который прослеживается между государством и
налогоплательщиками заключается в том, что экономический субъект в целях
минимизации своих издержек стремится снизить управленческие расходы, включая
выплачиваемую своим сотрудникам заработную плату. Государство же, напротив,
стремится к достижению максимально высокой платежеспособности населения. При
этом, при налогообложении необходимо ориентирование на однократность обложения
налогом с одного источника дохода. В то же время, при подоходном
налогообложении граждан прослеживается тройной характер обложения, так
налогоплательщик выплачивает НДФЛ, платежи во внебюджетные фонды и также
платежи в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями.
Реальная налоговая нагрузка на отдельного плательщика по налогу варьируется в
пределах 0-34%; для юридического лица от класса опасности, к которому оно
отнесено – от 0,2 до 8,5%.То есть, налоговая нагрузка в общем находится в
границах 0,2 – 51,5% [5, c. 14-15].

Так, значимой проблемой, как для
работодателей, так и для граждан, представляет собой уплата и учет
налогов. 

Общей проблемой сформированной в
России системы налогообложения, таким образом, выступает недостаточно полная
собираемость по налогам (в частности и по подоходному налогу), значительная
доля задолженности и недоимок в общем объеме уплаченных в бюджеты разных
уровней налогов, сокрытие налоговых платежей. Указанные проблемы важно решать в
ближайшей перспективе, в частности, через механизмы налогового
администрирования и налогового контроля.

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Электронный ресурс. Дата обращения 20.11.2019.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 23. Электронный ресурс. Дата обращения 20.11.2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ecfd690acbabfd266e9d5c4ac0275726d4d0a7c1/
  3. Теневая экономика в России по данным Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: URL: http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii/ (дата обращения: 30.07.2019).
  4. Макурова Т. Государство возьмет под контроль все доходы Россиян / Т. Макурова [Электронный ресурс] – URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/23/11/2018/5bf7ed3a9a7947bc7f9e98fc. – (дата обращения: 22.09.2019).
  5. Коробейник А.А., Рассказов А.В. Проблемы современной налоговой системы России и пути её совершенствования / А.А. Коробейник, А.В. Рассказов // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2019. – № 1. – С. 14-19.
  6. Малис Н.И. Перенастройка налоговой системы: на что рассчитывать государству и налогоплательщикам? (последствия для государства и налогоплательщиков) / Н.И. Малис // Финансы. – 2019. – № 3. – С. 41-46.
  7. Статистика и аналитика Федеральной налоговой службы (ФНС) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 30.07.2019).