Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10672 

Анализ особенностей международного опыта таргетирования инфляции и эффективности его применения в России 

Analysis of the international experience of inflation targeting and the effectiveness of its application in Russia

Татоян Гамлет Ашотович, аспирант Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Tatoian Gamlet Ashotovich

Аннотация. В статье рассматриваются преимущества и недостатки выбранного Центральным Банком Российской Федерации режима таргетирования инфляции. Отмечается необходимость осуществления ряда взаимоисключающих мер, приводящих к противоположным эффектам в финансово-экономической сфере. Рассмотрен передовой опыт инфляционного таргетирования в Новой Зеландии, сумевшей значительно снизить инфляцию в стране. Делается вывод, что эффективность денежно-кредитной политики осложняется неизбежной необходимостью согласования со множеством различных разнонаправленных политических, экономических факторов. Этим следует объяснить непопулярность ряда принимаемых мер в рамках жесткой ДКП. Указывается, что одной из особенностей инфляционного таргетирования является донесение планируемых мер до всех участников финансово-экономических процессов в стране, а также населения.

Summary. The article examines the advantages and disadvantages of the inflation targeting regime chosen by the Central Bank of the Russian Federation. The author notes the need to implement a number of mutually exclusive measures leading to opposite effects in the financial and economic sphere. The advanced experience of inflation targeting in New Zealand, which has managed to significantly reduce inflation in the country, is considered. It is concluded that the effectiveness of monetary policy is complicated by the inevitable need to coordinate with many different multidirectional political and economic factors. This should explain the unpopularity of a number of measures taken within the framework of strict monetary policy. It is indicated that one of the features of inflation targeting is the delivery of planned measures to all participants in the financial and economic processes in the country, as well as the population.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляционное таргетирование, Центральный Банк Российской Федерации, Резервный Банк Новой Зеландии, финансовая стабильность, посткризисная экономика, дезинфляция, монетарные власти.

Key words: monetary policy, inflation targeting, Central Bank of the Russian Federation, Reserve Bank of New Zealand, financial stability, post-crisis economy, disinflation, monetary authorities.

Целесообразно провести ретроспективный анализ предпринимаемых мер различных государств в рамках выработки денежно-кредитной политики (ДКП)  в виде инфляционного таргетирования. Многие центробанки, обратившиеся к данному режиму смогли достичь значитульных результатов в вопросах контроля инфляции.

И.П. Крымова, С.П. Дядичко [1] утверждают, что в странах, практиковавших инфляционное таргетирование, имеется много общего, с чем трудно согласиться.

Вслед за Н. Зеландией и Канадой к возможностям справиться с инфляцией обратились центробанки Израиля, Соединенного Королевства, Австралии, Чехии (1992-1993 гг.).

В период 1998-1999 гг. к данному режиму перешли центробанки Южной Кореи, Мексики, Бразилии.

Перечисленные страны отличаются различным уровнем экономического развития.

В настоящее время, несмотря на уже достаточно длительный промежуток времени использования данного режима ДКП  не выработана единая точка зрения экспертов на преимущества, эффективность его применения.

Инфляционное таргетирование было апробировано впервые Новозеландским Резервным банком с 1988 года, однако официально переход к таргетированию инфляции был провозглашен в 1991 году[2].

Приоритет в реализации нового курса отдавался управлению ликвидностью, а также своевременному и полному информированию о предполагаемых мерах. Кроме изменения курса ДКП, в Н. Зеландии одновременно с этим осуществлялись кардинальные экономические реформы, включая налоговые меры.

В 1998 г. экономика страны характеризовалась посткризисной рецессией, обусловленной девальвацией национальной валюты из-за отказа Резервного банка от режима фиксированного валютного курса. Темп инфляции в 1990 г. составлял 6,1%. А в 1991 г. –  2,61%.

Денежно-кредитная рестрикция, являющаяся эффективной в плане контроля над уровнем цен негативно сказалась на реальной экономике – темп роста снизился с 1,1% до 2,17%. Тем не менее, в долгосрочной перспективе общая экономическая и, в частности, монетарная политики Новой Зеландии дали положительные результаты.

Другие страны проводили дезинфляционную денежно-кредитную политику с конца 1970-х гг., и к началу 1980-х гг. большинство стран ОЭСР заявляли некоторую форму денежного или кредитного целевого показателя в попытке убедить общественность и рынки в том, что они берут на себя задачу сдерживания инфляции.

Но на международном уровне основное внимание уделялось промежуточным целям – количеству денег или выданных кредитов, а не таргетированию инфляции. Промежуточные цели считались информативными для денежно-кредитной политики, поскольку они были подвержены определенному контролю со стороны центрального банка. Однако вопрос о том, в какой степени промежуточные цели связаны с целью обеспечения стабильности цен, оставался предметом споров. Италия, Греция и Португалия имели однолетние целевые показатели инфляции в начале 1980-х годов, а Швеция ввела целевые уровни цен на короткий период в 1930-х гu. Однако ни одна страна разработала тех основ, необходимых для устойчивого таргетирования инфляции, которые были выработаны после 1989 г.

Бернанке[3] определил таргетирование инфляции как «основу денежно-кредитной политики, характеризующуюся публичным объявлением официальных количественных целевых показателей (или целевых диапазонов) для уровня инфляции на один или несколько временных горизонтов и признанием того, что низкая стабильная инфляция является основной долгосрочной цель денежно-кредитной политики.

Среди других важных особенностей таргетирования инфляции – энергичные усилия по информированию общественности о планах и задачах органов денежно-кредитного регулирования, механизмах, которые усиливают подотчетность центрального банка относительно достижения указанных целей[4].

В период 1970-1980 гг. в Новой Зеландии отмечалась значительная нестабильность цен. Годовая инфляция с начала 1970-х гг. составляла 10 -15 % и превышала инфляционные показатели основных торговых партнеров. Одним из основных факторов, вызывавших высокую инфляцию в стране в этот период были государственные расходы, подкрепленные мягкой денежно-кредитной политикой[5],[6].

За этот период наблюдались периоды практики жесткой ДКП[7].

Но сменявшие друг друга правительства не готовы были мириться с краткосрочными издержками падения спроса, производства и занятости, вызываемые дезинфляционными мерами, и снова ослабляли ДКП[8].

Опыт Новой Зеландии в области таргетирования инфляции является эволюционным. Закон о резервном банке (1989 г.) предоставил поддержку, которая позволила достичь стабильности цен. По мере того, как снижалась инфляция, и закрепилялись ожидания в пределах целевого диапазона, стало возможным реализовать все более гибкий подход к денежно-кредитной политике, означающий, что осуществляемая ДКП обеспечивает требования реальной экономики[9].

Для обеспечения того, чтобы таргетирование инфляции могло вызвать доверие и закрепиться, должны быть предусмотрены следующие взаимосвязанные условия[10]:

  1. операционная независимость;
  2. прозрачность проводимой политики и отчетности;
  3. единственная цель – стабильность цен;
  4. единоличное лицо в виде главы Центрального Банка, принимающее решения.

Обращение в исследовании к ДКП Новой Зеландии обусловлено следующим: ее опыт в инфляционном таргетировании имеет наибольшую продолжительность, а отчетность в проведении ДКП обладает высокой степенью прозрачности и независимости от ряда внешних факторов, которые могли бы исказить истинную эффективность от принимаемых мер.

В аспекте институциональных преобразований данный опыт показывает, что ослабление и усиление взаимодействующих институтов

Тот факт, что Центральному Банку необходима определенная степень операционной независимости и прозрачность в достижении цели, важен для выработки доверия. Но рамки проведения ДКП и конкретные цели, в идеале, должны определяться общественностью посредством политического процесса.

Целесообразно в краткосрочной перспективе включение в разработку последующего документа таких ориентиров как максимально устойчивая занятость и усиление гибкости таргетирования инфляции.

Тем не менее, преждевременно было бы определять, какое влияние эти изменения окажут на результаты проводимой денежно-кредитной политики и информирования о ней.

Несмотря на бурный рост академических и политических исследований, макропруденциальная политика и основы, регулирующие ее использование, остаются в зачаточном состоянии. Во многих отношениях современное состояние макропруденциальной политики аналогично тому, которое преобладало для основ ДКП в 1970- х гг. Ей была присуща значительная неопределенность в отношении промежуточных целей, которыми должна руководствоваться политика, и об инструментах, которые следует использовать для реализации этих целей.

Закон о Резервном банке Новой Зеландии 1989 г. рассматривается в настоящее время экспертами как значимый этап в развитии таргетирования инфляции. Для достижения эффективности данного режима необходимо, чтобы при его реализации выполнялись следующие условия: четко обозначенная и основанная на реальных возможностях цель по снижению инфляции; независимость денежно-кредитного органа; прозрачность в формировании ожиданий; коммуникация для обеспечения отчетности.

В значительной степени с этапами реализации инфляционного таргетирования схож опыт  Канады. Введение Банком Канады нового режима ДКП осуществлялось в момент экономической рецессии, и, соответственно, инфляции. Предпринимаемые меры, направленные на сдерживание растущих цен диссимулирующе влияли на канадскую экономику. Тем не менее, в долгосрочном сценарии денежные власти Канады снизили показатели инфляции и преодолели макроэкономическую нестабильность, без задействования жестких мер ДКП. Как следствие, экономика возросла на 58%, а показатель инфляция сократился с 5,62% до 1,1%[11].

Целесообразно также рассмотреть элементы институциональной базы Новой Зеландии, чтобы сформировать выводы общие о ДКП и макропруденциальной основе.

После мирового финансового кризиса Центробанки большинства стран стали менее уверенными в отношении устойчивости своих финансовых систем. В результате стали разработываться новые институты и политические курсы, направленные на снижение вероятности возникновения финансовых кризисов в последующем. Беспокойство за финансовую стабильность побудили руководство ряда стран сделать «макропруденциальную» политику более развернутой по обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности.

Макропруденциальная политика основывается на том же, что и таргетирование инфляции. Институциональные механизмы, регулирующие макропруденциальную политику аналогичны указанным ранее атрибутам таргетирования инфляции.

Стремление к повышению уровня влияния на финансовую стабильность может повредить макропруденциальной политике, и, наоборот. Свенссон[12] указывает, что макропруденциальные проблемы отрицательно повлияли на эффективность принятых решений в области ДКП в Швеции.

Некоторые непопулярные среди населения, основных экономических субъектов и оппозиционного движения меры в области макропруденциальной политики могут нанести ущерб репутации центральному банку[13],[14].

Blinder[15], с другой стороны, отмечает, что эффективное преодоление финансового кризиса может улучшить репутацию центрального банка.

Бергер и Кисмер[16] утверждают, что независимый центральный банк, которому поручена задача по снижению инфляции, может уделять слишком мало внимания вопросам повышения финансовой стабильности.

Другая проблема внедрения макропруденциальной политики в центральные банки заключается в том, что она увеличивает влияние и власть должностных лиц центрального банка в определении макроэкономических результатов; Возникающая напряженность, связанная с консолидацией властных полномочий в едином учреждении, состоит в том, что это увеличивает возможность коллегиального принятия решений.[17]

Распространение полномочий по выработке политики между учреждениями усложняют координацию и коммуникацию, но способствовуют большему разнообразию в видении ситуации, плюрализме мнений, обеспечивающих надежную систему сдержек и противовесов при реализации ДКП.

Поскольку макропруденциальная политика предназначена для снижения частоты кризисов, их негативных последствий, такая политика имеет последствия для финансовых затрат на разрешение таких кризисов. Следовательно, казначейства и министерства финансов заинтересованы в развертывании этих политик. Возложение ответственности за выбор курса макропруденциальной политики перед политическими властями может вызвать «политические бизнес-циклы».

Макропруденциальная политика – это экономическая политика центрального банка, направленная, в первую очередь, на обеспечение финансовой стабильности[18].

Дифференцируют следующие ее цели:

  1. Достижение устойчивости финансовой области путем создания запаса капиталов, которые допустимо перенаправить в случае необходимости на покрытие убытков;
  2. Обеспечение способности финансовых институтов кредитовать экономические субъекты при развитии негативного сценария экономических событий;
  3. Предотвращение формирования финансовых пузырей, снижение и контроль за возможным формированием рисков, вызванных увеличением объемов кредитования вобластях с повышенной вероятностью развития рисков.

В современном научном сообществе выработаны различающиеся позиции относительно проведения таргетирования инфляции. С. Андрюшин, В. Бурлачков[19], например, отмечали, что  в стране не происходит как таковое инфляционное таргетирование регулятором – имеет место фиксация целевого показателя по инфляции, а затем значение годового уровня данного показателя поддерживается посредством подавления внутреннего спроса и изъятия «излишних» финансовых ресурсов из реальной экономики. Данные исследователи называют сложившийся подход «игрой в таргетирование». Можно обозначить это также как псевдотаргетирование.

Чтобы выбранный режим оказался действенным, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Налогово-бюджетный, долговой и монетарный политические курсы должны согласовываться между собой;
  2. Внутри страны должен присутствовать емкий финансовый рынок;
  3. Эффективный трансмиссионный механизм ДКП (процентный и кредитный каналы);
  4. Выработанные механизмы нейтрализации воздействия немонетарных факторов на инфляционную составляющую;
  5. Повышение уровня доверие со стороны экономических субъектов к проводимому регулятором, Правительством Российской Федерации курсу;
  6. Важно сформировать среду для справедливой конкуренции на российском финансовом рынке;
  7. Сокращать участие государства в банковской системе.

Список использованной литературы

  1. John McDermott; Rebecca Williams Inflation Targeting in New Zealand: an experience in evolution A speech delivered to the Reserve Bank of Australia conference on central bank frameworks, in Sydney https://www.rbnz.govt.nz/research-and-publications/speeches/2018/speech2018-04-12#fn1; Barro, Robert and David Gordon (1983), “Rules, Discretion and Reputation in a Model of Monetary Policy”, Journal of Monetary Economics, 12(1), pp.101-121; Bernanke, Ben and Ilian Mihov (1997), “What does the Bundesbank target?”, European Economic Review, 41(1997), pp. 1025-1053.
  2. Bernanke,  S.2017. “Monetary Policy in a New Era.” Paper prepared for a conference on Rethinking Macroeconomic Policy, Peterson Institute, October, 48.
  3. Robert A. Buckle (2019) New Zealand’s Thirty-Year Experience with Inflation Targeting: The Origins, Evolution and Impact of a Monetary Policy Innovation History of Economics Review Volume 73 — Issue 1
  4. Buckle,  A.2020. “Fiscal Policy Governance in New Zealand.” In Public Policy and Governance Frontiers in New Zealand, edited by E. Berman and G. Karacaoglu. Bingley: Emerald (Forthcoming).
  5. Lewis, Michelle and C. John McDermott (2016), “New Zealand’s experience with changing its inflation target and the impact on inflation expectations”, New Zealand Economic Papers, 50(3), pp. 343-361.
  6. Grimes, 1996. “Monetary Policy.” In A Study of Economic Reform: The Case of New Zealand, edited by B. Silverstone, A. Bollard, and R. Lattimore, 247–278. Contributions to Economic Analysis No. 236. Amsterdam: North-Holland.
  7. Drought, , R.Perry, and A. Richardson. 2018. “Aspects of Implementing Unconventional Monetary Policy in New Zealand.” Reserve Bank of New Zealand Bulletin 81 (4): 3–22.
  8. Cecchetti,  G.2018. “Monetary, Prudential and Fiscal Policy: How Much Coordination Is Needed?” New Zealand Economic Papers 52 (3): 251–276. doi:10.1080/00779954.2017.1326517. 
  9. Kamber, Güneş, Özer Karagedliki and Christie Smith, “Applying an Inflation Targeting Lens to Macroprudential Policy ‘Institutions’”, International Journal of Central Banking, 11(S1), pp. 395-429
  10. BIS Working Papers No 503 Inflation targeting and financial stability: providing policymakers with relevant information by Anders Vredin Monetary and Economic Department July 2015
  11. Svensson, L. E. O. 2006. “Social Value of Public Information: Comment: Morris and Shin (2002) Is Actually Pro-transparency, Not Con.” American Economic Review 96 (1): 448–52.
  12. Cih´ ˇ ak, M., M. S. Mu˜noz, S. T. Sharifuddin, and K. Tintchev. 2012. “Financial Stability Reports: What Are They Good For?” IMF Working Paper No. 12/1.
  13. Smets, F. 2014. “Financial Stability and Monetary Policy: How Closely Interlinked?” International Journal of Central Banking 10 (2): 263–300.
  14. Blinder, A. S., M. Ehrmann, M. Fratzscher, J. D. Haan, and D.- J. Jansen. 2008. “Central Bank Communication and Monetary Policy: A Survey of Theory and Evidence.” Journal of Economic Literature 46 (4): 910–45.
  15. Berger, W., and F. Kißmer. 2013. “Central Bank Independence and Financial Stability: A Tale of Perfect Harmony?” European Journal of Political Economy 31 (C): 109–18.
  16. Taylor, J. B. (2013) “Simple Rules for Financial Stability.” Dinner keynote address at the Financial Markets Conference “Maintaining Financial Stability: Holding a Tiger by the Tail,” hosted by the Federal Reserve Bank of Atlanta, Stone Mountain, Georgia, April 9.
  17. О развитии макропруденциальной политики Банка России в области розничного кредитования. Доклад для общественных консультаций. Центральный Банк Российской Федерации. 2019.–28 с.
  18. Андрюшин С.А. Экспертное заключение на проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2-19 год и период 2020 и 2021 годов» / С.А. Андрюшин, В.К. Бурлачков и др.//Банковское дело. — 2018. — №10. — С. 14-23.

[1] Крымова И.П., Дядичко С.П. Таргетирование инфляции в России: первые итоги // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28).

[2]John McDermott; Rebecca Williams Inflation Targeting in New Zealand: an experience in evolution A speech delivered to the Reserve Bank of Australia conference on central bank frameworks, in Sydney https://www.rbnz.govt.nz/research-and-publications/speeches/2018/speech2018-04-12#fn1; Barro, Robert and David Gordon (1983), “Rules, Discretion and Reputation in a Model of Monetary Policy”, Journal of Monetary Economics, 12(1), pp.101-121; Bernanke, Ben and Ilian Mihov (1997), “What does the Bundesbank target?”, European Economic Review, 41(1997), pp. 1025-1053.

[3] Bernanke, B. S. (2017) “Monetary Policy in a New Era.” Paper prepared for a conference on Rethinking Macroeconomic Policy, Peterson Institute, October, 48.

[4] Robert A. Buckle (2019) New Zealand’s Thirty-Year Experience with Inflation Targeting: The Origins, Evolution and Impact of a Monetary Policy Innovation History of Economics Review Volume 73 — Issue 1

[5] Buckle, R. A. 2020. “Fiscal Policy Governance in New Zealand.” In Public Policy and Governance Frontiers in New Zealand, edited by E. Berman and G. Karacaoglu. Bingley: Emerald (Forthcoming).

[6] Lewis, Michelle and C. John McDermott (2016), “New Zealand’s experience with changing its inflation target and the impact on inflation expectations”, New Zealand Economic Papers, 50(3), pp. 343-361.

[7]Grimes, A. 1996. “Monetary Policy.” In A Study of Economic Reform: The Case of New Zealand, edited by B. Silverstone, A. Bollard, and R. Lattimore, 247–278. Contributions to Economic Analysis No. 236. Amsterdam: North-Holland.

[8] Drought, S., R. Perry, and A. Richardson. 2018. “Aspects of Implementing Unconventional Monetary Policy in New Zealand.” Reserve Bank of New Zealand Bulletin 81 (4): 3–22.

[9] Cecchetti, S. G. 2018. “Monetary, Prudential and Fiscal Policy: How Much Coordination Is Needed?” New Zealand Economic Papers 52 (3): 251–276. doi:10.1080/00779954.2017.1326517. 

[10] Kamber, Güneş, Özer Karagedliki and Christie Smith, “Applying an Inflation Targeting Lens to Macroprudential Policy ‘Institutions’”, International Journal of Central Banking, 11(S1), pp. 395-429

[11] BIS Working Papers No 503 Inflation targeting and financial stability: providing policymakers with relevant information by Anders Vredin Monetary and Economic Department July 2015

[12] Svensson, L. E. O. 2006. “Social Value of Public Information: Comment: Morris and Shin (2002) Is Actually Pro-transparency, Not Con.” American Economic Review 96 (1): 448–52.

[13] Cih´ ˇ ak, M., M. S. Mu˜noz, S. T. Sharifuddin, and K. Tintchev. 2012. “Financial Stability Reports: What Are They Good For?” IMF Working Paper No. 12/1.

[14] Smets, F. 2014. “Financial Stability and Monetary Policy: How Closely Interlinked?” International Journal of Central Banking 10 (2): 263–300.

[15] Blinder, A. S., M. Ehrmann, M. Fratzscher, J. D. Haan, and D.- J. Jansen. 2008. “Central Bank Communication and Monetary Policy: A Survey of Theory and Evidence.” Journal of Economic Literature 46 (4): 910–45.

[16] Berger, W., and F. Kißmer. 2013. “Central Bank Independence and Financial Stability: A Tale of Perfect Harmony?” European Journal of Political Economy 31 (C): 109–18.

[17] Taylor, J. B. (2013) “Simple Rules for Financial Stability.” Dinner keynote address at the Financial Markets Conference “Maintaining Financial Stability: Holding a Tiger by the Tail,” hosted by the Federal Reserve Bank of Atlanta, Stone Mountain, Georgia, April 9.

[18] О развитии макропруденциальной политики Банка России в области розничного кредитования. Доклад для общественных консультаций. Центральный Банк Российской Федерации. 2019.–28 с.

[19] Андрюшин С.А. Экспертное заключение на проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2-19 год и период 2020 и 2021 годов»/ С.А. Андрюшин, В.К. Бурлачков и др.//Банковское дело. — 2018. — №10. — С. 14-23.