Московский экономический журнал 11/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Origihal article

УДК 346.11

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_646

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  И ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ  В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

FEATURES OF STATE REGULATION AND FINANCIAL SUPPORT OF THE AGRICULTURAL SECTOR DURING THE TRANSFORMATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент, старший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН, 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29,  E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Chernikova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 29 Moskovskaya Str., Yekaterinburg, 620014, Russia, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Аннотация. В статье обозначены основные  причины медленного развития  и приоритетные направления трансформации аграрной сферы в современных условиях, представлены и охарактеризованы  факторы, тормозящие модернизацию экономики и основные модели, трансформации развития АПК с «импортозамещающей» на «экспорто – ориентированную». Статья,  носит обзорный характер, с последующим раскрытием, специфики государственной  поддержки аграрной сферы на различных уровнях, далее, приведены наиболее приоритетные направления трансформации государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности, аграрной сферы, сельхозтоваропроизводителей  Пермского края, в целях воздействия для стабилизации финансового сектора и выхода агропромышленного комплекса на уровень «успешного и рентабельного аграрного бизнеса», с целью привлечения потенциальных инвесторов,  увеличения объемов инвестиций,  с учетом снижения импортозависимости в современных условиях.

Abstract. The article identifies the main reasons for the slow development and priority directions of transformation of the agricultural sector in modern conditions, presents and characterizes the factors hindering the modernization of the economy and the main models of transformation of the development of agriculture from «import–substituting» to «export -oriented». The article is of an overview nature, with subsequent disclosure of the specifics of state support for the agricultural sector at various levels, further, the most priority directions of transformation of state support for processing industry enterprises, the agricultural sector, agricultural producers of the Perm Region are given, in order to influence the stabilization of the financial sector and the output of the agro-industrial complex to the level of «successful and profitable agricultural business», in order to attract potential investors, increase investment volumes, taking into account the reduction of import dependence in modern conditions.

Ключевые слова: государственное регулирование, финансовая поддержка, трансформация агропромышленного комплекса, субсидирование, аграрная сфера, компенсирующая и стимулирующая субсидии, финансовые инструменты

Keywords: state regulation, financial support, transformation of the agro-industrial complex, subsidies, agricultural sector, compensating and stimulating subsidies, financial instruments

В современных условиях насыщенность отдельных рынков, близость мировых и внутренних цен, способствовало возникновению предпосылок для трансформации, как  агропромышленного комплекса России, в целом, так и отдельно аграрной сферы, каждого субъекта Российской Федерации. В 2020 году произошла смена модели развития агропромышленного комплекса с «импортозамещающей» на «экспорто –ориентированную»:

  • для части предприятий аграрной сферы внешнеэкономическая деятельность стала «драйвером развития»;
  • трансформация в открытии новых международных рынков;
  • реализация федеральной программы «Экспорт продукции АПК»;
  • неопределенность на мировых рынках, включает в себя, следующие основные направления:
  1. неопределённость с торговыми соглашениями;
  2. тарифными и нетарифными барьерами торговли;
  3. неустойчивость диет и потребительских предпочтений;
  4. COVID-19, болезни животных.

В течении 2020 года объемы агроэкспорта сопоставимы с экспортом драгоценных камней и металлов ($30,3млрд), отрасль обогнала по объемам отгрузок сектор машин и оборудования ($25,1млрд), химическую промышленность ($23,8 млрд) (рисунок 1).

Современное состояние АПК в России неоднозначно – крупные и средние предприятия начинают активно вовлекаться в интеграционные процессы для слияния ресурсной базы и совмещения усилий по реализации затратных инвестиционных проектов. На этом фоне мелкие хозяйства продолжают осуществлять свою деятельность с применением ручного труда, что значительно тормозит их трансформацию в конкурентоспособных участников рынка продовольствия.

Но, существующих тенденций по преобразованию экономики, в аграрной отрасли  и имеющиеся направления трансформации государственной поддержки предприятий перерабатывающей промышленности,  как аграрной сферы, в целом, так сельхозтоваропроизводителей Пермского края, в частности, недостаточно для  воздействия  стабилизации финансового сектора, а также, и выхода агропромышленного комплекса на уровень «успешного и рентабельного аграрного бизнеса», с целью привлечения потенциальных инвесторов,  увеличения объемов инвестиций,  с учетом снижения импортозависимости в современных условиях[6].

Основными отраслями  агропромышленного комплекса Пермского края, учитывая специфику нашего региона, является молочное скотоводство и растениеводство,  как отрасль, обеспечивающая кормовую  базу для животноводства.   В животноводстве  точкой роста определяем производство «сырья – молока», в растениеводстве – производство «зерновых и зернобобовых культур».

В, настоящие время, в аграрной сфере сельхозтоваропроизводитель, производимый  качественную, конкурентоспособную продукцию, в состоянии получать финансовую поддержку, в рамках реализации государственных программам, а также, субсидирования части затрат  агропромышленного комплекса Пермского края в 2021 года, в разрезе уровней различных бюджетов (рисунок 2).

Далее, представлены основные направления государственной поддержи агропромышленного комплекса Пермского края за 2021год представлены в таблице 1.

Основные причины, по которым быстрая трансформация и модернизация экономики и сельского хозяйства невозможна в краткосрочной перспективе:

  • Недостаточно, используются дифференцированные подходы при определении ставок по субсидиям в зависимости от показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • отсутствие хорошо развитой транспортной инфраструктуры;
  • низкий уровень вовлечения в производственные процессы обслуживающих предприятий, занимающихся транспортировкой, переработкой и хранением продовольственных товаров;
  • дефицит грамотного кадрового резерва в агропромышленного комплекса, нехватка «узкоквалифицированных» специалистов;
  • сложности в получении сельскохозяйственными производителями дешевых и долгосрочных займов;
  • отсутствие сбалансированного и эффективно функционирующего рынка земли;
  • сохранение высокой степени зависимости отечественных предприятий от импортного оборудования, зарубежных поставок семенного и генного материала, сельскохозяйственного сырья;
  • несовершенство российского механизма управления агропромышленного комплекса.[1]

На основании вышеизложенного, в  конце 2020 г. были пересмотрены целевые параметры федеральной программы «Экспорт продукции АПК», планы для подотраслей стали более реалистичными [4].

Ориентир в $45 млрд перенесен на 2030 год, итоговые параметры к 2024 году, сократились на 21%, за счет молочной и мясной продукции (сокращение целевого показателя на 44%), масложировой (39%), продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (36%) (рисунок 3).

Специфика государственного регулирования и финансовой поддержки агропромышленного комплекса, заключается в том, что для преодоления кризисных явлений в экономике и нивелирования негативного воздействия мировых тенденций рынка продовольствия на отечественный агробизнес необходимо оптимизировать систему государственного управления агропромышленного комплекса на всех уровнях власти. [2]

Для этого, надо в регионах распространить практику постоянного всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий в агропромышленного комплекса с целью разработки объективных прогнозов развития и принятия в случае надобности превентивных мер по минимизации рисков в аграрной сфере.

Объём инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) за 2020 год составил 217478,8 млн рублей или 92,2% к уровню аналогичного периода 2019 года (в сопоставимых ценах). Приказ Минсельхоза России от 20 апреля 2020 г. «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 713 «Об определении приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса по субъектам Российской Федерации на 2020 год» [5].

С учетом данных изменений, была предложена, на рассмотрение прямая поддержка производителей в 2021 году осуществляется в рамках «компенсирующей» и «стимулирующей» субсидий. Ранее, субсидии предоставлялись по трем направлениям:

  • на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса;
  • на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
  • на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

С 2021 года Министерством агропромышленного комплекса Пермского края выделено два направления государственной поддержки:

  • компенсирующая субсидия, которая предоставляться всем регионам на поддержку сельхозпроизводства;
  • стимулирующая субсидия, которая будет предоставляться регионам, установившим для себя приоритетные отрасли развития АПК.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования (таблица 2).

Первая сфокусирована на поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей, в целях развития молочного и племенного животноводства, элитного семеноводства, мясного скотоводства и традиционных подотраслей.

Далее, на рисунке 4 представлен планируемый расчет предоставления компенсирующей и стимулирующей субсидии, по средством использования показателей эффективности, а именно: поддержка производства зерновых и зернобобовых культур в зависимости от урожайности.

На основании, вышеизложенного, примером государственной поддержки на уровне регионов могут выступать дотации, бюджетные ассигнования, направляемые в отдельные сегменты агропромышленного комплекса. при этом дотационные потоки направлены на развитие животноводства, элитного семеноводства и возмещение субъектам хозяйствования части издержек по приобретению комбикормов, удобрений для поддержания оптимального уровня плодородности почв. В Пермском крае, есть опыт предоставления агропредприятиям кредитов по сниженным ставкам. [3] Но, недостатком практикуемых форм государственного регулирования и финансовой поддержки в агропромышленного комплекса является их нацеленность только на развитие стратегических отраслей.

В зависимости от стадии экономического развития региона полностью или частично отсутствуют необходимые финансовые инструменты:  льготное кредитование, льготный лизинг, субсидии различного назначения, субвенции, гранты и др.

При этом, на федеральном уровне определены основные направления  социально-экономического развития агропромышленного комплекса, в целом и молочной отрасли в частности, а также их финансовое сопровождение с учетом «инновационно-инвестиционной» составляющей.

Стимулирующие субсидии выделяются в рамках 10 приоритетных направлений производства, которые выбирают для себя сами регионы, объем бюджетных ассигнований на 2022 год в законе «О бюджете Пермского края» составляет 737 281,4 тыс. руб., в 2022 году из средств федерального бюджета на компенсирующую поддержку дополнительно  в Пермском крае выделено 15 млн. руб., что может являться источником покрытия дефицита [1].

Таким образом, приоритетными направлениями трансформации аграрной сферы, а также, государственным регулированием и финансовой поддержки являются:

  1. обновление материально-технологической  базы  (создание новых, реконструкция и модернизация старых ферм и комплексов, приобретение современной техники и т.д);
  2. цифровизация сельского хозяйства позволит:
  • автоматизировать максимальное количество сельскохозяйственных процессов за счет создания виртуальной (цифровой) модели всего цикла производства и взаимосвязанных звеньев цепочки создания стоимости, с математической точностью планировать график работ,
  • принимать экстренные меры для предотвращения потерь в случае зафиксированной угрозы, просчитывать возможную урожайность, себестоимость производства и прибыль.

3. глубокая переработка сельскохозяйственной продукции позволит  эффективно перерабатывать произведенную в крае продукцию, объемы которой  растут.

Список источников

  1. Закон Пермского края от 10.12.2021 № 15-ПК «О бюджете Пермского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», принят Законодательным Собранием Пермского края 25 ноября 2021 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mfin.permkrai.ru/dokumenty/171433/ (дата обращения: 21.11.2022).
  2. Корякина О.В. Приоритетные направления экономического роста производства зерна в отраслях АПК // Известия ОГАУ. 2015. №3 (53). – с. 286-289.
  3. Нитовкин Д.В. Роль и место государственного регулирования в управлении экономикой // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2013. №93. – с. 1207-1216.
  4. Паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК», утвержден протоколом заседания проектного комитета национального проекта «Международная кооперация и экспорт» от 14 декабря 2018 г. №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/8ba/FP-Eksport-APK.pdf  (дата обращения: 15.11.2022).
  5. Приказ Минсельхоза России от 20 апреля 2020 г. «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. № 713 «Об определении приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса по субъектам Российской Федерации на 2020 год». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/c46/c46b9e440ef7f4eda26ed75aa4ba56a4.pdf (дата обращения: 19.11.2022).
  6. Ремезков А.А. Государственное регулирование экономики АПК // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2004. №07. – с. 132-140.
  7. Черникова С.А. О необходимости финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли // АПК: Экономика, управление. 2019. № 9. – С. 35-45.
  8. Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 2. – С. 543-558.

References

  1. Perm Krai Law No. 15-PC dated 10.12.2021 «On the Budget of the Perm Krai for 2022 and for the Planning period of 2023 and 2024», adopted by the Legislative Assembly of the Perm Krai on November 25, 2021. [electronic resource]. – Access mode: https://mfin.permkrai.ru/dokumenty/171433 / (date of reference: 11/21/2022).
  2. Koryakina O.V. Priority directions of economic growth of grain production in the agricultural sectors // Izvestiya OGAU. 2015. No.3 (53). – pp. 286-289.
  3. Nitovkin D.V. The role and place of state regulation in economic management // Scientific Journal of KubGAU — Scientific Journal of KubSAU. 2013. No.93. – pp. 1207-1216.
  4. Passport of the federal project «Export of agricultural products», approved by the minutes of the meeting of the project committee Committee of the national project «International Cooperation and Export» No. 5 dated December 14, 2018. [Electronic resource]. – Access mode: https://economy.samregion.ru/upload/iblock/8ba/FP-Eksport-APK.pdf (date of appeal: 11/15/2022).
  5. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated April 20, 2020.
  6. Remezkov A.A. State regulation of the economy of the agro-industrial complex // Scientific Journal of KubGAU – Scientific Journal of KubSAU. 2004. No. 07. — pp. 132-140.
  7. Chernikova S.A. On the need for financial support of processing enterprises of the dairy industry // Agro-industrial complex: Economics, management. 2019. No. 9. – pp. 35-45.
  8. Chernikova S.A., Kovaleva E.B., Pytkina S.A. The mechanism of financial support for innovative activities of the agro-industrial complex of the spatial and sectoral structure of the region // Economic relations. 2020. Vol. 10. No. 2. – pp. 543-558.

Для цитирования: Черникова С.А. Особенности государственного регулирования  и финансовой поддержки аграрной сферы  в период трансформации агропромышленного комплекса // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-16/

© Черникова С.А, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11.