Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.556

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10169

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

FEATURES OF REPRODUCTION OF SHADOW ECONOMY IN MODERN CONDITIONS

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта №19-010-00869 А «Теневая экономическая деятельность современной России: концептуализация, измерение, моделирование»

Лизина Ольга Михайловна, к.э.н., доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ

Бистяйкина Динара Асымовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, ФГБОУ ВО «НИ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск, РФ

Lizina O.M., e-mail: lizinaom@yandex.ru

Bistyaykina D.A., e-mail: dinaraas@mail.ru

Аннотация: В статье представлена характеристика теневой экономики как особой экономической деятельности. Выделены причины, влияющие на возникновение и развитие теневой экономической деятельности. Рассмотрены экономические и социальные факторы, влияющие на воспроизводство теневых процессов в условиях трансформации современной экономики. Авторы статьи определяют движущие мотивы субъектов теневого сектора. В статье анализируются социально-экономические последствия воспроизводства и развития теневых экономических процессов.

Summary: The article presents the characteristics of the shadow economy as a special economic activity. The reasons influencing emergence and development of shadow economic activity are allocated. Economic and social factors affecting the reproduction of shadow processes in the conditions of transformation of the modern economy are considered. The authors of the article determine the driving motives of the subjects of the shadow sector. The article analyzes the socio-economic consequences of reproduction and development of shadow economic processes.

Ключевые слова: теневая экономика, воспроизводство, общество, социально-экономические последствия, цифровая экономика, государственное регулирование.

Keywords: shadow economy, reproduction, society, socio-economic consequences, digital economy, state regulation.

Современное общество входит в раннюю стадию цифровой индустриальной революции, которая характеризуется постепенной трансформацией традиционных отраслей промышленности с применением цифровых технологий. Г.Б. Клейнер определяет цифровую экономику, как экономику, «в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления, включая все связанные с ними коммуникации, осуществляются на основе цифровых технологий, реальные экономические процессы, объекты, проекты, среды в ходе коммуникаций заменяются их компьютерными (цифровыми) моделями» [1].

Для утверждения вектора развития цифровой экономики были приняты соответствующие документы:  Стратегия научно-технологического развития РФ, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы; программа Цифровая экономика Российской Федерации.

Происходящие перемены в российском обществе сопровождаются нарастающими проблемами, которые требуют своего решения. Одной из самых острых, злободневных и сложно разрешимых проблем является воспроизводство теневых экономических отношений.  

Желание решить текущие проблемы за счет уклонения от налогообложения или получения дохода нелегальным путем все чаще возникает у населения и претворяется в практику ведения бизнеса посредством частичного или полного ухода в «тень». Воспроизводство теневой экономики становится важнейшим фактором хозяйственной деятельности, замедляющим социально- экономическое развитие России.

Теневая экономика присутствует в любой экономической системе, но её размер в разных странах может отличаться. Негативное влияние теневой деятельности  выражается в различных общественно-экономических деформациях:  увеличение налоговой нагрузки [2], уменьшение доходов бюджета, структурные кризисы, неэффективность макроэкономического регулирования [3], стимулирование инфляции, ухудшение инвестиционного климата [4], искажение ценностей общества, подмена социальных институтов и многие другие. Возникает необходимость не только определения уровня теневизации, но и выявления факторов, которые её вызывают. Среди основных детерминантов теневой экономики обычно выделяют: бремя, связанное с налогами и социальным обеспечением [5,6,7], высокий уровень безработицы [8], неэффективная государственная политика [9], несформированная конкурентная среда [10] и т.д.

Теневизация социально-экономических отношений характерна для всех сфер жизнедеятельности современного общества и представлена на всех уровнях. Она позволяет удовлетворять потребности и реализовывать интересы экономических субъектов в получении дохода, максимизировать его за счет упущенной выгоды государства и (или) других экономических субъектов официального сектора. В условиях становления и развития цифровой экономики теневая составляющая активно покоряет электронное пространство.

 Развитие информационных технологий и сети Интернет способствует усовершенствованию технологий для распространения пиратского контента. Террористические сообщества и криминальные элементы широко используют возможности электронного пространства в целях своей пропаганды и вовлечения, торговли и распространения наркотических и психотропных средств, торговли оружием и людьми.

Незаконному отмыванию денег в значительной мере способствуют социальные сети, которые активно используются для нелегальной торговли товарами и услугами, обмена преступными ценностями. Через социальные сети злоумышленники осуществляют кражи личных сведений и данных банковских карт.

Среди основных причин воспроизводства теневой экономики в условиях российской действительности необходимо отметить:

  • структурный и экономический кризис, стимулирующий рост  неформальной занятости и незаконного предпринимательства;
  • массовая внутренняя миграция, связанная с непривлекательностью сельской местности и перемещением населения из депрессивных регионов в поисках лучших социально-экономических условий, а также иммиграция из постсоциалистических стран;
  • специфика государственного регулирования экономики. Одним из основных факторов, стимулирующих развитие теневой экономики и характерных для всех типов экономических систем,  является уровень общей налоговой нагрузки. Ученые доказали, что пороговое значение уровня налоговой нагрузка составляет 33% ВВП. При превышении данного показателя возможно развитие девиантного поведения экономических субъектов и сокращение налоговых поступлений в  государственный бюджет. В этой связи в экономике возникает  своеобразная институциональная ловушка, обусловленная необходимостью выполнения государством своих социальных функций и увеличением налогов на легальный бизнес – с одной стороны, и ростом теневого сектора – с другой.
  • минимизация издержек производства в нелегальной сфере обостряет конкурентную борьбу на легальном рынке. В связи с высокой ценой  услуги офмцмальной экономики начинают вытесняться более дешевым неформальным предложением;
  • чрезмерная институционализация и регламентация рынка труда и трудовых отношений;
  • несовершенство и неадекватность институциональной системы, в которой преимущества легальности ставятся под сомнение противоречия в системе экономических интересов общества ;
  • политическое лоббирование интересов меньшинства, что ограничивает конкуренцию и создает искусственную среду для функционирования легального сектора. [ 11]

Анализ эмпирических и теоретических данных позволяет выделить группу социальных факторов, влияющих на воспроизводство теневой экономической деятельности. Представим их в обобщенном виде.

1. Деформация не только нормативно-правовой составляющей в поведении субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, но и изменение морально-нравственных устоев, что особенно было заметно в 1990-2000 гг. ХХ века, когда не только в экономических отношениях, но в целом во всем российском обществе – наблюдался низкий уровень нравственной культуры, что, несомненно.

2. Бедность и нищета значительной части населения российского общества. По оценкам экспертов  ИНСАП РАНХиГС, более 24% населения нашей страны находятся за чертой бедности. Данная проблема способствует переносу принципов социального взаимодействия в плоскость экономической практики. Это означает, что при осуществлении экономической деятельности в современных условиях определяющим становится соблюдение неформальных идентификационных признаков «своего» социума.

3. На протяжении своего развитии Россия заимствует базовые социально-экономические и политические институты из зарубежной практики, не задумываясь об их соответствии исторически сложившимся ценностям, морально-этическим ориентирам и в целом парадигме государственного управления. Своеобразной ответной реакцией на такое навязывание чужеродных институциональных норм является отказ экономических субъектов соблюдать их, а соответственно наблюдается и рост теневой активности. 

4. Уровень развития коррупции.  Современные масштабы развития коррупции позволяют преобразовывать бюрократические полномочия в индивидуальную и (или) корпоративную выгоду и уменьшать зависимость от неприемлемых действий со стороны властей.

Воспроизводство теневой экономической деятельности оказывает негативное влияние на функционирование экономических систем любого уровня (предприятие, регион, государство) и протекание большинства экономических процессов (производственную деятельность, формирование и распределение дохода, торговлю, инвестиционные процессы), т.е. на обеспечение всех уровней экономической безопасности.

Теневая экономика наносит значительный ущерб бюджетной сфере  страны. Распространенное явление среди теневой экономической деятельности – уклонение от уплаты налогов субъектов экономики –  способствует снижению бюджетных доходов, что влечет за собой дефицитное финансирование важнейших сфер жизнедеятельности общества (здравоохранение, образование, культура и т.д.) и увеличивает без того высокую налоговую нагрузку на легальный бизнес и население.

Особое внимание заслуживает влияние теневой экономики на инвестиционную сферу. Оно проявляется в увеличении инвестиционных рисков и снижении инвестиционной привлекательности и активности экономических субъектов официальной экономики. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики негативно отражается на развитии отечественного производства и на удовлетворении спроса в целом и влечёт за собой рост доли импортной продукции. По своей сути теневые процессы блокируют нормальное функционирование и дальнейшее развитие процессов в экономике. Рассматривая инвестиционную сферу, необходимо остановиться на теневизации самой инвестиционной деятельности, в ходе которой формируются скрытые от государственного контроля нелегальные капиталы. Это создает серьезную угрозу не только для экономики, но и для общества (происходит усиление экономической дифференциации, возрастает преступность и социальная напряженность и др.).

Развитие теневых процессов в экономике так же влияет и на рост инфляции. Поскольку товары и услуги теневого сектора значительно дешевле, чем в легальном секторе, а масштабы нелегального рынка при дефиците товаров на официальном рынке могут увеличиваться, возникает риск завышения и занижения темпов инфляции.

В современных экономических условиях зачастую спрос и предложение на отдельные товары или услуги формируются не под влиянием рынка, а при манипуляциях чиновника. Заинтересованность коррупционеров увеличивает реальную цену предложения, что приводит к нарушению здоровой конкуренции и возникновению неблагоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности. Таким образом создаются  условия, в которых успех предпринимателя зависит от величины связей в государственных органах и обладания достаточными финансовыми ресурсами для продвижения своих интересов за счет коррупционных взаимоотношений с чиновниками. В условиях разрастания института коррупции конкуренция принимает крайнюю форму:   цена на товары или услуги утрачивает способность регулирования спроса и предложения, а выполняет искаженную функцию перераспределения денежных доходов между заинтересованными сторонами незаконной  сделки.

Благодаря уклонению от уплаты налогов, предприятия теневого сектора способны перераспределять капиталы и рабочую силу в свою пользу, максимизируя прибыль и завоевывая рынки сбыта.  Это приводит к тому, что отдельные предприятия официального сектора экономики теряют рынки сбыта, несут убытки и разоряются либо переходят частично или полностью в нелегальный сектор.

Развитие теневых отношений способствует разрушению устройств государственной власти и проникновению криминала в государственные структуры. Движущими мотивами субъектов теневого сектора выступают: повышение социального статуса теневых предпринимателей; обеспечение неприкосновенности личности; расширение связей и сфер влияния; лоббирование интересов теневого бизнеса; доступ к конфиденциальной и оперативной информации. Проникая в структуры государственной власти, теневики активно противостоят борьбе с коррупцией, взяточничеством, уклонением от уплаты налогов.

Следует обратить внимание на то, как влияет теневая экономика на  производственный сектор. В качестве примера можно выделить   производителей контрафактной продукции. Они уменьшают выручку ее легальных производителей и, тем самым, подрывают их возможности по дальнейшему совершенствованию предметов и средств производства путем генерации и внедрения инноваций. Так же использование изделий (особенно при ремонте) в автомобилях, самолетах, компьютерах и в другой сложной технике ведет к преждевременному выходу из строя, а нередко  приводит и к катастрофам.

Основными социальными последствиями теневой экономической деятельности является ее активное «прорастание» во все сферы современной жизнедеятельности общества. Нелегальная деятельность не просто увеличивается в масштабах. На современном этапе наблюдается активный процесс ее институционализации, превращение в устойчивый феномен, становясь определенной социокультурной нормой. Так, теневая экономика оказывает негативное влияние на налоговую сферу, внося в нее элементы дисгармонии и разбалансированности, что находит свое отражение в распределении налоговой нагрузки, и как следствие сокращение бюджетных расходов, в первую очередь в социальной сфере, и деформации ее структуры.

Теневая экономика существенно влияет на дезорганизацию непосредственно производственного процесса в структуре официальной экономии, что приводит к деформации самого понятия «трудовая деятельность работника»: снижается трудовая мотивация, происходит деквалификация работников, отсутствие инновационной составляющей, нежелание ее осваивать, низкая управляемость рабочей силой и пр. Вся совокупность указанных последствий в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию трудового коллектива и предприятия.

Распространение теневого сектора оказывает влияние на социальную сферу  путем усиления дифференциации доходов за счет обогащения субъектов нелегального и скрытого бизнеса.

Важно также отметить, что следствием теневой экономической деятельности является «размытость» социальных норм – критериев оценки хозяйственной деятельности. Большинство людей просто не различает, что можно, а что нельзя в хозяйственно-экономической деятельности. Многие формы теневой экономики превратились в достаточное обыденное явление, начиная со вторичной занятости и заканчивая мелким взятничеством. Скрытая занятость в настоящее время представлена повсеместно: в услугах, оказываемых за дополнительную плату (репетиторство, ремонт бытовой и компьютерной техники, пошив одежды, парикмахерские услуги и пр.); сдачи помещений, инструмента, оборудования в аренду; продажа продукции собственного производства и т.д. По оценке специалистов, ежегодно к различным видам скрытой занятости (в качестве продавца или покупателя) обращались более 85% опрошенных. По данным И. Клямкина и Л. Тимофеева, более 8% опрошенных делают подарки или дают деньги медперсоналу и врачам каждый раз, посещая соответствующие медицинские учреждения; в большинстве случаев – 15%; иногда – 27%. По мнению экспертов, скрытая занятость  присутствует во всех сферах человеческих взаимоотношений, и практически все опрошенные (89%) сталкиваются  с теневыми проявлениями в повседневной жизни [1].

Необходимо отметить двустороннюю связь между факторами возникновения и развития теневой экономики и самой теневой экономикой. А. И. Колгушкин, рассматривая связь между теневой экономикой и миграцией, отмечает, что теневая экономика является причиной миграции, поскольку предоставляет спрос на дешевую рабочую силу. [2] С одной стороны, теневая экономическая деятельность является причиной нелегальной миграции, поскольку стимулирует спрос на дешевый труд мигрантов. С другой, – большой поток нелегальных мигрантов, которые в большинстве случаев пополняют нелегальный рынок труда и, как следствие, стимулирует воспроизводство теневой экономики в целом.

Однако, в изучении причин и следствий теневой экономической деятельности существует ряд трудностей. Основная проблема состоит не столько в определении масштаба вовлеченности в теневую экономику, сколько в определении системы мотивации, ценностей и способов поведения её субъектов, а также глубины разрушения правовых и нравственных ограничений. 

Развитие различных форм цифровой теневой экономики подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов,  повышает  социальную  напряженность,  усиливает угрозу  терроризма,  препятствует  проведению необходимых России преобразований. Теневая экономика в значительной мере  препятствует  формированию  современной экономики и угрожает  национальным интересам страны. Теневизация экономической деятельности служит питательной средой для развития организованной преступности; препятствует эффективному развитию   экономики; разрушает систему справедливого распределения национального богатства, что всегда порождает отрицательные социально-экономические явления.

Анализ воспроизводства теневых отношений в России осложняется нестабильностью современной российской экономики, резкими структурными диспропорциями, а также дисфункцией сложившихся социально-экономических институтов, макроэкономическими диспропорциями и напряженной социальной обстановкой. Однако, необходимо отметить, что будущее состояние российской экономики во многом будет определяться степенью эффективности современной государственной политики по противодействию теневой экономической деятельности и созданию комфортных условий для социально-экономического развития.

Механизм государственного воздействия на теневой сектор является важной частью хозяйственного механизма общества. Посредством него происходит сдерживание масштабов нелегальной деятельности, снижение воздействия негативных факторов и предотвращение перетекания ресурсов из легального сектора в нелегальное производство, восстановление и соблюдение  нравственных принципов и правовых норм, что особо важно в условиях цифровизации современной экономики.

Литература

  1. Клейнер Г.Б. Системные основы цифровой экономики. // Международная научно-практическая конференция «Институциональные и финансовые механизмы становления цифровой экономики». Госуниверситет «Дубна», 17.11.2017.
  2. Mazhar, U. and Méon, P.-G. (2017) Taxing the unobservable: The impact of the shadow economy on inflation and taxation. World Development, Volume 90, 2017, Pages 89-103
  3. González-Fernández, M. and González-Velasco, C. (2014) Shadow Economy, Corruption and Public Debt in Spain  Journal of Policy Modeling, Vol. 36, No. 6.
  4. Prinz, A., Beck, H. (2012) In the shadow of public debt: are there relations between public debt and the shadow economy? Econ. Anal. Policy 42, P. 221–236.
  5. Schneider, F., (2015) Size and Development of the Shadow Economy of 31 European and 5 other OECD Countries from 2003 to 2014: Different Developments? Journal of Self-Governance & Management Economics, 3(4), 7-29. 
  6. Schneider, F., (2016) Estimating the Size of the Shadow Economies of Highly developed Countries: Selected New Results. CESifo DICE Report, 4/2016(december), 44-53. 
  7. Schneider, F., (2017) Implausible Large Differences of the Size of the Underground Economies in Highly Developed European Countries? A Comparison of Different Estimation Methods. CESifo Working Papers, 6522(june).
  8. Mara, E., and Sabau-Popa, D. (2013) Determinants of shadow economy in EU countries. 2013 International Finance and Banking Conference, 213-220. 
  9. Blackburn, K., Bose, N., Capasso, S. (2012) Tax evasion, the underground economy and financial development. J. Econ. Behav. Organ. 83, 243–253
  10. Enste, D. H. (2010). Shadow economy – the impact of regulation in OECD countries. International Economic Journal, 24 (4), 555–571. doi: 10.1080/10168737.2010.525996
  11. Кудинова Н.Т., Ярулин К.И. Социологический анализ теневой экономической  деятельности:  к  постановке  проблемы  // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2008. № 3 (10), С. 9 – 18.