http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2019

УДК 502.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10081

К ВОПРОСУ СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

TO
THE QUESTION OF THE CONTENT OF OBJECTS OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL
TERRITORIES IN THE TYUMEN REGION

Валентина Михайловна Окмянская, аспирант
1 курса, ассистент кафедры геодезии и
кадастровой деятельности, ФГБОУ
ВО «Тюменский индустриальный университет» (г.Тюмень)

Valentina Mikhailovna Okmyanskaya, 1st year postgraduate student, assistant of the department of geodesy
and cadastral activity, Tyumen Industrial University (Tyumen)

Ольга
Викторовна Богданова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры геодезии и
кадастровой деятельности, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (г.
Тюмень)

Olga Viktorovna Bogdanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the department of geodesy and cadastral activity, Tyumen Industrial University (Tyumen)

Аннотация:В статье рассматриваются некоторые особенности системы особо
охраняемых природных территорий Тюменской области, приведены статистические
данные, отражающие динамику количественных характеристик объектов особо
охраняемых природных территорий, а также затрат на их содержание. Выявлена
проблема недостаточности финансирования таких объектов на примере природного
парка «Кондинские
озера», расположенного в Советском районе
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Summary: The article discusses some features of the system of specially protected natural territories of the Tyumen region, provides statistical data reflecting the dynamics of the quantitative characteristics of the objects of specially protected natural territories, as well as the costs of their maintenance. The problem of insufficient funding for such objects was revealed on the example of the Kondinsky Lakes natural park located in the Soviet district of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra

Ключевые слова: Особо охраняемые природные территории, затраты на содержание объектов особо охраняемых природных территорий, Тюменская область, природный парк «Кондинские озера».

Keywords:Specially protected natural territories, costs of
maintaining objects of specially protected natural territories, Tyumen Region,
Kondinsky Lakes Nature Park.

Тюменская
область с учетом автономных округов является одним из опорных регионов России,
а также одним из крупнейших субъектов страны. Площадь сложноустроенного
субъекта Тюменской области – 1464,2 тыс. км²,
что составляет 80,5 % от всей территории Уральского федерального округа. Благоприятное
географическое положение, большие запасы природных ресурсов, высокий уровень
жизни населения, общественно-политическая стабильность, а также многие другие
факторы способствуют социально-экономическому развитию региона. Рассматриваемая
территория имеет стратегически важную роль не только в рамках страны, но и в
мировом масштабе, потому как в Тюменской области сосредоточены колоссальные
запасы углеводородных ресурсов. В Ямало-Ненецком автономном округе добывается около 81% российского природного газа.
Ханты-Мансийский автономный округ является лидером среди регионов страны по
добыче нефти и производству электроэнергии. [1;2]

Согласно
данным рейтинга социально-экономического положения регионов по итогам 2018
года, который был составлен на основе агрегирования ключевых показателей
регионального развития (показатели масштаба экономики, эффективности экономики,
бюджетной сферы, социальной сферы), Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
занимает 3-е место, уступая Москве и Санкт-Петербургу. Ямало-Ненецкий
автономный округ и Тюменская область без учета автономных округов – 6-е и 8-е
место соответственно. Данные рейтинга подтверждают развитость сложносоставного
субъекта. [3]

Достижение высоких результатов
социально-экономического развития сопровождается высоким уровнем антропогенного
и техногенного воздействия на окружающую среду, низкими показателями здоровья
окружающей среды, а также интенсивным развитием процессов деградации
естественных экологических систем. Поэтому на территории сложноустроенного
субъекта необходимо создавать и развивать систему
особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) разного уровня и режима, обеспечивать их
охрану, грамотно управлять ими, а также формировать на их основе
природно-заповедный фонд.

В настоящее
время на территории Тюменской области насчитывается порядка 139 объектов ООПТ
различного режима и значения. [4]

На
рисунке 1 представлена интегральная схема Российской Федерации с отображением
доли ООПТ всех категорий от площади каждого субъекта, ранжированные по
категориям.

Площадь уникальных природных комплексов и их удельный вес в общей площади Тюменской области постоянно меняется. В 2018 году по сравнению с 2014 общая площадь объектов ООПТ увеличилась в целом по субъекту, а именно на юге Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе. Это связано, в первую очередь, с образованием новых ООПТ на зарезервированных земельных участках, на которых расположены уникальные, эталонные, особо ценные природные комплексы и компоненты.

Учреждение новых ООПТ и увеличение
общей площади земель под объектами природных комплексов в Тюменской области подтверждается
статистическими данными, представленными в таблице 1. [4-8]

На основании
приведенных статистических данных можно сделать следующие выводы:

  1. Общая площадь объектов ООПТ увеличилась
    на 176,48 тыс. га, что является незначительным показателем в масштабах
    субъекта.
  2. 70,6 % площади ООПТ сосредоточено в
    Ямало-Ненецком автономном округе, однако развитие хозяйственной деятельности
    приводит к потере их природоохранного значения.
  3. Доля ООПТ регионального значения
    составляет 75,9 %, что упрощает органам региональной власти осуществлять
    управление данными территориями.  

В настоящее
время система ООПТ Тюменской области нуждается в развитии и создании условий
для эффективного функционирования природоохранных режимов, устойчивого сохранения биологического и
ландшафтного разнообразия. Для этого необходимы стратегические планы развития и
дорожные карты мероприятий, программы, разработанные на региональном
уровне. В настоящее время на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует Концепция развития и функционирования системы особо
охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на
период до 2030 года, однако на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа и юга
Тюменской области документ для развития ООПТ не разработан, что является
существенным недостатком.  

Также
необходимо отметить, что органам государственной власти Российской Федерации,
органам власти на уровне субъекта, а также бюджетным учреждениям, которые наделены полномочиями по
оперативному управлению, охране, мониторингу подведомственных объектов ООПТ,
необходимы значительные финансовые ресурсы для решения следующих задач:

  1. Осуществлять государственный контроль за соблюдением
    выполнения режима ООПТ; проводить работы по предупреждению возникновения лесных
    пожаров; выполнять биотехнические мероприятия для обеспечения выживания и
    благополучных условий для размножения диких животных; ежегодно в целях изучения
    состояния животного мира проводить биоучетные работы.
  2. Проводить научно-исследовательские работы, обследовать
    территории региона для выявления мест обитания краснокнижных видов, выпускать научные
    публикации, монографии.
  3. Внедрять эффективные методы управления и охраны окружающей
    среды ООПТ; оказывать консультационные и информационные услуги по проблемам,
    связанным с вопросами ООПТ, ведением Красной книги автономного округа;
    проводить эколого-просветительские мероприятия; совершенствовать информационное
    обеспечение.

Эффективность выполнения вышеперечисленных задач зависит от многих
факторов, например, таких как профессиональные кадры, обеспеченность бюджетного
учреждения материально-технической базой, полная нормативно-правовая база,
обеспечивающая создание и функционирование ООПТ регионального значения, а также
достаточное финансирование, позволяющее достигать положительных результатов.

В таблице 2 представлены сведения о затратах на содержание ООПТ Тюменской области, поступивших из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных экологических фондов и прочих источников (например, специальные средства, гранты, средства от хозрасчетной деятельности). [4]

Несмотря на то, что количество и
площадь объектов ООПТ Тюменской области в 2018 году увеличилась по сравнению с
2014, затраты на содержание снизились на 32944, 4 тыс. руб. (рисунок 2).

На рисунке 3 представлена
динамика затрат по субъектам.

Также на основе данных,
представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что наибольшие затраты на
содержание объектов ООПТ наблюдаются в Ханты-Мансийском автономном округе. В
2018 году общая сумма затрат ХМАО составила 227977,4 тыс. руб., что составляет
68,2 % от всех средств, которые были затрачены на управление системой ООПТ
сложноустроенного субъекта (рисунок 4).

Согласно
сведениям, представленным в Концепции развития и функционирования системы особо
охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030
года, утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 12.07.2013 №
245-п, из средств бюджета автономного округа в 2018 году было выделено 176240,6 тыс. руб. на содержание учреждений и
выполнение возложенных на ООПТ задач, что составляет 77 % от всех затрат.

На основании приведенных данных о затраченных финансовых ресурсах можно сделать вывод, что в Тюменской области в 2018 году в среднем на содержание 1 га ООПТ было затрачено 28,32 руб/га. Данный показатель на юге Тюменской области составляет 15,39 руб/га, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 88,75 руб/га, в Ямало-Ненецком автономном округе – 11,08 руб/га. На рисунке 5 представлена динамика данного показателя (руб/га) в Тюменской области за 2014, 2016, 2018 годы.

Исходя
из представленных данных о затратах на содержание ООПТ, можно сделать вывод о недостаточном
финансировании объектов ООПТ, что препятствует сохранению и развитию системы
уникальных природных комплексов региона. Как
было отмечено ранее в регионе находятся уникальные природные комплексы и
отсутствие эффективной системы финансирования может привести к их разрушению и
деградации.

Рассмотрим указанную выше проблему на примере природного парка
регионального значения «Кондинские озера»,
расположенного в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа–Югры.

Основные характеристики парка приведены на рисунке 6. [9]

Одной из особенностей парка является наличие в его границах еще
одного объекта ООПТ – памятника природы местного значения «Озеро Ранге–Тур».

В
настоящее время, несмотря на установление режима особой охраны и использования
территории природного парка «Кондинские озера», данный природный комплекс
подвержен значительному негативному техногенному воздействию в результате
осуществления недропользования на территории парка, а также рекреационных
нагрузок.

Сохранение
и восстановление природного парка «Кондинские озера», поддержание
экологического баланса, проведение мониторинговых исследований в границах ООПТ и
другие виды работ бюджетное учреждение «Природный парк «Кондинские озера»
осуществляет на основании государственного задания, которое формируется и
утверждается Департаментом недропользования и природных ресурсов
ХМАО — Югры.

Согласно
государственному заданию бюджетного учреждения «Природный парк «Кондинские
озера» имени Л.Ф.Сташкевича» на 2017 год в границах рассматриваемой ООПТ необходимо
выполнить следующие виды работ:

  1. Изготовление
    опознавательных аншлагов и их установка вдоль границ ООПТ и их функциональных
    зон.
  2. Проведение
    учета заселяемости и посещаемости биотехнических сооружений, организация
    подкормочных площадок, заготовка корма.
  3. Проведение
    научных исследований, инвентаризации природных комплексов и получение данных об
    объектах животного и растительного мира.
  4. Проведение
    мониторинга в соответствии с утвержденным проектом комплексного экологического
    мониторинга, проведение лесопатологических исследований.
  5. Осуществление
    мероприятий комплексного обследования территорий, подвергшихся наибольшим
    техногенным нагрузкам.
  6. Проведение
    обходов, рейдов в границах ООПТ.
  7. Создание
    и обустройство экологических троп и туристических маршрутов.

8.
Осуществление мероприятий в области организации и развития регулируемого
туризма и отдыха на ООПТ (проведение экскурсий, туристических походов).

9.
Пропаганда экологических знаний, информирование населения о состоянии ООПТ
регионального значения.

Согласно отчету о деятельности бюджетного учреждения «Природный парк «Кондинские озера» имени Л.Ф.Сташкевича» на выполнение государственного задания было выделено 20 980 600 руб. (таблица 3).

Таким
образом, на содержание территории природного парка «Кондинские озера» площадью
43900 га в 2017 году было затрачено 25277363, 08 руб.

Исходя
из вышесказанного, становится очевидным, что выделяемых средств недостаточно
для поддержания сохранения ООПТ, не говоря уже о их развитии, именно поэтому необходимы
новые подходы к управлению земельными ресурсами объектов ООПТ, а также
проведение мониторинга, позволяющие своевременно и эффективно выявлять проблемы
на территории таких объектов. Таким образом, на сегодняшний день, возможно
сформулировать следующие актуальные задачи:

  1. Разработка
    методики мониторинга объектов ООПТ;
  2. Увеличение
    затрат на содержание объектов ООПТ, в том числе путем привлечения инвестиций;
  3. Разработка
    Концепции развития системы ООПТ регионального значения в Ямало-Ненецком автономном
    округе и на юге Тюменской области;

Список использованной литературы

  1. Официальный
    портал органов государственной власти Тюменской области. Территория Тюменской
    области. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/region_territory.htm
  2. Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского
    автономного округа-Югры. Экономика URL: https://admhmao.ru/ob-okruge/obshchie-svedeniya/ekonomika/
  3. Официальный сайт Российское агентство международной
    информации «РИА Новости». Рейтинг социально-экономического положения регионов по итогам 2018 года URL: https://ria.ru/20190603/1555111859.html
  4. Сведения об особо охраняемых природных территориях.
    2018. Статистический отчет. — М.: Федеральная служба государственной  статистики Российской Федерации, 2018. — 40
    с.
  5. Постановление Тюменской областной Думы от 23.10.2014
    № 2336 «Об информации Правительства Тюменской области
    о реализации Закона Тюменской области «Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области».
  6.  Постановление
    Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 735-п «О мероприятиях по
    определению и резервированию земель особо охраняемых природных
    территорий регионального значения».
  7. Постановление Правительства
    Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013
    года № 1135-П «Об утверждении государственной программы
    Ямало-Ненецкого автономного округа «Охрана
    окружающей среды на 2014 — 2021 годы».
  8. Постановление
    Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 12.07.2013 № 245-п
    «О концепции развития и функционирования системы
    особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2020 года».
  9. Постановление
    правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26.06.2015 №188-п
    «О Положении о природном парке «Кондинские озера».