http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 11/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 11/2019

УДК 339.9.012.23

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10140

МЕХАНИЗМ
УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

MANAGEMENT MECHANISM FOR ATTRACTING YOUNG SPECIALISTS TO RURAL AREAS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Статья представляет результаты исследования
по проекту № 17-02-00425-ОГН «Межрегиональная асимметрия территорий и
миграционная мобильность населения в России», получившего поддержку Российского
фонда фундаментальных исследований по результатам конкурсного отбора научных
проектов в качестве победителя конкурса ОГН-А – Основной конкурс РГНФ 2017 года

Барлыбаев
Урал Адигамович
,
кандидат
экономических наук, доцент кафедры управления проектами и маркетинга, Башкирский
государственный университет, г. Уфа

Нусратуллин
Ильмир Вилович,
кандидат экономических наук, доцент
кафедры управления проектами и маркетинга, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Barlybaev U.A., ural_barlybaev@mail.ru  

Nusratullin I.V., nusratullin.iv@gmail.com

Аннотация:
В
статье рассматриваются проблемы привлечения и удержания молодых востребованных
специалистов в сельскую местность. Необходимость привлечения молодых
специалистов в сельскую местность становиться все более актуальной задачей
государственной важности. Молодые компетентные специалисты являются движущей
силой развития любой сферы производства. С началом рыночных реформ
прослеживается интенсивный отток трудоспособной молодежи из сельской местности.
В рамках исследования обозначенной проблемы, нами проведен сравнительный анализ
уровня занятости в городской и сельской местности. Предложен комплекс мер по
совершенствованию экономической, социальной и миграционной политики в сельской
местности с целью привлечения и удержания востребованных специалистов.

Summary: The article discusses the problems of attracting and retaining young
specialists in demand in the countryside. The need to attract young
professionals to the countryside is becoming an increasingly urgent task of
national importance. Young competent specialists are the driving force behind
the development of any sphere of production. With the beginning of market
reforms, there has been an intensive outflow of able-bodied youth from rural
areas. As part of the study of the identified problem, we carried out a
comparative analysis of the level of employment in urban and rural areas. A set
of measures has been proposed to improve economic, social and migration
policies in rural areas in order to attract and retain sought-after
specialists.

Ключевые слова: молодые
специалисты, трудоустройство, сельская местность, сельская безработица, уровень
жизни сельского населения.

Keywords: young specialists, employment, rural areas, rural unemployment, living standards of the rural population.

Уровень занятости населения — это один из важнейших показателей состояния экономики, психологического состояния и нравственного климата в социуме. Негативные тенденции в уровне занятости следует считать социальных угроз и социально-политической нестабильности. Анализируя ситуацию на городском и сельском рынках труда России, можно отметить, что уровень занятости экономически активного населения на селе значительно уступает городскому, а уровень безработицы существенно выше и за последние годы этот разрыв только увеличивается (рис. 1). Так за 2017 г., уровень общей безработицы на селе составил 8% против 4,4 % в городе [1].

Одной из наиболее
актуальных проблем сельской местности на сегодняшний день является привлечение
молодых специалистов. Высшие учебные заведения аграрного профиля ежегодно выпускают
несколько тысяч специалистов разных направлений и профилей. Лишь 35-40 %
выпускников доходят до реального сектора сельской экономики. Большинство
выпускников остаются в городах. По данным статистики в сельскую местность
возвращаются лишь два из десяти дипломированных агрономов, ветеринаров,
зоотехников, бухгалтеров и др. Особенно остро в последние годы ощущается
проблема нехватки врачей и учителей. Даже несмотря на относительно высокую
рождаемость в сельской местности, из-за оттока молодёжи и обострившихся
социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения
[3].

Привлечение молодых
востребованных специалистов в сельскую местности и их удержание являются
важнейшей задачей, направленной, в первую очередь на развитие и поддержание
сельскохозяйственного производства, развитие кадрового потенциала АПК, на
повышение уровня и качества жизни сельского населения, и формирование
цивилизованного рынка труда.

Численность сельского
населения в Российской Федерации на начало 2019 г. составила 37,3 млн человек
или 25 % от общей численности населения страны. Начиная с 2012 г, она ежегодно
в среднем сокращается на 100 тыс. человек. Доля сельского населения в
трудоспособном возрасте составляет 55%, городского — 58,3% [4]. При этом прослеживается
опережение темпов сокращения сельского населения. По прогнозу Росстата, к началу
2020 г. численность сельского населения сократится до 35,5 млн, а доля сельского
населения в трудоспособном возрасте снизится до 49,3% [5]. Важно отметить, что
за последние 10 лет на 64 % сократилась численность работников
сельскохозяйственных организаций, что в абсолютном измерении составило почти 3
млн. чел.

Считаем важным
подчеркнуть также о неэквивалентной оплате труда в сельской местности. На
протяжении уже долгого времени она является одной из самых низких среди
отраслей российской экономики. По данным Росстата за 2018 г. среднемесячная оплата
труда работников сельскохозяйственных предприятий составила 28699 руб., тогда
как в среднем по экономике РФ она составила 43724 руб [6].

Следует также заметить,
что для решения проблем привлечения молодых специалистов в сельскую местность
важным является целенаправленная работа по отбору инициативной, активной
стратегически мыслящей молодежи на работу в сельской местности. Для этого
муниципальным властям необходимо создавать условия, при которых, молодые специалисты
могли самостоятельно выстраивать перспективу своего будущего в сельской
местности. В этом контексте следует заметить на сегодняшний день отсутствуют
условия для воспроизводства квалифицированных кадров сельской экономики, утрачен
опыт трудового и начального профессионального образования сельских школьников.
Существующая сеть сельскохозяйственных колледжей не отвечает современным
требованиям в области подготовки квалифицированных кадров. Проводимая в
последние годы государственная политика «оптимизации» сельскохозяйственных образовательных
учреждений, призванная улучшить качество образования и материально-техническую
базу не дает особых положительных результатов. Из исследования следует, что учащиеся
школ и ссузов ориентированы связать свое с городом, где жить намного комфортнее
и легче, а также значительно больше возможностей [7].

Приведенные положения
основываются на результатах проведенных полевых исследований, проводимых начиная
с 1994 г. с участием одного из авторов в рамках мониторинга
социально-экономического положения сельских районов Республики Башкортостан,
Челябинской и Оренбургской областей, осуществляемых лабораторией
социально-экономического развития регионов Сибайского филиала «Института стратегических
исследований Республики Башкортостан» [8]. Результаты данных исследований
показали, что главными причинами оттока сельских жителей является отсутствия
рабочих мест и низкая оплата труда (65 %), низкий уровень медицинских и
образовательных услуг (47 %), отсутствие жилья (36 %) [9].

Проведенный нами анализ
показывает, что при сохранении сложившихся за годы реформ негативных тенденций
в социально-экономическом развитии села, отток трудоспособной молодежи. Проведенные
социологические исследования, также показывают, что 50% опрошенной молодежи рассматривают
возможность уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают [10]. Все
это в дальнейшем усилит процесс деградации человеческого потенциала сельской местности,
а при привлечении сторонней рабочей силы вахтовым методом – росту социальной
напряженности.

Исходя из анализа
сложившийся ситуации и предполагая все опасности и угрозы, к которым может
привести существующая тенденция оттока трудовых ресурсов села, государству
необходимо предпринимать организационно-экономические усилия по привлечению и
закреплению молодежи в сельской местности, повышению престижности профессий
обслуживающих сельских жителей.

Одним из основных
направлений должна стать диверсификация сельской экономики и ее технологическое
обновление.  Необходим переход от
монофункциональной к полифункциональной и диверсифицированной моделям развития сельской
экономики. Данный переход предполагает развитие широкого набора агропромышленных
и других видов и форм деятельности, способных обеспечить занятость сельского
населения, удовлетворить потребности сельского населения по условиям и оплате
труда.

В частности, нами
предлагается дополнить в действующую Государственную программу развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [11] мероприятия по развитию в
сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, предусматривая доступ
к субсидированным кредитам на организацию и развитие бизнеса на всех
хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на селе и создающих рабочие места в
несельскохозяйственной сфере (в сфере самозанятости, туризма, народных
промыслов и ремесел, производство строительных материалов, бытового
обслуживания и т.д.). В этом контексте следует заметить, что в настоящее эти
субсидированные кредиты доступны только потребительским сельскохозяйственным
кооперативам, К(Ф)Х и личным подсобным хозяйствам.

Перспективной формой
организации несельскохозяйственной деятельности на селе может стать создание
агропромышленных парков, с предоставлением им права включать в свою территорию не
только земли сельскохозяйственного назначения, но и земли сельских поселений с
целью размещения на них как сельскохозяйственных производств, так и объектов легкой,
пищевой промышленности, производства строительных материалов, электрических, керамических,
фармацевтических и других товаров повседневного спроса. Таким образом, можно
обеспечить прорыв в развитии в сельской местности альтернативной занятости, за
счет развития на селе отраслей промышленности, производящих товары широкого
потребления [12].

По мнению авторов,
следующим важным направлением, является дальнейшее активное вовлечение жителей в
обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ, в
частности в рамках конкурса ППМИ (Программы поддержки местных инициатив). ППМИ
– это механизм, объединяющий финансовые ресурсы региональных, муниципальных бюджетов,
средства физических и юридических лиц, и направляющий их на решение
социально-значимых проблем конкретной территории. Считаем целесообразным, с
целю реализации более крупных социальных проектов, увеличить максимальный
размер получаемой субсидии в рамках данного конкурса до 2 млн. рублей (в
настоящее время максимальный размер гранта составляет 1 млн. руб.).

Следует отметить, что
создание современной инфраструктуры объектов села, предназначенных для оказания
на высоком качественном уровне жизненно важные социальные услуги для молодых
семей, как дошкольные и спортивно-воспитательно-культурно образовательные,
медицинские для детей и взрослого населения, требует совершенствования
структуры существующего налогообложения.

Еще одним направлением, способствующим
решению проблем подготовки квалифицированных кадров и закрепления молодых
специалистов на селе, является восстановление агроклассов, цель которых состоит
в развитии в сельской школе функции трудовой подготовки и профессиональной
ориентации для работы на селе и других значимых в сельской местности сферах
деятельности. Следует заметить, что уже существуют удачные примеры реализации
данного направления, в частности проект Тюменской областной Думы
«Агропоколение» [13].

Список литературы

  1. Регионы России. Социально-экономические
    показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. с.159.
  2. Рабочая сила, занятость и безработица в
    России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018:
    Стат.сб./Росстат. M., 2018. с. 17.
  3. Бондаренко Л.В. Занятость на селе и
    ресурсное обеспечение организаций малого бизнеса сельскими безработными
    /Л.В.Бондаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих
    предприятий. – 2015. – № 12. – С. 58 –62.
  4. Барлыбаев У.А., Моджина Н.В., Мусин У.Р.
    Миграция в сельской местности: основные тенденции и социально-экономические
    последствия // Экономика и предпринимательство, 2017. №9 (ч.3). С. 990-991.
  5. Численность населения [Электронный
    ресурс]. – Режим доступа:: https://www.gks.ru/folder/12781
  6. Среднемесячная начисленная номинальная и
    реальная заработная плата работников организаций [Электронный ресурс]. – Режим
    доступа: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries
  7. Проблемы и перспективы сельских
    территорий: позиция молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mpcentre.ru
  8. Айдарбаков Ф.Ф., Барлыбаев А.А., Барлыбаев
    У.А., Бердникова Г.И., Ишназаров Д.У. Трудовая занятость сельского населения в
    современной России: институциональный и поведенческий аспекты. – Уфа: Гилем,
    Башк. Энцикл, 2015. –  с. 107.
  9. Барлыбаев А.А., Ишназаров Д.У., Ишназарова
    З.М. Современный рынок труда в сельской местности России // Вестник ПНИПУ:
    Социально – экономические науки. – 2016. — № 4. – С. 229-242.
  10. Тощенко Ж.Т., Великий П.П. Основные смыслы
    жизненного мира сельских жителей России // Мир России. –
    2018. — Т. 27. № 1. С. 7-33. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-1-7-33
  11. О внесении изменений в Государственную
    программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков
    сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с
    изменениями на 6 сентября 2018 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/556099836
  12. Бондаренко Л.В. Безработица в сельской
    местности и опасения потери работы [Электронный ресурс] // Вестник сельского
    развития и социальной политики. 2017. № 4 (16). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bezrabotitsa-v-selskoy-mestnosti-i-opaseniya-poteri-raboty
  13. О возможностях самореализации молодёжи на
    сельских территориях и о молодёжных проектах, реализуемых на селе: информ. изд.
    – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. – 76 с.