Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10673 

Денежно-кредитная политика как основа укрепления экономики России 

Monetary policy as the basis for strengthening the Russian economy

Татоян Гамлет Ашотович, аспирант Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Tatoian Gamlet Ashotovich

Аннотация. Рассмотрена денежно-кредитная политика в рамках существующих институциональных образований её формирования и реализации. Проанализированы роль и место Центрального банка как основного института реализации денежно-кредитного политического курса, осуществляемого государством. Отмечается, что ориентирование Центробанка России на режиме таргетирования инфляции обеспечивает определенную экономическую стабильность. Однако необходимы более тщательно разработанные подходы при обращении к данному режиму. Освещена совокупность инструментов регулирования денежно-кредитной сферы в ситуации посткризисной экономики. Указаны основные проблемные аспекты, возникающие при осуществлении денежно-кредитной политики.

Summary. Monetary policy in the framework of the existing institutional formations of its formation and implementation is considered. The role and place of the Central Bank as the main institution for the implementation of the monetary policy pursued by the state is analyzed. It is noted that the orientation of the Central Bank of Russia on the inflation targeting regime provides a certain economic stability. However, more carefully developed approaches are needed when accessing this mode. The set of instruments for regulating the monetary sphere in the situation of the post-crisis economy is highlighted. The main problematic aspects arising in the implementation of monetary policy are indicated.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации, денежно-кредитная политика, денежно-кредитные инструменты, таргетирование инфляции, кредитование, ключевая ставка; институт; регулирование.

Key words: Central Bank of the Russian Federation; Ministry of Finance of the Russian Federation, monetary policy, monetary instruments, inflation targeting, lending, key rate; institute; regulation.

Для развития экономики России необходимо повышение эффективности денежно-кредитной политики (ДКП). Финансовая система страны постепенно усложняется, происходит создание её новых составляющих, в которых ДКП проявляется различным образом. Требуется углубленное изучение возникающих механизмов взаимодействия основных участников ДКП и их усовершенствование, приведение их в согласованное состояние [ ][1].

Возможность периодического возникновения финансово-экономических кризисов 1998 г., 2008 г., 2014 г. указывает на слабую проработку теоретических и практических аспектов ДКП, недостаточный учет особенностей направлений развития финансовой системы и глобализации, происходящей на финансовых рынках. Сохраняет актуальность исследование эффективности инструментов и роль существующих институциональных образований в осуществлении ДКП.

Аспекты ДКП исследовались таким зарубежными экономистами, как: Л. Харрис, К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Э. Долан, Р. Кэмпбелл и др.

Российские экономисты Д. Н. Ананьев, Н. П. Белотелова, С. Ю. Глазьев, М. В. Ершов, С. М. Игнатьев, А. А. Козлов, О. И. Лаврушин, Д. С. Львов, С. Р. Моисеев, А. Д. Никепелов, В. Г. Павлюченко, А. Ю. Симановский, О. С. Сухарев достаточно полно рассматривали аспекты ДКП в России. Имеется большой объем исследований, в которых рассматриваются возможности повышения эффективности ДКП в рамках монетарного регулирования.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся исследования, требуется изучение роли и инструментов институтов ДКП в волатильной экономике, в которой наметились признаки выхода из кризисного состояния. В имеющихся работах недостаточно рассмотрены теоретические и практические аспекты ДКП в условиях посткризисной экономики, что объясняется коротким промежутком времени, периодическими кризисами, состояние экономики между которыми затруднительно отнести к посткризисному состоянию.

Необходимо обозначить роль государственных институциональных образований, реализующих ДКП, и выявить инструменты регулирования, а также их эффективность.

Центральный банк РФ является основным институтом в Российской Федерации, уполномоченным на принятие решений в области ДКП.

Согласно ст. 75 Конституции РФ[2], ЦБ РФ обладает особым конституционно-правовым статусом, исключительным правом на осуществление денежной эмиссии (ч. 1). В части 2 ст.75 Конституции РФ отмечается, что основной функцией ФБ РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля.

В ст. 3 Федерального закона N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3] отмечается, что целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, развитие финансового рынка РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.

Принцип независимости лежит в основе деятельности Центрального банка РФ. Это выражается в том, что ЦБ РФ является публично-правовым институтом, наделенным исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

ЦБ не относится к органам государственной власти. В то же время, он обладает полномочиями в силу своей правовой сущности и функциями государственной власти. Это происходит в связи с тем, что для их реализации необходимо обращение к государственному принуждению[ ][4].

Реализация функций и полномочий ЦБ РФ происходит в независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [ ].[5]

В условиях посткризисной экономики усилилась актуализация разграничений полномочий ЦБ РФ и органов государственной власти [ ][6].

Банк России и Правительство РФ осуществляют тесное взаимодействие. Правительство РФ является заинтересованным в стабильности выбранного курса ЦБ РФ вследствие значимости ЦБ в кредитно-денежной системе государства, реализации намеченных стратегий развития [ ][7].

В то же время, наличие взаимодействия между ЦБ и основным государственным институтом не свидетельствует о том, что государство имеет безграничные рычаги на принимаемые ЦБ решения. Независимость ЦБ от Правительства следует рассматривать как условие эффективности его деятельности. Это важно при возможностях ограничения Правительством использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита [ ][8].

Координация взаимодействия ЦБ РФ и правительства в области финансов, в частности министерства финансов, имеет важное значение для денежно-кредитной системы и финансовой стабильности в стране. Во многих исследованиях в качестве основной отмечается проблема достижения независимости ЦБ от правительства в осуществлении ДКП и наличия преимуществ делегирования соответствующих полномочий центральному банку.

Требует исследование механизмов, предназначенных для разграничения полномочий, проектирования и организация взаимодействия, осуществляемого между ЦБ и правительством, в том числе, с министерством финансов.

Независимость ЦБ от правительства при реализации ДКП может выражаться в следующим образом:

  1. ЦБ является ответственным агентом и проводит курс ДКП министерства финансов;
  2. ЦБ осуществляет независимую от правительства ДКП в отсутствие политического давления со стороны властных структур[ ][9] ;
  3. ЦБ осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти, сохраняя определенную независимость. В преимущественном числе государств применяется данная промежуточная модель.

Во многих государствах полномочия разграничены между министерством финансов и центральным банком как главными финансовыми институциональными образованиями. Разделение функций состоит в том, что Министерством финансов определяется фискальная или бюджетная политика, а полномочия ЦБ сосредоточены на монетарной политике государства.

В то же время, как отмечают многие эксперты, независимость осуществляемой деятельности ЦБ является относительной. Подобная относительность обусловлена тем, что эффективности политического курса, намеченного Правительством, находится в прямой зависимости от ДКП и финансовой политики [ ][10].

Стратегия Центрального банка вырабатывается на основе приоритетных направлений макроэкономического курса Правительства. Таким образом, ЦБ любого государства в значительной мере обладает характеристиками, присущими и банку, и государственному органу.

Взаимодействие Банка России и Государственной думы РФ выражается в наличии подотчётности ЦБ РФ Государственной думе РФ. Одной из форм является её право проводить парламентские слушания относительно деятельности ЦБ РФ.

 Запланированный курс ДКП на предстоящий период в виде одного календарного года Банк России обязан представить в Государственную Думу Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря уходящего года[11]. Основные направления в проектной форме ДКП предварительно направляются Президенту РФ и Правительству РФ.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган по управлению финансами осуществляет деятельность, которая находится в тесной взаимосвязи с деятельностью ЦБ РФ. Это касается таких аспектов как денежное обращение, государственный кредит, рынок ценных бумаг, валютное регулирование, налоговая система.

Министерство финансов Российской Федерации и ЦБ РФ осуществляют также активное взаимодействие в бюджетной сфере. Единый счёт федерального бюджета (единый счёт Федерального казначейства) открыт в Центробанке России.

За последнее десятилетие значительно увеличились внутренний долг, доля государственных гарантий в валюте РФ. Следует отметить, что увеличение внутреннего долга является менее опасным для экономики по сравнению с наращиванием внешнего долга. В процессе погашения внутреннего долга исключается утечка товаров и услуг. Тем не менее, происходит ряд трансформаций в экономике, та как при погашении государственного внутреннего долга перераспределяются доходы внутри страны.

В настоящее время внутренний долг достиг 8,318 трлн руб. (147 429 млн долл.), а Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) составляет 54 616.7 млн долл. [ ][12]

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие федеральными органами власти стратегического значения – Государственной думой РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ в аспектах банковского регулирования, сохраняя независимость как регулятора в финансовой системе России.

Происходит укрупнение ЦБ РФ. На его основе консолидируются институциональные образования, осуществляющие регулирование финансового рынка страны[ ][13].

Так, в 2013 г. состоялась передача полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков Банку России[ ][14]. Таким образом, все составляющие получили концентрацию в едином одном институте финансового регулирования [ ].[15]

Для посткризисной экономики является весьма важным расширение функций ЦБ, его статуса как мегарегулятора финансового рынка, которому были переданы практически все государственные регулирующие и контрольно-надзорные полномочия на финансовом рынке[ ][16].

В посткризисной экономике одной из стратегий ЦБ является тактика по одновременному сдерживанию инфляции и роста курса рубля. Это связано со значительными последствиями их отрицательного воздействия на экономику в среднесрочном периоде.

Высокие показатели инфляции дестабилизирующее экономику и финансовые рынки. Возрастает неопределённость при прогнозировании доходности инвестиций, сокращаются доходы от операций с ценными бумагами. Увеличиваются корпоративные и трансакционные издержки, ухудшаются условия кредитования, являющиеся залогом успешного развития бизнеса и экономики страны. Укрепление рубля в рамках теоретических подходов рассматривается в качестве инструмента уменьшения инфляционного давления. В действительности, крепкая национальная валюта вызывает удорожание экспортной продукции, поступающей на экспорт, и снижает конкурентоспособность российских предприятий.

В краткосрочных рамках в случае укрепления национальной валюты происходит стимулирование притока иностранного капитала. Это также приводит к усилению негативного эффекта ревальвации рубля. Решение отмеченных задач характеризуется противоречивостью, а, в ряде случаев, и, взаимоисключающим характером.

Для понижения инфляционного давления на экономические сектора в рамках ДКП повышаются процентные ставки, ограничивается денежное предложение.  Это приводит к укреплению рубля. В целях сдерживания роста курса рубля ЦБ совершает покупки валюту на рынках, увеличивая, тем самым, денежное предложение, стимулируя рост цен. Решить данную проблему возможно, например, отказавшись от двойственности целей, установив фиксированный курс рубля или проводя политику таргетирования при плавающем валютном курсе[ ][17].

ЦБ многих индустриально развитых государства используют второй вариант. Таргетирование инфляции рассматривается во многих исследования. ЦБ РФ использует режим инфляционного таргетирования при реализации ДКП.  Влияние данного режима на достижение в стране ценовой стабильности относительно. Во многих странах центробанки достаточно успешно применяли инфляционное таргетирование в рамках осуществления контроля за инфляцией.

На эффективность подобного режима оказывает значительное воздействие совокупность национальных, экономических, политических и культурных факторов. Режим инфляционного таргетирования в России является адаптированным к текущим экономическим особенностям развития страны. В то же время, несмотря на уже длительный промежуток использования таргетирования инфляции отсутствует единая точка зрения на степень его эффективности и результаты использования.

В работах отечественных экономистов при проведении анализа эффективности таргетирования инфляции отводится значительное место его экономической составляющей, особенностям его реализации. Режим таргетирования инфляции предоставляет возможность Центробанку России достичь определенной степени денежно-кредитной независимости при управлении потоками капитала и сделать ценовую стабильность единственной стратегической целью ДКП. С теоретических позиций инфляционное таргетирование трактуется как модель по принятию решений ДКП [ ] [18].

Например, в ряде государств (Япония, ЕС) Центробанки осуществляют меры по противодействию не инфляции, а дефляции, вкладывая значительное количество денег в финансовый рынок. Отмеченное демонстрирует, что невозможно сводить ДКП исключительно к одному инструменту – манипулированию процентной ставкой, ориентируясь главным образом на выбранный уровень инфляции.

В переходной экономике отход от линейного развития в ДКП и формирование особой роли Центрального Банка, направленной на повышение эффективности предпринимаемых мер предоставляет потенциал для выработки благоприятной среды, при которой наращиваются инвестиции, повышается конкурентоспособность, стимулируются структурные трансформации, предназначенные для повышения инновационного уровня производства. Для развития экономики необходимо обновление теоретико-методологических и практических аспектов осуществления ДКП, выступающего в качестве инструмента макроэкономического регулирования, способного противостоять экзогенным и эндогенным вызовам.

Список использованной литературы

  1. Крымова И.П., Дядичко С.П. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на финансовую стабильность // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8 №2(27).– С.205-208.
  2. Конституция Российской Федерации 14.04.2014 // Собрание законодательства РФ. №15. ст.1691   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. No Ст. 4398.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 No 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. 13.07.2002. No 127.
  4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.cbr.ru/about_br/bankstatus/
  5. Чеботарев В.С., Тимченко А.В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. — С. 180-183.
  6. Попова И.В., Никитина, И.П., Матющенко Е.С. Направления взаимодействия центрального банка с правительством // Финансовые исследования. –2016. –№. 4(53). – С. 69-75.
  7. Сакало Е.Ю. Модернизация механизма денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Сакало Евгений Юрьевич, М.:2016. — 147 с.
  8. Аникин В.Ю. Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» 2018. – №.1(17). – С.122-131.
  9. Шваков Е.Е. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Горно-Алтайск: ГАГУ, 2005. — 225 с.
  10. Trunin, P., Knyazev, D., Satdarov,А. Analysis of independence of the centralbanks of the Russian Federation, the CISand East European countries [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://mpra.ub.unimuenchen.de/33595/1/MPRA_paperpdf
  11. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. — 4-е изд., стер. — М.: КноРус, 2010. — 320 с. С. 48-49.
  12. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2020 года. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=129848-struktura_gosudarstvennogo_vneshnego_dolga_rossiiskoi_federatsii_na_1_marta_2020_goda ( дата обращения 21.05.2020).
  13. Винникова, И. В. Банковский надзор в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.04 / Винникова Ирина Владимировна. -М.: 2015. -24 с.
  14. Федеральный закон от 23.07.2013 No 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. 31.07.2013. No
  15. Указ Президента РФ от 25.07.2013 No 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2013. No 30 (часть II). Ст. 4086.
  16. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка// Дайджест-Финансы. –2014. – №2(230). –С. 2-12.
  17. Крымова И.П., Дядичко С.П. Таргетирование инфляции в России: первые итоги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8. № 3(28).–С.209-213.
  18. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие /С. Р. Моисеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : МФПА, 2011. — 784 с.: ил. — (Университетская серия). — Библиогр.: с. 775-779. — ISBN 978-5-902597-08-7.

[1] Крымова И.П., Дядичко С.П. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на финансовую стабильность // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8 №2(27).–С.205-208.

[2] Конституция Российской Федерации 14.04.2014 // Собрание законодательства РФ.  №15. ст.1691   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. No 31. Ст. 4398.

[3] Федеральный закон от 10.07.2002 No 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. 13.07.2002. No 127.

[4] Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс].– Режим доступа:  https://www.cbr.ru/about_br/bankstatus/

[5] Чеботарев В.С., Тимченко А.В. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) в финансовой системе государства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. – С. 180-183.

[6] Попова И.В., Никитина, И.П., Матющенко Е.С. Направления взаимодействия центрального банка с правительством // Финансовые исследования. –2016. №. 4(53). – С. 69-75.

[7] Сакало Е.Ю. Модернизация механизма денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации: дис. … канд. экон. наук: 08.00.10 / Сакало Евгений Юрьевич, 2016. — 147 с.180-183.

[8] Аникин В.Ю. Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки» 2018. – №.1(17). – С.122-131.

[9] Шваков Е.Е. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Горно-Алтайск: ГАГУ, 2005. — 225 с.

[10] Trunin, P., Knyazev, D., Satdarov,А. Analysis of independence of the centralbanks of the Russian Federation, the CISand East European countries [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://mpra.ub.unimuenchen.de/33595/1/MPRA_paper_33595.pdf

[11] Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. — 4-е изд., стер. — М.: КноРус, 2010. — 320 с. С. 48-49.

[12] Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2020 года. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=129848-struktura_gosudarstvennogo_vneshnego_dolga_rossiiskoi_federatsii_na_1_marta_2020_goda ( дата обращения 21.05.2020).

[13] Винникова, И. В. Банковский надзор в системе финансово-правового
регулирования банковской деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. 12.00.04 / Винникова Ирина Владимировна. -М.: 2015. -24 с.

[14] Федеральный закон от 23.07.2013 No 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. 31.07.2013. No 166.

[15] Указ Президента РФ от 25.07.2013 No 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.07.2013. No 30 (часть II). Ст. 4086.

[16] Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка// Дайджест-Финансы. –2014. – №2(230). –С. 2-12.

[17] Крымова И.П., Дядичко С.П. Таргетирование инфляции в России: первые итоги // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т.8. № 3(28).–С.209-213.

[18] Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие /С. Р. Моисеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МФПА, 2011. — 784 с. : ил. — (Университетская серия). — Библиогр.: с. 775-779. — ISBN 978-5-902597-08-7.