Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.012

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10151

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

TRANSPORT AND LOGISTIC ASPECTS OF ENERGY STRATEGY

Пленкина Вера Владимировна, д.э.н., профессор, ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет»

Ленкова Ольга Викторовна, к.э.н., доцент, ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет»

Plenkina Vera Vladimirovna, Doctor of Economic Science, professor, Tyumen Industrial University

Lenkova Olga Victorovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor, Tyumen Industrial University

Аннотация: В статье приводиться обзор ключевых транспортно-логистических вопросов, рассматриваемых в проекте Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года. Приводятся основные направления структурной трансформации транспортно-логистического сектора во взаимосвязи с перспективами развития комплекса в целом. Описаны основные ориентиры и приоритеты, систематизированы проблемы, задачи и меры в области транспорта и логистики в разрезе отраслей нефтегазового комплекса. Проведена оценка и сделано заключение о противоречивости задач в области развития транспортной инфраструктуры в рамках Энергетической стратегии. Даны авторские комментарии относительно перспектив и возможностей задействования отдельных мер.

Summary: The article provides an overview of key transport and logistics issues addressed in the draft Energy Strategy of the Russian Federation until 2035. The main directions of the structural transformation of the transport and logistics sector are given in conjunction with the prospects for the development of the complex as a whole. The main guidelines and priorities are described, the problems, tasks and measures in the field of transport and logistics are systematized in the context of the oil and gas industry. An assessment is made and a conclusion is made on the inconsistency of tasks in the field of development of transport infrastructure in the framework of the Energy Strategy. Author’s comments are given on the prospects and opportunities for engaging individual measures.

Ключевые слова: транспорт, логистика, нефтегазовый комплекс, Энергетическая стратегия.

Keywords: transport, Logistics, Oil and Gas Complex, Energy Strategy.

Введение. В современных условиях, отличающихся высокой степенью нестабильности, Энергетическая стратегия России многократно изменялась, в том числе в части логистического обеспечения функционирования и развития ТЭК. В настоящее время разработан проект Энергостратегии, в котором определяются приоритеты и задачи развития отраслей ТЭК до 2035 года, а также содержатся ключевые индикаторы ее реализации и прогнозные сценарии.

В аналитико-констатирующей части проекта говорится о том, что в условиях более чем двукратного превышения объемов производимой первичной энергии над внутренним потреблением неоспоримыми остаются лидирующие позиции России в мировой торговле энергоресурсами. С этим утверждением солидарны многие российские ученые [3, 4, 6]. В обеспечении и поддержании данных позиций немаловажную роль играет транспортно-логистическая составляющая, которая в перспективе потребует серьезных изменений под влиянием складывающихся макроэкономических факторов.

Однако, пристальное изучение проекта Энергостратегии, а также Транспортной стратегии развития РФ на период до 2030 года [9], позволяет говорить о существовании в этих документах определенных разногласий между отдельными решениями. Выявление таких разногласий видится возможным вследствие диагностического препарирования специфического среза Энергостратегии – ее транспортно-логистической составляющей. Между тем существующие публикации по проблемам формирования рассматриваемых проектных документов рассматривают их, как правило, широко или без учета отраслевой специфики и тех явлений, которые происходят или предполагаются в перспективе в той или иной сфере (отрасли).

Учитывая все выше сказанное, в качестве цели данного исследования можно определить выявление расхождений в решениях относительно развития транспортно-логистической составляющей нефтегазового комплекса на основе критического осмысления положений Энергостратегии, а также формирование концептуальных рекомендаций по их устранению.

Вызовы, задачи и меры в области транспортно-логистического обеспечения нефтегазовой отрасли

Необходимо отметить, что структурные преобразования транспортно-логистической системы нефтегазовой отрасли происходят перманентно во взаимосвязи с трансформациями, происходящими в нефтегазовой отрасли. Так, структура экспортных поставок меняется географически. Смещаются акценты с западного направления на восточное: основной рост спроса на энергоресурсы ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а затем – в Африке. Это, в свою очередь, влечет необходимость развития транспортной инфраструктуры, а, следовательно, масштабных инвестиций.

Нужно заметить, что в настоящее время трансформируется и структура внутреннего потребления энергии. На «традиционных» территориях энергопотреблениия активно задействуются резервы энергосбережения, а также возможности использования альтернативных, возобновляемых источников. Вместе с тем интенсивно осваиваются и развиваются новые «точки роста» и опорные зоны социально-экономического развития (Дальний Восток, Восточная Сибирь, российская Арктическая зона, Крымский полуостров и Калининградская область), которые формируют дополнительный растущий спрос на энергию.

Необходимо отметить, что в последнее время на фоне растущей конкуренции (в том числе международной) наблюдается формирование целевой установки на снижение расходов, в том числе транспортных, во всех отраслях ТЭК. Это относится и к вновь вводимым транспортным мощностям, так и к эксплуатируемым.

Систематизация основных транспортно-логистических аспектов проекта Энергетической стратегии (таблица 1) позволила сделать ряд выводов.

Противоречия транспортно-логистического обеспечения Энергостратегии и рекомендации по их преодолению

Задачи, стоящие перед транспортной составляющей нефтегазового комплекса достаточно противоречивы. Как видно из результатов обобщения, во всех отраслях комплекса остро стоит вопрос о необходимости поддержания или повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая наличие стандартов к качеству большинства наименований отраслевой продукции, очевидно, что в данной ситуации имеет место быть преимущественно ценовая конкуренция, базисом реализации которой является себестоимость.

При этом затраты на транспортировку нефти, газа, продуктов переработки и нефтегазохимии, угля составляют значительную долю в структуре себестоимости целевой продукции. По некоторым данным транспортная составляющая затрат при транспортировке нефти в 2015 году составляла 17,5%, нефтепродуктов – 10%, угля – 47 % [1]. На магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов в 2011 году приходилось 24 % суммарной величины удельных совокупных затрат в нефтяном секторе. В то же время доля затрат на магистральный транспорт газа – 53% от удельных совокупных затрат газовой отрасли [7]. Учитывая высокую степень инерционности нефтегазового комплекса, можно предположить, что в настоящее время доля транспортных расходов в структуре себестоимости осталась приблизительно такой же. Все это предопределяет необходимость серьезной модернизации существующей сети магистральных трубопроводов, а также внедрения передовых технологий, позволяющих в полной мере реализовать ресурсосбережение и сократить расходы.

В то же время, активное освоение в перспективе новых районов добычи и диверсификация экспортных поставок требует выстраивания новых транспортных коридоров / магистралей, а, следовательно, значительных инвестиций, которые в последствие приведут к росту себестоимости в части амортизации и налога на имущество. Это обуславливает поиск новых технологий строительства и материалов, которые позволяли бы реализовать данные проекты с оптимальной себестоимостью. Но, нужно заметить, что осложняющими факторам в данном случае будут выступать высокая территориальная протяженность, географическая разбросанность объектов и сложные природно-климатические и инфраструктурные условия.

Необходимо отметить особенность транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса – ее высокую монополизацию. В данном случае речь идет об естественных монополях – железные дороги или магистральные трубопроводы. С одной стороны, в этих структурах явно прослеживается эффект масштаба, который положительно влияет на себестоимость транспортировки. Однако это обуславливает необходимость адекватного тарифообразования, особенно в случаях, когда монопольное влияние распространяется не только на звено транспортировки, но и добычи, переработки и т.д. Более того, монопольное положение может служить демотивирующим фактором при реализации инновационных инициатив, в том числе направленных на оптимизацию затрат.

В сложившихся условиях реализовать практики зарубежных стран и демонополизировать отдельные виды транспорта представляется затруднительным из-за низкой степени привлекательности этих проектов для частных инвесторов в виду значительных затрат и отдаленной их окупаемости. Хотя некоторые нефтегазовые компании отчасти эту возможность реализуют, сокращая объемы транспортировки через централизованные магистрали, и реализуя проекты по строительству терминалов, используя возможности речного и морского транспорта [2,8].

В любом случае на данном этапе трансформации нефтегазового комплекса требуется участие государства в части регулирования тарифов на транспортировку, содействия в инфраструктурном обеспечении новых регионов и направлений. Предположительно, в отдельных случаях можно говорить о возможности рассмотрения вариантов государственно-частного партнерства при решении таких сложных задач (например, при освоении отдаленных территорий). Однако подобные варианты должны быть взвешенными с учетом отдаленных перспектив и учитывать возможные влияния в будущем на конкурентную обстановку в отраслях. То есть повышаются требования к выбору частных партнеров и выстраиванию принципов последующего сотрудничества с ними.

Заключение

В работе рассмотрены основные транспортно-логистические аспекты, предусмотренные в проекте Энергостратегии РФ на период до 2035 года. Задачи, которые поставлены перед транспортно-логистической сферой, весьма амбициозны и в некоторой мере противоречивы. В результате пристально анализа можно рекомендовать в отдельных случаях задействовать механизмы государственно-частного партнерства. Очевидным видится участие государства в решении вопросов финансирования проектов по развитию инфраструктурного обеспечения реализации Энергостратегии, необходимость корректировки налогового и тарифного регулирования соответствующих процессов, а также инициации и поддержки инновационных разработок, позволяющих повысить конкурентоспособность отрасли за счет оптимизации транспортно-логистической системы.

Литература

  1. В России доля затрат на транспортировку нефти достигает 17% стоимости товара, нефтепродуктов — 10% // http://www.au92.ru/msg/20070131_7013106.html
  2. Комков, Н.И., Селин, В.С., Цукерман, В.А., Горячевская, Е.С. Сценарный прогноз развития Северного морского пути // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2 (155). С. 87-98.
  3. Коржубаев, А.Г., Эдер, Л.В., Бахтуров, А.С., Мишенин, М.В., Соколова, И.А. Стратегические приоритеты и количественные ориентиры развития нефтегазового комплекса России на фоне современных экономических тенденций // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 5. С. 37-50. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»
  4. Никонова, А.А. Нефтегазовые ресурсы России: оценки и перспективы развития топливно-энергетического комплекса //Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 11 (470). С. 2064-2082.
  5. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 01.02.2017) / https://minenergo.gov.ru/node/1920
  6. Синяк, Ю.В. Экономическая оценка потенциала мировых запасов нефти и газа // Проблемы прогнозирования. 2015. № 6 (153). С. 86-107.
  7. Синяк, Ю.В., Колпаков А.Ю. Анализ динамики и структуры затрат в нефтегазовом комплексе России в период 2000-2011 гг. и прогноз до 2020 г. // Проблемы прогнозирования. 2014. № 5 (146). С. 15-38.
  8. Тимашков И.И. Транспортная инфраструктура нефтегазового комплекса Дальневосточного ФО // Экономика и управление. 2007. № 2 (28). С. 95-100.
  9.  Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р