http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2020

УДК 336

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10756 

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЯНАО

ANALYSIS OF THE EFFICIENCY AND BALANCE OF THE REGIONAL BUDGET OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

Подкосова Юлия Васильевна, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет», г. Москва

Podkosova Yulia Vasilyevna, Autonomous non-profit organization of higher education «Moscow international University», Moscow

Аннотация. Научная статья посвящена анализу эффективности и сбалансированности регионального бюджета субъекта Российской Федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа. Актуальность исследования обусловлена высокой ролью бюджетной политики регионов России при формировании их финансовой устойчивости и экономической безопасности. В рамках статьи рассмотрена теоретическая сущность сбалансированности бюджета. Описаны направления влияния бюджетного федерализма. Проанализирована динамика доходов и расходов бюджета ЯНАО. Установлено, что в период 2017-2019 гг. формируется высокий размер профицита бюджета региона, из-за чего, эффективность использования бюджетных средств на низком уровне.

Summary. The scientific article is devoted to the analysis of the efficiency and balance of the regional budget of the constituent entity of the Russian Federation — the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. The relevance of the study is due to the high role of the budgetary policy of the regions of Russia in the formation of their financial stability and economic security. The article examines the theoretical essence of budget balancing. The directions of influence of budgetary federalism are described. The dynamics of income and expenditure of the YNAO budget is analyzed. It was found that in the period 2017-2019. a high size of the region’s budget surplus is formed, due to which the efficiency of the use of budget funds is at a low level.

Ключевые слова: ЯНАО, бюджет, региональный бюджет, бюджетная политика, Ямало-Ненецкий автономный округ, сбалансированность бюджета.

Key words: YaNAO, budget, regional budget, budgetary policy, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, balance of the budget.

В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики, является бюджетная политика и ее регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.

Основной функцией бюджетной политики Российской Федерации выступает аккумуляция доходов в государственную казну, для направления их на реализацию функций государства (предоставления и оказания государственных услуг).

Федеральный бюджет активно участвует в перераспределении национального дохода страны, который обеспечивает удовлетворение социальных и общественных нужд государства. За федеральным бюджетом РФ следуют региональные бюджеты субъектов, которые выполняют аналогичные задачи, но на уровне не всего государства, а на уровне своих региональных и муниципальных образований [1].

Однако, современный недостаток бюджетных средств на обеспечение государственных услуг, сигнализирует о том, что текущий уровень эффективности расходов бюджета субъектов на низком уровне. В частности, наблюдается нерациональное распределение бюджетных средств между регионами нашей страны, из-за чего формируется категория «депрессивных субъектов».

Все это приводит к тому, что бюджеты региональных субъектов Российской Федерации несбалансированные, что означает неэффективное распределение бюджетных средств. Среди них и бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа.

Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России [2].

Сбалансированность бюджета – это принцип формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии/равновесии расходов к источникам их финансирования.

Для органов управления ЯНАО, сбалансированность бюджета означает эффективное использование своих бюджетных средств.

В отсутствии соблюдения принципа равновесия между расходами и источниками их финансирования возникает несбалансированность бюджета.

Данное явление может быть в двух формах:

  • когда расходы бюджета превышают его доходы, то возникает дефицит бюджета. В таком случае, сам бюджет неисполним;
  • когда поступления в бюджет превышают расходы, то возникает профицит бюджета. В таком случае, бюджетные средства неэффективно используются.

Ключевой характеристикой бюджетной системы России и ее регионов, включая Ямало-Ненецкий автономный округ, является бюджетный федерализм. Данное понятие означает систему финансирования государства по оказанию общественно-значимых услуг для граждан, в рамках которой, сформирована многоуровневая бюджетная система, основанная на децентрализации взаимоотношений между центральной властью и субъектами Российский Федерации.

Первой и наиболее значимой особенностью российского бюджетного федерализма выступает наличие значительного разрыва суммы финансирования бюджетов региональных субъектов страны, что приводит к неустойчивости их бюджетов.

Доказательством того, что российский бюджетный федерализм, при управлении устойчивостью бюджетов субъектов Российской Федерации, характеризуется низким уровнем оценки эффективности использования государственных расходов, является рост статьи расходов федерального бюджета страны на «межбюджетные трансферты» (см. рисунок 1).

Развитие данной проблемы, на уровне субъектов России, приводит к следующим противоречиям и недостаткам:

  • наличие большой совокупности субъектов межбюджетных отношений;
  • высокий уровень дифференциации экономически-налогового потенциала между субъектами межбюджетных отношений;
  • ограниченные возможности бюджетной самодостаточности у многих субъектов России;
  • отсутствие горизонтальных договорных отношений между субъектами по обеспечению бюджетного выравнивания.

Сутью акцентирования внимания на бюджетном федерализме является то, что, именно данное качество бюджетной системы Российской Федерации характеризирует несбалансированность региональных бюджетов многих субъектов.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов, должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов.

В научных публикациях, посвященных этому вопросу [4; 5; 6], предлагаются различные варианты к обеспечению сбалансированности региональных бюджетов:

  • передача отдельных бюджетных полномочий на федеральный уровень;
  • рост межбюджетных трансфертов (что наблюдается по статистике, изображенной на рисунке 1);
  • увеличение доходов в региональный бюджет;
  • оптимизация и сокращение бюджетных расходов.

Однако, данные мероприятия могут быть бессмысленными, в рамках бюджетной политики ЯНАО, где несбалансированность регионального бюджета связана с превышением доходов над расходами.

В идеале, бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Но в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Несбалансированный бюджет (с дефицитом), фактически, нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной), влечет за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Сбалансированность бюджета региона воздействует на его социально-экономическое развитие. Для ЯНАО, управление сбалансированностью регионального бюджета является важной задачей, решение которой способствует устойчивому прогрессу и трансформации общества и субъекта РФ.

Главными критериями анализа сбалансированности бюджета ЯНАО выступают:

  • доходы бюджета;
  • расходы бюджета;
  • дефицит/профицит бюджета.

По этой причине, проанализируем динамику доходов и расходов регионального бюджета ЯНАО, которые формируют его дефицит или профицит (см. рисунок 2).

Исходя из рисунка 2, можно заключить о том, что в бюджете ЯНАО наблюдается значительный профицит бюджетных средств.

Можно сделать вывод, что, основными причинами раннего формирования дефицита регионального бюджета ЯНАО до 2017 года выступали:

  • рост бюджетных расходов, который был связан со структурной перестройкой региональной экономики и повышения социальных стандартов качества жизни;
  • сокращение доходов регионального бюджета из-за экономического кризиса, возникшего в 2014-2015 годах;
  • политический популизм местных органов власти, которые привели к росту бюджетных расходов, из-за повышения стандартов социальных программ;
  • частая проблема коррупции в органах власти и государственном секторе региона;
  • неэффективность государственной налоговой политики, которая приводит к росту теневого сектора экономики в регионе.

Однако, по итогам 2017-2019 гг. наблюдается значительный рост доходов, а объем расходов умеренно увеличивается. Тем самым, создается профицит бюджета ЯНАО и неэффективное распределение бюджетных средств регионального субъекта РФ.

Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующему заключению: благодаря анализу динамики доходов, расходов и дефицита/профицита бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в период 2017-2019 гг., можно установить формирование высокого размера профицита бюджета региона, из-за чего эффективность использования бюджетных средств на низком уровне.

По этой причине, региональным органам власти ЯНАО необходимо разработать мероприятия, направленные на более эффективное распределение бюджетных средств, направленных на решение таких задач, как стимулирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и повышение уровня жизни населения.

Список использованных источников 

  1. Казаковцева М.В. Устойчивость бюджетов субъектов РФ в условиях нестабильной экономики // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2017. №4 (12).
  2. Старовойтов А.С. Бюджетный дисбаланс: причины возникновения и способы преодоления // Молодой ученый. 2015. №24. С. 585-587.
  3. Бюджет России // Сайт «Минфин». URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g. (дата обращения: 23.07.2020).
  4. Гербутова М. В., Андреева О. В. Проблемы формирования расходов бюджета субъекта РФ в условиях экономической нестабильности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1811-1815.
  5. Ермакова Ю.С., Косивченко М.В., Кашкара И.Ю. Механизм формирования доходов и оценка эффективности расходов бюджетов субъектов РФ // Сфера услуг: инновации и качество. – 2016. – №21.
  6. Лысяная А.Ю., Романова Н.А. Проблемы формирования бюджета субъекта РФ и пути их решения (по материалам Магаданской области) // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – Т. 2. №1 (9).
  7. Бюджет для граждан ЯНАО. URL: https://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=82&Itemid=83 (дата обращения: 23.07.2020).