slot gacorslot88https://sjlas.org/slot-gacor/https://sjlas.org/slot-dana/https://sjlas.org/slot-pulsa/https://nicerjss.com/slot-gacor/https://nicerjss.com/slot-dana/https://nicerjss.com/slot-pulsa/https://sdbagl.org/slot-gacor/https://sdbagl.org/slot-dana/https://sdbagl.org/slot-pulsa/http://pkc.grsmu.by/assets/slot-gacor/http://ctdn.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot-gacor/https://profor.facmais.edu.br/https://www.spr.org.br/din/eventos/-/slot-online/https://bio-med.euroasia-science.ru/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/http://slovopys.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot88/http://e-journal.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-dana/https://submissoesic.propes.ufabc.edu.br/public/journals/9/slot-gacor/https://pedomanwisata.com/http://library.nmuofficial.com/https://revista-uem.uno/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://uimscics.ui.edu.ng/wp-content/uploads/2021/09/slot-deposit-pulsa/http://alumni.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://thedanipost.com/wp-content/uploads/2020/09/slot88/https://cloud-journals.com/images/slot-deposit-pulsa/https://interrev.com/public/journals/1/slot88/https://anais.faama.edu.br/public/journals/3/slot88/http://uad-jrnl.nau.in.ua/public/journals/1/slot88/https://library.uhsp.edu.ua/wp-content/uploads/2022/02/slot-deposit-pulsa/https://fastgrowingtree.forest.ku.ac.th/https://pay.ucdavis.edu/gacor88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10751

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

FEATURES OF ANTIMONOPOLY REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT IN MODERN RUSSIA

Сайдулаев Д.Д., к.э.н., доцент кафедры «Налоги и налогообложение», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Зурабова Х.М., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

Чантиева М.М., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

Saidulaev D.D., Ph. D., associate Professor of the Department «Taxes and taxation» of the Chechen state University

Zurabova Kh.M., Chechen state University, Grozny

Chantieva M.M., Chechen state University, Grozny

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного антимонопольного регулирования государственных и муниципальных закупок. Антимонопольное регулирование закупочной деятельности в российской Федерации основывается на нормативно-правовых и законодательных актах, принципом которых является преобладание публично-общественных интересов над частными. Анализ конкурентного законодательства и позиций современных исследователей показал, что свободная конкуренция имеет недостатки, а существование монополий целесообразно, поскольку именно монополии часто становятся центрами инноваций. Государственная антимонопольная политика направлена на развитие рыночной конкуренции, сдерживание монополизации рынка и развитие отдельных сфер экономики. Для государственного сектора – это экономия бюджетных средств и снижение коррупционных рисков, для предпринимателей – поддержка малого и среднего бизнеса, политика импортозамещения.

Summary. This article discusses the features of modern Antimonopoly regulation of state and municipal procurement. Antimonopoly regulation of procurement activities in the Russian Federation is based on regulatory and legislative acts, the principle of which is the predominance of public and public interests over private ones. The analysis of competition legislation and the positions of modern researchers has shown that free competition has disadvantages, and the existence of monopolies is advisable, since monopolies often become the centers of innovation. The state Antimonopoly policy aimed at the development of market competition and deterring monopolization of the market and the development of individual sectors of the economy. For the public sector, this means saving budget funds and reducing corruption risks, for entrepreneurs-support for small and medium-sized businesses, and a policy of import substitution.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование; свободная конкуренция; монополия; нормативное регулирование; закупки для государственных и муниципальных нужд.

Key words: antitrust regulation; free competition; monopoly; normative regulation; purchases for state and municipal needs.

Антимонопольное регулирование государственных закупок в Российской Федерации, основывается на правовых нормах и ограничивается законодательными рамками, которые соответствуют нормам Гражданского, Бюджетного и Налогового кодекса Российской Федерации, но базовым является федеральный Закон о защите конкуренции. [1]

Государственное регулирование закупочной деятельности выполняет одновременно несколько важных задач. Основная задача – это обеспечение государственных и муниципальных нужд необходимыми для выполнения полномочий товарами, работами или услугами. Второй задачей является реализация политики замещения импортных товаров отечественными и поддержка российских производителей. Механизм нормирования закупок выполняет функцию регулирования и способствует более эффективному расходованию бюджетных средств, развитию конкурентной среды и инноваций в России. [10, с.147]

Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации содержит следующие слова: «…Настоящей «питательной зоной» для коррупции стали государственные закупки. Прошу парламент ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причём важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчетность о ходе и результатах исполнения госконтрактов». [5]

Основным законодательным актом, регулирующим закупочную деятельность государственных структур, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [3]

Данный законодательный акт сменил закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [2], в период реализации которого был выявлен ряд правовых недостатков, которые нуждались в устранении.

Принятие Федерального закона №44-ФЗ стало основанием реформирования всей российской системы государственных и муниципальных закупок и стало стартом перехода к контрактной системе. Контрактная система представляет собой совокупность норм и правил, обеспечивающую единый законодательно регламентированный цикл организации процедуры закупок товаров, работ или услуг, необходимых для нужд государства и его структур [6, с.17].

Федеральный закон №44-ФЗ определяет права, обязанности и ответственность государственных и муниципальных заказчиков при осуществлении закупочной деятельности. В данном законе прописаны требования к квалификационным характеристикам специалистов, которые занимаются размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.

Антимонопольные требования к проводимым государственными и муниципальными органами закупочным процедурам, заключаемым договорам в отношении государственного или муниципального имущества, прописываются в гл. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». [1]

Положения данного законодательного акта запрещают любые действия или бездействия, которые могут каким-либо способом привести к ограничению конкуренции.

Например, заключение устных или письменных соглашений между заказчиками и участниками торгов, создание для конкретного участника торгов специальных условий, дающих ему преимущества перед другими участниками. Кроме того, при осуществлении закупки для государственных или муниципальных нужд запрещаются любые, не предусмотренные законом ограничения участия в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Нарушения данных антимонопольных правил является основанием для признания результатов закупки недействительными, и наложением штрафных санкций на должностных лиц, ответственных за нарушения.

Антимонопольное регулирование в современной России невозможно без ограничения недобросовестной конкуренции. Для предпринимателей главной целью деятельности является получение прибыли, для этого необходимо расширение ассортимента, увеличение производственных мощностей, устранение конкурентов и усиление монополизации. В условиях свободной конкуренции, когда все участники обладают равными правами, ценовая политика производителей более гибкая, развивается как свободный рынок, так и экономика страны в целом. Однако определенные антиконкурентные ограничения являются необходимыми мерами. [8, с.54]

Например, запреты на недобросовестную конкуренцию, которые регулируют преимущества для производителей товаров на рынке. Недобросовестная конкуренция, являющаяся частым спутником свободной конкуренции, может привести к монополизации рынков. [9, с.17]

Понятие недобросовестной конкуренции имеет экономическое и юридическое содержание. Недобросовестная конкуренция с экономической стороны представляет собой такие действия предпринимателей, которые направленны на получение преимуществ для своего бизнеса. С юридической стороны государство и его структуры нередко стремятся «сгладить» негативные последствия недобросовестной конкуренции, в целях содействия развития системы свободной конкуренции. [9, с.98]

К таким признакам, согласно ст. 2 Закона о защите конкуренции, относятся: «противоречие действий предпринимателей законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинение или угроза причинения убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесение или угроза нанесения вреда их деловой репутации» [1].

Недобросовестная конкуренция негативно сказывается на системе закупок для государственных и муниципальных нужд, потому что чем больше предпринимателей участвует в торгах (запросе котировок, предложений), тем ниже цена контракта и больше экономия бюджетных средств. Тогда как ограничение числа участников приводит к признанию процедуры несостоявшейся, и контракт заключается по начальной максимальной цене. Государственный или муниципальный заказчик теряет время на проведение процедуры, а иногда и упускает иные возможности.

Недобросовестная конкуренция в результате становится препятствием для развития свободной конкуренции, ограничивая ее, так как происходит ущемление прав остальных хозяйствующих субъектов. Законодательное закрепление форм недобросовестной конкуренции произошло только после введения в действие Федерального закона от 5 октября 2015 г. № 275 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (глава 2.1).

Однако данный законодательный акт не содержит конкретики, нужной определенности презумпции невиновности, так как перечень форм недобросовестной конкуренции остается открытым, что усложняет деятельность хозяйствующих субъектов, вызывает недоверие.

Еще одна группа антиконкурентных правовых ограничений, направленных на защиту свободной конкуренции и снижение агрессии монополий являются ограничения монополистической деятельности. Они заключаются в законодательных запретах искусственной трансформации структуры рынка товаров, работ, услуг.

Абсолютный запрет монополий невозможен, поэтому в современных нормах права Российской Федерации существует легальное определение деятельности монополий, (ст. 4 Закона о защите конкуренции), сформулирован перечень действий, которые квалифицируются как монополистические.

Государственное регулирование монополий получило экономическое обоснование еще в XVII— XVIII вв. в классической экономической теории, где монополия противопоставлялась конкуренции и рассматривалась исключительно в отрицательном ключе. Адам Смит отмечает, что монополии устанавливают на свою продукцию необоснованно высокую цену. [12, С.45]

Неоклассики экономической теории рассматривают монополию как обязательный спутник конкуренции, потому что применения жестких антимонопольных правовых норм, вместо ограничения негативных последствий монополии и содействия развитию свободной конкуренции, способно привести к абсолютно противоположному результату. Крупные государственные проекты были раздроблены и перестали функционировать.

Монополии могут и должны быть полезны для государства и общества, как локомотивы прогресса и нововведений, инициаторы инноваций и технологических перемен в экономике. Высокая концентрация на рынках способствует внедрению новшеств, и в первую очередь монополии могут стать инвесторами для инноваций. [11, с.128]

Поэтому государство легализует некоторые, нужные национальной экономике монополии. К их числу относятся естественные монополии, существование которых экономически обосновано. Функционирование естественных монополий регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О естественных монополиях».

Кроме естественных, в России существуют государственные монополии, деятельность которых направлена на исполнение общественно-публичных интересов и, зачастую, экономически не выгодна для частных предпринимателей или напротив, может подорвать социально-экономическую систему страны. Например, производство и реализация этилового спирта или военно-технические товары и механизмы оборудование и др.

Поэтому существуют кардинальные отличия государственной антимонопольной и государственной конкурентной политики. В первом случае государство выступает в основном как контролер, а во втором как участник и координатор рыночных сегментов.

Важным направлением государственной конкурентной политики является поддержка социально значимых сфер экономики, путем инвестирования и предоставления преференций ст. 16 Федерального закона № 488 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [4].

Антимонопольное регулирование государственных и муниципальных закупок носит безусловный контролирующий характер. Главной государственной структурой исполнительной власти, выполняющей функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Деятельность ФАС России имеет три основные направления:

Во-первых, создание благоприятного климата для развития свободной конкуренции в нашей стране и снижение уровня недобросовестной конкуренции.

Во-вторых, контроль за органами власти всех уровней и пресечение коррупционных факторов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

В-третьих, контроль за деятельностью естественных монополий, недопущение чрезмерной монополизации рынка.

ФАС России как действующая государственная структура, подведомственная Правительству Российской Федерации появилась в 2004 году. Предшественником данной организации был Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Ранее существовавшая модель управления бюджетными средствами основывалась на сметном планировании, главной задачей которого являлось обеспечение целевого расходования бюджетных средств. Однако опыт показал, что, выполняя свои полномочия, государственные и муниципальные органы совершенно не стремятся экономить средства налогоплательщиков, распространяя практику договорных торгов и получения так называемых «откатов».

Концепция новой экономической политики предусматривает повышение уровня ответственности государственных и муниципальных заказчиков всех уровней при расходовании денежных средств, внедрение мониторинга и всеохватывающего контроля их закупочной деятельности, рост эффективности управления бюджетными средствами.

Эффективность использования финансовых средств государственными и муниципальными организациями является неотъемлемой частью системы размещения государственного (муниципального) заказа.

Нарушения антимонопольного законодательства – это совершение хозяйствующими субъектами противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Государственная политика и антимонопольное регулирование реализует публичные интересы, и поддерживается развитие социально-экономической сферы. В результате регулирования и регламентации процесса закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд государство осуществляет стимулирование рыночной конкуренции, поддерживает отечественных производителей и регламентирует обязательные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/98eb6978997b79ea6e3a8b417efd469e83f419da/
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1).
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
  4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/
  6. Актуальные проблемы российского права. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020. Т. 15. № 8 (117) С.14-19.
  7. Вайпан В. А. Соотношение конкуренции и государственного регулирования рынка в фокусе справедливости // Актуальные вопросы современного конкурентного права: сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М. А. Егорова. М., 2018. 164 с.
  8. Варламова А. Н. Правовое регулирование конкуренции в России., М.: Статут, 2010. С. 115.
  9. Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика М., 2008. 112 с.
  10. Иванченко, Д. Р. Современные проблемы правового регулирования института государственных закупок /Д. Р. Иванченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67548/ (дата обращения: 03.11.2020).
  11. Рубцова Н. В. Антимонопольное регулирование как основное направление нормативного регулирования предпринимательской деятельности Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 8 (117) С.126-135.
  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /А. Смит — «Эксмо», 1776 — (Великие экономисты) ISBN 978-5-699-84994-9 Т. 2. 121с. Электронный ресурс: //https://bookshake.net/b/issledovanie-o-prirode-i-prichinah-bogatstva-narodov-adam-smit-9d583#download