Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.145

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10138

Особенности управления региональным рынком туристских услуг

Features of managing the regional market of tourist services

Юренский Денис Андреевич, соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Институт экономики УрО РАН, sw@sofbit.com

Denis Yurenskiy, Graduate StudentInstitute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Science, E-mail: sw@sofbit.com

Аннотация: На современном этапе развития мировой экономики туристская индустрия занимает все большее место, при этом все более заметный вклад вносят региональные туристские рынки. Однако, зачастую имея крайне выгодное расположение, богатый природный потенциал и сложившиеся объекты притяжения, российские регионы не способны генерировать и привлекать инвестиции в эту сферу.Статья посвящена исследованию особенностей управления рынком туристских услуг на уровне региона.Использование современной теории управления развитием туристской отрасли и общенаучных методов исследования позволило автору оценить состояние рынка туристских услуг в РФ и выявить ключевые проблемы его развития, охарактеризовать уровни и проанализировать методы управления рынком туристских услуг, доказать важность повышения эффективности управления туризмом на региональном уровне. Автором показано, что грамотная система управления на региональном уровне позволяет сформировать распределённые точки притяжения, что дает не только приток туристского потока, показатели доходов и занятости на уровне региона, но и играет важную роль в нивелировании сложившейся в стране пространственной асимметрии, высокой сезонности рынка и вопросов качества туристского продукта. Автор обосновывает, что в условиях экономической турбулентности в качестве эффективного инструмента регионального развития зарекомендовал себя кластерный подход. При этом серьезной проблемой является разрыв между ускоренным расширением практики кластеризации этой сферой экономики и научным аппаратом, способным подтвердить и объяснить кластерный феномен в сфере туризма. Обладающим научной новизной результатом исследования стала разработка этапов формирования модели туристского кластера с целью повышения социально-экономического развития региона. Полученные результаты могут применяться в практике кластеризации туристской сферы регионов РФ.

Summary: At the present time tourism is taking an increasing role in the development of the global economy, where the regional tourism markets play a key role. However, the Russian regions are not able to generate and attract investments in the tourism sector while often having a favorable geographical location, rich environmental assets and established points of attraction. . The article is devoted to the study of the features of tourism market management at the regional level. In this research, the author used the modern theory of tourism industry development management and general scientific methods, which allowed to assess the state of the tourism services market in Russian Federation and identify key problems of its development, characterize levels and analyze methods of managing the tourism services market, validate the importance of improving tourism management at the regional level. The author demonstrates that a competent management system at the regional level allows to create evenly-distributed points of attraction, which would not only increase the volume of the tourist flow, income and employment indicators at the regional level, but as well would play an important role in leveling the country’s spatial asymmetry, high seasonality of the market and issues of the tourist product quality. The author supports the idea of a cluster approach has established itself as an effective tool for regional development under the conditions of economic uncertainty. At the same time there is a serious problem because of the gap between the accelerated expansion of clustering practices in this area of ​​the economy and the scientific apparatus that explains the cluster phenomenon in tourism. The result of the study is valuable for its academic novelty and includes the development of the stages of formation of a tourist cluster model with the aim of increasing the socio-economic development of the region. The given results can be applied in the practice of clustering the tourism sector of the regions of Russian Federation.

Ключевые слова: туризм, регион, туристский кластер, экономика региона, туристская индустрия, территория, туристская услуга, туристская дестинация.

Key words: tourism, region, tourist cluster, regional economics, tourist industry, territory, tourist service, tourist destination

Введение

В настоящее время туризм в России не вносит тот вклад в ВВП страны, который потенциально может генерироваться этой отраслью экономики. При этом признается значительный потенциал к развитию туристских точек притяжения, особенно на региональном уровне.

В связи с имеющимся огромным туристским ресурсом территории России, но с слабым уровнем конкурентоспособности сферы туризма, а также недостаточной эффективностью использования существующих методов управления региональным рынком туристских услуг ставятся под угрозу возможности получения качественных результатов по достижению лидерства на мировом рынке путем грамотного управления имеющимся потенциалом территории и ресурсами.

Отсутствие полноценной доступности финансовых ресурсов и слабой конкурентоспособности отечественных финансовых институтов в сфере оказания услуг субъектам рыночной экономики порождают проблемы, которые свойственны туристской сфере, находящейся в регионах с повышенным спросом на такого рода услуги. В данном случае это отсутствие достаточного количества средств размещения с ценами эконом класса и нехватка номеров для туристов со средним уровнем дохода, соответствие цена/качество, низкий уровень услуг по питанию; недостаточный уровень оказания услуг и продукции, связанных с туризмом (сувенирной продукции, досуговых мероприятий, фестивалей, шоу и т. д.).

Проведя анализ российской и зарубежной литературы, выяснилось, что, несмотря на множество исследований в рассматриваемой области, не были выделены особенности эффективного управления развитием рынком туристских услуг с учетом региональной специфики, имеет место недостаточная проработанность оценки влияния методов управления рынком туристских услуг на развитие регионов, и, следовательно, недооценка эффективности использования таких методов.

Целью исследования является определение основных особенностей управления региональным рынком туристских услуг, которые следует учитывать в целях повышения эффективности социально-экономического развития региона.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. На первом этапе исследования дана оценка состояния рынка туристских услуг в РФ и выявлены ключевые проблемы его развития.

2. На втором этапе охарактеризована система управления рынком туристских услуг на макро-, мезо- и микроуровне.

3. На завершающем этапе определены перспективы и основные этапы взаимодействия всех уровней управления рынком туристских услуг в целях формирования модели эффективного регионального туристского кластера.

Теоретической и методологической основой исследования является современная теория управления развитием туристской отрасли, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам формирования эффективной системы управления рынком туристских услуг, а также вопросам создания системы продуктивного управления рассматриваемым рынком на разных уровнях.

В работе использованы нормативно-правовые акты, статистические данные, а также материалы, полученные в результате проведенного автором анализа деятельности рынка туристских услуг отдельных российских регионов. Исследование основано на использовании общенаучных методов, таких как системный подход, экономико-статистический анализ, экономического моделирования, методы сравнительного анализа.

Оценка состояния рынка туристских услуг в РФ

Туристская деятельность в нашей стране регулируется Федеральным законом от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральным законом №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ст. 26.3) установлены конкретные полномочия, связанные с созданием благоприятных условий для развития туризма в субъекте РФ, которые органы региональной власти осуществляют самостоятельно и за счет средств региональных бюджетов.

Однако туризм, как и другие отрасли, ориентированные на сервисную деятельность, ключевыми потребителями результатов которой являются люди, нуждается в более глубоком подходе с точки зрения оказания правовой и других видах поддержки со стороны государства.

Особенности управления туристской отраслью в России вытекают, прежде всего, из нерационального территориального размещения объектов туристской индустрии.

Следует отметить, что формированию и развитию теории территориальной организации производства посвящено достаточное количество исследований, включая работы А. Гранберга [2009], Е. Дахмена [1950], Н. Колосовского [1969], А. Маршалла [1993], А. Миграняна [2007], М. Портера [2000], Д. Солье [1989], И. Тюнена [1926], Т. Цихана [2003], М. Энрайта [2000].

Несмотря на значительное количество исследований в области управления рынком туристских услуг, в экономических исследованиях в настоящее время не выработано единое мнение относительно экономической сущности туристской услуги, что требует дополнительной теоретической и практической проработки. Поскольку развитие рынка туристских услуг в Российской Федерации происходит во взаимосвязи с региональными рынками, были рассмотрены теоретические и прикладные разработки регионального характера, которые нашли отражение в работах Н.Т. Агафонова [Агафонов, Исляев, Литовка, 1998], Э.Б. Алаева [1983], A.A. Горбунова [2007], P.A. Исляева [Агафонов, Исляев, Литовка, 1998], О.П. Литовка [2000], B.C. Хорева [1981] и др.

Кроме того, в отечественной и зарубежной теории и практике последних лет весомое значение придается кластерному подходу применительно к туристской сфере. В данном контексте кластер признается одним из наиболее эффективных средств долгосрочного развития туризма в регионах России и призван способствовать повышению конкурентоспособности и устойчивому развитию территорий. Однако на данный момент по вопросу четкой и однозначной трактовки термина «туристский кластер», как и «кластер» в целом, мнения экспертов и исследователей расходятся.

В некоторых трактовках представлен более широкий перечень свойств и элементов для идентификации туристского кластера [Саак, 2011], другие являются более сжатыми и лаконичными [Лысикова, 2009]. Некоторые авторы отождествляют понятия туристский кластер и туристско-рекреационный кластер [Лысикова, 2009], другие исследователи разделяет эти понятия, как, к примеру, в подходе, которого придерживаются Пидгурская Н.Н. [2006] и Гуриева Л.К. [2009].

Стоит отметить, что нет существенных различий между определениями кластера общего характера и туристского кластера. В то время как исследования концепции туристского кластера немногочисленны, большой интерес проявляет концептуальная модель туристского кластера, представленная авторами Ж.М. Фэрейра и К. Эстевао [2009]. По нашему мнению, их модель заполняет пробел в исследованиях и может использоваться на региональном уровне, поскольку многие регионы России привлекательны в качестве центров формирования региональных сетевых структур.

Тем не менее, остается нерешенной научная проблема развития теоретико-методологических основ и подходов к формированию и оценке эффективности региональных туристских кластеров, способствующих устранению рассогласования между растущей практикой кластеризации в туризме и значительно отстающим теоретическим осмыслением феномена туристских кластеров, целенаправленно формируемых или саморазвивающихся на уровне региона.

Таким образом, следует отметить многообразие, сложность и значимость решения теоретических и практических задач на туристском рынке в связи с необходимостью адаптации системы управления рынком к периодам экономической турбулентности, которыми характеризуется экономика России.

Для выявления ключевых проблем российского рынка туристских услуг и определения путей их преодоления необходимо оценить существующую ситуацию на рынке туризма, как на международном, так и на внутреннем.

По данным Федерального агентства по туризму РФ в 2017 году мировыми лидерами в секторе путешествий и туризма являются Испания, Франция и Германия. Россия в рейтинге стран по TTCI (The Travel and Tourism Competitiveness Index)[1] занимает 41 место из 136 стран с показателем индекса 4,15. Несмотря на внешние факторы, такие как внешнеэкономические санкции, следует отметить положительную динамику продвижения Российской Федерации в рейтинге с 68 места в 2007 году до 41 места в 2017 году.

На современном туристском рынке Россия известна не только по признанным культурным мировым точкам притяжения (Москва и Санкт-Петербург), но и по таким городам, как Сочи и Казань. Продвижению России в TTCI успешно способствовали проведенные зимние Олимпийские и Паралимпийские игры (2014г.), Всемирная летняя Универсиада в Казани (2013г.), Чемпионат мира по футболу в 2018г., крупные экономические форумы (в Санкт-Петербурге, Сочи, Москве, Красноярске) и другие массовые событийные мероприятия, проводимые в соответствии с международными стандартами.

Достаточно высокую позицию Российская Федерация занимает в блоке «Природные и культурные ресурсы» – 23 место. Это означает, что мировое сообщество признает ценность страны как туристского направления.

Тем не менее, если глубже проанализировать данный показатель, становится заметно, что Россия недостаточно использует свой потенциал: страна занимает 4 место по количеству объектов мирового природного наследия, но 110 место по качеству природной среды, 11 место по числу архитектурных объектов ЮНЕСКО (16 шт.) (Испания 46 шт. – 2 место) и по числу природных объектов ЮНЕСКО – 5 место (10 шт.) (Испания – 10 место).

Рейтинги по другим показателям помогают понять факторы, сдерживающие приток иностранных туристов: 46 место по применению интернет-технологий, 107 место по безопасности (Испания – 17 место). Кроме того, индекс указывает на то, что политике в сфере туризма уделяется недостаточное внимание: по доле государственных расходов на развитие туризма Российская Федерация занимает 89 место, а по эффективности маркетинговых программ – 103. Достаточно низкая позиция страны и по полноте статистических данных – 52 место. Индекс бизнес-среды – 103 место (Испания – 72 место), Индекс здоровья и гигиены – 5 место (Испания – 23 место), Индекс ценовой конкурентоспособности – 12 место (Испания – 97 место), Качество автомобильных дорог – 121 место (Испания – 15 место). Улучшение позиции страны по таким показателям, как «приоритетность туристической отрасли» и «инфраструктура туристических услуг» возможно в рамках реализации государственной программы развития туризма. Непрерывное статистическое наблюдение требуется не только для отслеживания прогресса – низкая эффективность маркетинговых программ во многом объясняется недостатком информации о структуре спроса. Согласно данным UNWTO[2], российские туристы потратили на зарубежные поездки в 2016 году около 27 миллиардов долларов (в 2015 г. – 38 миллиардов долларов). Что касается внутреннего и выездного туризма в России, то по данным Федерального агентства по туризму РФ показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2015-2017 годы и показатели выезда российских граждан за рубеж за 2015-2017 годы представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Странами-лидерами по въезду иностранных граждан в РФ являются Украина, Казахстан, Китай. Их доля в общем значении въездного туризма представлена на рисунке 1.

Въездной туризм в 2017 г. сократился на 0,7% по сравнению с 2016 г. Но ЧМ по футболу 2018, проводимый в нашей стране, стал важнейшим событием для развития туризма в России и привлечения в страну иностранных гостей.

Лидирующими регионами по внутреннему туризму в 2017 г. стали Краснодарский край, Крым, г. Москва и Московская область (таблица 3).

В настоящее время спрос на внутренний российский туризм растет, поэтому многие туроператоры обращают на это внимание и переквалифицируются. Лидирующие позиции занимают игроки, которые быстрее налаживают организацию и маршруты. Стоит также отметить, что выделяются довольно большие бюджетные ассигнования в рамках программ по развитию внутреннего туризма.

Что касается трудностей выхода России в страны-лидеры по индексу конкурентоспособности в туризме TTCI, то они вполне осязаемы:

  • неблагоприятная внешнеполитическая обстановка;
  • недобросовестная конкурентная борьба за туристские потоки;
  • субъективная оценка состояния ряда рассматриваемых показателей;
  • отсутствие целостной и эффективной системы управления.

Взаимодействие участников различных уровней управления на рынке туристских услуг

Имея огромный потенциал, необходимо сформировать систему управления рынком туристских услуг, которая позволит нивелировать такие недостатки как недостаточный уровень доступности и потребительских свойств отечественных турпродуктов, слабо развитые инфраструктура и туристские маршруты, спорное качество туристского сервиса, низкая степень прозрачности рынка, недостаточная информированность туристов. Воздействие на любой рынок, в том числе и на туристский, осуществляют «публичные» образования всех уровней. Это, во-первых, Российская Федерация в целом, во-вторых — субъекты федерации, в-третьих — муниципальные образования и непосредственно субъекты хозяйствования. Все они «встроены» в рыночную инфраструктуру (рисунок 2).

Общее руководство рынком на макроэкономическом уровне осуществляется исполнительными органами власти (Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму РФ). На данном уровне происходит формирование и осуществление государственной политики в туристской сфере, определяются основные нормы и правила, разрабатываются различные целевые программы развития туризма и стратегии, в которых определяются приоритетные направления, стандартизация и классификация объектов туристской индустрии, информационное обеспечение и другое.

Одним из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на период до 2025г. будет являться федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.05.2018г. № 872-р. Таким образом, органы государственной власти реализуют взаимодействие с туристской индустрией через механизмы реализации политики в этой сфере. Данный механизм состоит из разработки концепции развития отрасли; составления целевых программ по развитию туризма как на уровне государства в целом, так и отдельного субъекта; разработки конкретных мероприятий по достижению поставленной цели, а также государственного регулирования туристской деятельности.

Мезоэкономический уровень управления представляет собой регулирование и координацию туристской деятельности в пределах региона, что включает в себя региональную государственную политику в сфере туризма, нацеленную на продвижение туристского продукта, а также создание новых видов туризма, охрану туристских ресурсов и другое. На региональном уровне федеральное законодательство, как правило, конкретизируется законами и иными подзаконными актами субъектов Российской Федерации.

Основной особенностью управления на данном уровне является положение регионального рынка туристских услуг, который, с одной стороны, является частью региональной экономики, а, с другой стороны, интегрирован в национальное хозяйство.

Микроэкономический уровень представлен муниципальными образованиями и субъектами хозяйствования в туристской сфере, направление деятельности которых должно соответствовать двум предыдущим уровням. На данном уровне должна проявляться предпринимательская инициативность в виде создания новых предприятий в туристской сфере, которая благоприятно влияет на уровень жизни населения и способствует экономическому росту.

Просчеты в системе управления в сфере туризма подтверждаются чередой банкротств, особенно обострившихся в 2018 году. Это определяется и относительной простотой вхождения в туристский бизнес, и отсутствием строгого контроля со стороны государства, некоммерческих союзов и ассоциаций за деятельностью хозяйствующих субъектов в ходе оказания туристских услуг, особенно на внутреннем рынке. В связи с этим повышается интерес к пересмотру механизма управления этой сферой.

Увеличение влияния туриндустрии на природно-рекреационный и социокультурный комплексы дестинации вызывает потребность в разработке моделей эффективного межведомственного взаимодействия государственного регулятора рынка на базе использования принципов устойчивого развития.

В данном исследовании понятие туристской дестинации трактуется исходя из официального определения Всемирной туристской организации –  это  физическое пространство, где турист проводит минимум одну ночь. Дестинация имеет физические и административные границы, которые определяют систему менеджмента дестинации, имидж и восприятие, которые определяют ее рыночную конкурентоспособность.

Становится очевидно, что туризм является эффективным катализатором социально-экономического развития, оказывая стимулирующее влияние на все смежные отрасли, экономику страны и региона, в котором он развивается.

Управление туристскими дестинациями должно осуществляться в соответствии с принципами управления любой организацией или системой, стремящейся к максимизации прибыли. Д. Магаш указывает, что «менеджмент туристской дестинации может быть определен как процесс формирования, управления и развития туристической системы, публичной оферты и общественного интереса к дестинации» [Magas, 2008, с.61].

Тем самым он подчеркивает, что основными задачами управления являются обеспечение нормативной базы, совместной и комплексной деятельности различных групп в системе организации, а также поощрение стратегической конкурентоспособности и повышение ценности как отдельной организации, так и дестинации в целом.

Таким образом, серьезным препятствием эффективного функционирования региональных рынков туристских услуг является отсутствие координации действий участников всех уровней управления рынка туристских услуг. Из этого вытекают следующие проблемы, с которыми сталкивается эта отрасль экономики, в том числе во взаимодействии с государственными органами власти:

1. На данном этапе уровень развития туристской индустрии находится на консервативном уровне;

2. Данная ситуация обусловлена рядом факторов, прежде всего таких, как недостаточное внимание со стороны государственных институтов и слабое руководство отраслью со стороны муниципальных органов власти;

3. Для динамичного развития отрасли туризма необходимо использование со стороны государства специальных механизмов, таких, как «институты развития» (банки, инвестиционные фонды и фонды содействия развитию, которые выполняют поддерживающие функции финансового, организационного, координирующего характера);

4. Дополнительно необходимо полноценное использование потенциала исторического и культурного наследия туристских территорий в качестве ресурса экономического роста для отрасли.

Дабы избежать так называемых «провалов рыночной координации» на рынке туристских услуг «в результате невзаимосвязанных действий в различных сегментах (экскурсионное обслуживание, питание, транспорт, сувениры, досуг, благоустройство, информация и пр.), необходим внешний регулятор, в качестве которого чаще всего выступает государство. При этом оно использует для этого различные инструменты («институты развития»)» [Ибрагимов, 2019, с.42] (таблица 4).

Таким образом, успешность туристской дестинации требует наличия целенаправленно формируемых и саморазвивающихся интеграционных структур. Поэтому кластерная парадигма закладывается как приоритетная в рамках создания и развития объектов туристско-рекреационного комплекса [Александрова, 2016, с.50], именно она позволяет создать устойчивые сбалансированные связи между различными задействованными отраслями.  Многие исследователи отмечают важность кластерной политики именно на региональном уровне для формирования распределённых локальных точек притяжения, что дает возможность не только увеличить туристский поток, показатели доходов и занятости внутри региона, но и внести свой вклад в нивелирование сложившейся асимметрии и высокой сезонности этого рынка [Курченков, 2016, с.9]. В связи с вышеизложенным, актуальной становится задача рассмотрения проблем и перспектив развития региональных кластеров в туристском секторе.

Следует отметить, что на российском рынке туристских услуг все больше появляются признаки самоорганизации. Однако в настоящее время эта деятельность характеризуется отсутствием системного подхода.

На сегодняшний день в России идёт бурный процесс формирования туристских кластеров. Положительным фактором является институциональное подкрепление кластерной политики на уровне региона.

Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» на реализацию перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов планируется выделить порядка 387,6 млрд руб., из них 69,3 млрд руб. из средств федерального бюджета. За счёт государственных средств в этих кластерах планируется создать полноценную туристскую инфраструктуру. Для России, как и для других государств, туризм является фактором, позволяющим сгладить различия в социально-экономическом развитии регионов страны. Регионы без развитой промышленности получают за счет этой отрасли экономики возможность общего экономического развития.

В настоящее время в туристской отрасли страны преобладает китайско-индийская модель кластерообразования, предусматривающая ведущую роль государства в данном процессе. С этих позиций формирование кластера, как правило, рассматривается как проект.

Формирование модели регионального туристского кластера

Формирование туристского кластера должно основываться на следующих принципах:

  • взаимопонимание всех участников процесса;
  • равноправие всех участников диалога;
  • выбор форм сотрудничества на добровольных основаниях;
  • общее информационное поле участников кластера и полная ответственность по обязательствам между участниками кластера [Чернецова, Гомзиков, 2019, с.351].

Создание туристских кластеров происходит по разным сценариям, для каждого проекта используется своя методология. Это обусловлено различиями условий их образования, а именно:

1. Вид кластера (туристско-рекреационный, познавательный, музейный, спортивный, экологический и т. д.);

2. Географические особенности кластера;

3. Доступ к использованию уникальных туристских ресурсов;

4. Участие в кластере большой доли организаций малого и среднего бизнеса;

5. Политическая поддержка (наличие ОЭЗ, предлагаемые субсидии, упрощённый документооборот и т. д.) в регионе;

6. Бюджет проекта.

Рассмотрим некоторые примеры формирования туристских кластеров в регионах.

Создание и формирование Северо-Кавказского туристского кластера проходило на основе государственной инициативы, отраженной в постановлении Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе» с реализацией с 2011 по 2020 гг. Был развёрнут проект по строительству семи новых курортов на территории кластера, которые могли бы конкурировать с самыми популярными спортивными курортами мира.

Важность проекта рассчитывается в том числе и по его масштабности — по оценкам экспертов суммарный объём государственных инвестиций согласно плану развития с 2015 по 2025 гг. составляет 44 млрд руб., частных же — 56,6 млрд. рублей. При этом совокупный туристский поток в эти годы должен достигнуть 4,9 млн человек, планируется создать 160 тысяч новых рабочих мест.

Часть объектов инфраструктуры кластера реализуются в рамках федеральных целевых программ. При реализации проекта происходит увеличение пассажиропотока, поэтому было принято решения провести реконструкцию шести аэропортов (Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Беслан, Махачкала) и построить четыре новых аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Для инвесторов есть предложения льготного тарифа, который можно получить путём вступления в ОЭЗ и став резидентом субкластера.

Главными льготами для резидента являются: сниженный налог на прибыль, нулевой налог на имущество в течение 10 лет, нулевой налог на землю в течение 5 лет, незначительно также снижены страховые взносы [Чернецова, Гомзиков, 2019, с.352].

Другой пример формирования кластера — туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Кузбасс», который был создан в октябре 2015 года. Решение о создании кластера было принято после стратегической сессии, в которой приняло участие 25 владельцев малого и среднего бизнеса сферы туризма, 3 муниципальные организации и 2 ВУЗа. Для координации деятельности ТРК была выбрана организация координатор в лице Кемеровского государственного университета.

На первом этапе в 2015–2016 гг. были подписаны и утверждены документы, регламентирующие деятельность кластера:

1) Стратегия развития Туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года, утверждена распоряжением коллегии Администрации Кемеровской области.

2) Соглашение о формировании Туристско-рекреационного кластера Кузбасса.

3) Программа развития ТРК Кузбасс на 2016–2018 гг. утверждена решением протокола общего собрания участников кластера.

К 2019 году география кластера расширилась на всю территорию Кемеровской области, а количество участников постоянно увеличивается.

Основными функциями кластера являются:

1) Предоставление маркетинговых услуг членам кластера (проведения маркетинговых исследований и анализ рынка исходя из потребностей предприятий кластера; разработка и продвижение брэндов, услуги брэндинга; позиционирование и продвижение новых продуктов (услуг) предприятий кластера);

2) Организация и осуществление тренингов, семинаров с приглашением внешних преподавателей для обучения персонала предприятий ТРК;

3) Разработка бизнес-планов и технико-экономических обоснований для участников кластера;

4) Осуществление информационных кампаний для участников ТРК;

5) Проведение вебинаров, круглых столов;

6) Организация работ по обеспечению соответствия продукции участников стандартам кластера;

7) Помощь в организации участия представителей кластера на специализированных ярмарках в России и за рубежом [Чернецова, Гомзиков, 2019, с.353].

Финансирование проектов, реализуемых ТРК Кузбасс, происходит в большей части за счёт бюджетных ассигнований, и в меньшей степени за счёт средств участников кластера. Однако за счёт реализации кластерных проектов было получено дополнительное финансирование от фирм-заказчиков, не являющихся участниками кластера. И общее количество участников кластера с каждым годом растёт.

Представляет интерес опыт формирования туристского кластера в Вологодской области. Официальной датой создания туристского кластера в области считается октябрь 2013 года, однако фактически работа по созданию базы для кластеризации была начата Правительством Вологодской области в начале 2000-х годов, когда туризм был признан приоритетной отраслью в стратегическом развитии региона. В области был накоплен опыт реализации крупных инвестиционных проектов в этой сфере, наиболее успешным из которых является проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Реализация этого проекта прошла три этапа. На первом этапе была разработана идея проекта и созданы новые объекты показа, проведена активная рекламная кампания на уровне всей страны. Финансирование осуществлялось из бюджета. На втором этапе дальнейшее развитие проекта осуществлялось за счет инвестиций крупных промышленных и финансовых организаций, не являющихся участниками туристского рынка, в средства размещения, предприятия общественного питания, культурно-развлекательные центры. На третьем этапе проект получил статус субкластера туристского кластера Вологодской области, дальнейшее развитие которого будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.

Таким образом, обобщая российский опыт формирования туристских кластеров, представляется возможным выделить необходимые этапы построения модели туристского кластера, конечной целью деятельности которого будет являться социально-экономическое развитие всего региона. Туризм в данном случае выступает как отрасль с высоким мультипликативным эффектом, способная при сохранении ресурсов (в частности, природных) обеспечить устойчивое развитие региона.

На первом этапе следует определить степень влияния туристской отрасли на социально-экономическое развитие региона и проанализировать инвестиционную привлекательность туристской дестинации. В процессе данного анализа можно использовать такие показатели, как эффективность туристской деятельности, занятость туристских объектов, доля туристской отрасли в ВРП, эффективность использования приграничных преимуществ региона. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз туристской дестинации возможно провести, используя SWOT-анализ территории.

На втором этапе необходимо определить географические границы территории туристского кластера и оценить социально-культурный, природно-экологический и экономический потенциал туристских ресурсов. Такая оценка позволит выявить возможности и барьеры для формирования кластера. Оценку потенциала территории возможно произвести с помощью таких показателей как:

  • уровень культурных ресурсов (R1);
  • природные ресурсы (R2);
  • уровень обслуживания (R3);
  • индекс безопасности жизнедеятельности (R4);
  • инфраструктура транспорта (R5);
  • уровень здравоохранения (R6);
  • уровень экологии (R7);
  • индекс развития дорог (R8);
  • индекс развития телекоммуникаций и связи (R9).

Определив весовые коэффициенты важности этих показателей (a), можно определить интегральный показатель привлекательности территории туристского кластера:

где an – это весовой коэффициент важности показателя;

Rn – это значение рейтинга территории по показателю.

Следовательно, чем больше полученный интегральный показатель I для определенной территории, тем территория наилучшим образом пригодна для развития туризма и вхождения в границы туристского кластера.

На третьем этапе для привлечения потенциальных участников в туристский кластер, а также для развития отстающих показателей территории, выявленных на предыдущем уровне, необходимо проводить определённые мотивирующие мероприятия. Перечень мероприятий будет индивидуален для каждой территории, вошедшей в кластер, т.к. каждая территория имеет свои уникальные особенности.

Например, уменьшение вредных выбросов для улучшения экологических факторов; реализация государственной политики поддержки, внесение изменений в нормативно-правовые акты на региональном уровне.

На четвертом этапе происходит формирование общей окончательной модели. При ее создании необходимо учитывать тот факт, что кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов – рекреационно-туристских объектов, способных привлечь наибольшее число туристов. Основной особенностью туристского кластера является маршрутная территориальная организация. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает рекреационно-туристские объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы и, как итог, туристскую дестинацию.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1. В качестве основных проблем рынка туристских услуг РФ были выделены такие проблемы, как неблагоприятная внешнеполитическая обстановка; недобросовестная конкурентная борьба за турпотоки; субъективная оценка состояния ряда рассматриваемых показателей; отсутствие целостной и эффективной системы управления.

2. Кластерный подход зарекомендовал себя как эффективный инструмент регионального развития, особенно в условиях экономических кризисов. Необходимость системного преобразования территории и инфраструктуры способствовала становлению ведущей роли государства в качестве субъекта кластерной политики в России, внедрению научно-обоснованного планирования, сочетающего отечественные и зарубежные подходы, адаптации положительного опыта.

3. Модель формирования туристского кластера должна иметь конечной целью повышение уровня социально-экономического развития всего региона. Туризм в данном случае выступает как отрасль с высоким мультипликативным эффектом, способная при сохранении ресурсов (в частности, природных) обеспечить устойчивое развитие региона.

4. При формировании туристского кластера в РФ большую роль играет первичная инициатива, финансовая и иная поддержка государства с последующим переходом кластера на самофинансирование. Данная модель образования кластеров носит инфраструктурный характер. На начальном этапе основная задача туристского кластера — создание благоприятного климата для частных инвестиций. Для этого из средств федерального бюджета финансируются проекты модернизации и строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры, а также программы субсидирования участников проектов. За счет средств региональных и муниципальных бюджетов финансируются мероприятия консалтингового, информационного, образовательного характера. Залогом эффективного функционирования кластера является создание нормативно-правовой базы.

Список источников

  1. Агафонов Н.Т., Исляев P.A. Литовка О.П. Государственная стратегия регионального развития России: смена парадигмы территориальной организации общества. – СПб., 1998. – 52 с.
  2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. –350 с.
  3. Александрова А.Ю., Владимиров Ю.Л. Особенности создания Туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2016. – № 1. – С. 47-58.
  4. Гранберг А.Г., Михеева Н.Н., Ершов Ю.С., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е., Суслов В.И., Суспицын С.А., Минакир П.А. Воздействие мирового кризиса на стратегию пространственного социально-экономического развития Российской Федерации // Регион: экономика и социология. – 2009. – №4. – С. 69-102.
  5. Горбунов В.С. Туристический рынок и тенденции его развития / В.С. Горбунов. — М.: Юнити. 2007. — 128с.
  6. Гуриева Л.К., Созиева З.И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика. Теория и практика.  – 2009. – № 22(115). – C. 72-80.
  7. Ибрагимов Э.Э. Роль государственных органов власти и институтов развития в туристской индустрии // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. – Симферополь, 2019. – С.42-46.
  8. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования / Н. Н. Колосовский. — М.: Мысль, 1969. — 336 с.
  9. Курченков В. В., Фетисова О. В., Тютюшева А. Г., Матина Е. С.  Проблемы типологии региональных туристских кластеров // Вестник АГТУ. Серия Экономика. – 2016. – № 1. – С. 7-13.
  10. Литовка О.П., Межевич Н.М. Региональная политика в Российской Федерации экономические и политико-правовые аспекты. – СПб., 2000. – 64 с.
  11. Лысикова О. В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития. Ч. 1 / О. В. Лысикова, Е. В. Лукьяненко / Материалы Российской научно-практической конференции «особые экономические зоны туристско-рекреационного типа». Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2009.
  12. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. – Т.3. – 351 с.
  13. Мигранян А.А. Проблемы и перспективы развития конкурентоспособных кластеров в Кыргызской республике // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 1(21). – С.114-126.
  14. Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе: автореф. дис… канд. экон. наук / Н.Н. Пидгурская. Иркутск, 2006.
  15. Портер М. Э. Конкуренция / пер с англ. / учебн. пособие / М. Э. Портер. М.: Вильямс, 2000.
  16. Саак А. Э. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования/ А. Э. Саак, Е. В. Жертовская // Туризм: право и экономика. – 2011. – № 2(37). – С. 24-29.
  17. Тюнен И. Изолированное государство / И. Тюнен. – М.: Изд. Газеты «Экономическая жизнь», 1926. – 321 с.
  18. Хорев Б. С. Территориальная организация общества. – М. : Мысль, 1981. – 320 с.
  19. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – № 5. – C. 65.
  20. Чернецова Г.М., Гомзиков Н.В. Опыт формирования туристских кластеров в регионах Российской Федерации // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. – Симферополь, 2019. – С.351-355.
  21. Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. – Stockholm, 1950.
  22. Enright M. J. The globalization of competition and the localization of competitive advantage: Policies toward regional clustering. In: Hood N. Young S (eds) Thr Globalization of Multinational Entreprise Activity and Economic Development. Macmillan, London. – 2000. – P. 303-331.
  23. Ferreira J., Estevao C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal // MPRA Paper № 14853, posted 25. April 2009.
  24. Magas D. Destinacijskimenadzment — modeli i tehnike: Fakultetzamenadzment u turizmu i ugostiteljstvu, 2008.
  25. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. – Janvier. – 1989. – P. 21-28.

[1] The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2017

[2] World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.unwto.org/