Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.45

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10222

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Субхангулов Рустем Раисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического институт МВД России, г. Уфа

Subkhangulov Rustem Raisovich, PhD in Economics, Associate Professor, Department of Social, Humanitarian and Economic Disciplines, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Ufa

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, влияющие на формирование инновационного потенциала региона. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена коммерционализацией инноваций, их внедрением в производство. Цель статьи заключается в изучении интенсивных условий в формировании инновационного потенциала региона в целом. Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание автора уделено изучению вопросов внедрения результатов инноваций в производство.

Результаты проведенного исследования будут полезны широкому кругу исследователей, занимающихся проблемами формирования и использования инновационного потенциала организаций и регионов.

Summary: The article discusses the problems affecting the formation of the innovative potential of the region. The relevance of the problem under study is due to the commercialization of innovations, their implementation in production. The purpose of the article is to study the intensive conditions in the formation of the innovative potential of the region as a whole. The research methodology was analytical in nature, the author focuses on studying the issues of introducing the results of innovations into production.

The results of the study will be useful to a wide range of researchers involved in the formation and use of the innovative potential of organizations and regions.

Ключевые слова: инновации, конкуренция, государственная поддержка, региональные кластеры, предприниматель, технологии, ВУЗ, наука.

Keywords: innovation, competition, state support, regional clusters, entrepreneur, technology, university, science.

Управление экономикой на государственном уровне представляет собой сложный механизм, который должен противостоять: кризисным явлениям, сглаживанию неравенства субъектов в развитии, стагнации производства, сокращению роста доходов населения и пр. Крупные промышленные гиганты для сокращения своих расходов инвестируют и размещают производства в тех странах, в которых стоимость труда минимальна, например как это в Китае и Индии (таблица 1).

Спрос на рынке толкает производство к расширению масштабов, спрос конечно должен быть платежеспособным, т.е. обеспеченным реальными доходами населения. Увеличение доходов населения влияет на переход от трудоемкого производства к механизированному и в дальнейшем к наукоемкому. Только лишь в процессе потребления товар, не застаиваясь на складах, заставляет экономику работать, увеличивать оборот, развивать производство. Управление трудом и всех вытекающих из него производных должно быть основной задачей государства в стимуляции экономического роста. Эффективное управление экономикой проявляется в виде стабильного экономического роста государства, основывающегося на повышении производительности труда (таблица 2).

Недостающий для производства труд экономика восполняет за счет мигрантов, которые по своей сути требуют адаптации к реалиям Российского менталитета и устоев, сформировавшихся в регионах их привлечения к труду. Рост возможен также и на основе конкуренции, т.е. борьбы за рынок, за конкретного потребителя.

Конкуренция как явление благоприятно влияет на потребителей результатов конкурирующих субъектов, в виде снижения цены, повышения качества предлагаемого продукта или же его физической доступности. Условия повышения производительности труда, увеличения конкуренции возможно лишь на основе применения инноваций, т.е. тех продуктов интеллектуального труда, который можно с успехом применить в реальном секторе производства. Главной задачей применения инновация является повышение благосостояния граждан, их комфортного проживания и развития экономики.

Инновации, проживая свой жизненный цикл, устаревают, главным образом за счет распространения на рынке [1, с. 401]. Устаревание технологий возмещается их модернизацией, но лишь на незначительный промежуток времени. Процесс устаревания некоторые страны пытаются предупредить посредством ограничений на вывоз инноваций.

Процесс распространения связан с тем, что на него влияет желание потребителя инноваций сэкономить на производстве [2, с. 35]. Поэтому необходим постоянный цикл обновления технологий. Инновации дают преимущество над конкурентами в извлечении прибыли или же получении дополнительной выручки. Сокращение расходов главным образом проявляется в применении ресурсосберегающих технологий или же повышении выработки, производительности труда. Инновации не всегда позитивно влияют на работника, как пользователя. Так, например применение персонального компьютера должно было бы увеличить свободное время работника на исполнение иных трудовых обязанностей, однако век информатизации привел к тому, что работник стал, занят с отчетной документацией, с его правильным заполнением, чем с исполнением своих трудовых обязанностей. Данное условие повлияло на то, что стало необходимостью выделения работника в качестве технического специалиста, однако предприниматели, вовремя ухватившие идею общения напрямую с потребителем, организовали интернет магазины по продаже своих товаров.

Продвижение товара на рынке основывается лишь на возможностях организаций по его производству и эффективному маркетингу [3, с. 33]. Таким образом, товарооборот ставит равные условия для организаций закрепившимся на рынке и новичкам.

Россия ограничена в доведении до потребителя конкурентоспособной продукции, а не в ее создании, кроме отраслей как военно-промышленного комплекса, энергетики, медицины и пр. Однако Россия представлена не только крупными городами, в которых расположено это производство, но и селом в котором земля и территория является главным фактором производства, а сельский уклад это основа существования. Поэтому на этой территории необходимо применение инноваций, а не только лишь предоставление услуг в сфере развлечений, как, к примеру, горнолыжные курорты, или же развитие торговли.

Отставание в применении инноваций на селе связана с тем, что они стоят дорого, а продукция, производимая ими с низкой добавленной стоимостью. Красочная упаковка, реклама и лобби на рынке могли бы повлиять на применение инновационных технологий в сельских территориях, так как сельский житель может произвести продукт, но ему в одиночку на рынке тяжело противостоять картельному сговору торговых сетей по закупке товаров и формированию достойной цены.

Технологическое отставание компенсируется иностранными технологиями, которые не всегда эффективны и не приближены к нашим реалиям производства. В иностранных технологиях не учитывается влияние природно-климатических условий России и прочих факторов.

В таких отраслях как сельское хозяйство и лесопереработка используется модернизированная технология производства, поэтому необходимо применение инноваций.

Связь между наукой и потребностями предпринимательства в инновационных продуктах на сегодняшний день лишь создается. Необходимо формирование региональных кластеров объединяющих несколько ВУЗов в рамках одной отрасли, организаций реализующих на практике инновационные продукты и организаций потребителей данных результатов. Потенциальные потребители инновационных продуктов не обладают информацией о нем, не представляют результатов его применения, таким образом, необходимы демонстрационные площадки, экспериментальные полигоны которые бы позволили «лицезреть» результаты инноваций. Кроме всего прочего необходимо сервисное обслуживание инновационных продуктов и подготовленный кадровый персонал. Отличительной особенностью построения Высшей школы является то, что практически нет конкуренции в рамках региона, хотя как мы видим, она необходима. Поэтому, как и отмечалось выше, кластер на базе региона создаст условия для освоения процесса создания инноваций.

Регион, включающий в себя территорию по одному из признаков, например как природно-климатическому или же ресурсному (численность трудоспособного населения, разведанные природные запасы и пр.), необходимо конкретизировать по административным границам субъектов России.  Выделение кластеров наиболее эффективно по трем группам: худшие, средние и лучшие. Включение в одну из групп субъектов России в рамках федерального округа возможно, как по природно-климатическим условиям, обеспеченностью региона ресурсами, так и по уровню развития логистики региона. Все зависит от того какую отрасль необходимо развивать в рамках кластера. Худшие субъекты необходимо развивать, применяя интенсивное привлечение инвестиций, создание территорий опережающего развития или же оффшорных зон.  Целью поддержки является интенсивное создание производственных мощностей и инфраструктуры бизнеса. В средних субъектах – стимулировать государственно-частное партнерство по освоению результатов созданного инновационного продукта.  Государственно–частное партнерство позволит реализовывать внедрение инноваций. В лучших – субсидировать стоимость энергоносителей, для увеличения производства товаров, тем более, что территория России огромна и для доставки инновационных продуктов требуется значительное число энергоресурсов.

Наличие природных ресурсов и дешевый труд не всегда обеспечивают экономический рост в экономике, так например Венесуэла, обладая большими запасами энергоресурсов, сильно зависит от нефтяных доходов, на которые приходится почти вся экспортная выручка и почти половина государственных доходов [4, с. 9]. Зависимость от экспорта сырьевых товаров делает ее уязвимой для циклов бума и спада, которые следуют за волатильными колебаниями мировых цен.  Сглаживание влияния мировых цен на сырьевые товары возможно за счет применения инноваций как фактора развития экономики. Процесс поиска направления коммерцияонализации и применения инноваций остается открытым.

Список использованной литературы

  1. Субхангулов Р.Р. Проблемы управления инновационным развитием региона // Московский экономический журнал. 2019. № 10. С. 401-404.
  2. Филимонов Ф.Ю. Генезис инноваций: процесс появления и развития инноваций // Промышленный сервис. 2015. № 2 (55). С. 33-38.
  3. Абазова Л.Х. Маркетинговое обеспечение инноваций как важная составляющая информационного обеспечения инноваций и инновационной деятельности // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2016. № 19. С. 31-35.
  4. Элснер В. Экономика сложности и инновации: почему положительные эффекты от инноваций не гарантированы // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 4. С. 7-19.
  5. Global Wage Report 2018/19 What lies behind gender pay gaps: сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. 2018. Дата обновления: 26.11.2018 г. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/—publ/ documents/publication/wcms_650553.pdf. С. 111-119. (дата обращения 01.12.2019 г.).
  6. Уровень ВВП на душу населения и производительность: сайт Организации экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс]. 2019. Дата обновления: 29.08.2018 г. URL: http://stats.oecd.org/index.aspx?DatasetCode=PDB_LV (дата обращения 01.12.2019 г.).